Люди всегда барахтались среди собственного зла и страдания, и вряд ли когда-либо были этим довольны. Тысячи лет назад они уже искали того, кто во всём виноват – боги? рок? они сами? Библейская книга "Бытие" вынесла обвинительный приговор родоначальникам человечества, Адаму и Еве, непослушание которых стало "первородным грехом", нарушившим первоначальный благой замысел Бога о мироустройстве, бросило бессчётные поколения в скорбную земную юдоль.
В те времена, когда писалась эта злополучная книга, люди не знали о самих себе ещё очень многого. За причину всех поступков человека вполне могла сойти необъяснимая "свободная воля", по умолчанию считалось, что человек действует спонтанно, сам из себя. А значит и ответственность за свои дела ему делить не с кем. Оставалось только каяться и тяжело искупать свою врождённую невольную вину, свою неискоренимую греховность.
Многие века спустя, механизмы, приводящие в действие психику человека, заставляющие его поступать тем или иным образом, были выставлены наукой на всеобщее обозрение, получили свои названия – инстинкты, комплексы, аффекты. Черты характера, личностные качества, само направление мыслей оказались обусловленными, а самостоятельность человека в их проявлении – очень и очень относительной. Таинственная "свободная воля" исподволь распалась на необходимые следствия генотипа, условий развития, воспитания, опыта, текущей ситуации. Понятия ответственности и вины приобрели совсем другой смысл, в свою очередь оказались лишь механизмами, регулирующими поведение человека в обществе.
Да, человек всё так же ощущает себя свободным и ответственным перед собой за свои поступки. Следствия сформировавших его причин стали им, он – и есть эти следствия, и в каждый конкретный момент действительно именно от него зависит его поведение, последствия его деятельности. Это и есть его "свободная воля" – действительно свободная здесь и сейчас, но всегда обусловленная не зависящим от человека прошлым. Мы чувствуем себя свободными, спонтанными, когда смотрим каждый на себя изнутри. Но глядя на себя со стороны, глядя на других людей, легко можем понять, что целиком находимся в мире причинности, являемся его частью. Можно сказать ещё по-другому – как субъект человек свободен, но как объект – обусловлен... если не предопределён. Как субъект он может нести ответственность перед самим собой, но как объект, перед другими в той же мере – не может.
Можно и нужно регулировать поведение человека и общества законами. Можно и нужно бывает пресечь преступную деятельность человека, наказать его в пример другим. Но обвинить его, обвинить в полном смысле слова – нельзя. Причины сделанного им зла не упираются в него – они уходят в непознаваемую бесконечность. Если считать наказание злодея справедливым, то тут можно говорить о справедливости только как об адекватности самозащиты общества и эффективности предупреждения нового зла, но не как о "воздаянии" строго по заслугам. Идея справедливости как "воздаяния" – отрыжка дикарской мстительности, примитивного неумения прощать. Между тем, похоже именно "воздаяние" многочисленные авторы Библии считали "высшей" справедливостью. Вообще, на скромный взгляд автора этих строк, в нашем заведомо заражённом злом мире единственная действительно высшая справедливость, какую можно было бы себе представить – это одинаковая максимальная награда для всех, абсолютно независимо от "заслуг".
Злоба и жестокость, жадность и лживость, горечь потерь и ужас смерти, оказались начертаны на молекулах ДНК, созданных на долгом пути эволюции законами и условиями внешнего, дочеловеческого мира. "План творения", реализованный бесстрастной природой, задолго до первых людей содержал чудовищные законы животной, а потом и человеческой жизни. Теперь-то ясно, что в своей основе человек был и остался животным, что его иерархическое, половое, территориальное поведение продолжает направляться всё теми же инстинктами зверя. Ясно, что все слои культуры, все знания и навыки мышления, на практике обычно остаются орудиями в руках этих инстинктов. Стоит ли вспоминать, что наивные попытки коммунистов "перевоспитать" человека, пробудить в нём сознательность, убедить его разумно действовать для общего блага, потерпели скорый бесславный крах. Построить разумное общество, ориентированное на счастье каждого, оказалось не так-то просто – в природе испокон веков было востребовано не счастье, а адаптивность.
Так кто же виноват в неизбывной горечи жизни под солнцем? Природа? Но природа, если её не обожествлять, не может быть ни в чём виновата. Она просто есть. Несмотря на всю непознаваемость её начал, ей самой не может быть присуща "свободная воля". И нам остаётся сделать единственный возможный, и, на мой взгляд, правильный и замечательный вывод, вывод, который, уверен, мог бы лечь в основу самой лучшей морали – в этом мире раз и навсегда никто ни в чём не виноват. Не правда ли, хороший повод лишний раз попытаться простить и возлюбить ближнего?
Надо сказать, что проблемы тех, кто ведёт свой род от обезьяны, меркнут перед горем потомков Адама. Человек, сотканный из обыкновенных причин и следствий, в принципе может быть изменён и облагорожен искусственно, через те же причины и следствия. Человек же, подконтрольный таинственным потусторонним силам и принципам, может надеяться только на потустороннее... А вот об этом ниже.
Как известно, создав на шестой день человека, Бог сделал широкий жест, предоставив ему свободу, с этого и началось. Кому, скажите, нужна свобода в Раю, где и так всё хорошо? Кому вообще понадобилась бы свобода от Бога, будь Бог действительно так добр и совершенен, как принято думать? Зачем людям свобода свернуть с пути, если этот путь и вправду единственно верный, а кругом – страдание и смерть? Она нужна только теперь, после грехопадения – свобода друг от друга, от агрессивных, жадных, испорченных людей. Да и при чём тут свобода – почему уже первые люди, которых Бог лично слепил из глины и в которых лично вдохнул душу, оказались устроены так, что при первой возможности потянулись к греху?
Если верить Библии, пророк Ездра спросил у Бога, откуда взялось "лукавое сердце" Адама, заставившее его согрешить, откуда "корень зла" в сердце народа, перед которым отступает всё доброе? Но посланный к нему Богом ангел Уриил лишь посмеялся над его ничтожеством: "обитающие на земле могут разуметь только то, что на земле; а обитающие на небесах могут разуметь, что на высоте небес". Божественного разума недостаточно, чтобы растолковать человеку, за что он страдает. Что прикрывает уклончивость ответа Творца – преступную халатность? злонамеренность? пофигизм? И это – всесильный единый Бог, единственная причина всего, причина самого себя, единственный, кто несёт безраздельную ответственность за всё происходящее в созданном им мире!
В беседе с Ездрой всеблагой Бог радуется о немногих – о тех, кто спасётся, и признаётся, что ему наплевать, что большинство людей напрасно промучится на Земле, и после отправится в Ад на вечные муки. Он знает это, он говорит об этом заранее – о смерти Христа, о наказании грешникам, но не шевельнёт всемогущим пальцем, чтобы что-либо изменить, словно мир не в его власти и никакой он не бог. И тогда, сокрушаясь о поступке Адама и злых путях человечества, боголюбивый и богобоязненный пророк Ездра в отчаянии произносит своё обвинение Богу.
"Я отвечал и сказал: вот мое слово первое и последнее: лучше было не давать земли Адаму, или, когда уже дана, удержать его, чтобы не согрешил. Что пользы людям – в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания?" [3Езд.7,46]
Это неотразимое обвинение известно теологам как вопрос о теодицее. И не только сам Ездра, но и вся религиозная мысль человечества вот уже больше двух тысяч лет не может ничего с ним поделать.