-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lojo

 -Метки

19 век annie leibovitz cafe de l'enfer (used to be in paris/ france) chastity belts english london sisters barry the beatles Достоевский Сартр ШАНЕЛЬ антиквариат блудный сын богема бурлеск вегетарианство венеция вертинский вилла винтаж вишневый сад гитлер гоген граммофон гудини дали дети детский мир дома дубаи душевнобольные ева браун замок шамбор звери зеркало андрея тарковского император инет магазины испания италия канны кино клеймо кони костюм крым куртизанки лондон лувр ля гулю малевич ман рэй материнство маяковский метро мимеограф музыкальные инструменты наоми николай романов о генри обманка обманки обувь памятник париж пикассо пояса верности редакторы резьба ретро автомобили ривьера рим рисунки ротко сандалии светопись сезария эвора синяя птица ссср стандартные позы фотомодели старинные кресты статьи по обработке фото тай театр тромлей тромплей тулуз-лотрек уличные артисты фото фотошедевры франция цирк цитаты шамбала шамбор швейная машинка шемякин шляпные булавки шляпные коробки эрмитаж япония

 -Рубрики


Дворцово-парковый ансамбль в Ропше

Четверг, 08 Ноября 2012 г. 11:47 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Этот пост отличается от моих предыдущих о великолепных и блестящих дворцах…
Это попытка обратить Ваше внимание,этому памятнику нужна помощь,иначе мы его потеряем,как и множество других,утрата будет невосполнима…
Больно смотреть.А вот его история и описание того,что было…
Ропша (фин. Ropsunhovi) — посёлок в Ломоносовском районе Ленинградской области. Центр Ропшинского сельского поселения.

Дворец в Ропше до разрушения (70-е годы 20-го века) Посёлок расположен на Стрельнинском шоссе на берегах реки Стрелки. Находится в 20 км к югу от берега Финского залива и в 49 км к юго-западу от Санкт-Петербурга. Деревня расположена в северной части Ижорской возвышенности на Ропшинских высотах (120—130 м над уровнем моря), ордовикское плато


В двух километрах к северу от Ропши находится крупный садоводческий массив «Новая Ропша». В 3 км северо-западнее проходит Петергофский канал, питающий фонтаны Нижнего парка Петергофа.
Дворцово – парковый ансамбль в посёлке Ропша – характерный памятник русской архитектуры и искусства паркостроения. Ропша – единственная царская резиденция в нашем районе.
Издревле Ропша (тогда поселение называлось Храпша – от новгородского собственного имени) размещалась на бойком месте – на перекрёстке дорог, связывавших погостские центры. Село Храпша имело следующий «административный адрес» - оно относилось к Кипенскому погосту (это территориально–административное деление подобно современному «сельскому поселению») Копорского уезда Водской пятины Новгородской республики
.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Ропша
Эти земли разжигали захватнический аппетит шведских и немецких феодалов, которые часто нарушали границы Великого Новгорода. В окрестностях Ропши сохранились старинные курганы, которые местные жители называют «шведовыми могилами». В них находили оружие и останки воинов.
Первые поселения появились в эпоху неолита (5-6 тыс. лет назад). Коренное население этих мест — прибалтийско-финские племена: чудь, водь, ижора. В VIII—IX веках в этих местах появляются ильменские словене, изменившие облик края, так как они использовали подсечно-огневую форму земледелия, выжигая коренные таёжные леса.

Состояние памятника всемирного наследия в 2012 году
Ропша — один из древнейших населённых пунктов Ленинградской области.
В XVI веке край был захвачен шведами и стал собственностью вассала шведского короля, генерала Гастфера.
На карте Ингерманландии А. И. Бергенгейма, составленной по шведским материалам 1676 года, упоминается как селение Ropsus.

Пётр I устроил в Ропше небольшую усадьбу с деревянными строениями и регулярным садом, предназначенную в основном для лечения минеральной водой, на Княжей горе вблизи источника Иордань; ранее на том же месте располагалась мыза Гастфера, а рядом — лютеранская церковь
В 17 веке эти земли вместе с Копорьем захватили шведы. В результате окрестности Ропши и Кипени пришли в запустение.
В 1703 году шведы были вновь вытеснены из Копорского уезда (из Копорской крепости шведов изгнал генерал-фельдмаршал Шереметев) Ропша стала заметно процветать и расширяться. В этом утопающем в зелени, приветливом и уютном посёлке царём Петром Первым был построен первый деревянный дворец на Княжьей горке и создана усадьба с регулярным парком с павильонами, хозяйственными постройками и гостевыми флигелями, фруктовым садом.

Бывшая бумажная фабрика
Она была создана в соответствии с руководящими документами петровской эпохи - «Проекте образцовой усадьбы и инструкции «О загородных домах и ассамблеях», иначе говоря усадьба имела регулярный стиль, в отличие от хаотичных по планировке подмосковных царских и боярских усадеб 17 века. Современники называли Ропшу любимой усадьбой Петра
. Наличие в Ропше целебного источника «Иордань» позволило Петру Первому (который проявлял склонность к врачеванию) создать «лечебную усадьбу», и в 1713 году он посещал её как первый «лечебный курорт», где жил весь июль. Дворец Петра Первого просуществовал до 1780 года (стал ветхим и был разобран) Усадьба Петра находилась между существующими развалинами Ропшинского дворца и памятником «Танк». Площадь, где находилась усадьба Петра сейчас частично застроена, там находится обширное кладбище.

Фёдор Юрьевич Ромадоновский
В 1714 году Пётр Первый дарит усадьбу на Княжьей горке с прилегающими землями князю Ромодановскому Фёдору Юрьевичу. Ромадоновский был руководителем Преображенского приказа, занимавшегося политическим сыском. За свою жестокость был прозван «пытошным мастером». По слухам при нём в Ропше существовало «пытошное заведение». Он и его наследники владели Ропшинской мызой до 1741года.

Ещё в 1710 году Пётр подарил село Ропша государственному канцлеру – Г.И. Головкину, где последний построил деревянный дворец, неподалёку от того места, где вскоре будет построен каменный. Так в Ропше соседствовали две усадьбы.
Особенно многолюдно стало в Ропше в 20-х гг., когда развернулось строительство 22-километрового грандиозного водовода к фонтанам петергофского Нижнего парка. Один из притоков этого водовода начинался в Ропше. В Ропше появились новые плотины, появились новые пруды.
В 1722 году в Ропше была сыграна свадьба Екатерины Ромодановской (внучка «пытошного мастера») и графа Михаила Головкина, сына государственного канцлера империи. Распорядителем на свадьбе был сам Пётр. Вскоре началось строительство каменных палат в головкинской усадьбе. По документам Головкиным требовалось большое количество извести – свидетельство обширного сроительства.

Пётр III
В усадьбе бывала, приезжая на охоту, Елизавета Петровна. По её поручению проект преобразования усадьбы разработал Растрелли. На основе старого усадебного дома был создан комплекс построек. Были обустроены Нижний и Верхний сады.Помимо Растрелли, к разработке плана ропшинского ансамбля предположительно имел отношение Жирар. Елизавета Петровна незадолго до смерти подарила Ропшу наследнику престола Петру Фёдоровичу, будущему Петру III.
С 1734 году ропшинские усадьбы (на Княжьей горке и головкинская) стали принадлежать Михаилу Головкину. Одну он унаследовал от отца, другую - по линии супруги Екатерины от Ивана Ромодановского (в 1730 г.).

Елизавета Петровна
Существует небезосновательное предположение, что строительство дворца для графа М.Г. Головкина осуществлялось по проекту и при личном участии одного из выдающихся архитекторов той эпохи - П.М. Еропкина, большого друга графа. Построенный дом по своей композиции напоминал петергофский Монплезир. По свидетельству современников усадьба Головкиных вобрала в себя всё лучшее и характерное для русского паркостроения первой половины 18 века.
После ссылки М.Г.Головкина в 1741 году, Ропшинская усадьба отошла в собственность казны. Она становится загородной резиденцией императрицы Елизаветы Петровнына пути из Петергофа в Царское Село и Гостилицы (куда императрица часто приезжала).

Старый и небольшой головкинский дом стал совсем тесным для многочисленной свиты императрицы. В 1748г. архитектор Ф.Б. Растрелли (автор Зимнего дворца, Смольного монастыря, Большого Петергофского дворца и др.) по указанию императрицы создаёт план совершенно новой царской резиденции. Сохранив центральную часть старого дворца, пристраивает к нему длинные одноэтажные галереи, одна из которых заканчивалась Кухонным корпусом и Эрмитажным павильоном.

Гавриил Головкин

Михаил Головкин

30-ые годы XVII века. Гравюра и рисунка архитектора Дж.Кваренги
Головкинские палаты были превращены в императорский дворец протяжённостью в 100 сажень. Это был летний дворец, потому что, дымовые трубы были только над Кухонным флигелем (исходя из гравюры Джакомо Кваренги последней четверти 18 века). Башенки и высокие кровли придавали архитектурному ансамблю живописный вид. Рядом с правой галереей дворца была вытроена церковь. Она была выполнена в пышных формах барокко. Отделка фасада здания была выполнена в излюбленном стиле Растрелли барокко.

Растрелли
По план - проекту Растрелли обширный парк, получивший название Нижнего, был заложен восточнее дворца. Он имел в ширину 400 саженей и простирался далеко на восток, переходя в лес. Здесь, на прямоугольном партере, разбили великолепный цветник, разделенный двадцатью пятью аллеями в небольшие участки. Разбегаясь, словно лучи солнца, от бассейна-фонтана и цветника, эти аллеи пересекались, образуя множество разноцветных треугольников. Подобная планировка – излюбленный приём Ф.Б Растрелли.

Южнее партера возвели три оранжерейные постройки, поставленные в линию. Вдоль аллей Нижнего парка высадили испанские липы, кроны которых были подстрижены в форме шара, куба, пирамиды (многие двухвековые липы сохранились) .В центральном дворике по проекту Растрелли должен был появится Собственный садик сложного и живописного рисунка. По бокам садика вдоль флигелей были устроены «крылатые аллеи» - деревянные дуги, увитые зеленью. Далее, западнее канала с двумя прудами был разбит Верхний парк, размером 470 на 640 метров.

Часть из задуманного Растрелли не было осуществлено ввиду начавшейся Семилетней войны. На его территории было шестнадцать зелёных квадратов. Облик парков 18 века был не мыслим без прудов, каналов и прочих «водяных забав». Ропшинский дворцовый ансамбль был окружён прудами и каналами, через которые было перекинуто 15 мостиков. Пруды эти питаются водой из десятков родников, действующих на склоне Михайловского оврага.

Каскад Рушник 1912г Таким предстает перед нами Ропшинский дворцово-парковый комплекс середины XVIII века. Вытянуты с запада на восток на полтора километра, он был расположен на трех понижающихся природных террасах: на верхней - Княжья горка, на средней - Зверинец и Верхний парк, на нижней - Нижний парк с прудами. Замысел В. Растрелли поражает грандиозностью и мастерством, знанием особенностей местного ландшафта и природных условий. В 50-е гг. 18 века Ропшинский ансамбль достиг наивысшего расцвета. Но вскоре наступил период запустения.

Сначала умерла императрица Елизавета Петровна, поощрявшая строительство в Ропше, а вскоре во дворце был убит Пётр Третий.
В Ропше император Пётр III после недолгого правления погиб при невыясненных обстоятельствах. В 1764 году Екатерина Вторая дарит своему фавориту Гриргорию Григорьевичу Орлову обширные поместья вблизи Петербурга, в том числе и Ропшу. Он «не жаловал Ропшу», с которой навсегда связалось зловещее событие. При нём Ропшинская усадьба пришла в упадок. Без должного ухода и присмотра пруды заросли травой и наполнились илом, дворец и постройки обветшали…

Григорий Григорьевич Орлов
(По мнению историков, участие при проектировании Верхнего и Нижнего садов Ропшинского ансамбля принимал участие известный паркостроитель Жерар.)
Незадолго до своей кончины Елизавета Петровна свои Указом подарила имение Ропша наследнику престола великому князю Петру Фёдоровичу – будущему императору Петру Третьему.

Император Пётр Третий удержался на троне всего 187 дней. В результате дворцового переворота, он был взят под стражу и перевезён в загородную резиденцию – Ропшинский дворец, где, как известно, и был убит. Существует несколько версий этого убийства - одного из самых загадочных преступлений второй половины 18 века. По одной его отравили, по другой - задушили.

Тем не менее известны имена главных заговорщиков-убийц - граф Алексей Орлов и князь Фёдор Барятинский. По официальной версии той эпохи император Пётр Третий скоропостижно скончался от геморроидических коликов. Императрица Екатерина Вторая указал: «О Ропше не вспоминать!», «Упоминание о Ропше неугодно» - вторили цензоры. Таинственность навсегда окутала Ропшу.

По Европе тогда ходили слухи о «жене, убившей мужа руками любовника». Почвой для слухов стала книга, изданная французским дипломатом Рюльером. Она раскрывала подробности дворцового переворота июня 1761г. Екатерина Вторая предложила Рюльеру внушительную сумму, чтоб он не переиздавал книгу. Он сдержал своё слово.
В конце XVIII века Павел I, будучи еще наследником престола, возродил ропшинское имение в память об убитом здесь отце. Чтобы избежать гнева Екатерины, он сделал это через подставного владельца - придворного ростовщика и ювелира Лазарева.

После кончины в 1783 году графа Г.Г. Орлова его наследники продают имение Ропша придворному банкиру и ювелиру, армянину Лазареву Ивану Лазаревичу (Ованесе Лазаряне). Приобретение стоило 12 тыс. руб. – сумма изрядно заниженная для столь обширного имения – 12 000 десятин с 1100 крепостными.

По заказу Лазарева придворный архитектор Антонио Порта, сохранив удачно найденную Растрелли общую композицию ансамбля, перестроил дворец в строгом классическом стиле. Наступил период коренной реконструкции ансамбля в Ропше.
Были разобраны боковые флигеля дворца и церковь. Были выстроены новые галереи с большими арочными окнами. Галереи заканчивались павильонами. В центральной части дворца появился классический портик, сильно выступающий в сторону Нижнего парка. Для этого заложен был фундамент из булыжника, на котором возвели аркаду первого этажа, обработав ее рустом. Колонны были сложены из кругов путиловской плиты (прочный известняк) с лепными капителями.

Они, объединяя второй и третий этажи центральной части, несут на себе классический фронтон. Портик выдвинут вперед из-за того, что значительно выступает за плоскость стен самая старая часть постройки - центральный корпус бывшего дома Головкина. Сквозь колоннаду хорошо просматриваются окна двусветного Голубого зала: на втором этаже - это, высокие прямоугольные окна, в третьем этаже - в центре окно полуциркульное, а по сторонам - два круглых
. Из Голубого зала дверь ведет на балкон второго этажа, откуда открывается вид на Нижний парк. Венчает здание легкий деревянный бельведер, сделанный в 1795 году плотником Петром Прокофьевым.
Всеми видами работ по реконструкции Ропшинского дворцово-паркового ансамбля руководил инженер Г.И. Энгельман. Его помощникамив этом деле были архитекторы Антонио Порта, Луиджи Руска, Е.Т. Соколов, Фельтен, «садовых дел мастер» Томас Грей.

В Ропше создали сложную гидротехническую систему взаимосвязанных между собой прудов, каналов и произвели посадку деревьев и кустарников таким образом, чтобы создавалась бесконечная смена ближних и дальних планов.
Ропшинский парк называют гидропарком, т.к. на его территории много живописных прудов. Среди них Ивановский пруд ( он же Большой пруд, назван в честь Лазарева), от него отделён валом Фабричный пруд, Артемьевский пруд ( в честь сына И,Л. Лазарева – Артемия Ивановича). Инженер Г.И. Энгельман, объединив мощный источник «Иордань» с менее мощными подземными родниками, используя также воды реки Стрелки и с помощью различных гидротехнических устройств создаёт небывалую сеть Ропшинских прудов, которые дополняются каскадами, каналами. Среди водных пространств раскинулось более десятка островов и островков, по которым были проложены парковые аллеи.

Ропшинский дворец в начале XX века
В дальнейшем некоторым перестройкам подверглись и интерьеры дворца. В их оформлении принимали участие архитекторы Л. Руска, Е. Л. Ган, А. И. Резанов, художники - Торичелли, академик В. О. Медичи, знаменитый декоратор профессор А. Л. Роллер и другие. Сложного рисунка наборный паркет, живопись, лепка, уникальная мебель, фарфор, бронза украшали ропшинские дворцовые апартаменты.

По богатству и пышности отделки они не уступали интерьерам Екатерининского дворца в Царском Селе и Большого дворца в Павловске. В дворцовом ансамбле Ропши в тот период насчитывалось более 100 помещений! Он состоял из Дворца, 7 каменных флигелей – Кухонного, Большого гостиного, Малого гостиного, Конюшенного, Смотрительского, Полковничьего, Погребного, кладовой и сараев.
Кроме ансамбля дворцовых построек в Ропше возник ещё один – комплекс оранжерейных построек. Он включал в себя казармы садовых служителей (перестроены в 1869 г. в «Кавалерский дом»), оранжереи и теплицы, дом садового мастера, кузницу и другие постройки. В оранжереях и теплицах выращивали ананасы, абрикосы, персики, виноград, вишни, сливу, землянику.

Небольшое военное мемориальное кладбище находится в конце обширного плато ввиду Ропшинского дворца. Здесь похоронены героические защитники поселка, погибшие в годы Великой Отечественной войны
. При этом нельзя забывать, что работы по реконструкции и обустройству Ропшинского ансамбля велись крепостными – каменотёсами Фёдором Ивановым и Петром Дорофеевым, лепщиком Петром Бущевым, плотником Нифонтом Ивановым и другими крепостными мастерами.

В 1826 году Император Николай Павлович усадьбу в Ропше дарит своей супруге – императрице Александре Фёдоровне.

В Ропше в 1788-1794гг. построен и сохранился интересный памятник архитектуры конца 18 века – трёхэтажное здание Ропшинской бумажной фабрики. Фабрика была выстроена на берегу пруда, который впоследствии и стал называться Фабричным. Она составляет единый ансамбль с Ропшинским дворцово-парковым комплексом. Этот памятник промышленной архитектуры был построен по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Постройка выполнена в классическом стиле и своим главным трёхэтажным фасадом обращена в сторону Фабричного пруда и нижнего парка. Здание имеет высокую коробовую кровлю, придающую ему отчётливый силуэт.

К началу 19 века перестройка Ропши была завершена.

В 1796 году имение Ропша за 400 0000 рублей покупает император Павел Первый. Он хотел переименовать Ропшу в «Кровавое поле» (в память о гибели своего отца), но это ему не удалось - его самого убивают в Михайловском замке.

Семья императора Николая II и сопровождающие лица
Фотография датирована 22 июля 1898 г
Во времена царствования императора Александра Первого Ропша находилась в ведении кабинета его Императорского Величества, за Ропшинским ансамблем вёлся постоянный и тщательный уход.

В 1826 году Император Николай Павлович усадьбу Ропша дарит своей супруге – императрице Александре Фёдоровне.
В 1857 году усадьба перешла в ведение Департамента уделов. В царствование Александра Второго в Ропше проводятся строительно–восстановительные работы, изменяется интерьер помещений залов дворца.

В 20 веке на месте предыдущих одноэтажных галерей, плавно переходившие в боковые павильоны, был построены двухэтажные постройки, слившиеся с основным корпусом.
Император Николай Второй часто охотился в Ропшинских лесах и его окрестностях.
После Октябрьской революции Ропшинский дворцово-парковый ансамбль был включён в число памятников, взятых под государственную охрану и использовался как санаторий для трудящихся. В годы Великой Отечественной войны дворец очень сильно пострадал. В послевоенное время он был восстановлен и переходил из рук в руки разным ведомствам и организациям.

В начале 90-х памятник федерального значения остался без присмотра и охраны. В итоге произошёл пожар, который уничтожил всё то, что ещё не успели своровать из дворца (элементы интерьера – паркет, лепнина и т.д.), деревянные перекрытия и крышу. Сейчас один из самых таинственных пригородных дворцов стоит в развалинах.
Тихо и таинственно в тенистых уголках парка, на извилистых аллеях. Лишь нежное журчание воды в ручьях и птичьи трели нарушают безмолвие. Среди разнообразных (40 разновидностей деревьев и кустарников) деревьев-исполинов поблескивают большие зеркальные пруды затейливой формы. А при солнечной погоде пруды кажутся сказочными, превращаются в серебристо-голубые глади, обрамлённые густой зеленью!

Архитекторы, работавшие в Ропше:
Еропкин Пётр Михайлович (1698-1740)
Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771)
Фельтен Юрий Матвеевич (1703 – 1801)
Энгельман Григорий Иванович
Антонио Порта вместе с С.П. Берниковым, Л.И. Руска и Е.Т. Соколовым.
В Ропше творили паркостроитель Н. Жерар, садовых дел мастер – Томас Грей, работал архитектор и садовый мастер Е.Л.Гана, которому принадлежит лучший план Ропшинского парка.
Томас Грей приехал в Россию искать счастья, когда ему было 18 лет. К тому времени он уже хорошо владел садовым мастерством. В Ропше он работал около полувека, здесь и умер 1 марта 1840 года (похоронен вблизи Ропши на кладбище деревни Горки).

На берегах прудов и островах садовый мастер Т. Грей создал великолепный парк, планировка которого Дошла до нас с конца XVIII века почти без изменений.

Обратите внимание на двухступенчатую земляную террасу, плоский партер перед главным фасадом дворца и ровные ряды деревьев вдоль партера. Присмотритесь также к прямолинейным каналам вокруг дворца и к Красносельской дороге - одной из бывших аллей. Это нестираемые черты ранней молодости парка - его регулярной планировки.
Но не пропустите и приметы истинно пейзажного парка. Система прудов, появившаяся здесь в конце XVIII века - в самый разгар пейзажного паркостроения, - дала возможность создать оригинальную планировку.

Проходя по извилистым, словно самой природой созданным берегам прудов, вы увидите совпадающие с ними такие же извилистые аллеи. Они выложены мелким камнем. Присмотритесь к острову среди водного зеркала Ивановского пруда - он тоже кажется естественным. Направляясь вдоль северного берега Ивановского пруда, отыщите поляну с могучими дубами, заметьте, как свободно они растут; здесь же - хоровод березок, вековые лиственницы, клены, липы, ели зеленые, ели красношишечные, ясени, ивы, тополя, вязы, серень, рябина...

В Ропшинском пейзажном парке насчитывается свыше 40 разновидностей деревьев и кустарников. Если вы посетите этот парк в пору золотой осени, то увидите буйное многоцветье листвы и ягод на фоне вечнозеленых хвойных...
Попытки возрождения
Восстанавливать Ропшинский дворец пытались дважды. В 1993 году сюда даже завезли стройматериалы, но внезапный ночной пожар уничтожил все планы.

Императрица с дочерьми
Вторую попытку отреставрировать памятник архитектуры предприняли итальянцы. С ними связывали самые большие надежды. В 2006-м предприниматели с Аппенин готовы были вложить в Ропшинскую усадьбу 200 миллионов долларов. Проект предусматривал превращение дворца в бизнес-центр. С магазинами, гостиницей и развлекательным центром. При этом инвесторы обещали сохранить планировку здания и выделить солидные площади под музей. Но компании отказали в регистрации договора аренды в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом РФ (ФАУФИ).

Императорская семья на прогулке
Но жители Ропши не оставляют попыток спасти дворец: в 2011г. были написаны письма на имя управделами президента и председателя совета фонда «Константиновский» Владимиру Кожину. По словам Генерального директора Константиновского дворцово-паркового ансамбль в Стрельне Геннадия Явника, еще рано говорить о проекте восстановления, сроках и о том, как дворец будет использоваться в дальнейшем, но о том, что он будет спасен с помощью меценатов, сказать уже можно. «Этот вопрос сейчас решается на самом высоком уровне», — заверил Явник.
С благодарностью за некоторые фото : http://opennw.livejournal.com/277.html, Татьяна (tat_dt), http://kareliya-piter.livejournal.com/26102.html, kareliya_piter
Архитектура и интерьер
Рубрики:  vintage, old
useful
Метки: