Сауну на час заказывали?
или Почему я больше не хочу летать самолетами Utair
- Свежая пресса, - стюарды толкают по проходу тяжелую тележку с местными газетками. - - Какие газеты? Вы лучше кондиционер включите!
- Включим, когда полетим.
Вот с этой фразы и начались проблемы. Мы уже полчаса сидим в закрытом самолете рейс 374 Utair из Минвод в Москву. Тушка не новая, внутри в сто раз жарче чем на улице. Ближе к хвосту специфический запах туалета. Все предсказуемо. И жарко. Дико жарко.
Мы не летим. У мужчины на соседнем сиденье взмокла рубашка и джинсы!! Инструкциями по безопасности обмахиваются все. На просьбы включить кондиционер стюардессы не реагируют. В салон вообще не выходят. Борт-проводник Сергей пробежал по салону с пакетами-тошнотиками. Народ берет вместо салфеток.
- Воды! Дайте воды!
- Как зовут командира самолета?
- Я не знаю, - отвечает Сергей, передавая нам уже салфетки. Их расхватывают пачками. Хватает на пару секунд. Начинает кружиться голова. Кто-то не выдерживает, отстегивает ремни и идет на поиски воды в туалет.
- Вызывайте скорую! Ребенку плохо! Я сказал, ВЫЗЫВАЙТЕ СКОРУЮ – мужчина на сидение передо мной грозится разобраться со стюардами и всей командой. Его сын мокрый как мышь. Как и все мы. Мы в сауне. На час. В одежде. Вынуждено. Кто-то молчит. Кто-то возмущается. Стюардесс нет. Капитан молчит. Почему мы стоим? В чем дело?
Кто-то из пассажиров раздобыл воду. Она теплая. Но в наших условиях это рай. Я тоже иду за водой. Ее разливают стюардессы. Но почему не могут разнести всем? Почему не могут объявить – сейчас будет вода? Хоть узнали имя капитана – это очевидно бонус для нас.
На приставном сиденье или как там это правильно - в общем у траппа сидит парень с мамой и кислородным баллоном. Он еле дышит. Говорят, кислорода в первом баллоне вообще было мало. Парень бледный.
- Дыши, успокойся, убери эту маску и дыши, - переживает мать.
Я тоже делаю вдох. По инерции. И тут понимаю насколько горячий воздух. Он уже жжет. Люди набиваются в проходе за водой. Никто не знает, что случилось. Мы не летим. Кто-то говорит, очередь и нас не пускают. Другие, что не заводится двигатель. Но никакой официальной информации. Ни слова по громкой связи. Как будто команда вообще забыла, как использовать микрофон. В салоне груднички, дети, старики. Нам всем жарко. Кто-то падает в обморок. Люди начинают просто вставать с сидений и кричать. Требовать. Кто-то просит не паниковать. Кто-то требует открыть аварийные люки. Кто-то по сотовому пытается дозвониться в «Скорую».
- Они подгоняют трап, мы никуда не летим! – кричит мальчик у окна. На этом рейсе вообще очень продвинутые мальчики. Они ругаются со стюардами и выясняют больше инфы чем другие взрослые, которые молча терпят.
Люди хватают вещи и начинают толкаться по проходу. Кто-то просто выходит без вещей. Ничего не объявляют. Мы как стадо баранов бредем на свежий воздух. Вдруг включают кондиционер или что-то похожее. Мы идем через бизнес-класс. Первое что поражает – здесь прохладно!!! Ощутимо прохладно!!! Но люди тоже обмахиваются и смотрят на нас с ужасом. На улице жарко. Плюс 38. Говорят, у самолета не запустились двигатели из-за жары. Мы стоим на поле. Первое что делает почти каждый мужик – раздевается. Снимают футболки, рубашки. Всем пофиг кто и как выглядит. Мы выбрались из этой духоты. Все будет хорошо…
Но это было только начало. Наш рейс 374 на 15:50 не вылетел из Минвод до 22:30. Когда представители Utair появились в зале, народ готов был разорвать их в клочья. Они не извиняются. Они что-то говорят. Повышают голос, тянут время, советуют жаловаться – в общем, делают свою работу. Нас выпроводили из зала отлета с кондиционером и удобными креслами в зал аэровокзала. Я не могу назвать это аэропортом. Железные стулья. Никаких удобств и мы… Злые, мокрые, без воды. Скупили почти все напитки. Никто не объявляет ничего про наш рейс. Представители – а их двое – что-то объясняют. Да, воду принесли. Через 4 часа ожидания покормили. Люди требуют новый самолет. Половина отказывается лететь и сдает билеты. Я жду. Хорошо, что у меня не стыковочный рейс – народ в ужасе, как добираться до Норильска, Архангельска, Тюмени. Электронные билеты сдать оказывается невозможно – денег за них не дают, говорят, что другой билет надо оплачивать тут же. В кассах только бизнес. Это жесть. Представители компании предлагают нам ехать в Пятигорск на такси за свой счет и там переоформлять билеты. Но быстро поняли, что это глупое предложение. До конца выстояли 65 пассажиров. Мы все вместе объединенные общими переживаниями в 22:30 снова заходим в салон. Дежавю. Жарко. Дышать нечем. Но люди улыбаются. Привычно обмахиваются инструкцией по безопасности. Привычно потеют. Когда стюардесса начинает рассказывать правила безопасности, по салону раздаются нервные смешки.
- Не надо ничего придумывать, просто конспектировать из жизни – шутит мужчина рядом потому как бортпроводники забыли закрыть заднюю дверь…
- На борту есть кислородное оборудование – продолжает стюардесса
- Уже испытали – раздается из салона.
Реклама услуг Utair на фоне всего пережитого звучит глупо. Как и фраза – «Обращайтесь к нам в любое время за помощью». По салону пускают тетрадные листы – собирают инфу для подачи претензии на авиакомпанию. Правда в бортовом журнале пишут всего двое. Все слишком устали и хотят одного – долететь. Слава Богу это и произошло. В 00:49 мы в Москве… Я рада
ЗЫ:
Официальная версия – не запустилось ВСУ (что это за зверь??!!), но из-за этого ВСУ не работал кондер, не заработали двигатели. Их пытались запустить несколько раз. Удалось лишь поздно вечером – очевидно когда стало хоть чуть прохладнее. Между тем самолеты других авиакомпаний улетали без проблем – молчаливое доказательство….
Эту команду надо знать по именно:
Рейс 374 14 июня Минводы-Москва
Ту-154 М «Борис Щербина»
Капитан самолета Кашин Николай Сергеевич
Ст. бортпроводник Астешина Елена
Бортпроводник Сергей Рублев
Бортпроводница Светлана
Представители Utair
Руководитель представительства Лютиченко Андрей Николаевич
Представитель Владислав Борисович Борчанинов