-Метки

9 мая Крещение Господне анна кирьянова богородица вера декоративно - прикладное искусство день победы дети духовные стихи духовный мир елена ваенга елена ваенга шансон женский образ живопись живопись художники животные здоровье икона икона божией матери иконы индейка истории из жизни исторические личности история история россии картины ксения петербургская кулинария кулинарные советы молитва молитвы монастырь мужчина и женщина музыка народные обычаи народные традиции национальная одежда национальный костюм николай чудотворец николин день новогодние картинки память пасха пейзажи поздравительные открытки поздравление полезная информация полезная информация для дневника полезные продукты поминовение поминовение усопших поучение поэзия православие православие иконы православие иконы праздник притча проповедь просьба о помощи психология психология жизни психология отношений рамочка родительская суббота рождество романовы святитель николай святые советы стихи традиции упражнения уход за лицом фарфор фитнес храмы храмы архитектура художники церковный праздник шансон ювелирное искусство юмор

 -Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Рыжкова:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Рыжкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11869


Этнографические костюмы Карелии.

Пятница, 30 Марта 2012 г. 12:06 + в цитатник

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ КАРЕЛИИ

Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно – русского комплекса одежды.

kost_36b.jpgКостюм калевальской карелки (конец ХIХ в.) (600x500, 273Kb)

Костюм калевальской карелки (конец ХIХ в.)


Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.

Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).


kost_35b.jpgЖенский праздничный костюм Олонецкой губернии (середина ХIХ в.) (600x500, 248Kb)

Женский праздничный костюм Олонецкой губернии (середина ХIХ в.)


Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).

Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.

Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали


kost_45b.jpgТрадиционный пудожский костюм (начало ХХ в.) (600x500, 119Kb)

Традиционный пудожский костюм (начало ХХ в.)

Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги-«бабочки». .


kost_39b.jpgТрадиционный женский костюм (Заонежье, начало ХХ в.) (600x500, 242Kb)

Традиционный женский костюм (Заонежье, начало ХХ в.)

kost_38b.jpgЗаонежский девичий костюм (начало ХХ в.) (600x500, 264Kb)

Заонежский девичий костюм (начало ХХ в.)


Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.

В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.

Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.

kost_42b.jpgКостюм поморской невесты (начало ХХ в.) (600x500, 307Kb)

Костюм поморской невесты (начало ХХ в.)

У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.

Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.

kost_49b.jpgТрадиционный вепсский костюм (начало ХХ в.) (600x500, 272Kb)

Традиционный вепсский костюм (начало ХХ в.)

Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» - одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.


kost_47b.jpgКостюм Южной Карелии (600x500, 131Kb)

Костюм Южной Карелии

Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.

В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.

Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.

В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.



kost_50b.jpgМужской праздничный костюм конца ХIХ – начала ХХ в. (600x500, 104Kb)

Мужской праздничный костюм конца ХIХ – начала ХХ в.


Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.


В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.

Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.

Т.Б. Яшкова

http://culturemap.ru/?region=116&topic=45

 

Серия сообщений "национальная одежда":
Часть 1 - СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
Часть 2 - Русский национальный костюм.
Часть 3 - "Во всех ты, Душенька, нарядах хороша!"
Часть 4 - Коллекция Лидии Мельниковой: Русский народный костюм.
Часть 5 - Этнографические костюмы Карелии.
Часть 6 - Семь отличий девицы от мужней жены на Руси.
Часть 7 - Костюм: между традицией и модой(особенности русского народного костюма волжан).
...
Часть 22 - Из альбома "Одежды Русского государства". 1869 год. Киевская губерния. Акварели Ф. Г. Солнцева.
Часть 23 - Из альбома "Одежды Русского государства". 1869 год. Акварели Ф.Г. Солнцева.
Часть 24 - Одежды Русского государства. Акварели Ф. Г. Солнцева.

Рубрики:  декоративно - прикладное искусство
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 5 пользователям

Соколова_Тамара   обратиться по имени Пятница, 30 Марта 2012 г. 16:07 (ссылка)
Посмотрела и прочитала с удовольствием,спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Алефтина_Рыжкова   обратиться по имени Пятница, 30 Марта 2012 г. 16:15 (ссылка)
Соколова_Тамара, дорогая Тамарочка, я знаю, что Карелия - это твоя малая Родина. С большим удовольствием делала для тебя этот пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Veralex   обратиться по имени Среда, 04 Июля 2012 г. 09:59 (ссылка)
Спасибо!Понравился пост.
Ответить С цитатой В цитатник
К дневнику Страницы: [1] [Новые]