
История праздника Успения Присвятой Богородицы
Годовой цикл праздников Православной церкви, открывающийся Рождеством Пресвятой Богородицы и завершающийся Ее Успением, своим богослужением и обрядами призывает христиан последовательно пережить все важнейшие акты нашего спасения, совершенного Христом.
Настоящий праздник, как учит св. Андрей Критский, есть “начало праздников: он служит дверью к благодати и истине”(хотя по времени своего появления в церкви этот праздник едва ли не последний из двунадесятых). По словам св. Иоанна Дамаскина, “день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость”.
По преданию (апокрифы II-III вв.), родители Девы Марии представляли лучшие ветви еврейских родов: Иоаким – род Давида, Анна – род Аарона, и блистали не только знатностью и высотой происхождения, но, прежде всего, добродетелью и скромностью, и, имея достаточно богатства, не использовали его только для себя, а прежде всего жертвовали на храм и раздавали нуждающимся.
Однако, будучи праведными перед Богом, Иоаким и Анна из-за своего бесплодия казались израильтянам достойными порицания, ибо “ поскольку надежда на бессмертие еще не была присуща, то поэтому преемство рода казалось необходимейшим делом” свт. Григорий Палама).
Нам теперь трудно представить, каким великим горем и скорбью было для еврейской семьи не иметь детей. Бесчадство рассматривалось как тяжкое наказание Божие за тайные или явные грехи, и только рождение ребенка избавляло от всеобщего позора.
И вот праведные Иоаким и Анна подверглись тяжелому испытанию бездетства: прошло пятьдесят лет их супружеской жизни, а они не имели детей.
И угодно было Богу, чтобы именно тогда, когда скорбь их достигла высшей степени и напряжения, когда они особенно горячо “ко Господу в скорби неплодства возопиша”, - им, бывших в разных местах, одновременно каждому возвещена была радостная весть через Ангела Господня. Спустя девять месяцев праведная Анна родила, и рождество это стало радостью для всего мира, ибо из Родившейся возсияло для всех людей “Солнце правды – Христос Бог наш”.
К истории установления праздника следует сказать, что вообще Богородичные праздники стали появляться позднее Господских, а Рождество Богородицы – в числе самых поздних.
Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро затем появился в Риме, распространяясь при этом на дочерние церкви. Знаменательно, что праздник есть не только у иаковитов (сирийские монофизиты), но и у несториан (называется “рождество владычицы Марии”), и тоже 8 (21) сентября (только в некоторых древних коптских месяцесловах 26 апреля); это может быть признаком того, что праздник появился в Восточной церкви до отделения от нее несториан и монофизитов, то есть в V веке. На западе праздник даже в VII-IX вв. не имел общего распространения и еще медленнее достигал там торжественности в чествовании.
С самого возникновения праздника Рождества Богородицы в честь его должны были появляться церковные песни. Но в нашей нынешней службе едва ли сохранилось что-либо в честь праздника от V-VII веков.
От прп. Романа Сладкопевца (VIв.), составившего многие кондаки в честь двунадесятых праздников, не дошло кондака на Рождество Богородицы. Из нынешних песнопений праздника только тропарь “Рождество Твое, Богородице Дево” принадлежит древним V-VII векам, судя по тому, что это же песнопение имеется и в римо-католической службе, и что это чуть ли не единственный случай совпадения богослужебных песен двух церквей.
Исследование по истории данной службы показывает, что она составлялась с осторожной медлительностью и осмотрительностью, а авторами ее были свв. подвижники и исповедники VIII-IX веков: прп. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин, Герман - патриарх Константинопольский, прп. Иосиф Песнописец и др. Это, равно как и высокие художественные достоинства их произведений , было причиной того, что более ранние, и более простые и безыскусственные произведения этого рода V-VII веков уступили место их песнопениям.
Впоследствии целый ряд знаменитых песнописцев нес плоды своего вдохновения этому празднику, все больше привлекавшему к себе благоговение и почитание христианского мира,- но церковь, находя их достоинства недостаточными, сохранила церковную службу праздника строго выдержанным во всех частях художественным целым.
http://gael.cnt.ru
Копия :
Фотографии копии из инета)
Успенский храм села Петрово-Дальнее