-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анюшка-Березняки

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Соединённое_Королевство WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.09.2009
Записей: 5356
Комментариев: 1224
Написано: 15554


Без заголовка

Пятница, 05 Августа 2011 г. 23:52 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова ГОРОД ГЕРАКЛА

vs210_mm1_1 (200x233, 10Kb)
Счастливая царица Океана,
Испании величие и сила!
Ты гением высоким покорила
Сердца, сияя в мареве тумана...
Ты копишь, град, щедротами богатый,
То, что соседний город-мот теряет.
О ты, страны жемчужина, Севилья!

Фернандо де Эррера. Сонет «К Севилье»


Русским людям, как самой читающей нации в мире, Севилья должна быть хорошо знакома, так как стала местом действия многих литературных произведений Сервантеса, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Матео Алемана и многих других писателей и поэтов. А уж обо всем хорошо известном персонаже романа Тирсо де Молины «Севильский озорник, или Каменный гость», написанном в 1616 году, о Доне Хуане и говорить нечего. Он обошёл весь мир во множестве произведений самых разных жанров Моцарта и Байрона, Глюка и Гофмана... А в России он стал именем нарицательным.

Севилья – столица Андалусии. «Ал-Андалус» – «Страна света» – называли арабы этот прекрасный край. Плодородные почвы, полноводная река и солнце всегда были привлекательны для жизни. К началу первого тысячелетия до нашей эры здесь уже занимались земледелием иберийские племена, затем в VII веке до нашей эры финикийский мореход Мелькарт пересёк Гибралтарский пролив и, поднявшись по течению реки, которая в те времена называлась Тартессор, устроил здесь торговую колонию Испалис. Египтяне считали Мелькарта героем, святым и богом, римляне позже назовут его Геркулесом, а греки – Гераклом. В мифах и легендах Древней Греции и Рима эта операция получит название Десятого подвига Геракла, а скалы по берегам Гибралтарского пролива назовут Геркулесовыми столпами. Севилья же считает его своим основателем и покровителем.

С 583 года до нашей эры Испалис принадлежал пуническому государству Карфаген, а с 218 по 201 год до н. э. за контроль над этой территорией шли Пунические войны между Карфагеном и Римом. В Большой битве (Ilipa Magna) в 206 году до н. э. победили римляне, и на правом берегу реки появилась римская колония Италика. Колония Испалис была переименована в Бетику, и река стала называться Бетис. Господство римлян длилось 600 лет, и город увидел все виды власти в Риме: от республики до империи. Севилья закономерно вошла в историю Римской Империи и занимала первостепеннейшее значение в морской и коммерческой жизни страны (порт, верфи, новый форум, построенный по подобию римского).

Апельсиновый двор Кафедрального собора Севильи напоминает о том времени, когда здесь располагалась мечеть


В начале VI века нашей эры византийцев, отвоевавших на короткое время территорию у римлян, сменило Вестготское христианское королевство со столицей в Севилье, а святой Леандр основал Севильскую богословскую школу, которая стала важным центром науки и веры. Святой Леандр покоится в Королевской часовне Кафедрального собора Севильи.

С 711 и вплоть до 1248 года Севилья находилась под властью арабов и пережила расцвет испано-мавританской культуры, стала центром музыки, истории, философии, поэзии, архитектуры, астрономии и медицины. В то время, когда в мире царил мрак средневековья, в Севилье были освещены улицы, люди мылись в общественных банях, использовали столовые приборы и стеклянные стаканы и открывали новые звёзды. Мусульмане изучали романский язык, на котором говорили коренные жители, а испанские христиане, признавшие халифа и получившие право придерживаться своей веры, говорили на арабском, так что значительная часть населения была двуязычной. Кроме того, мирно сосуществовали три веры – исламская, иудейская и христианская.

Открытие в 1492 году Америки положил начало новому взлёту Севильи, получившей монополию на торговлю с Новым Светом.

Севилья – город, составляющий конкуренцию не только столице Испании Мадриду, но и один из важнейших культурных и экономических центров Европы и мира. Порт мирового значения, куда ввозились сокровища, золото, серебро и табак из вновь открытых стран, куда съезжались купцы со всего мира.

Но, как правильно заметил один арабский философ, «всё достигшее своего предела начинает убывать». Эпохи расцвета сменяются периодами упадка, готовя почву для следующего всплеска...

Обычно первым сооружением, которое видят туристы, является арабская Золотая башня. Башню начали строить в 1220 году. В плане – это два разных по величине двенадцатиугольника, поставленных друг на друга. Самая маленькая часть башни с цилиндрическим фонарём и куполом появилась уже в XVIII веке.

Золотая башня. XIII–XVIII вв.


Она не высока, всего 37 метров, была покрыта изразцами, которые, отражая солнечные лучи и создавая впечатление золотого сияния, дали ей это имя. На противоположном берегу стояла такая же башня, и ночью между ними натягивали цепь, преграждая вход в порт. За свою долгую историю башня служила маяком и морской крепостью, часовней и тюрьмой, хранилищем сокровищ короля Педро Жестокого и городской ратушей. Сейчас здесь находится музей мореходства.

Башня входила в систему городских стен и укреплений, и была соединена с Алькасаром – крепостью-дворцом, строительство которого началось ещё в IX веке. От древнего Алькасара сохранилось до наших дней часть стен и внутренний двор, остальные постройки были реконструированы в XIV веке при короле Педро Жестоком мавританскими мастерами. Как и в других арабских дворцах, помещения располагаются вокруг многочисленных внутренних дворов. Самый большой из них – Двор девушек, центр официальной жизни.

Из него прямо попадаешь в Зал послов, где устраивались приёмы. Зал поражает входящего резным куполом, похожим на разрезанный апельсин.

В зале можно увидеть портреты испанских правителей от короля Вестготского королевства до Филиппа III. Каменное кружево тончайшей работы, капители и арки, изразцы, покрывающие стены, деревянные расписные двери и изящные кованые решётки окон, яркие краски создают ощущение праздника.

Во Двор кукол выходили помещения, связанные с личной жизнью правителей, а во Дворе Знамён проходили показательные суды. Из дворца попадаешь в роскошный сад, где можно покормить рыбок и уточек. Луи Васес де Геварра описал его как «вечно цветущий приют весны».

Хиральда - символ Севильи

1, 2. Кафедральный собор. 3. Хиральда - колокольня собора

1. Собор. 2, 3. Сквозь арку древних ворот мечети видны контрфорсы собора

1. Один из куполов собора. 2. В сокровищнице собора выставлены для всеобщего обозрения драгоценности испанской короны

Ещё от Золотой башни видна знаменитая Хиральда – символ Севильи. Это бывший минарет Большой мечети. Древняя арабская часть имеет 70 метров в высоту, основание сложено из больших камней, на некоторых из них ещё сохранились римские надписи. Кирпичная кладка покрыта лёгким, изящным орнаментом, включающим в себя подковообразные окна. Минарет увенчивался четырьмя огромными позолоченными шарами, и когда солнце освещало их, свет от шаров был виден на расстоянии дня пути от города. На крыше минарета располагалась одна из крупнейших в то время обсерватория.

В середине XVI века известный испанский архитектор Эрнан Руис, добавив к минарету пять ярусов высотой более тридцати метров, превратил его в христианскую колокольню, которую увенчивает четырёхметровая бронзовая статуя Ангела – Триумф Веры. Эта статуя – флюгер: военное знамя и пальмовая ветвь в её руке указывают направление ветра, то есть она вращается (gira по-испански). Это и дало название всей башне. В нижнем ярусе подвешено 25 колоколов, и этот же ярус служит смотровой площадкой, ведь на башню можно подняться, и сделать это не так трудно, как кажется, потому что отсутствуют ступени. Объясняется это тем, что мулла поднимался на крышу минарета не пешком, а верхом на осле или лошади.

Деталь портала собора


Большая мечеть Севильи, необычайной красоты и размеров, бело-голубого цвета, ещё долгое время после Реконкисты использовалась без изменений как христианский храм; в неё были встроены часовни. Но после землетрясения 1356 года здание сильно пострадало, и стало опасно его использовать. Тогда городским советом было принято решение создать «собор столь грандиозный, что увидевшие его посчитают нас безумными». Надо сказать, что это удалось.

Деталь портала. Вход Господень в Иерусалим


Севильский кафедральный собор Санта-Мария де ла Седее – самый большой в Испании и третий по величине в мире. Строительство его началось в 1401 году и продолжалось более ста лет. Он занимает территорию в 23 457 квадратных метров. Длина здания 126 метров, ширина – 83, а самая высокая точка – 42 метра. Собор грандиозен, своды пяти нефов покрыты чудесным каменным кружевным узором, 75 витражных окон неповторимой красоты, пропуская солнечные лучи, делают его светлым и праздничным.

В центральном нефе находятся Главная часовня и хоры. Готический иконостас, самый большой в мире, площадью 220 квадратных метров, содержит более тысячи фигур, представляя 45 сцен из жизни Христа, Богоматери и святых. Он выполнен из кедра и покрыт золотом.

Св. Леандр

Один из нефов собора
В центральной нише находится древняя статуя Девы Марии XIV века, покрытая пластинами из серебра.

Капелла с трёх сторон окружена решёткой из кованого железа, покрытой золотом, в стиле платереско.

Напротив Главной часовни располагаются хоры, с деревянными креслами из эбена, самого дорогого дерева в мире, у которых спинки выполнены в мавританском стиле, а сами стулья и барельефы над ними – в готическом. В центре хоров можно увидеть аналой из дерева и бронзы.

1, 2. Порталы собора. 3, 4. Хиральда с каждой точки выглядит по-разному

Вид с первого яруса колокольни на площадь перед Архивом обеих Индий

За Главной находится Королевская часовня дивных пропорций с высоким куполом, выполненная, как представляется, под сильным впечатлением от флорентийской архитектуры эпохи зрелого Ренессанса. Её строительство началось в 1551 году и продолжалось до 1575 года. Здесь покоятся короли Альфонс Мудрый, Святой Фердинанд, Педро Жестокий и Мария де Падилья и другие члены королевских семей.

В алтаре этой часовни можно увидеть скульптуру XIII века Пречистой Девы Марии де лос Рейес, покровительницы города. Решётка часовни украшена изображением Святого Фердинанда, принимающего ключи Севильи от побеждённого мавританского правителя.

В часовнях, находящихся по четырём сторонам собора, в Главной ризнице, в ризнице Лас Калисес можно полюбоваться картинами Франческо Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо, Алонсо Фернандеса, Гойи и других выдающихся испанских художников разных эпох, скульптурами Мартинеса Монтаньеса, Педро Ролдана, можно увидеть серебряную дарохранительницу замечательного мастера XVI века Хуана де Арфе. Трёхметровое сооружение богато украшено скульптурой.

Вид на перекрытия собора с первого яруса Хиральды


В соборе находится гробница Христофора Колумба работы скульптора Артуро Мелиды. Четыре короля Кастильи, Леона, Арагона и Наварры несут саркофаг с телом великого мореплавателя.

На северной стороне собора располагается Апельсиновый двор с арабскими Вратами Прощения, вырезанными из кедра и покрытыми бронзой. В центре двора находится вестготский фонтан, который использовался арабами для религиозных омовений.

В кафедральном соборе находится библиотека Колумба. С XIII века здесь собирались манускрипты. Здесь хранятся рукописи Христофора Колумба, библиотека его сына Эрнандо, насчитывающая более 5000 томов.

Апсидная часть собора


В Апельсиновом дворе купцы вели коммерческие переговоры и устраивали торговые сделки, что возмущало архиепископа Севильи. Он попросил короля Филиппа II запретить торговлю в храме и предложил построить специальное здание для этого. В 1582 году создание проекта Биржи поручили известному архитектору Хуану Эррере. Для этого выделили землю между Алькасаром и Собором на площади Триумфа.

Крепостные стены Севильи


Внешне это достаточно скромное квадратное здание. Внутри, как положено есть двор, обрамлённый колоннами, с фонтаном и статуей Христофора Колумба. Розовые мраморные лестницы, облицовка стен и лепнина очень красивы. Биржа недолго использовалась по своему назначению, с 1660 года в ней стали проходить заседания Академии Художеств, президентом которой был великий Мурильо.

Сегодня в здании располагается Генеральный Архив обеих Индий, где на полках, сделанных из привезённого с Кубы дерева, хранятся карты, письма, отчёты, гербарии и другие документы, связанные с открытием Америки.

1. Знаменитые бани Алькасара, сохранившиеся с арабских времён. 2. Часовня испанских королей. 3. Готическая галерея дворца

Внутренний двор Алькасара

1. Внутренний двор Алькасара. 2. Крепостные стены окружали постройки Алькасара. 3. На месте бывших огородов дворца – парк, в котором установлен монумент в честь открытия Америки Колумбом

1. Мавританские дворцы славились своими садами. Испанцы сохраняли эти удивительные оазисы. 2. Аллея парка. 3. Угол внутреннего двора

1. Фонтан в парке. 2. Одна из построек Алькасара

1. Дворец Педро I в Алькасаре. 2. Дворец святого Тельмо. 3. Мозаика (севильская керамика) на площади Альтосано

1. Знаменитый купол Зала послов. 2. Интерьер Зала шпалер.

Вход в Алькасар. Львиные ворота
С площади Триумфа пройдём в древний и уютный квартал Санта Крус с узкими лабиринтами улочек и небольшими домами, с фамильными дворцами и маленькими барами и ресторанами.

Раньше эта часть города вместе с районом Святого Бартоломео была неотъемлемой частью старинного Еврейского квартала.

Существует легенда, согласно которой евреи поселились в Севилье сразу после разрушения Первого храма, что, как известно, произошло в VI веке до н. э., а семья Абраванель и вовсе происходила от Царя Давида. Достоверно известно о существовании еврейского квартала в Вестготском королевстве, ну а при арабах община Севильи уже была одной из крупнейших в Испании. Евреи занимались ремёслами, торговлей, медициной, были дипломатами и переводчиками. Но в конце правления арабов евреям предложили принять ислам, а тех, кто отказался, продали в рабство.

Один из садовых павильонов


Фердинанд III предоставил евреям свободу вероисповедания, они могли покупать дома вне еврейского квартала. В то время в Севилье проживало около 30 тысяч евреев, было 23 синагоги. Но к концу XIV века среди христианского населения появились антиеврейские настроения, подогреваемые севильским священником Фернандо Мартинесом с его провокационными проповедями. Архиепископ Севильи и король запретили их, но, к несчастью, оба они умерли в течение одного года. На место покойного архиепископа севильские священники выдвинули Мартинеса. Мать юного короля была также настроена против общины. Еврейская община оказалась беззащитной.

В июне 1391 в квартале вспыхнул погром. Община так и не оправилась после этого, хотя и пыталась защищаться. Именно к этому периоду жизни квартала относится история о еврейской красавице Сусоне бен Сусон, чей отец, богатый банкир Диего Сусон, возглавил вооружённый заговор против притеснявших еврейскую общину христиан. Сусона была влюблена в испанского юношу из богатой дворянской семьи и, узнав о заговоре, решила спасти своего возлюбленного: предупредила его о готовящемся нападении, забыв о своих. Юноша, естественно, предупредил испанскую знать, и, не начавшись, восстание потерпело поражение, общину наказали, отца Сусоны повесили, а юноша бросил её. За предательство евреи её прокляли. Сусона приняла христианство и остаток своих дней провела в монастыре, а когда она умерла, по завещанию её голову повесили на гвоздь перед входом в её дом в назидание будущим поколениям. Более ста лет висела голова на доме, и всё это время улица называлась Смерть, а потом голову заменили на изразец с изображением черепа и улицу переименовали в Сусону.

Когда 1 января 1483 года по королевскому указу евреи должны были в течение 30 дней или принять христианскую веру, или покинуть город, евреев, открыто исповедовавших иудаизм, уже не было ни одного. Покидать город было некому. С XI по XIV век Севилья была крупнейшим центром еврейской культуры, здесь жили и творили великие врачи Моше Леви Абулафия, Моше бен Шмуэль, Иехуда Алашкар, религиозный философ Давид Абудархам, поэты Абун бен Шарада и Иехуда бен Абун и многие другие.

А как же наш любимый жизнерадостный и изобретательный цирюльник Фигаро, который то здесь, то там? «Здесь и там» – это квартал Санта Крус, где он помогает графу встретиться с красавицей Розиной, в доме напротив ворот в Еврейский квартал.

А в соседней таверне распутник Дон Хуан Тенорио, родившийся в одном из домов, выходящих на площадь Лос Венераблес, обдумывает свои любовные похождения. Столько он дел наделал, а севильцы ему всё-таки памятник поставили, здесь же, в Санта Крус.

На современной площади Санта Крус ранее находилась церковь с тем же самым названием, построенная на месте разрушенной синагоги. Она и дала имя площади. Во время французской оккупации в 1818 году церковь была разрушена, разбита современная площадь, а крест XVII века, увенчивавший ранее церковь, водрузили в центре как память.

На площади Доньи Эльвиры среди апельсинов и роз Дон Хуан влюбился в Донью Инес, по крайней мере так утверждает один из изразцов на этой площади. А потом здесь был театр под открытым небом, где, говорят, в спектаклях принимал участие сам Сервантес.

Картина Гонсало Бильбао «Las сigarreras» («Работницы на табачной фабрике»), 1915


С площади Санта Крус очень удобно спуститься в Сады Мурильо. Названы так они потому, что рядом находится дом известного художника на улице Святой Терезы, 8.

До конца XVIII века на этом месте находились огороды Алькасара. При расширении города было решено передать территорию в общее пользование и разбить сад. Сад благоустроен – в нём скамейки, фонтаны, фонари, кирпичные сиденья, украшенные изразцами, сохраняют изначально спроектированный вид. Это любимое место отдыха жителей города, здесь можно спрятаться в тени деревьев от палящего солнца, полюбоваться на цветущие растения, послушать журчание воды в бесчисленных фонтанчиках, понюхать цветущие розы и жасмин – короче, на минутку забыться...

Из Садов Мурильо выходим на улицу Святого Фердинанда. Здесь находится Королевская Табачная фабрика, на которой работала знаменитая Кармен, героиня одноименной оперы Бизе. Это гигантское здание (185 на 147 метров) из камня начали строить в 1728 году, так как старая фабрика оказалась мала. Севилья получила монополию на ввоз табака из Нового Света, и в город стало поступать большое количество сырья. На новой фабрике работали несколько тысяч женщин одновременно, вручную скручивая табачные листья. Именно в Севилье была изобретена первая сигара. Сигары были разной длины и толщины, продавались связками и экспортировались во всю Европу и Америку. Сигары, сделанные в Севилье, считались лучшими в мире, их курила даже русская императрица Екатерина II. Монополия была отменена в 1817 году, и сигары стали производиться и на Кубе, и в Мексике, и на Гавайях...

Вывеска табачной фабрики в Севилье


Здание Табачной фабрики было построено по проекту сразу нескольких архитекторов, как испанских, так и голландских: Игнасио де Сала, Диего Бордика, Себастьяна ван дер Беера. В оформлении здания привлекает центральный вход – портал, выполненный в стиле барокко, увенчанный статуей Славы. Сейчас здесь находится ректорат и некоторые факультеты Севильского университета.

Если выйти из здания Табачной фабрики через ворота, противоположные центральному входу, то мы попадём на улицу Рима, на которой расположился Дворец святого Тельмо.

Здание построено в стиле севильского барокко, центральный вход оформлен в виде иконостаса, в верхней части которого находится фигура святого Тельмо, покровителя мореплавателей. Много хозяев сменило это здание: сначала это был частный дом, потом оно принадлежало инквизиционному трибуналу, навигационной школе, затем перешло во владение графов де Монпансье. Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье, очень любила фруктовые леденцы и носила их с собой в маленькой круглой коробочке, оставив их в наследство русской кондитерской промышленности. У Гиляровского в книге «Москва и москвичи» про них написано. А может быть, даже кто-то их помнит. Сейчас дворец реставрируют и хотят сделать филиал Музея изобразительных искусств Севильи. А ведь здесь и раньше была прекрасная коллекция картин Сурбарана, «Маха на балконе» Гойи, эскизы Веласкеса и многое другое. Со стороны улицы Рима дворец окружал чудесный парк, часть которого инфанта Мария Луиза де Борбон подарила городу.

Здание бывшей табачной фабрики, ныне Севильский университет


В начале XX века началась реконструкция парка. Были разбиты аллеи, улицы, беседки, высажены экзотические растения и цветы и уникальные породы деревьев, построены фонтаны и пруды. В ансамбль парка включены две площади.

Площадь Испании была построена по проекту известного севильского архитектора Анибаля Гонсалеса в стиле необарокко и представляет собой полукруг диаметром 200 метров, на концах которого находятся две башни: северная и южная.

При строительстве был использован традиционный испанский строительный материал – кирпич, дерево и керамика. В центре сооружена триумфальная арка, по всему полукругу здание декорировано изразцовыми панно, которые изображают географическую карту и главные события из истории каждой испанской провинции.

1. Здание «Адриатика», архитектор Хосе Эспио-и- Муньос. 2. В квартале Санта Крус


Площадь Америки была также спроектирована Анибалем Гонсалесом и представляет собой ансамбль из трёх зданий, выстроенных в стиле мудехар, готическом и в стиле возрождения.

Весь парковый комплекс был построен в связи с проектом Испано-Американской выставки, которая состоялась в Севилье в 1929 году. Сохранилось достаточно большое количество павильонов различных стран, принимавших участие в выставке.

За один день невозможно увидеть и узнать всё о Севилье. Сюда нужно приезжать на несколько дней, как правильно советовал испанский драматург Лопе де Вега в своей комедии «Звезда Севильи» в блестящем переводе Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1942):

Красавец город, несомненно,
В нем всё так пышно, драгоценно,
И кто в нём долго проживёт,
Тому он будет постоянно
Избыток открывать красот…
Просторы улиц, роскошь зданий…

Нужно погулять по площадям, посидеть на скамеечке в парке, послушать журчание фонтана, а потом побродить по ночным улицам... И тогда она откроет вам свою тайну.

http://www.vatanym.ru/?an=vs210_mm1

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку