Этнографические костюмы Карелии. |
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ КАРЕЛИИ
Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно – русского комплекса одежды.
Костюм калевальской карелки (конец ХIХ в.)
Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.
Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Женский праздничный костюм Олонецкой губернии (середина ХIХ в.)
Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).
Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.
Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали
Традиционный пудожский костюм (начало ХХ в.)
Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги-«бабочки». .
Традиционный женский костюм (Заонежье, начало ХХ в.)
Заонежский девичий костюм (начало ХХ в.)
Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.
В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.
Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
Костюм поморской невесты (начало ХХ в.)
У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.
Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.
Традиционный вепсский костюм (начало ХХ в.)
Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» - одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.
Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.
В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.
Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.
В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.
Мужской праздничный костюм конца ХIХ – начала ХХ в.
Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.
В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.
Т.Б. Яшкова
http://culturemap.ru/?region=116&topic=45
Серия сообщений "национальная одежда":
Часть 1 - СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
Часть 2 - Русский национальный костюм.
Часть 3 - "Во всех ты, Душенька, нарядах хороша!"
Часть 4 - Коллекция Лидии Мельниковой: Русский народный костюм.
Часть 5 - Этнографические костюмы Карелии.
Часть 6 - Семь отличий девицы от мужней жены на Руси.
Часть 7 - Костюм: между традицией и модой(особенности русского народного костюма волжан).
...
Часть 22 - Из альбома "Одежды Русского государства". 1869 год. Киевская губерния. Акварели Ф. Г. Солнцева.
Часть 23 - Из альбома "Одежды Русского государства". 1869 год. Акварели Ф.Г. Солнцева.
Часть 24 - Одежды Русского государства. Акварели Ф. Г. Солнцева.
Рубрики: | декоративно - прикладное искусство |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |