
В недавней записи про «космический» день я упомянул о прибытии мне в постамат DVD-диска с моим любимым фильмом «Комедия строгого режима». Естественно, я в тот же вечер поставил его в привод приставки и пересмотрел с превеликим удовольствием.
Сразу замечу, что его по названию можно спутать с современным фильмом «Каникулы строгого режима». Он тоже хороший и диск с ним стоит у меня на полочке. Но по глубине замысла и талантливому воплощению всё же проигрывает. Я убеждён, что близкое по звучанию и написанию название было выбрано специально - об этом скажу в конце.
«Комедия» вышла в 1992 году по сюжету рассказа Сергея Довлатова из цикла «Зона». Там практически автобиографические зарисовки, поскольку писатель проходил воинскую службу в охране конкретного лагеря в советское время. Признаюсь, что я читал Довлатова в книге-сборнике и там этого рассказа не было - сейчас объясню почему.
Это самый антисоветский памфлет, который я бы сравнил с романом Оруэлла, судя по содержанию фильма. То есть, там настолько явно проходит мысль о криминальной природе большевистской партии, избравшей своими вождями бывших преступников, что - помилуйте! - как такое можно было напечатать в эпоху «развитого», а в конце своего существования, вообще «зрелого» социализма.
Фильм был снят в «перестроечное» время, когда многочисленные публикации стали открывать читателям глаза на многие события и рассказывать правду о подоплёке советской власти. Раз или два его даже показывали по российскому каналу аккурат в дни празднования очередной годовщины октябрьского переворота. Тогда «коммунисты» были в жёсткой конкуренции с новыми властями и фильм был для них хорошим ударом под-дых.
Действие фильма происходит в одной из колоний в год празднования 100-летнего юбилея «вождя мирового пролетариата», где под прикрытием театральной постановки пахан задумывает провести побег, который сам собой перерастает в массовый. Концовку раскрывать не буду, она неожиданная и надо обязательно досмотреть фильм до финальных титров.
И по ходу действия его надо смотреть внимательно, обращая внимания на каждую мелочь.
Один пример - лозунг на кумачёвой ленте в актовом зале колонии: «Ленин и теперь живее всех живых!», подписанный внизу «В.И.Ленин».
Детям младшего возраста смотреть его не надо - там часто ботают по тюремной фене*** и много сцен не для детских глаз. А вот для «миллениалов», поколения начала этого века - самое то. Им же сейчас активно впаривают мысль, что при советской власти было хорошо, а тут такое откровение о социальной базе советского строя.
Подбор актёров тоже интересный. Там одну из первых своих ролей: сначала шныря - забитого зэка, а впоследствии «ленина» в постановке тюремного режиссёра по сюжету фильма, сыграл Виктор Сухоруков. За «лучшую мужскую роль» его отметили премиями на Московском кинофестивале «Созвездие-92» и во Франции, в Онфлёре, на 3-м фестивале российского кино.
Я догадываюсь, почему его перестали показывать - чтобы у зрителя не было соблазна провести невыгодные властям параллели. Смотреть его надо, чтобы оценить талант Сергея Довлатова, так удачно спрятавшего злую сатиру под оболочку невинных насмешек над тупостью тюремного начальства.
*** ботать по фене - говорить на воровском жаргоне