Пётр Петрович Чобитько | ИМПРОВИЗАЦИЯ В КАЛЛИГРАФИИ
4:31
Второй каллиграфический урок Петра Чобитько | Calligraphy lesson by Pyotr Chobitko
12:14
Пётр Чобитько:
«Каллиграфия должна быть обязательным уроком в школе»
Пётр Петрович Чобитько, человек с белой бородой, добрыми глазами и бархатным голосом – основатель и руководитель Санкт-Петербургской школы каллиграфии, организатор каллиграфической выставки «Образ и буква» и мастер-классов в «Лермонтовке» – рассказывает о своей давней любви к этому искусству.
– Я родился в Киеве, – повествует он. – Когда мне было девять месяцев от роду, в доме случился пожар. Последствия были серьёзные: я стал заикаться. Долго восстанавливался. А потом знакомые моих родителей, из старой профессуры, посоветовали: дайте ему перо. И без всяких врачей и логопедов мой недостаток исчез.
После в школе у меня была учительница, Татьяна Ивановна. Она очень красиво писала заглавные буквы. Большие, на всю доску. Меня они совершенно заворожили. Как-то я на её уроке замечтался, глядя в окно. И она запустила мне мелком прямо в лоб! Оказывается, Татьяна Ивановна была ворошиловским стрелком. У неё и значок имелся. Вот этот мелок в лоб почему-то тоже послужил своего рода стимулом...
Но я увлёкся именно западной каллиграфией. А мой профессор Пауль Карлович Лухтейн говорил: «Не смотри на Европу, у вас, русских, такие богатства скрыты!». Потом я узнал, что он был эвакуирован в Палех во время войны. Изучал русское письмо, все технологии. Знал, как золотить буквицы. Составлял рукописные книги с древнерусским письмом. Это была вторая прививка. Он меня направил в сторону русской каллиграфии.
К красоте приобщаются, сидя за конторкой
Пётр Петрович верит в каллиграфию, как кто-нибудь другой верит в демократию или в научный прогресс. В его голосе слышится страсть, когда он рассказывает о каллиграфии. Он говорит о ней, как о самом прекрасном в человеке. Каллиграфия, по Петру Петровичу, воспитывает, лечит, укрепляет и возрождает.
В голосе Петра Петровича звучат трагические нотки, когда речь заходит о шариковых ручках.
– Учёный, который 30 лет изучал пагубное влияние шариковой ручки, пришёл к выводу: надо писать только тонким пером, – говорит Чобитько. – Это гармонизирует состояние человека. Положение позвоночника тоже влияет на активность мозга. Мы на занятиях в школе каллиграфии работаем иногда, сидя на коленях, как на Востоке. Но лучше всего, оказывается, работать за конторкой, как это делали в XIX веке.
– Люди держат ручку, как попало, тогда как классическое использование пишущего инструмента предполагает работу трёх пальцев, – объясняет наш собеседник. – Это активирует лобные доли мозга. То есть ум.
Петр Чобитько: «Каллиграфия – не только красивое письмо»
«Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики»
- Мы хотим, чтобы как можно большей людей узнали о каллиграфии. Надо понимать, что каллиграфия - это не просто искусство красивого письма, а мощный инструмент для профессиональной ориентации и укрепления внутреннего состояния человека, - сказал W Петр Петрович Чобитько. - Современный человек чувствует себя незащищенным, он подвержен множеству стрессов, негативному влиянию среды. А как с ними бороться, кроме алкоголя и наркотиков, не знает. И сегодня, как никогда, нужны дополнительные методики, которые бы позволили людям быть спокойными и уверенными в себе. И такая методика, оказывается, есть. Причем, она очень древняя, простая и наиболее эффективная. Это каллиграфия.