-Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в i-alive62

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 459


В помощь мирянину

Вторник, 11 Января 2011 г. 17:38 + в цитатник
Церковная жизнь в миру. Как жить и выжить ?

Мы часто слышим, говорим и пишем о духовной, о церковной жизни.
Но – как, собственно, жить? Как жить так, чтобы «увлечение религией» не обернулось бедой
для самого мирянина и его близких? В чем должно проявляться наше христианство?
И как наша церковная и духовная жизнь мо-жет сочетаться с его «остальной» жизнью?
Ответ, который готов сорваться с языка, – православный христианин должен прежде всего
ходить в храм.
Точно, должен. Спору нет.
Только вот хотелось бы понять – кому должен и зачем туда ходить? Попытаемся разобраться.
Для начала будет хорошо, если мы осознаем, что мы никому ничего не должны.
Человек свободен – таким его создал Господь. И он сам выбирает свой жизненный путь.
Но, разумеется, любой выбор предполагает ответственность, а также логику дальнейших
поступков. И если мой выбор – христианство, а лучше сказать – Христос, то я буду
прислушиваться к тому, что говорит мне Спаситель.
А говорит он, среди прочего, вот что: «если двое из вас согласятся на земле просить
о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое
или трое собра-ны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19–20).
Это означает, что помимо домашней, индивидуальной молитвы, крайне важна молитва
христианской общины – тогда с нами молится сам Христос.
И вот еще что говорит Спаситель: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить
Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:53–57).
Это – вторая причина, по которой мы собираемся в храме: мы приносим Богу Отцу бескровную жертву,
которую однажды совершил и по сей день ежедневно совершает Сын Божий, и причащаемся,
при-общаемся к этой жертве – к Телу и Крови Господним, к самому Господу.
Именно для этого мы ходим в храм. Не для того, чтобы ставить свечки, не для того, чтобы
писать записки (хоть это всё тоже хорошо и правильно), но для того, чтобы молиться вместе
с братьями и сестрами во Христе и всем вместе, во главе с епископом или пресвитером,
совершать евхаристию и приобщаться к святым Тайнам. Итак, ходить в храм действительно нужно.
Но, повторюсь, не потому, что мы кому-то что-то должны, а потому, что Христос отдал нам
Себя целиком, и с нашей стороны было бы просто черной не-благодарностью и свинством
пренебрегать Его бесценным даром.
Далее возникает вопрос – как часто нужно ходить в храм?
И – обычно об этом говорят отдельно – как часто нужно причащаться? Напомню, мы говорим
о мирянах, т. е. о людях, которые большую часть недели работают или учатся.
Ясно, что мало у кого есть возможность ходить в храм ежедневно.
Но со времен древней Церкви было принято собираться в храме в воскресный день – день
Господень. Сюда же логично прибавить Пасху, двунадесятые и великие праздники
(хотя многие из них попадают на будни, что делает участие в богослужении затруднительным).
Конечно, есть множество святых, которых мы любим, есть иконы Богородицы, которые тоже
хочется почтить молитвой к Царице Небесной – но для этого вовсе не обязательно,
забросив все дела и семью, бежать на полдня в храм.
Вполне можно помолиться дома, почитать акафист, а лучше – канон из Минеи.
Как часто нужно причащаться? Я бы ответил так: причащаться нужно всякий раз, как мы
приходим на литургию. Если вдуматься, то это нонсенс: прийти на литургию – и не
причаститься. Распятый за нас Господь предлагает нам Свою Плоть, отдает нам Себя самого,
а мы говорим: «Нет, Господи, я не достоин. Я вчера ел сосиску, я не вычитал правило,
да и вообще я не далее как в прошлое воскресенье причащался.
Не достоин.
А вот в следующий раз, а лучше через пару недель, я уж попощусь, помолюсь – и буду достоин».
Это то, что называется смирением паче гордости.
Впрочем, это отдельная тема, по которой уже много написано и сказано по меньшей мере
со времен свт. Иоанна Златоуста.
Здесь нет возможности воспроизводить все аргументы за и против. Но я глубоко убежден,
что для мирянина хорошо и правильно причащаться ежевоскресно.
Если мы будем исходить из причастия каждое воскресенье как нормы, нам придется задуматься
над таким болезненным вопросом, как подготовка к причастию. Об этом тоже много говорилось.
Что касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и пятницу,
Великий пост и евхаристический пост. Последнее представляет собой полное воздержание
от пищи и питья с вечера накануне причастия (сейчас обычно говорят о полуночи) и до самого
момента причащения. Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится
к той эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост.
При еженедельном причащении подоб-ное требование абсурдно, вредно, да и попросту
невыполнимо. Думается, вполне достаточно, если человек постится в среду и пятницу,
держит Великий пост (а по возможности – и другие многодневные посты).
Требовать от мирянина постоянного поста в суббо-ту или в четверг никто не вправе.
Другая составляющая традиционной подготовки к причастию – три канона и последование
к при-чащению. Казалось бы, не так уж трудно выкроить полтора-два часа и вычитать все
положенное. Однако в реальности оказывается, что это весьма нелегко.
Постоянно приходится слышать: ба-тюшка, простите, не успел прочесть. Да и сам батюшка,
что уж греха таить, далеко не всегда «вы-читывает» необходимое правило в полном объеме.
Но зададимся вот каким вопросом: почему именно таково молитвенное правило перед
причастием?
Мы читаем каноны, но ведь канон – это прежде всего составляющая часть утрени.
И на вос-кресном всенощном бдении как раз и читается обычно три канона, только не
покаянного, а про-славительного характера. Что касается последования к причащению,
то оно очевидным образом соотносится с евхаристическими молитвами.
Получается, следовательно, вот что: каноны воскресной утрение, которые трудно воспринимать
на слух, проходят мимо сознания мирян; евхаристические молитвы миряне и вовсе не слышат.
Вместо этого, «выстояв» в храме всенощную и готовясь «отстоять» литургию, мы читаем дома
из-вестные каноны и последование, заменяя, таким образом, сознательное участие в
общественном богослужении келейной молитвой. Это еще одно свидетельство того, что
причащение до сих пор воспринимается каким-то экстраординарным событием в жизни христианина,
требующим дубли-рования уставного богослужения и уставных постов.
Как же быть с канонами и с последованием?
Думается, вполне допустим такой подход: можно купить Октоих (стоит он не запредельно
дорого) и в субботу вечером (а лучше, если есть такая возможность, – заранее, перед
всенощной) прочесть три канона текущего гласа из воскресной службы.
Или можно прочесть воскресный канон и канон богородичный, добавив к этому канон святому,
память которого совпадает с воскресным днем.
Правда, для этого нужна уже Минея, что вовсе не дешево. Однако все богослужебные тексты
есть в Интернете, так что добыть их – не про-блема, было бы желание.
Последование к причащению – вещь полезная. Но не менее, а гораздо более важно для любого
христианина, будь то мирянин или священник, полноценное участие в евхаристии.
К сожалению, с давних пор, как уже говорилось, евхаристические молитвы не читаются вслух.
Впрочем, в некото-рых храмах их всё же читают во всеуслышание.
Вслух, как многие могли убедиться, читает их и Патриарх Кирилл. И это правильно,
так как молитвы литургии – не эзотерические заклинания, но благодарение Небесного Отца
от имени всей общины, а не одного лишь священника.
Поэтому выход может быть таким: купить служебник или отдельную книжку с текстом литургии
– и самому (разумеется, про себя) читать на службе литургийные молитвы.
В этом нет никакого кощунства, ибо если молится только священник, то литургия перестает
быть литургией – общим делом.


Как и следовало ожидать, Евхаристия и смежные темы заняли большую часть публикации.
На поставленные в начале статьи вопросы мы почти и не ответили.
В двух словах можно сказать так. Во-первых, надо хорошо понимать, что молиться Богу
мы можем на всяком месте и во всякий час.
Пусть у нас не получается полностью «вычитывать» положенное правило утром и вечером –
но в течение всего дня нам предоставляются десятки поводов сказать:
«Господи, благослови!», «Господи, прости!», «Господи, благодарю Тебя!».
Последнее мы говорим реже всего, но, может быть, это самая важная молитва.
И еще: мы должны быть христианами не только в храме.
Если в храме мы со всеми раскланиваемся и всем улыбаемся, а дома кричим на детей и пилим
свою половину, если на службе стоим в платочке, а выйдя за церковную ограду начинаем
перемывать кости своим приятельницам – то это уже не христианство, а сплошное лицемерие.
Средство от таких перекосов – память о Боге, страх Божий, который, как известно, начало
премудрости. Человек, имеющий память о Боге, ходящий пред Богом, во всем, что его окружает,
будет прозревать отблеск грядущего Царства, а в каждом человеке будет видеть Христа.
Тогда не будет деления на «церковную» и «внецерковную» жизнь. Тогда жизнь христианина
будет единым целым, приносимым в дар Христу. Я понимаю, что говорить красивые слова легко.
Но всё же следует стремиться именно к этому – и автору статьи, и читателям.

Священник Феодор Людоговский http://www.pravmir.ru/

 (400x440, 35Kb)

Причащение Апостолов.
Рубрики:  Моя православная страничка
Метки:  

Процитировано 1 раз

Paul_V_Lashkevich   обратиться по имени Благодарю Суббота, 22 Января 2011 г. 10:53 (ссылка)
i-alive62,(Фёдор) Людоговский - редкая фамилия, похоже мы с ним в общении по Интернету, но "Мой круг" менее эффективен, чем Ливинтернет; а жизнь - одна. По памяти: он специалист в языкознании и с опытом в Церковном Славянском Языке.
Вам всех благ.
Слушайте во укрепление Души и тела мой с братом Дмитрием звон колокольный в Киевской Печерской Лавре на Великой звоннице. Павел В.Л.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку