Со времен римской цивилизации и до конца XVII века защитные функции в замках выполняли многочисленные фиксированные препятствия. Подвижные штифты отошли в прошлое. В это время стали широко распространены защитные выступы на ключах и скважины изощренной формы. Конструкция замков и ключей с повышенной защитой стала настолько сложной, с таким множеством разрезов и выемок, что изготовление замков превратилось в настоящее искусство. На то, чтобы освоить его, у учеников уходили долгие годы. Внешнему виду уделяли не меньше внимания: в этот период, особенно в XV, XVI, XVII веках, появляются невероятно красивые замки с тонкой отделкой и изящной резьбой. Эти образцы искусства кузнецов (изготовление замков стало отраслью кузнечного дела), до сих пор сохранились во многих музеях Англии, Франции, Германии, Италии и других стран. Такие замки были довольно крупными и стоили зачастую очень дорого, на их изготовление уходили многие недели – столько, сколько сейчас уходит минут на производство одного замка. Задвижка в таких замках удерживалась в закрытом или открытом положении пружиной или тумблером, представлявшим собой обычный крючок или захват, который откидывался в сторону при повороте ключа. В замках с повышенной защитой применялись пружины, и в таком механизме не было необходимости. Самая удивительная особенность средневековых замков – широкое разнообразие дизайна: создается такое впечатление, что двух одинаковых замков найти невозможно.
Поэт Аризон в своей Антологии использует эпитет, который указывает на сильно изогнутую форму ключа. Грек Юстатий примерно в 1170 г. н. э. в комментариях к произведениям Гомера упоминает, что такие ключи в то время считались уже древними, но все еще были в ходу. Поскольку ключи в форме серпа было неудобно носить, их связывали в связку и носили на плече. Подтверждение этому можно найти в «Гимне Церере» Каллимаха. Юстатий считает, что ключи были изобретены лакедемонянами, а Плиний и Полидор Виргил приписывают изобретение ключа Теодорию с Самоса. Однако остальные эти сведения опровергают, указывая, что ключи существовали еще до осады Трои.
Джозеф Бономи описывает самый древних из найденных замков, который был обнаружен в Ниневии: он запирал дверь одной из комнат дверца в Хосабаде. Бономи пишет, что на двери был большой деревянный замок, похожий на те, что до сих пор используются в некоторых странах Европы. Деревянный ключ с железными штырьками на одном конце, которые приподнимали железные штифты замка, был довольно тяжелым. Бономи добавляет, что в длину такие ключи составляли от 13 – 14 дюймов до двух и более футов. В письме У. К. Теревельяна, которое было опубликовано в торговом журнале в 1850 году, упоминается удивительный факт: замки, которыми на протяжении веков пользовались на Фарерских островах, по своей конструкции идентичны египетским. Детали этих замков и ключей были изготовлены из дерева, так же, как и детали замков, найденных в египетских катакомбах. Тревельян писал, что замки с Фарерских островов по конструкции и внешнему виду так похожи на египетские, что различить их довольно трудно.
Древнее происхождение замков подтверждается и частыми упоминаниями в Ветхом Завете. В Книге Судей Израилевых (глава 3), упоминается, что убив Еглона, царя Моавитского, Аод затворил за собой двери горницы и замкнул их. Пришедшие позже рабы, увидев, что двери горницы закрыты, взяли ключ и отперли их. Описываемые события происходили, видимо, в XII или XIII веке до н.э., когда замки и ключи, без сомнения, были уже распространены в Палестине. В Песни Песней Соломоновых (глава 5, стих 5) есть поэтическое упоминание о том, как мирра капала с пальцев на ручки замка. В Книге Неемии (глава 3, стих 6), 455 г. до н.э., говорится, что, починив врата Иерусалима, «они покрыли их, и ставили двери их, и замки их, и засовы их». Сведения о том, что первые ключи были очень большими, подтверждает следующая фраза из Книги Пророка Исайи (глава 22, стих 22), около 712 г. до н.э.: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его…»
Конструкция римских металлических висячих замков во многом похожа на конструкцию четвертого типа примитивных замков, о которых говорилось выше. К нижней части дужки или запора прикреплялись две растянутых пружины, которые при закрытии замка входили в два отверстия в корпусе. Пружины, которые при закрытии замка постепенно сжимались, при нажатии на дужку распрямлялись внутри корпуса и удерживали замок закрытым. Чтобы открыть замок, нужно было снова сжать пружины (которые были изготовлены из гибких колючек). Чтобы сделать это, достаточно было повернуть ключ, вставив его в отверстие на корпусе замка.