-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Марина_Бодрова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.11.2009
Записей: 592
Комментариев: 228
Написано: 1086


Икона Феодоровской Божией Матери.

Пятница, 27 Марта 2015 г. 05:01 + в цитатник

3528972_TOChNAYa_KOPIYa (491x700, 353Kb)

Икона Феодоровской Божией Матери

— почитаемая в Русской Православной Церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Этот образ был написан апостолом Лукой (иконография сходна с Владимирской иконой), а со времени преодоления смуты в XVII веке играет особую роль в жизни России. Именно этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Фёдоровича на царство в 1613 году, и с этого началась эпоха правления династии Романовых.Почитается как одна из святынь дома Романовых.

 

С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна (жена московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова) . Эта традиция восходит ещё к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.

3528972_50097_ili_300 (700x162, 54Kb)

Первые упоминания об иконе Феодоровской Божией Матери связаны с маленьким городом Городец. В 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден князем Василием Костромским, младшим братом Александра Невского. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

3528972_Fedorovskaya3 (350x528, 53Kb)

Общий вид иконы без оклада

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере (1262(?) г.)

…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.

                                          «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери»

Последнее чудо позже получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона, вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную Феодоровскую часовню.

3528972_Prizvanie_na_carstvo_Mihaila_Romanova_Grigorii_Ygrumov_ok__1800_ (498x700, 241Kb)

Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800).
Слева направо:
инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит

 

В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейшим преданиям, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны.

Посольство возглавляли архиепископ Рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. В связи с важностью вопроса с посольством отправилась московская святыня — Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 года и на следующий день, 24 (14) марта, было принято Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать, и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца патриарха Филарета:

«Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской»

День 13 (ст.ст.) 27 (н.ст.) марта стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.

По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть такое напутствие, приписываемое инокине Марфе.

 

Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.

 

Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII века становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 году по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой. Работы продолжались с 16 августа по 15 сентября, их выполнил ярославский иерей Иоанн Андреев.

 

3528972_Feodorovskaya_ikona_v_dragocennom_oklade_fotografiya_S__M__ProkydinaGorskogo_1910_god_1_ (486x700, 341Kb)

Феодоровская икона в драгоценном окладе

(фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)

 

Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, составленном в 1820 году, об иконе сообщается:

На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками

 

В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.

После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви.

В 1919 году в Костроме её, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря.

В 1922 году Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам, которые владели ею до 1944 года.

В 1929 году костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские.

Икона была на реставрации недолго; работы выполнил В. О. Кириков. При этом из-за отсутствия более древних слои живописи Нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах.

В 1930-е годы Успенский собор, где находилась икона, был разрушен, и образ перенесли в храм св. Иоанна Богослова на Каткиной горе (обновленческий), а в середине 1940-х годов — в храм святителя Иоанна Златоуста, ставший кафедральным.

В 1947 году на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 году патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.

С апреля 1964 года икона стала пребывать в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру.

С 1990 года была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления.

18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской Православной Церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным собором Костромской епархии.

3528972_50097_ili_300 (700x162, 54Kb)

3528972_ikona (700x466, 291Kb)

Возле иконы всегда дежурит монахиня.

 

 

В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника:

29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта по новому стилю – в память об избрании Михаила Романова на царство.

 

Источник:

http://www.pravmir.ru/chudotvornaya-ikona-bozhej-materi-feodorovskaya/#ixzz3VcJKsNIK

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%EE%E4%EE%F0%EE%E2%F1%EA%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8

 

 

Серия сообщений "Пресвятая Богородица ":
Часть 1 - Акафист, тропарь, молитва Пресвятой Богородице перед ея иконой, именуемой "Умягчение злых сердец" или "Семистрельная"
Часть 2 - Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец" (Мироточивая, Софрино)
...
Часть 11 - Тихвинская Хлебенная (Запечная) икона Пресвятой Богородицы
Часть 12 - Иверская икона Божией Матери
Часть 13 - Икона Феодоровской Божией Матери.
Часть 14 - Акафист, молитвы, тропарь к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Феодоровская»
Часть 15 - ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ. БОГОИЗБРАННАЯ ОТРОКОВИЦА. Икона "Собор Божией Матери".
Часть 16 - Матерь Божия сильна помогать человеку в любой беде. Видео. Протоиерей Андрей
Часть 17 - Богородица. Она стала Матерью Бога и всех людей.

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Алллок   обратиться по имени Пятница, 27 Марта 2015 г. 07:48 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку