С одной стороны была карьера, обеспеченная зарплата, возможность стать доцентом. С другой – группа. И вот к концу 89 года медицина начала страдать. Агата Кристи начали ездить столь часто, что Саша стал опаздывать на работу. Начались скандалы. Больным Козлов стал все меньше и меньше уделять внимания. Саша выбрал музыку. Для его родителей это был шок. Они узнали не сразу - где-то месяца через три. Все хранилось в тайне от них. Они восприняли это в штыки - сначала были скандалы, но, поскольку в начале 90-х группа была достаточно преуспевающей, и те деньги, которые Саша зарабатывал в музыке, не шли ни в какое сравнение с тем, что он мог бы зарабатывать даже ассистентством - родители постепенно успокоились.
Этот год ознаменован записью магнитоальбома - "Коварство и любовь". "Коварство и любовь" у ребят записывалось легче всего, потому что тогда песни сочинялись, разучивались, игрались на концертах, и потом уже записывались. К моменту записи ребята не задумывались о том, как все идет: хорошо или плохо, и в каком ключе двигаться дальше. Просто было большое изобилие материала, который хотелось записать. В это же время сформировалась концепция группы – драматургия, театральность, эстетство и душа. Начиная с альбома "Декаданс", все альбомы были сочинены в студии, а потом уже делались их концертные версии и игрались. Это была действительно запись. Этот альбом почти нигде не распространялся. Потом они его переписали, включили какие-то другие песни, какие-то выкинули. Запись еще была очень хреновая. Тогда в Свердловске впервые появилась цифровая студия (студия “Наутилус Помпилиус”), и на группе "Агата Кристи" ее пробовали. В общем, получился кастрированный звук и выхолощенная музыка. Глебу очень не нравилось. Приходя на звукозаписывающую студию, музыканты чувствовали себя немного ущербными: кругом – метры, закончившие консерватории, музыкальные училища; они точно знали, как можно играть и как нельзя, сколько нот можно одновременно заживать, сколько дорожек куда записывать и прочее. Но ребята, наступив на брови, все равно делали все по-своему. Потом, уже в 90-м году, в рок-клуб от "Мелодии" поступило предложение записать альбом местных групп, и "Агата Кристи" его переписала. Выпустил эту виниловую пластинку в результате - "Синтез", в связи с распадом "Мелодии". В этом же году телекомпания "Вид" снимает для группы клип на песню "Вива Кальман!", а после, с помощью программы "Пятого колеса" был снят клип на песню "Наша правда", съемки которого проходили в музее им. Ленинского комсомола г. Свердловска.
Песня ”Вива Кальман!” – это тот случай, когда родилась молниеносно, т.е. буквально Вадим проснулся, и у него в голове она была проиграна. Вадим ее записал в ноты. А затем уже Глеб переложил сценарий песни, который Вадим смог кое-как озвучить – в текст. Некоторые нотки для песни Вадим в усеченном варианте взял с другой песни, написанная Глебом, которая не прижилась в группе. После успеха на фестивале “Сырок“, группу стали часто показывать по телевидению. Андрей Разбаш в это время был выпускающим режиссером “Взгляда“, и он предложил снять клип на песню "Вива Кальман!". Все происходило долго и весело. Сценарий клипа внятно никто не представлял себе. Несколько эпизодов снимались у его родителей дома на Беговой, некоторые эпизоды в разрушенном цирке неподалеку. Во время съемок Разбашу предложили место президента телекомпании "Вид", и ему уже по началу некогда было заниматься монтажом клипа. Клип некоторое время был в подвешенном состоянии. Чуть позже Андрей завершил монтаж и несколько раз включал клип в программу “Взгляд”. Позже Разбаш снимает клип на песню "Наша правда".
В этом году из Финляндии администратор “Наутилуса“ привез гитару на продажу. Черная гитара с рычагом, красивая, чехскакая. “Агата Кристи“ долго искали деньги, но нашли. Заплатили. Долго играли на ней. “Декаданс“, “Позорная звезда“, на виниловых пластинках – звучит именно она.
Осенью группа выступает восхитительно на 4-ом рок-фестивале в городе Екатеринбург, а в декабре этого года "Агата Кристи" вместе с "Вежливым отказом" (Москва) и "Не ждали" (Таллинн) прииняли участие в Днях советской культуры в Англии. Они поехали туда в новом составе: Глеб и Вадим Самойловы, Саша Козлов, Алик Потапкин и Лев Шутылев. На фестивали на ряду старых песен были еще исполнены и новые - "Канкан" и "Герои". Песня Канкан была сконструирована из нескольких песен Глеба Самойлова. Сначала почему-то у ребят получилась мелодия в два раза быстрее, и в два раза больше текста в ней было. Редели текст. Много ссор было на этой почве, и вот строчка - "Частица черта в нас…" - возникла на последнем этапе.
Параллельно ”Агата Кристи” Вадим Самойлов подрабатывает на свердловской студии звукозаписи, проводя там круглые сутки. Найдя общий язык с руководством, договорился, что оплатой за его работу, будет время для записи их дебютного альбома. Таким образом, были записаны диски “Коварство и Любовь“, “Декаданс“ и часть сольного проекта Глеба Самойлова. Чуть позже (1991-1994 годы) Вадим записал и спродюссировал множество исполнителей. Среди его работ можно выделить “Отчет” группы “Наутилус Помпилиус“, альбом “Мой Сон“ группы “Империя“ и альбом “Невеста“ - Насти Полевой. Большинство этих работ велись, когда группа “Агата Кристи“ была в глубокой жопе. В эти годы, например, Глеб Самойлов с женой Татьяной, почти 2 года просидел на одних макаронах с томатной пастой. Можно выделить только Андрея Котова, который помимо музыки занимался еще и бизнесом, и был всегда при деньгах. Благодаря работе на студии Вадим Самойлов познакомился со многими людьми и компаниями на предмет спонсорства.
В конце года режиссер Кирилл Котельников снимает для ребят 3 клип на новую песню группы – “Канкан”, который стал частью фильма Сон в Красном тереме - фильм о Свердловском роке. В фильм также вошли несколько ассоциативных видео рядов к нескольким песням группы (”Сытая свинья”, ”Танго с дельтапланом”) перемешенных с одним из фестивальных выступлений группы.
После многочисленных рутинных концертов и нахлынувшей славы группа решила взять паузу и отдохнуть от социальной тематики в песнях. Группа старается копать в глубь. Пытаются добавить в свои песни психоделики. Из группы уходит 2-ой клавишник. Лев Шутылев был профессиональным музыкантом. Все выпускники музыкальных училищ тяготеют к джаз-року, а он как раз “Агата Кристи” и не нравился. Позже он подался в бизнес и в 1993 году покончил жизнь самоубийством. За Шутылевым уходит и Потапкин, - перебирается в "Наутилус Помпилиус". Тут-то к “Агате” и попал Андрей Котов.
На конец года у "Агаты Кристи" ни одной пластинки, и пять магнитофонных альбомов. Пока только пять... Весной будущего года группа посетила Болгарию.
В этом же году Вадим Самойлов впервые купил у таксиста за 25 рублей свою первую бутылку водки и, в то время, был очень счастлив тому, что стало так легко, когда он в первый раз напился. В совковые времена, выпивая, цель была одна – напиться. Возможно, только потому, что хороших напитков тогда не было. В отличие от старшего брата, Глеб Самойлов впервые напился на второй свадьбе Петра Мая. Причем пили жестокий ерш, и всем эта смесь очень нравилась. В эпоху, когда появлялись и “открывались” эти напитки, особого выбора не было: если джин, то Beefeater или Gordon’s, Amaretto - Disaronno, а в случае Martini - выбирали между Rosso или Bianco. Со временем музыканты определились, что им больше нравиться. “Вадик скорее предпочитает виски, - рассказывает Глеб Самойлов, - а я - скорее все-таки пиво. И пока все остальные будут пить водку, я буду пить пиво. Конечно, мне будет тяжелее физически, зато голова останется ясной”. “Если я пью что-то крепкое, то это, скорее всего виски Jameson, потому что он не так сильно пахнет, - говорит Вадим Самойлов, - я не люблю слишком душистые напитки. Хотя у меня нет стойкой привязанности именно к ирландскому виски, могу выпить и скотч. А армянский коньяк я не могу даже нюхать. Какое-то время каждый из нас в каждую поездку покупал с собой бутылку Bailey’s. В чистом виде его пить нельзя, он очень приторный, поэтому мы пили его с водкой”.
1990 год, самый тяжелый был для “Агата Кристи“. “Было такое ощущение, что ты двигаешься по замкнутому кругу, - вспоминает Вадим Самойлов, - оттого что тебя не понимают. Но даже тогда была уверенность в том, что если у нас будет шанс, мы обязательно используем его в полной мере. Ощущение ненужности возникает, когда нет выступлений, когда один альбом закончен, а до второго еще далеко”. К 91-му году музыканты поняли, что выработали ресурсы первых лет существования группы до предела. Наступило какое-то опустошение - начало спада концертной деятельности, но, не смотря на это, группа пользуется популярностью в самых разных кругах слушателей. В составе группы четыре человека: Вадим и Глеб Самойловы, Александр Козлов, Алик Потапкин. Планы у группы богатые! На "Мелодии" готовится выйти в свет первая пластинка, в связи, с чем группа перезаписывает альбома ”Коварство и любовь”. "Коварство..." стал итогом двух с половиной лет жизни и творчества группы. Они писали его очень долго и очень трудно: в 1989 году сделав магнитофонную версию, а в 1990-м записав для выпуска на "Мелодии". Сложности были и в сведении и в записи всех партий на должном уровне, поэтому группе пришлось прибегнуть к помощи компьютеров. В этом и усмотрели "ревнители чистого рока" проявление какой-то "эстрадности звучания". Для музыкантов коллектива - это огромное достижение и большая радость. Это была яркая, помпезная запись. Для обывателя гипертрофированно подавались эмоции, опереточные страсти. Это была игра. Начиная с этого альбома, долгое время, главное в творчестве “Агаты Кристи” - противостояние массе путем издевательства над нею. Тогда, да и сейчас, для многих рокеров “против” было важнее, чем “за”. Каждый формировал для себя некий образ врага, борьба с которым определяла все творчество. Группа готовит новую программу для рок-фестивалей.
В начале года группа перезаписывает альбом "Коварство и любовь", выкинув из него некоторые песни и добавив новые. Продолжается бурная концертная деятельность. Глеб Самойлов настолько много пишет материала для группы, что ему его песен хватает еще для собственных сольных работ. Так, в декабре 1990 года Глеб записывает свой первый сольный альбом "Маленький фриц", но по каким-то причинам, альбом не выходит в тираж...
Осень-зима ”Агата Кристи” сели в студии и начали работу над альбомом “Декаданс“. Параллельно записи Декаданса у Самойлова младшего шла работа над “Маленьким Фрицем”, что-то досочинялось, что-то доводилось до ума. Сначала появилась одна песня, потом вторая, третья... совершенно неожиданно для Глеба накопилось десяток песен связанных с великой отечественной войной. Почему писались такие песни, Глеб и сам не знает, видимо из-за любви его к немецкой литературе. Эти песни нельзя было втиснуть в рамки “Агата Кристи“. Требовалось отдельное издание.
“Маленький Фриц” - очень человечный альбом. Каждая его песня, каждый текст был прожит изнутри. Германия для меня - Гофман, Бетховен. Безумно красивый бой часов на Курфюрстенштрассе. О взаимоотношении же двух великих культур - России и Германии - я пытался говорить, начиная с “Маленького Фрица”, и наш новый альбом тоже об этом. Почему произошла трагедия Второй мировой войны - сейчас мало кто может объяснить. Сергей Нилус, к сожалению, уже мертв. Хотя очевидно, что и первая и вторая мировые войны были спровоцированы, мягко говоря, американским капиталом. Америка, страна желтого дьявола — родина будущего Антихриста. Все, что она делает, — именно то, чем будет оперировать Антихрист — мировая кредитно-финансовая система, центры товарно-денежных отношений и пр. Возвращаясь же к войне, — любая страна, посягнувшая на нашу независимость, обречена на поражение. Ибо мы, русские, живем по принципу “Возлюби врага своего, ненавидь врагов Христа, бей врагов Отечества”. Завоевать нашу страну можно только изнутри, что сейчас и происходит, и чему мы по мере сил противостоим, – рассказывал Глеб Самойлов”.
Альбом переполнен абсурдными, причудливый, юмористическими иллюзиями, и неожиданными контрастами. Пластинка лишена каких бы то ни было исполнительских огрехов, все партии Самойлов лично исполнил в перерывах работы "Агаты Кристи" над "Декадансом". Смысл альбома лежит гораздо глубже уровня, устанавливаемого самой едкой иронией и самым злым стебом. В тех глубинах царствует Ницше и экзистенциализм с определенной, конечно, поправкой на природу и экономику Урала. Используя до предела возможности электронных клавиш, он получил вполне оригинальный продукт, мелодический диапазон которого простирается от вагнеровских высот и психоэлектроники "Yello" до утонченности Стинга и вальсов композитора А. Петрова.
1990 год был переломным для группы в музыкальном отношении. После "Второго фронта" и "Коварства и любви", чтобы не зациклиться, группе пришлось коренным образом ломать себя, в результате получился альбом "Декаданс". Совершенно другой альбом. С точки зрения продвижения группы – самый неудачный. От бурной фееристичности группа перешла к некой задумчивости и не бурлящей музыке. Группа устала от имиджа опереточно-панковского, который сами себе навязали. Эта помпезность просто надоела им в один прекрасный момент. Им просто стало невозможно постоянно ходить во фраках и пр. И, несмотря на то, что “Декаданс” во многом - продолжение игры, через холодную отстраненность все время пробивалась доля настоящей искренности. Альбом шокировал людей, про которых сказано “извергну из уст моих, ибо ни холоден ты, ни горяч”. Была ситуация, что стало модно верить. Телевидение непрерывно крутило американских проповедников. Возник протест против этого, в частности, в песне “Его там не было”.
В декабре 1989 года, в Глазко, ребята познакомились отличную рок-н-ролльную группу "Бит Боуэтс" и уже отработали они вместе с ними английские гастроли. Весной группа побывала в Болгарии, а летом… Впрочем, вот строки из письма ”Агаты” того периода: “В июне мы участвовали в очень крутом фестивале в Ксантене (ФРГ). ”Фирмачи” отметили необычную для Запада симфоничность нашего звучания, мелодичность, энергетику. "Gimes" заметила, что наш стиль напоминает "hot bed" - "горячую постель". Затем мы проследовали во Францию, в город Бён (что рядом с Лионом), где участвовали в фестивале-конкурсе. Этот конкурс длится полгода. Каждую неделю в клубе на 300-400 мест выступают 2 группы, молодые, начинающие из всей Западной Европы. Восток представляли только мы. Оценивает жюри. Пока мы на первом месте. Конкурс будет длиться еще 1,5 месяца. Если победим, нас ожидает большое призовое турне по Западной Европе”. Осенью у Вадима Самойлова рождается дочь – Яна.
В декабре происходит очередная и последняя смена состава. Альберта Патапкина переманивает к себе Бутусов и на его место за барабаны садиться Андрей “Пионер” Котов, который, безусловно, привнес в музыку группы свежее дыхание. Котов застал последние сессии группы в студии, и пластинка была записана без проблем.
Котов Андрей Николаевич родился 3 апреля 1963 в Свердловске. Мама - бухгалтер на заводе, отец - слесарь. С детства посещал всевозможные секции и кружки - начиная с художественной школы и радио кружка, где собирал различные модели танков и самолетов. Возмужав, подался в секцию самбо, потом в бокс. Всю свою юность проводил в походах на яхтах. С самого детства Андрей был увлечен луками и ножами. Он делал наконечники для стрел - настоящие, стальные (не без помощи отца). Учился Андрей Котов в школе N 17 города Свердловска - до 8 класса, а потом поступил в монтажный техникум ("монтаж подъемно-транспортных машин и оборудования", это лифты и канатные дороги) и работал на заводе. В техникуме Андрей и сколотил первый рок-бэнд.
В группе, где учился Котов, было много коллективов, но, в конце концов, осталась одна, где кое-как могли играть и разбирались в аккордах и нотах. В какой-то момент на репетиции одной из команд техникума разругали в пух и прах барабанщика. Ему и так и сяк объясняли. Сел Андрей Котов и сыграл. Так Котов и остался за барабанами.
Юность Андрея прошла в драках и приводах в милицию. Озорным рос мальчик ребенком. После очередной драки он понял, что, значит, махать ножом, после которой зарубил себе на носу, что будет кидать ножи только в заборы. В том же дворе Андрею показали три аккорда. И понеслось. Позже Андрею досталась книжка, в которой аккорды были точечками нарисованы на ладах. И Андрей быстро в этом деле разобрался. Музыцировал Андрей на построенной верандочке нового детского сада. Появились магнитофоны, записи за деньги. Тогда все было запрещено. Все деньги со стипендий Котов тратил на покупку запрещенных записей. Барабанить Андрей начал еще в школе.
Однажды, к тому моменту Андрей играл в джаз роковом коллективе, Котов помогал гитаристу поступать в музыкальное училище, после чего к Андрею подходит зав. Эстрадным отделением. После разговоров Андрея взяли сразу на 2 курс, а он ни бельмеса, ни одной ноты не знает! Ничего понять не может, что они говорят. Пришлось Пионеру посещать сразу первый и второй курс, конечно, это было самое безрадостное - целыми днями находиться в училище. На одном из фестивалей к нему подошел Женя Димов, идеолог и барабанщик "Трека". У него к тому моменту были проблемы со спиной, и он не мог играть. Ему была нужна замена. Он некоторое время позанимался с Котовым. За время обучение ему стало лучше, и он ушел обратно стучать в "Трек", а Андрей заточил на него зуб и вернулся в свой коллектив. Потом Димов пришел звать Пионера назад. Котво в никакую. "Ну, поедем, хоть поговорим. Просто поболтаем. Просто поиграем на барабанах, - говорил Димов". На этом он Котова и поймал. Приехали, а там барабаны стоят - такие... Через два месяца Котова забрали в армию. Андрей уходил в армию перспективным барабанщиком в городе Свердловске, был подъем, пик. После возвращения Андрей вернулся в техникум, и он ничего не смог сыграть.
После армии Андрей попал к Александру Панкину в ”новый” "Урфин Джус". Поехали по городам и весям. Вскоре Пантыкин начал строить первую в городе Свердловске студию. После этого "Урфин Джус" начал тихо умирать. Андрей оканчивает музыкальное училище по классу барабаны.
Какое-то время Котов ничего не делал. Шли перетрубации с музыкальными коллективами. В начале 1986 году из "Трека" и "Урфин Джуса" рождается группа "Кабинет". Несколько лет Котов поиграл там, но так как денег катосрафически не хватало, Андрею пришлось устроиться на фирму к своему приятелю. Андрей занимался косметикой и парфюмерией. В это же время Котов знакомиться со своей боевой подругой Людой. Познакомились они во время туристической поездке в поезде. Раз заглянул Котов к Люде в купе, два, три… Андрей очень настойчиво и красиво ухаживал за девушкой. В конце концов, Люда подняла белый флаг. В то время бизнес у Андрея шел очень хорошо. И так как у Люды были проблемы, она решила пусть будет, что будет.
Музыка ”Кабинета” застыла и никуда не двигалась. Андрею стало скучно, и он ушел из группы. Начал заниматься репетиторством. Некоторое время простучал в нескольких бэндах, а позже вписался в "Апрельский марш". От группы "Агаты Кристи" уже было предложение и предварительный разговор. Где-то с 3-4 месяца Котов отстучал в Апрельском Марше… Ну, а потом понеслось-покатилось с “Агата Кристи”.
Пока зубры свердловского рока ушли в затишье, "Агата Кристи" выстрелила новым диском – "Декаданс". Далеко не всем удается прогрессировать от альбома к альбому. "Агате" это удалось!!!
1991 год, продолжение спада концертной деятельности. Вадим сам развозит материал группы по радиостанциям. У группы нет денег, даже на то, чтобы приехать на какой-либо заграничный фестиваль. Это год нищеты: на завтрак макароны, на обед макароны и на ужин макароны. Музыканты уходят в творческий отпуск: кто в бизнес с головой, кто-то пишет музыку для театров, кто-то занимается звукозаписью других коллективов, кто-то в тусовки к друзьям и пению собственных песен под гитару узкому кругу свердловской интеллигенции. Ребята редко общаются между собой, но не перестают писать новые песни.
В этом году компанией "Синтез рекордс" издается виниловая пластинка, альбома "Коварство и любовь", годом позже выходит винил альбома - "Декаданс". Группа получила официальное приглашение на финал конкурса во Франции.
С самого начала, когда образовалась "Агата Кристи", у ребят был советский синтезатор ”Квинтет”. Он постоянно ломался и стоял всего с развинченной крышкой. Вадик его все время ремонтировал прямо во время концертов. Откроет крышку, залезет внутрь, подергает пару проводочков, и вроде как работает опять. И давай следующею песню играть. На этом синтезаторе одним приличным звуком был оркестрово-скрипичный, его-то группа и пыталась засовывать в каждую песню. От сюда и возникло определение звучания стиля группы.
Ребята рассказывали: “Мы начинали тогда, когда дискотеки стали вытеснять “живую“ музыку с танцплощадок, но в результате они же и выиграло. Если под музыку не танцуют, нужно, чтобы ее слушали. А слушать - значит думать. Слушая Ричи Блэкмора, Дэвида Гилмора, Маккартни, Фреди Меркури, мы учились мыслить категориями, которые не преподают в музыкальных школах. Мы узнали, что, кроме правильной красивой мелодии и академического вокала, существуют мощные выразительные средства: интонация, дыхание, саунд, динамика, индивидуальность исполнителя, благодаря лидерам отечественного то времени, а ныне ветеранам – “Аквариуму“, “Машине времени“, “Воскресенью“ - мы прониклись убеждением, что рок нечто большее, чем музыка, это – мировоззрение”.
На фестивале молодых европейских групп Open du Rock во Франции, группа получила Грн-при, десять тысяч франков и огромную бутылку виски. Несмотря ни на что, в том числе и на трагическое отсутствие публики, программа финала фестиваля была вполне на достойном уровне. Это определялось великолепным выступлением “Агаты Кристи“ и ирландцев, украсивших спектакль высокой музыкой, расцвеченной своеобразными голосами их раскованных вокалистов. На фоне этих двух групп парижане со своими сумасшедшими ритмами выглядели несколько экзотически. Прослушав выступления трех финалистов жюри, наконец, вынесло свой окончательный вердикт. “Агата Кристи“ получила второй приз фестиваля Открытый Рок-90, опередив группы Shaine (Испания) и Sarah (Париж). В финале Открытого Рока-90, группа Агата Кристи дает открытый концерт в воскресенье 7 июля с 16.30 до 18.30 на веранде кафе Люксембург. Немного советского рока в стране бургонского вина произведет ошеломляющий эффект. Самое интересное в этой поездке было то, что группа чуть ли не лишилась клавишника. Его чуть инфаркт не хватил. Ребят пригласили в кабину пилотов, пилот был поклонником группы и захотел получить автограф, в это время самолет попал в воздушную яму. А поскольку Саша Козлов любит почитать периодику, и последнее, что он вычитал – падение аэробуса. Когда музыканты вышли из кабины пилотов и увидили Сашу – он был белый как мел и в полуобморочном состоянии. Купили инструменты новые, на которых был записан альбом “Позорная звезда“.
В этом же году Глеб начинает работу над своим вторым сольным альбомом "Свистопляска" и продолжает её в 1992 году. Альбом так и не увидел свет. Песни с него практически никто не слышал. Многие наработки этого альбома получили продолжение через десять лет.
Трехлетие группы прошло незаметно, т.к. группа его и не отмечала, но зато в этом году Глебу Самойлову исполнилось 21 год. И совершеннолетие он отметил бурно. Глеб живет с бабушкой, обхаживает ее, опекает. Читает книжки, поет, сочиняет музыка, стишки, голова музыканта забита даже не новым альбом, а цельными отдельными произведения, связанные между собой только автором, которые Глеб очень хочет воплотить в жизнь. “Недавно закончили альбом “Декаданс”. Если перед записью альбома “Коварство и любовь” мы за два года написали всего четыре новых песни, то перед “Декадансом” - 24, двенадцать из которых вошло в альбом. Теперь опять два года можно ничего не делать” – шутил Глеб Самойлов в интервью.
“Агата Кристи” перестает снимать Центральное телевидение. “На ЦТ свои законы. В позапрошлом году нас снимали много и охотно, а сейчас ситуация на телевидении изменилась - многие передачи перешли на коммерческую основу и стали требовать за участие большие деньги – рассказывала группа журналистам. Просто называется такса, для многих, в том числе и для нас, непосильная”. Что бы съездить за свой счет во Францию на Опен Рок, группе пришлось столько дать концертов… чтобы всего лишь оплатить дорогу.
Все, чего группа достигла, за эти годы сделано все их руками с помощью Лены Чистовой. По-прежнему удивляет равнодушие “Мелодии” к творчеству “Агаты Кристи“. Покуда фирма грамзаписи может похвастаться лишь тем, что давным-давно выпустила пластинку со стройотрядовскими песнями Вадима Самойлова.
По-прежнему часты в альбоме псевдоцитаты. Только это уже не румба, как в “Африканке“, не танго, как в “Танго с дельтапланом“, не марш, как в “Крысах в белых перчатках“, - шлягерах “Коварства и любви“. Странно, весь этот стиль ретро вроде бы напрашивается в “Декаданс” но музыканты делают иной ход – музыканты делают иной ход – играют на узнаваемых клише советских и народных песен, не упуская подтрунить и над материалом, и над собственной эксцентричностью его использования.
Копенгаген, 1991 год, где в районе Христиании есть большая коммуна, где живут хиппаны. Они прогнали злых рокеров, курят марихуану и никого не пускают в свое общество. Там очень ценится внутренний мир человека, его оберегают. В этот самое время “Агата Кристи“ приехала с гастролями. С этого момента для группы перевернулась новая страница жизни. Это был рваный период. Глеб искал возможность улететь в другую реальность.
В этом же году после поездки в ФРГ, Глеб сделал то, что не мог сделать в Свердловске – он купил себе футболку с изображением Роберта Смита, и до конца года проходил в ней. Радости было выше крыши. В самых известных фотосессиях группы того времени Глеб снимался именно в этой футболке.
91 год закончился печально для группы. Альбом “Декаданс“ публика не приняла, а свердловская тусовка посвила на группе крест. Денег не было вообще. Питались одними макаронами. ”Декаданс” – альбом, который группа себе позволила, результат был не однозначным. Были свои и плюсы и минусы. В ноябре группа отыграла концерт в Дании.
1992 год - положение вещей группу не устраивало совсем. Живут от зарплаты до зарплаты. В стране происходит рождение совершенно новой музыки, флагманом которой были "Ласковый май", "Мираж" и тому подобное. Если в конце '80-х проявился бешеный интерес к рок-н-pоллу, то в начале '90х массовая публика отвернулась от рока, так как все открытия в нем уже были сделаны. Все повернулись к тинейджеpской фоногpамной музыке. В Свердловске к концу 80х официально насчитывалось 43 группы, а до 1991 года дожил всего десяток. На какое то время “Агата Кристи“ исчезла с поля зрения слушателей. Рок зубры уже похоронили группу как музыкальное явление. Группа практически не дает концертов. Появилась новые соблазны в жизни музыкантов. Многие поклонники вспоминают, что они и забыли бы о существование столь замечательного коллектива, если бы не одно событие в жизни группы – альбом “Позорная звезда”, в котором выплеснулось все недовольство братьев Самойловых и Александра Козлова.
В это время группа стала волей неволей бороться с некоторыми чертами свердловского стиля: сложными формами, музыкальной пафосностью, желанием показать себя и сверху и снизу и слева и справа, и во всей красе – и избрали более европейское звучание.
В начале весны группа оседает на репитиционной базе группы "Чайф". Группа гордиться, что не ушла в бизнес, а пытались писать свою музыку. Первые наработки новых песен появились как раз во время 2-х месячных репетиций на базе. Были отрепетированы инструментальные версии многих песен, которые не сеяли в душу участников "Агаты Кристи" ничего. Работа шла трудно. Группа зашла в тупик. Позже уже в студии, когда ребята решили, что-либо они пишут новый коммерческий альбом, либо уходят с музыкального поприща. Это был последний шанс самоутвердиться. С этими мыслями группа засела в студию записывать новый материал, который шел с трудом. Создание альбома началось с песни "Айлавю", принесенной в группу Глебом Самойловым. Она же стала первой в альбоме. В конце апреля Глеб пишет песню, которую 2-3 месяца скрывал позже от группы, грезя о сольном творчестве. “Песня родилась не в муках! Она из тех, что сами приходят на ум! Но после глубоких переживаний – вспоминает Глеб Самойлов. – И семейная жизнь, и любые взаимоотношения двух любящих людей строятся на том, что с одной стороны, два индивидуума стремятся слиться друг с другом, а с другой стороны, это ведь невозможно, потому что есть “Я” и “Я”. Запись альбома шла в гору, и Глеб все-таки решился показать песню группе. Когда ребята ее услышали, Козлов сразу же сказал, что это хит номер 1 альбома. В голове музыкантов созревает мысль о том, что они записали нетленку.
В конце весны группа переезжает в студию звукозаписи и продолжает работу над альбомом. В это самое время ребята доводят до ума песни, отрепетированные еще на базе "Чайфа" - появляются тексты на песни: "Сирота", "Джиги-Дзаги", "Молитва", "Нисхождение". В работе над новыми песнями использовался и старый материал. Так родилась Истерика. Музыкальные фрагменты которой, Вадим еще предлагал во время записи альбома "Декаданс". И только спустя 2 года песня приобрела нужную форму и выстрелила, что подвигло Глеба написать текст песни. Процесс записи проходил долго, менялись аранжировки и тексты песен, но были и вещи которые остались без изменения. Однажды в студию Александр принес песню "Вольно", к тому времени "Агата Кристи" уже определилась с инструментами, и аранжировки подгонялись. Текст на песню также был написан быстро и никаких либо изменений не потерпел.
Работа над альбомом подходила к концу. У Вадима оставалась одна заготовка, состоящая из двух аккордов, которые группа усердно репетировала еще на базе. Композиция долго не рождалась. Потом, уже в студии Саша, а потом уже и Глеб принесли какие-то свои фрагменты… Спустя несколько дней Глеб придумал текст. Эта песня и дала название всему альбоме группе – Позорная звезда. Самойловы до сих пор не знают, что же Глеб хотел тогда сказать в этой песне. Это одна из песен, над которой ребята работали все вместе. Насти Полевой настолько понравилась эта песня, что она решила пригласить “Агата Кристи“ для работы над ее пластинкой – “Невеста“. Чем ближе конец работы над альбом "Позорная звезда", тем ребята все меньше и меньше не сомневались в успехе пластинки. Но в родном городе мало кто думал так же.
Запись “Невесты” Насти Полевой проходила в ‘Студии 8”. Вадим выступил в качестве звукорежиссера, а также аранжировщика песни "Золотой дождь", где сыграл на гитаре, клавишных и барабанах. Позже на песню “Любовь и ложь” с этого альбома, был снят видеоклип, где Вадима Самойлова также участвовал.
За день до завершения студийного времени Глеб за ночь придумал новую песню. Утром в студии забил демонстрационку. Пришли ребята он им сходу сыграл, спел. Никто ничего не сказал. Вышли покурить, и Саша резюмировал – последним треком поставим.
Дизайн первого тиража диска отличался оттого, что было выпущено позже. Это был первый диск в истории группы: обложка – белая, в красной траурной рамке с красным шрифтом. И - в мгновение ока завоевал огромную популярность.
Осенью, один мало преуспевающий пермский режиссер захотел снять короткометражный фильм со своей женой и пригласил туда ”Агату Кристи” принять участие в фильме. Помимо того, чтобы спеть песни ”Джиги-дзаги” и ”Сирота”, нужно было сделать музыкальную дорожку к фильму. Этим Вадим и занимался некоторое время, по популярность группы и концерты сокращались. Из некоторых композиций были сделаны чуть ли не симфонические номера. Фильм, так и назывался - ”Джиги-дзаги”. Некоторые песни “Агаты” жена режиссера должна была петь сама, причем на итальянском языке. Песня "Я буду там", известная в народе как "До свиданья, малыш", была переведена Ильей Кормильцевым на итальянский язык - весьма вольно, кстати, - и эта девушка ее спела. “Слава богу, эта песня никуда не пошла, и никто ее не слышал” – вспоминает Глеб Самойлов. Звучало это примерно так: "Чао, бамбино, перке".
В начале зимы 1992 года в преддверии 10-летия группы “Наутилус Помпилиус” началась работа над альбомом “Отчет 1983-1993” – первым в истории рок музыки альбома трибьюта, где друзья музыканты группы исполняют песни “Наутилуса“. Для этой работы Вадим Самойлов предложил песню “Прощальное письмо“ - один из лучших каверов с этой пластинки. Кроме того, Вадим помогал в записи еще двух песен - ”Эта музыка будет вечной” и ”Песня в защиту женщин”. Альбом вышел весной после презентации его на московском концерте группы “Наутилус Помпилиус” с участием десятков гостей музыкантов.
В этом же году Вадим Самойлов поучаствовал в записи “Отходной“, песня группы “Урфин Джус“ в качестве гитариста и вокала. В записи на ”Студии-8” также принимали участие Максим Фадеев (“Конвой“), А. Могилевский, В. Бутсов и многие другие музыканты свердловской рок школы. Программированием барабанов занимался Андрей Котов.
В конце декабря, ночью, в не отапливаемом помещении большого тон-ателье свердловской киностудии героическими усилиями музыкантов и старых друзей, при содействие “4 канала” снимается видеоверсия альбома ”Позорная звезда”. Это был маленький подвиг для музыкантов. На прилавки магазинов эта видеовресия попадет лишь через 5 лет. Позже видеовресию “Позорной звезды“ можно было приобрести с дополнительным видеорядом – отрывки выступлений гостей приглашенных на празднования 5-летия группы ”Агата Кристи”.
"Агата Кристи" засветилась на центральном телевидение раньше, чем ее музыка доехала до зрителя, что позволило подкладывать нео-неоромантический облик Вадима Самойлова под звучание его песен с альбома "Коварство и любовь", тем самым, убеждая себя, что перед нами - не "Наутилус Помпилиус". Что поделать, свердловский рок, утвердивший собственную школу стараниями "Урфина", "Кабинета", "Нау", породил и некие стереотипы, от которых трудно избавиться и слушателю, и самим музыкантам молодой волны свердловской рок музыки. Музыка "Агаты" жестче, дискомфортнее, хотя мое старческое сердце грели образцы ретро-рока, будто исполненные электрическим составом джаз-банды старика Варламова ("Танго с дельтапланом"). А уж бравурный маршевый финал "Крыс", заставивший вспомнить духовой оркестр войск внутренней службы, способен выжать светлую слезу.
1993 год, "Позорная звезда" (про себя агатвовцы называют его "Подзорная труба") завоевывает все больше и больше поклонников. "Агата Кристи" частенько посещает с концертами город Санкт-Петербург (9 поездок), участвует в различных фестивалях. В конце 1992 года группа приняла участие в декабрьском "Рок-Арсенале", что заставило многих слушателей признать едва ли не лучшей группой фестивальной программы. В планах Глеба Самолова закончить в ближайшее время работу над своим вторым сольным альбомом – “Свистопляска“. Пластинка не была доведена до ума. Диск не вышел. И даже не попал в широкие массы фанатов. Лишь сейчас, а прошло уже больше 13 лет все, что осталось от мастера альбома ходит потихоньку по рукам олдовых фанатов. В последнее время группа стала постоянным гастролером в Петербурге.
16 января 1993, была проведена выставка в Свердловской филармонии в рамках фестиваля "Музыка из нового света", где имела честь выступить “Агата Кристи”. Весной в Питере, в клубе "Сатурн" прошли съёмки передачи "Частная вечеринка" группы "Наутилус Помпилиус", куда специально были приглашены группы: "ЧайФ", "Агата Кристи", "Настя", Б. Гребенщиков и другие. Летом у группы была череда фестивалей. Одним из заметных был - Фестиваль "Поколение-'93", состоявшиеся в конце июля.
Главным событием этого года для группы это пятилетие их творческой деятельности. На свой праздник группа пригласило очень много своих хороших друзей, которые вместе с ними пели песни, как свои, так и агатовские. Все это действо снимал 4-ый канал, телевидение Екатеринбурга и сейчас архив выступления храниться именно там. На этом концерте 20 февраля 1993 года был представлен новый альбом группы "Позорная звезда". От рок-клуба "Агата Кристи" был подарен чайный сервис.
“В процессе духовной работы, когда человек, тем более, русский и творческий, постепенно создает вокруг себя хаос, разбивает обыденные понятия, и когда обломки падают, - вырисовываются некие сверх идеи, которые вечны, – рассказывает Глеб Самойлов - рано или поздно приходит осознание того, что есть война. Война единственная и нескончаемая. Понятно, между кем и кем”. Первым этот альбом приняли питерские поклонники, а потом он стал потихонечку расходиться по стране. В то время при свердловской студии были люди, которые возил в Санкт-Петербург новый материал музыкальных групп, в свою очередь из Питера приезжали такие же люди в Свердловск. Таким образом, происходил культурный обмен. В Санкт-Петербург, “Позорная звезда” попала в виде аудиокассеты без обложки, без всего. Так в 1993 году северная столица пала к ногам музыкантов.
В году 92-м "Агата Кристи" поменяла свою стилистику, перешла к формам, более доступным широкой аудитории. Клавишник Александр Козлов считает, что это произошло, потому что "мы волей-неволей стали бороться с некоторыми чертами свердловского стиля: сложными формами, музыкальной пафосностью, желанием показать себя и слева, и справа, и сверху, и снизу, и во всей красе - и избрали более европейское звучание".
Альбом "Позорная звезда" очень долго шел до слушателей, но когда дошел, то взлетел на первые места всех хит-парадов. Журналисты и деятели шоу-бизнеса Санкт-Петербурга включили "Позорную звезду" в тройку лучших дисков по итогам 1993-го года. Что ж, музыканты сами говорили тогда, что они хотели сделать альбом для широкого круга слушателей. Точный расчет не подвел их. Бессмысленно искать в новом альбоме какие-то корни прошлых альбомов - это новый путь, новый имидж, это движение "пленников Луны", рожденный под непонятной и загадочной, но очень притягательной "Позорной звездой". Осенью 9 октября группа приняла участие опять же - в Петербурге в СКК им. В.И. Ленина, в концерт памяти Джона Леннона. В концерте также принимали участие "Алиса", "Чайф", "Настя", "Бригада С", "Наутилус" и многие другие колективы. В следующем месяца группу пригласили выступить на мероприятии, который получил название - "Конец света". Группа исполнила свои хиты в своеобразной форме. О чем свидетельствует запись мероприятия. Музыканты со смехом и радостью вспоминают этот день , 13 ноября, т.к. в этот вечер произошло немало курьезных случаев.
На фоне различных побед группы, есть, конечно, и разочарования, московская фирма "Тау продукт", купившая права на издание "виниловой" пластинки, настолько затарена никому не нужным "пластиночным барахлом" авангарда, что не может найти денег на издание альбома "Агаты". Уверенность вселяет то, что судьбой "Агаты Кристи" заинтересовалась московская фирма "Джем Саунд продакшн". В ближайшее время "Джем" выпустит на CD два предыдущих альбома группы.
Александр Козлов пишет для шоу-группы Неоновый мальчик пару песен. Чуть позже вместе с Том-Хаосом (ныне ”Отпетые Мошенники”), который 5 лет оттрубил в ”Неоновый Мальчик” танцором, в 1994 году записали пластинку - музыка для релаксации.
В конце года газета Реклама-шанс провела своеобразный хит-парад с помощью 23 ведущих музыкальных изданий Петербурга. Альбом “Позорная“ звезда вошел в тройку альбомов на ряду группы "Чайф" (1 место) и группы "Браво" (2 место).
После успеха альбома "Позорная звезда", Вадим Самойлов оседает в студии. Вячеслав Бутусов предложил ему поработать звукорежиссером на альбоме “Титаник”, а так же записать все партии гитары. Работа шла около полугода. В начале июня следующего года прошла презентация пластинка в Москве. Сотрудничество Самойлова и Бутусова вылилось в 1,5 года совместной работы с момента записи до презентации альбома Титаник в Москве. Продюсеры Наутилуса - Владимир Месхи и Леонид Ланда поручили всю работу над презентацией альбома “Титаник” в Москве – Вадиму Самойлову. Самойлов еще со времен киевских концертов 89 года был знаком с Месхи и Ланда. И вот судьба опять их свела в Москве. Попутно работе с Наутилусом, Вадим решал какие-то задачи для "Агата Кристи". Благодаря его знакомствам с Ландой и Месхи, а также с Григорием Кадушиным, с которым Вадим учились вместе в институте, и чей брат стал основателем крупной фирмы "Росремстpой", Месхи и Ланда нашли финансирование. Таким тройственным союзом - "Агата Кристи" + продюсеры (Ланда и Месхи) + спонсор "Росремстрой" - начали раскручивать альбом "Позорная звезда". Одновременно с раскруткой ”Позорной звезды” ”Агата Кристи” сели записывать новый альбом.
В этом же году не без помощи фирмы "Росремстpой", “Агата Кристи” предпринимает беспрецедентный по своему масштабу и первый в истории русского рока живой тур по Дворцам спорта страны, возя с собой два фургона светового и звукового оборудования и 43 человека обслуживающего персонала. На всех концертах тура – аншлаги.
1994 год - начало подъема. Контракт с фирмой "Райс Мьюзик". И опять концерты, концерты, концерты... Начало 1994 года - турне по странам Латинской Америки - Чили, Перу, Уругвай и Боливия, далее гастроли по городам России... 5 февраля состоялся концерт на "Шаболовке", в честь 5-летия программы "А", где в качестве специальных гостей присутствовали группы: "ДДТ" - в лице Юрия Шевчука и Вадима Курылева, "Агата Кристи" - в лице Вадима и Глеба Самойловых, "Неприкасаемые", "Чайф" и другие. На этом празднике музыки Самойловы исполнили песню из сольного альбома Самойлова младшего – “Партизаны“. Первый сольный концерт в клубе "Московский", а так же первый сольный концерт в Санкт-Петербурге: 3 апреля, ДК им. Ленсовета - презентация альбома "Позорная звезда". В этот день, питерцы увидели совершенно необычное и по весеннему провокационное музыкальное действо - военно-эротическое шоу "Весенняя истерика" екатеринбургской группы "Агата Кристи". Сколько было возможностей раньше устроить в Питере большой сольник "Агаты", но всех продюсеров останавливала стоимость авиабилетов из экс-Свердловска до города на Неве. И вот - лед тронулся: продюсерский центр "Д-НД" смог организовать первый за всю историю группы сольный концерт "Агата Кристи” в Петербурге. В этом же году решается вопрос с "клиповыми" делами: в Москве в марте на киностудии "Мосфильм" отснят видеоклип на песню "Как на войне". Премьера его состоялась в "Программе А", промоушеном клипа был занят директор группы "Чайф" - Дмитрий Гройсман. Клип снят по горячим следам видеопроизведения "Loosing my religion" группы "R.E.M.". Для Глеба Самойлова день съемки ознаменовался исключительным событием в его жизни: у Глеба в первый раз вскочил флюс. Первый клип - первый флюс! Именно поэтому в клипе нет ни одного крупного плана. Хотя снимать их пробовали, но Глеб никак не мог повернуть лицо таким образом, чтобы правая щека не влезала своевольно в кадр. Девушка, снявшаяся в клипе, впоследствии сделала грандиозную карьеру, рекламируя медицинские средства от простуды. В клипе снимались только Самойловы, потому что в далекие 90-е группа проживала еще в Екатеринбурге. И для съемок клипов продюсерами было решено вызывать музыкантов по двое в Москву, чтобы сократить транспортные расходы. Решили всех приглашать по очереди - на клип "Как на войне" - Глеба и Вадика Самойловых. На клип "Нисхождение" - Вадика и Сашу Козлова. Режиссером обоих клипов стал Игорь Песоцкий. На съемки клипа на песню ”Нисхождение” приехали и Вадим, и Глеб и Саша. Для Съемок Глеб отдал Вадику свою джинсовую куртку.
Группа хотела снять еще клипы, и на этот счет вела переговоры с Сергеем Ковальским ("Арт-Пикчерс-Петербург") и Александром Игудиным. В итоге, клипы так и не были сняты...
Летом в уютном зелёном парке Вайнера - в центре города, в Екатеринбурге - без объявления состоялся концеpт-капустник, где одновременно отмечался 35-летний юбилей В. Шахpина. Сцена представляла собой подобие кваpтиpы-комнаты - с мебелью, со столами и окнами, где, сидя за столом и, попивая шампанское, именинники принимали поздравления. В настоящую дверь входили гости - актеры, музыканты, писатели, художники, поэты и друзья Шахрина. произносили торжественные речи, рассказывали анекдоты, пели, плясали, и каждый дарил кусочек подарка: ТО "Театpон" представил целый спектакль, вручив также В. Шахpину гитаpу... по частям, чтобы не обидеть кого-либо из желающих лично преподнести подарок; "Агата Кристи" помимо своих песен и традиционных подарков, "презентовали" В. Шахpину и своего басиста Глеба Самойлова ... Решив, что с подарком можно делать всё, что угодно, коварный именинник налил ему огромный бокал шампанского, осушив, его Глеб ещё долго пел в честь юбиляров; Через 3 дня "Агата Кристи" выступила перед огромнейшей аудиторией на Красной площади в Москве. 25 июня "Машина Времени" праздновала свой юбилей - 25-летие. В подарок, помимо своих песен, группа исполнила песню юбиляров – Глупый скворец. Помимо "Агаты" в концерте приняли участие и "Неприкасаемые", и "Браво", и "Чайф" и многие другие монстры отечественного рока.
Параллельно работе в своем родном коллективе Александр Козлов решил записать свой сольный альбом – музыка для релаксации. Запись велась на студии "НП", но, увы, издать пластинку Александр смог лишь спустя 4 года. Альбом не пользовался популярностью у поклонников. Многие молодые поклонники ни ухом, ни рылом, не знают о существовании этой замечательной и интересной работы на то время.
У Вадима Самойлова есть определенная манера, которая присуща только ему. Так получилось, что к 92 году Вячеслав Бутусов устал от гитарного звука, ему хотелось нового музыкального языка, новых красок. И он это нашел в альбоме “Агата Кристи” – “Позорная звезда” и долго время был под его впечатлением, ставил альбом на всех пьянках в Петербурге. И когда в группе Наутилус Помпилиус осталось 2 человека, а время уже подошло к записи альбома, Слава сам предложил Вадиму Самойлову принять участие в записи пластинки в роли звукорежиссера, т.к. Бутусову очень понравилась его звукорежиссерская работа с Настей Полевой. Вдобавок ко всем Вадим отлично знал особенности студии, так как ”Агата Кристи” записывала здесь почти все свои альбомы в то время. "До начала работы над "Титаником" я уже успел отслушать альбом в двух вариантах, - вспоминает Самойлов. - Первый вариант составляли Славины черновики, второй - запись на Фонтанке, с живыми барабанами, более аквариумная, психоделическая и более галюциногенная. Я знал, что все нюансы apaнжировок были продуманы Бутусовым довольно основательно, и вопрос об их переделывании не стоял. Мне предстояло сохранить лишь те штрихи, которые бы характеризовали общее настроение альбома". Помимо программирования и работы с цифровой техникой, Вадим предложил более удачную аранжировку к композиции "Негодяй и ангел" - смог свести воедино песню, в которой Бутусов воткнул массу мелодичных ходов. Отредактировал коду на "Колесах любви" уменьшив ее в размерах и заменив, гитару на клавиши. "Титаник" фактически записывали три человека - Бутусов (гитара, вокал), Самойлов (клавиши, гитара) и Потапкин, которому приходилось, помимо гитар и клавиш, иногда даже играть партию баса. Во многих песнях альбома планировалось участие и Глеба Самойлова, но что-то не срослось. Например, в песни “К Элоизе” Слава Бутусов попросил Глеба злобным голосом на немецком языке произнести немецкие ругательства. Глеб специально для этого консультировался с одной студенткой с филологического факультета, которая ему написала большой список ругательств. В то время Глеб Самойлов находился в меланхолическом состоянии каком-то, и не очень все получилось, да и Самойлову не понравилось. И эту идею они решили отбросить. При записи “Титаника“ многие песни остались за бортом. И всплыли лишь, в альбоме ”Атлантида”, одна из которых была “Труби, Гавриил!”, на которой можно услышать голос Глеба Самойлова. Запись альбома проходила в очень тяжелых условиях потому, что Студия "Jeff Records" находилась в Свердловске - в том самом помещении, где больше десяти лет назад записывался "Урфин Джюс". Затем она была выкуплена у государства одним из местных банков, и на ней на новом современном оборудовании записывалась масса свердловских групп. Вот-вот должна была стартовать запись, как вдруг начались неприятности. Между двумя директорами фирмы "Jeff Records" разразился страшный скандал, в котором были замешаны и деньги, и женщины, и местные бандиты. Власть над студией переходила из рук в руки. Студию то опечатывали, то распечатывали. Караулили всю аппаратуру малолетняя бритоголовая шпона. Никто не знал, кто из двух директоров возьмет верх сегодня, и можно ли будет при этой власти работать завтра. В таких условиях 15 ноября началась запись альбома и завершилась 18 февраля 94 года. Летом Вадим Самойлов принял участие в презентациях альбома в качестве гитариста (13 июня 1994 года в Москве прошла презентация альбома “Титаник” в ГЦКЗ Россия), потому что и Белова, и Белкина к тому времени в группе не было. Поэтому было принято решение, что, презентационные поездки отрабатывает Вадик, а затем передает все новому гитаристу. Была даже специальная демозапись: на одной дорожке весь "Наутилус", на другой - партия гитары. Позже был найден человек в Первоуральске, который играл с Могилевским - Коля Петров. Вадим Самойлов разучил с ним все партии и отдал все в белые рученьки.
В сентябре группа отправилась в Екатеринбург, где на студии Александра Новикова села за запись своего нового альбома. Альбом был записан в течении трех месяцев. Ребята еще и не знали, что их ожидает в ближайшие 2 года.
7 октября Вадим Самойлов отпраздновал свое тридцатилетие. По этому поводу в Горках, в которых ”Агата Кристи” останавливается в Москве, был устроен праздник. Ребята нашли двойника Ленина, который встречал всех приезжающих и здоровался с каждым по именам. Было много людей из бизнеса, спонсирующих музыкальные мероприятия. В первом отделении вечера состоялся концерт, затем с аукциона был продан единственный экземпляр CD "Коварство и любовь". Он ушел за 25 тыс. долларов с 30-процентным правом на прибыль с тиража. Затем всех вытащили на улицу на фейерверк под духовой военный оркестр. Солдаты, матросы слушали революционную музыку, беспризорники бегали, ну а после всех пригласили к столу. В зале разложили мешки с песком, сетки маскировочные повесили, на столы выставили фляги с водкой, картошку в мундирах, огурцы. Публика была респектабельная, а тут такое. Но все повеселились.
В ноябре, за несколько дней до окончания работы над альбомом “Опиум” братья Самойловы страшно разругались. На следующий день после ссоры Глеб написал песню “Опиум для никого”, которая примирила братьев. “В тот момент, когда сочинялась эта песня, никто из нас еще не знал, ни что такое опиум, ни что такое кокаин – вспоминает Вадим Самойлов. Мы были знакомы с названиями наркотических веществ только по литературе времен декаданса и по песенному наследию Ветринского. А вульгарно понимать наши песни могут только стареющие сутенеры от журналистики вроде Артемия Троицкого. Когда писалась песня “Опиум”, наркотики не вошли в моду, об этому нас в стране еще толком ничего не знали. Это сейчас вся порочность хорошо продается, и поэтому чуть ли не каждый артист считает необходимым вставить в свою песню что-нибудь эдакое”.
На протяжении всего года были сняты 4 настоящих современных клипа на песни – "Как на войне", "Нисхождение", "Новый год" и "Сказочная тайга", с только, что записанного нового альбома “Опиум”. Клип получился грустный, ностальгический. "Агата Кристи" использовали кадры из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”, это было еще до всех “Старых песен о главном”. Большая заслуга, конечно, режиссера клипа, что он смог собрать всех актеров, снимавшихся в фильме. “Из Израиля звонила дочь Яковлева и рассказывала, что когда смотрели клип — все рыдали. Я же ответил, что нечего было уезжать” – вспоминает Глеб Самойлов. Вообще, "Сказочная тайга" первоначально была в медленном рэгги-варианте, а в итоге пришла к саунду ВИА начала 70-х годов.
Ноябрь - сольные концерты в ГЦКЗ "Россия" и съемки клипа на песню Сказочная тайга. Режиссер видеоклипа - Виктор Конисевич. Участники группы практически не участвовали в съемках. На сцене группу снимал режиссер Юрий Морозов.
Это происходило на репетициях перед сольными концертами "Агаты" в Москве в ГЦКЗ "Россия" в ноябре 1994 года. Режиссер Виктор Конисевич придумал сценарий клипа и на основе репетиций и съемок актеров он создал этот видеоклип. Музыку к песне написал Александр Козлов, слова - Глеб Самойлов. Аранжировали мелодию в стиле композитора А. Зацепина - в духе кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию". Для этого пришлось переделать ритмическую часть, ввести старомодную гитару. Потом сочинить текст. Первая его часть - цитата из романса "Когда я на почте служил ямщиком" и строчка из песни Леонида Утесова "Брестская улица" - "Значит, нам туда дорога". А второй куплет построен на страшных особенностях национальной тайги (о диких зверях). "Розовый снег" - это снег, орошенный кровью растерзанных дикими зверями тунгусов. А поскольку тунгусы некрещеные, то их души по ночам собирает сатана (тоже герой этой песни).
Последним этапом в этом году был переезд группы из Екатеринбурга в Москву не без помощи корпорации "Райс Мьюзик" (в последствии "Райс Лис’с") и Павла Кадушина; и подготовка к съемках очередного клипа на песню “Опиум для никого“.
Для новой пластинки было предложено около 30 песен, и голосованием было выбрано 13. Музыканты сразу обозначили, что "Хали-гали Кришна" откроет альбом, а "Дворник" будет финалом альбом. Для справки: песня "Дворник" была написана Глебом, когда ему было 15 лет, песня напичкана многими цитатами из любимых на то время книг, песен Самойлова. К "Опиуму" Глеб также предлагал песню "Полетаем", которая не была принята, и всплыла только через 4 года на альбоме "Чудеса". “Запись Опиума в техническом плане я вспоминаю с ужасом – рассказывает Вадим Самойлов. Для меня это постоянная смена усилителей, колонк из которых хотелось хоть что-то выжать и услышать, переходы из большой студии в маленькую, и прочий дискомфорт. Все это на фоне разногласий между мной, Глебом и Сашей. Каждый хотел, как лучше, каждый показывал друг другу свои песни и считал, что именная та, а не другая должна присутствовать на альбоме. Я всегда очень озабочен тем, как должна звучать наша музыка, и благодарен Глебу и Саше Козлову, что в этом плане они полностью доверились мне и нашему звукорежиссеру Александру Кузнецову. Мы долбились и рубились, но в ужасающих условиях смогли найти нужный звук”. Кстати, сначала Глеб создал демонстрационную версию альбома, там основная масса песен уже была. На тот момент мало кто мог себе позволить такой уровень откровенности. И главной задачей Вадима самолова было не испортить песни своего брата.
“Когда мы писали "Позорную звезду", – вспоминает Глеб Самойлов - я и после самой записи по инерции продолжал сочинять песни в том же духе. После завершения записи "Опиума", я чувствую себя выжатым полностью и не могу писать вообще ничего. По некоторым песням Опиум – это мой пик. И я не знаю, смогу ли в ближайшее время написать что-то лучше”.
На основе сотрудничества ”Агата Кристи” с "Росремстроем" была создана компания "Райс-мьюзик", где Ланда и Месхи стали генеральными продюсерами. Одной из форм деятельности этой компании стали туры по стране, когда вывозится большой комплект звуковой и световой аппаратуры на двух фургонах, когда вместе с артистами выезжает бригада техников человек в 30, когда качество концертов гарантируется этим оборудованием и квалификацией всего технического состава. Такие концерты кардинально отличались от тех концертов, когда мы выезжали по приглашению. Там обычно ставилась захудалая аппаратура, концерт проходил в плохо сохранившемся Доме культуры. Для любого города такой концерт становился настоящим событием, пазником. К одной из удач Агата Кристи приписывает себе один из самых первых туров по стране под крылом ”Райс Мьюзик”. Агат Кристи объездила всю Россию. В некоторых городах, особенно в Омске, Томске, Новосибирске, Красноярске, Курске, Екатеринбурге, Воронеже, Тольятти, Самаре были по 3-4 раза.
В планах группы записать пластинку лучших своих 12 песен в неожиданных ремиксах и аранжировках. Пластинка так и осталась в планах, как и многие другие обещания группы, которые надавала своим поклонникам “Агата Кристи“ за 20 лет своей творческой деятельности.
В январе 1995 года была продолжена работа над клипом на песню “Опиум для никого“ на киностудии "Мосфильм". Песня - шуточная. дружелюбно высмеивает псевдодекадентство так называемого "уральского рока". На съемках этого клипа Глеб Самойлов окончательно простился с мечтами об актерской карьере. Хотя Анатолий Берсенев, режиссер этого клипа, просматривая рабочие кадры, неоднократно вскричал в восторге: "Де Ниpо! Де Ниро!! Де Ниро!!!" Вадим Самойлов принял активное участие в перемонтаже клипа. После шока у группы от просмотра первого варианта.
В клипе, помимо Глеба, роли исполняли еще два человека – безымянный, черный мужчина и девушка по имени Габи. Во время съемок мэн все время домогался Габи. Обещал ей, что у них все будет хорошо, а она от него всячески пряталась. Никто до сих пор не знает, откуда взялся этот тип и куда он, потом делся. Группа до сих пор гадает, почему вторым действующим лицом был именно черный.
После съемок клипа, с автобусом "Мерседес", который возил на площадку музыкальную аппаратуру группы, произошла мистическая история. Прямо у пансионата, где жила группа, у автобуса снесло крышу!
Главным событием этого года была презентация альбома "Опиум". По всем правилам шоу-бизнеса была проведена его пышная презентация в "Совинцентре" в Москве. Специально для раскрутки “Опиума” на радиостанциях выпущен сингл с четырьмя песнями, по телевиденью крутятся клипы "Сказочная тайга" и "Опиум для никого". Пышная презентация альбома в Москве (снята и выпущена видеоверсия этого концерта, режиссером которой стал Виктор Конисевич снявший для группы клип “Сказочная тайга” в прошлом году) и Питере. Весной - летом группа совершает грандиозный живой тур по России, собирая аншлаги во всех дворцах спорта: участие в акции "Максидром" (май, с/к "Олимпийский"), тур "Опиум", а также "Сибирский тур" и сольные концерты в Лужниках.
“Опиум” - это была провокация, на которую общество купилось. Люди повелись на все, что было в альбоме провокационного. Группа была не готова совершенно к системе гастролей, туров, режиму постоянного внимания, наблюдения за тобой. К тому же значительная часть поклонников не обратила внимания на заложенную в текстах иронию. “Я крашу губы гуталином” - некоторые восприняли как руководство к действию. В интервью Глеб Самойлов поражался, он никогда не думал, что песня “Опиум” станет так популярна. Это стеб был над рокерами и во многом над самим собой - черные одежды, раскрашивание лиц, деланный декаданс. “Гетеросексуалист” возник как ответ на новую моду на унисекс, как ответ на появившееся мнение, что только гомосексуалисты могут творить настоящее искусство. Хотя и в этой песне велика доля самоиронии.
Ряд вещей проникнуты глубинным ощущением смерти. “Были моменты, - рассказывает Глеб Самойлов, нахождения на грани смерти, и каждый раз совершалось чудо. Я не перестаю удивляться, насколько Бог милостив. Я оказывался на самой грани бытия и небытия. Я оказывался в состояниях, когда наиболее остро чувствуешь любую боль... Когда я смотрел телевизор и узнавал, что шахтерам не выплатили зарплату, - мне хотелось выброситься из окна, потому что - нервы нараспашку. Но с другой стороны, было ощущение света. Мы очень много колесили по России на автобусах. И очень часто проезжали через застывшие в веках деревеньки, леса. Возникало щемящее чувство тоски, разделенности с этим и безумное желание найти точки соприкосновения”. Уже в этот момент в голове Самойлова мл. уже начал зарождался “Ураган”.
”Как это ни эгоистично, - рассказываете Глеб Самойлов - “Опиум”, альбом обо мне. “Декаданс” был сборником баллад о различных явлениях в жизни, “Позорная Звезда” - о моих взаимоотношениях с любовью, а “Опиум” посвящен лично мне. В “Звезде” был конфликт “он-она”, в “Опиуме” же налицо мой конфликт с самим собой. И ничего веселого в этом нет”.
Еще одно из главных событий этого периода (середина осени) - это выпуск первого сольного альбома Глеба Самойлова - "Маленький фриц". Альбом посвящен 2-ой мировой войне. Возможно, кто-то подумает, что автор просто не наигрался в войну в детстве, а спустя 20 лет решил наверстать упущеное. Только представляет он себя не в роли бравого красного командира, а совсем еще юного немца маленького Фрица. Пауз между песнями нет, один сюжет быстро сменяется другим. И возникает ощущение, что смотришь документальный фильм, вроде "Обыкновенного фашизма" только снятого в России немцами. Возможно, кто-то кинется обвинять Глеба Самойлова в фашизме, хотя фашизм находит свою правду в этой войне, хотя его вечность и сгорает на дне ада. Мало кто задумывался, что значила эта война и фашизм вообще для простых немцев, Глеб - один из тех, кто высказал свои мысли в слух.
Жизнь ”Агаты” изменилась – ежедневные репетиции по 4-5 часов, ребята стали гораздо меньше выпивать, появилась проблема общения со зрителем. Если раньше в маленьких залах концерты проходили более демократично, то сейчас в силу того, что залы изменились, охрана появилась, возник барьер. Пробраться практически к группе невозможно. “Агата Кристи” получает гонорара гораздо меньше, чем коммерсанты! У них даже квартиры своей нет. Музыканты сидят на шее у спонсоров. Живут в подмосковном пансионате, который построила и предоставила им фирма-спонсор "Росремстрой", а гастроли организует и субсидирует другой спонсор - "Rice Music". У Вадима Самойлова две машины. Первую (*девятка, на которой ездит вся группа; у них свой водитель, с которым расплачиваются "Агата Кристи" сама, в складчину, т.к. когда Вадик садится за руль, это непременно заканчивается встречей с гаишником и уплатой штрафа) ему подарили на 30-летие, вторую купил сам. У Вадима была возможность выбирать из числа самых экзотических машин: от самых дорогих до сред недорогих, но он остановился на "форд-таурас", потому что надо жить по средствам. Альбом "Опиум" к концу 1995 года разошелся 20 000 тиражом (в Германии 2 раза допечатывался тираж альбома).
Андрей Котов в отличие от остальных агатавцев снимает квартиру в Москве. У Андрея есть, опять же у единственного из всех музыкантов, автомобиль - "восьмерка". В планах менять машины раз в 2-3 года. Андрей со временем стал заядлым автомобилистом, в 98 году уже имел "Чероки", и мечтает о "Мерседесе". Позже к Котову присоединяется Вадим, который так же ошалел от автомобилей и быстрой езды.
Весной у группы появляется администратор Спартак Гафаров, спустя некоторое время он становиться директором группы. До того, как Спартак стал работать с группой, он танцевал в балете у певицы Лада Дэнс. У группы выросли финансовые возможности, концерты стали дороже, но зрителей это не останавливает.
Этот год характерен еще тем, что в рядах поклонников появилась фанаты, которые называют себя МГП (Московская группа поддержки). Их боятся. На их территорию стараются не попадать, на концертах их обходят стороной. О них говорят с презрением и уважением, с завистью и злобой. О них ходят слухи и разные истории. Гнобили поклонников. Они травили, доставали близких людей музыкантов, позволяли себе нецензурную брань и предложения – а не выпить ли нам водки. Изрисовывали подъезда, гадили там. Правда, потом сами же все мыли и убирали. Первое время ”Агата Кристи” от них шарахались. Проводили легбезы, что такое хорошо и что такое плохо. Девочки извинялись, а через месяц начиналось все по-новому. Были случаи махача Вадима с одними из них. Сначала они себя называли ФБР – фанаты быстрого реагирования), но позже когда в одном из радиоэфиров Глеб упомянул о них, то назвал их московской группой поддержкой, так МГП и прижилось.
Болезнь ”Агата Кристи” у всех начинается одинаково. Сначала понравилась музыка, потом – бац! - концерт. Девченки-фанаты первым делом узнают, где находится официальный фан-клуб группы (раньше это было у всех, тогда и интернета не было) – около офиса "Райс Мьюзик". Все стали подтягиваться туда. Самые активные организовали ФБР. Эти девочки были бешеными, могли за просто так и лицо исполосовать ногтями. Дал
Здравствуй!
Как здорово, что ты завела дневник на Ли.ру - тут столько всего интересного!
Если ты увлекаешься вязанием, или тебе нравятся вязаные вещи, разреши пригласить тебя в мое сообщество вязалочки! Здесь мы хвастаемся нашими работами, помогаем найти описание, разбираем узоры.
Т.к. ты недавно на лиру, хочу порекомендовать тебе сообщества, которые могут тебе быть полезны и интересны: Фоны_для_дневника, Темы_и_схемы, Лучшие Дизы на ЛИРУ – помогут подобрать новое оформление для днеыника. Вкусно_быстро_недоро – замечательное сообщество простые рецепты со вкусным результатом. Книжный БУМ – обсуждение последних книжных новинок Уголок психолога – поддержит вас в трудную минуту Мой цитатник – сборник замечательных цитат и выражений Geo club – различные уголки земного шара в картинках. Очень красивое и познавательное сообщество. Расскажи_свой_сон – здесь можно рассказать о том, что тебе снится, и почитать чужие сны.
Когда голова рукам покоя не дает: Лепим_из_пластелину - сообщество начинающих «скульпторов», лепят из пластилина, пластики, гипса, глины. Для тех, кто без комплексов лепит от детских поделок, до сумасшедших работ.
Добрый день... Ну, что хочу сказать, добро пожаловать! Желаю тебе удачно провести время и найти новых друзей. Здесь есть интересные люди!=)
Только не пугайся всех этих многочисленных настроек, ты к ним привыкнешь! На самом деле всё очень легко!=)
Через несколько дней ты так привяжешься к своему блогу, что будешь писать и писать!
В общем.... Если возникнут вопросы обращайся!
А хочешь попасть в мой дневник, нажми на картинку!
Приветик! Добро пожаловать на Ли.ру. Надеюсь тебе тут понравится. Хочу пригласить тебя в постоянные читатели моего дневника, а так же в мои подопечные сообщества: Моя_косметика - посвящено косметике, парфюмерии, уходу за собой и Мой_любимый_КРОЛИК - сообщество любителей таких замечательных зверушек, как кролики, возможно тебе понравится и ты захочешь завести себе такого же :)