Тихвинская икона Пресвятой Богородицы - святыня Богородице-Рождественской женской обители. |
Едина еси всех Предстательница христиан, Богомати Пречистая, услыши наше моление, воззри на ны, Всепетая, спаси град и обитель Твою и озари стадо Твое зарею благодати Твоего заступления.
Из службы Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы. Канон, песнь 5-я
Главной святыней Рождественской обители была Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. В XIX веке икона находилась в иконостасе Рождественского собора, по левую сторону Царских врат. Особое почтение к чудотворным иконам как в Византии, так и на Руси выражалось в их украшении драгоценным убором, который становился неотъемлемой частью святого образа.
На Тихвинской иконе был богатый оклад из позолоченного серебра, украшенного жемчугом с изумрудами, яхонтами, бриллиантами, аметистами и другими драгоценными камнями. Кроме основного оклада имелись еще две серебряные позолоченные ризы. К нижнему полю прикреплялась пелена с изображением Тихвинского образа, вышитая золотыми, серебряными и шелковыми нитями. В 1899 году была устроена на чудотворный образ Тихвинской Божией Матери риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. Именно с Тихвинским чудотворным образом настоятельницы обители встречали архиереев и других именитых гостей, посещавших обитель.
Пелена Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. 1660-е годы. Пелена находилась у чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в Рождественской обители. Выполнена пелена в мастерской ростовской княгини Марии Михайловный Луговской. Собрание Ростовского музея.
В XVIII-начале XX века в Ярославской и Ростовской епархии Тихвинская икона из Рождественского монастыря почиталась наравне с главной святыней Ростовского кафедрального Успенского собора - Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. В древнем Ростове было несколько особо чтимых икон, но только с двумя из них, Владимирской и Тихвинской, совершались многодневные крестные ходы из Ростова в Ярославль. На иконах избранных ростовских святых часто встречается моление святых перед теми же иконами.
Крестные ходы с Тихвинской иконой в Ярославль были очень многолюдны. Когда начались эти народные шествия со святыней Рождественской обители - неизвестно.
В 1736 году архиепископ Ростовский Иоаким крестный ход с Тихвинской иконой отменил, но благодаря настойчивости игумений Евдоксии через шесть лет, в 1742 году, крестный ход был возобновлен. В то время Ростовскую кафедру занимал митрополит Арсений (Мацеевич; | 1772), ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом за смиренное перенесение скорбей и нестяжателъность, как сказано в Деянии Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия.
В миру Александр, родился во Владимире Волынском, обучался в Киевской академии, в сане иеромонаха служил при русском флоте, в 1734-1736 годы участвовал в экспедиции открытия морского пути на Камчатку. По состоянию здоровья оставил морскую службу. В 1741 году состоялась его хиротония во митрополита Сибирского, в 1742 году перемещен в Ростов с назначением членом Святейшего Синода.
При нем были открыты мощи святителя Димитрия Ростовского. По поручению Синода составил службу святителю Димитрию и его житие. Митрополит Арсений выразил протест против намерения императрицы Екатерины II изымать церковные вотчины в казенную казну, за что в 1763 году был предан суду, лишен сана и священства и отправлен простым монахом в заточение в Ферапонтов монастырь, потом в Николаевский Карельский, оттуда - в Анзерский скит Соловецкого монастыря. В 1767 году вновь предан суду, лишен монашеского чина и отправлен в строгое заключение в Ревельскую крепость, где и умер. Погребен там же при церкви святителя Николая. После смерти на стене его камеры нашли надпись: Благо, яко смирил мя геи. В 2000 году митрополит Арсений был прославлен Церковью как священномученик, день его памяти 28 февраля/13 марта.
Крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После Божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.
В Ярославле после Божественной литургии в Никольском храме икону общегородским крестным ходом переносили в ярославский кафедральный Успенский собор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в ярославской Предтеченской церкви, а затем крестный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы - после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.
Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом.
В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки. Лиддская икона, с которой отождествлялась чудотворная Тихвинская, по воде совершала свои «хождения» из Византии в Рим и обратно.
Ростовская святыня являлась списком с чудотворного Тихвинского образа (праздник 26 июня / 9 июля) - одной из наиболее почитаемых на Руси икон Божией Матери, святыни Тихвинского Свято-Успенского монастыря Новгородской епархии.
Когда появился Тихвинский образ Пресвятой Богородицы в Ростове - неизвестно, и едва ли когда-то мы узнаем доподлинную историю его появления здесь.
В Рождественской обители не существовало никакого предания о появлении здесь Тихвинской иконы. Поэтому первый исследователь истории Рождественского монастыря, отец Аристарх Израилев, в середине XIX века высказал предположение о том, что икона могла быть благословением основателя обители святителя Феодора и написана им с чудотворного Тихвинского образа, который только что, в 1383 году, явился на реке Тихвинке.
Есть основания высказать еще одно предположение. История почитания Тихвинской иконы в Рождественском монастыре в XVIII-XIX веках известна. О том, что икона была в обители и особо почиталась и в XVII столетии, говорит наличие пелен XVII века, выполненных в технике лицевого шитья и предназначавшихся для украшения чтимой иконы. Эти пелены хранятся в Ростовском музее. Появление в Ростовской обители Тихвинского списка несомненно было связано как с историей самого чудотворного образа, так и с историей Ростова и монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Такая связь прослеживается в событиях Смутного времени начала XVII века.
В 1608-1613 годах Ростов был втянут в боевые действия. Историки пишут, что единственными, кто оказал сопротивление отряду Лжедмитрия в октябре 1608 года, были жители Ростовской земли. В годы польско-литовской интервенции Ростовским митрополитом был Филарет, отец Михаила Феодоровича, будущего первого царя династии Романовых. Перед тем как войско Лжедмитрия отправилось в поход на Ростов, туда были направлены посланники с грамотой, в которой митрополиту Филарету и жителям города предлагалось принести присягу Лжедмитрию.
По приказу митрополита Филарета посланники были схвачены и брошены в тюрьму. Отряды Лжедмитрия двинулись на Ростов. На рассвете 15 октября 1608 года состоялся бой на окраине города. Защитники Ростова были разгромлены. Жители Ростова и правительственные войска на улицах города продолжали биться до упаду, но были оттеснены к центру города, к Ростовскому Успенскому собору.
Портрет митрополита Филарета (Романова) - будущего Патриарха. XVIII век. Собрание Ростовского музея.
В Успенском соборе затворились вместе с митрополитом Филаретом старики, женщины, дети. Владыка совершил Божественную литургию, причастил всех и сам готовился, яко агнец на заклание. Ворвавшиеся в храм сторонники Лжедмитрия начата сещи людей, и изсекоша множество неповинного народа. Митрополит Филарет был схвачен, святительские одежды с него были сорваны. Он был отправлен в стан Лжедмитрия. Марина Мнишек в своем дневнике написала о взятии Ростова и разграблении Успенского собора: ...захватили живыми митрополита и воеводу, поубивали там же в церкви попов и чернь, взяли в плен многих женщин, разграбили церковную сокровищницу, золото, серебро, жемчуг и иные драгоценности.
Несомненно, в Успенском соборе с митрополитом Филаретом молились в тот день и все сестры Рождественской обители, приписанной к Архиерейскому дому. Возможно, их всех убили: поубивали там же в церкви попов и чернь, не лучшая участь постигла и тех монахинь, которых взяли в плен.
После разорения Успенского собора был разграблен и весь город. Позднее Ростов и его окрестности еще дважды подвергались разграблению, весной 1610 и летом 1611 года. О том, в каком состоянии был Ростов после разрушений в Смутное время, свидетельствуют переписные книги, составленные в 1619 году по повелению царя Михаила Феодоровича: Место пожарное Олеши Ошанина, а он был в земских старостах и литовские люди его ссекли, а тело его собаки съели. Место пожарное дьячка Князева: он убит. В иных дворишках бедные сироты, вдовицы живут, скитаются по миру [...] а иные посадские люди побиты и посечены и иные разбрелися в разные города, а иные дворишки пожжены. И таким был весь Ростов...
Вероятнее всего, ростовский список с Тихвинской иконы был принесен из Тихвина, где в иконописной мастерской Тихвинского монастыря писали большое количество точных списков с чудотворной иконы. Известны ее размеры: 88,7 х 71 см (размеры чудотворной в Тихвине: 80 х 61,6 см).
Тихвинская икона из Ростовской Рождественской обители на лицевой стороне внизу имела надпись с буквенным обозначением даты: «Год 1684». Отец Аристарх Израилев высказал предположение, что дата была поставлена в память о жалованной грамоте государей Иоанна и Петра Алексеевичей, по которой по просьбе игумений Наталии (Тяпкиной) была пожалована земля, расположенная рядом с обителью. Эта просьба игумений не просто решалась, и сестры особенно усердно молились перед Тихвинской, а когда была получена жалованная грамота, то была поставлена и дата на чудотворной иконе в ознаменование благодатной помощи Царицы Небесной.
Но, на наш взгляд, вероятнее другое предположение: по традиции в благодарность за заступничество Пресвятой Богородицы решено было икону, перед которой молились сестры, поновить и особо украсить - так всегда делали и в Византии, и на Руси. Иконописец, поновлявший икону, поставил дату: «1684 год».
В Ростовском музее хранится жемчужная риза с чудотворной иконы. Сохранились и два списка с нее, находившиеся прежде в обители, а в настоящее время пребывающие в ростовском храме во имя святителя Николая на Всполье (храм расположен на улице Гоголя). Можно восстановить путь их передвижения из Рождественского монастыря в Никольскую церковь. В 1926 году при закрытии обители часть имущества была передана Спас-Ружной церкви, куда перешла община из Рождественского монастыря.
Когда закрывали Спас-Ружную церковь (около 1930 года), в городе остались лишь две действующие церкви: во имя святителя Николая и в честь Толгской иконы Божией Матери.
В приходах этих церквей состояли монахи и монахини, освобожденные из лагерей. Специальным указом им запрещалось селиться в двухсоткилометровой зоне, окружавшей Москву, а также в других крупных городах. Небольшой, тихий и удаленный от административных и промышленных центров Ростов стал для них добрым и гостеприимным прибежищем. Монахи и монахини снимали небольшие комнаты у местных жителей. Быт их был скуден, но что могло пересилить ту радость, которую давала возможность молиться в храме Божием?
В этих двух оставшихся в Ростове действующих храмах нашли приют и многие иконы, которые уцелели от «распределения имущества» закрываемых храмов. В Никольский храм была передана чудотворная икона Божией Матери «Умиление» из Благовещенской церкви, перед которой молился Государь Николай II с Августейшими детьми 22 мая 1913 года. Почитатели этой ростовской святыни до конца своих дней были прихожанами Никольского храма. Таким же образом и две Тихвинские иконы Пресвятой Богородицы из Богородице-Рождественского монастыря оказались в храме святителя Николая.
Тихвинская икона в Никольском храме, помещенная в киот, является списком в меру и подобие с чтившейся в обители иконы, она имеет те же размеры, что и чудотворный образ: 88 х 71 см. Создание иконы-списка относится ближе к середине XIX века, что, очевидно, связано со строительством Тихвинского храма. На иконе - риза, шитая бисером и мелким жемчугом, украшенная яркими цветными стеклянными стразами. По силуэту риза не совпадает с изображением Пресвятой Богородицы на иконе. Возможно, эта риза с чудотворного Тихвинского образа.
Другая Тихвинская икона в Никольском храме установлена на подоконнике окна южной стены здания церкви. Она меньших размеров: 62,5 х 51 см. На полях иконы изображены в рост в молитвенном обращении к Пресвятой Богородице святитель Николай, преподобный Алексий, человек Божий (на левом поле иконы), и преподобный Антоний (на правом поле иконы). Икона является вкладом на молитвенную память в Рождественскую обитель, и святые, изображенные на полях, - соименные святые заказчика и членов его семьи. Икона украшена металлическим окладом (посеребренная медь, венцы позолочены) с разнообразным богатым растительным орнаментом. Икона и оклад созданы в XVIII веке.
В 1926 году монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове был закрыт. В Тихвинской церкви расположилась библиотека, находящаяся там и по сей день. Рождественский собор передали Ростовскому музею, позднее здесь располагался городской архив, но ввиду аварийного состояния здания в 1989 году архив срочно перевели в другое место. Находившееся на балансе Ростовского музея аварийное здание, из-за полной заброшенности его, пришло в плачевное состояние, и возникла серьезная угроза его падения. В 1960-е годы была разобрана колокольня собора, лишилась своих куполов Тихвинская церковь, келлии обители были обращены в квартиры для городских жителей.
Здесь Вы можете почитать Летопись Рождественского монастыря и узнать о положении Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря г. Ростова Великого на сегодняшнее время.
http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=6531
Источник:
Текст:
Изображение:
http://tulaeparhia.ru/foto/category/739-090713.html
Серия сообщений "Пресвятая Богородица ":
Часть 1 - Акафист, тропарь, молитва Пресвятой Богородице перед ея иконой, именуемой "Умягчение злых сердец" или "Семистрельная"
Часть 2 - Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец" (Мироточивая, Софрино)
...
Часть 8 - Тихвинская икона Богоматери. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. (2 часть)
Часть 9 - Тихвинская икона Богоматери. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. (3 часть)
Часть 10 - Тихвинская икона Пресвятой Богородицы - святыня Богородице-Рождественской женской обители.
Часть 11 - Тихвинская Хлебенная (Запечная) икона Пресвятой Богородицы
Часть 12 - Иверская икона Божией Матери
...
Часть 15 - ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ. БОГОИЗБРАННАЯ ОТРОКОВИЦА. Икона "Собор Божией Матери".
Часть 16 - Матерь Божия сильна помогать человеку в любой беде. Видео. Протоиерей Андрей
Часть 17 - Богородица. Она стала Матерью Бога и всех людей.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |