-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
18:12 01.08.2012
Фотографий: 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Серебряный_стрелец

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.08.2008
Записей: 520
Комментариев: 214
Написано: 799


Семён КИРСАНОВ: ПОСЛЕДНИЙ СОВРЕМЕННИК

Четверг, 04 Сентября 2008 г. 14:35 + в цитатник

      Как говорится, лучше позже, чем никогда. И восьмидесяти лет не прошло, как появилась возможность проникнуть во многомерные пространства поэмы Семена Кирсанова, поскольку издана она была лишь единожды – в 1930 году. Да, в том самом приснопамятном году, в котором уже не было ни Лефа, ни Маяковского, ни, фактически, полноводья литературного потока. (Очевидно, не смог создатель Лефа (всегда звучащего как «ЛЕВ») осознать, что теперь он просто – РАПП. И выдавливать его из себя по капле уже не было ни времени, ни сил...)
      Кирсанов писал свою поэму с 1928 по 1929 год, предчувствуя трагическую необратимость происходящего в стране, да и в кругу литературных единомышленников тоже. Но, поскольку сам он тогда был «красивый двадцатидвухлетний», то с бесшабашной иронией и насмешкой показал последствия наступающего «МЫ» – «мильярд бильярдных лбов» в стране Стеклянных Дуг.
      В то же время, «Последний современник» пронизан реалиями конца 20-х годов ХХ века: лефовскими друзьями и недругами, политическими событиями и литературными спорами, предчувствиями и прозрениями («...в арсенальных снарядах спит внутриатомная энергия» – это написано в 1929 году!). А обложку для книги подготовил лично Александр Родченко...
      Поэма «Последний современник» не была запрещена в СССР – ее просто не было. Уже с конца сороковых годов она не упоминалась в библиографиях Семена Кирсанова, о ней не вспоминала критика, ее не знали читатели. Поэма была неудобна для трактовок и по смыслу, и по стилю. Но сейчас, к столетию со дня рождения поэта, она вернулась (или родилась заново) для читателей, литературоведов, историков.
      Вокруг поэмы будет много споров – ее наполнение сейчас даже еще более актуальное, чем во время первого издания. И Семен Кирсанов сегодня предстает именно как Последний современник уничтоженной эпохи литературной свободы и творческого многообразия.       Надеюсь, данная публикация позволит всем желающим ознакомиться этим неординарным произведением, а слишком уж пристрастные комментарии Павла Маслака подтолкнут многих к исследованию "забытой" поэмы.

Коллекционер 

 

Источник: http://www.kreschatik.nm.ru/         

 

Семен КИРСАНОВ

 

ПОСЛЕДНИЙ СОВРЕМЕННИК

Поэма

 

                Итак, повернем истории карусель,
                Как сказал Жан-Жак Руссель...
                – Прстите, товарищ, не Руссель, а Руссо.
                – Хорошо, повернем колесо.
                                                    В о л ь п и н
       
[1]

1

Я свой корабль
            на север вёл,
на север...
            далеко...
Ворочался,
            как черный вол
на бойне,
            ледокол.
Крепился Цельсий
            худ и хмур,
и, сжавши ртуть
            в комок,       
[2]
так низко пал,
            что Реомюр
его достать
            не мог!
На пуговицы и очки
ветвистый
            лег налет,
и я, остекленев почти,
как мамонт,
            лег на лед.
И чуял
        зыбкой льдины
                        крен,
и тихо подмерзал,
друзьями брошенный Мальмгрен –       
[3]
снежинками мерцал.
Я дрыхнул
            массу тысяч лет
в постели
            белых глыб,
и оставляла
             в небе след
дорога
            звезд и мглы.
Когда же
            я продрал глаза,
(не дождь!
            не лёд!
                    не зной!) –
белел пятиугольный зал
            больничной белизной.
– Спасли...
            Не Красин ли?       
[4]
                        Но ах!
Но – грудь моя нага...
Сиделка – галка
            в головах,
и два врача
            в ногах...
– Ну, что же!
            Выспался часок!
Но этот дом –
            он чей?
Но голос
            тихий, как песок,
шуршащий шаг
            врачей?
Лежу,
        и явно без кальсон.
Опущен стыд
            ресниц....
Я бы
        подумал:
                    – Это сон! –
когда-б я не проснись.
Вот календарь.
            И отворя
глаза,
        взглянул наверх:
Три пары букв
            календаря –

МАЙ.

            ПЯТИСОТЫЙ ВЕК.


– Вот это выспался!
            Сия
оказия чудна!
Что ж! Пятисотый век!
            И я
рукой ищу судна.
Но нет судна
            у этих дядь!
Невыносимо мне!
Они-ж не пьют
             и не едят,
у них желудков нет.
Я, озабоченный
             бельем,
ищу, хотя б забор!
И вижу:
            не забор –
                        мильон,
мильард!
            бильардных лбов.
Я голый
            прячусь по углам,
и слышу
             крик врача,
без помощи
            катодных ламп
сильней громов
             крича:

        «Аано дао
                            Амбио
        Эора паоадо,
        Теаро? ао! аио,
        Анабиои, ао!
        Каиоэо? Эоту
        Миэи аниою»


            А я стараюсь
                        наготу
прикрыть
            хоть простынею.
Но два
        безротых молодца
берут меня
            на вынос,
зал щупает
             мои глаза
и руки,
            и невинность.
Глазеет
            пятисотый век
распущен
            и разнуздан.
Пустите!
            Я же человек!
Я только что
            проснулся!

А дальше
            улицей текла,
медлительно слаба
в одеждах
            тонкого стекла
спокойная толпа.
Их небледнеющие дни
в стекло
            погружены,
глаза-ж
            настолько холодны,
что словно
            не нужны.

Растительности
            никакой
в стране
            Стеклянных Дуг.
На площади
            под колпаком
стоит
        последний дуб,
и движимые рычагом
            Центрального Ума –
как солнечные часы,
            ворочаются дома!..

декабрь, 1927 г.       
[5]


2

Я живу в пятисотом веке,
в веке, канувшем далеко...
В небе носятся человеки
без пропеллеров и поплавков.

От безмолвия охриплый,
я живу без моих друзей,
мне остались одни архивы...
библиoтека и музей.

В библиoтеке имени Ленина
небо и пол тишиной оклеены.

Много в хранилищах темных скрыто
палимпсестов и манускриптов.

Оком плафона глядит циклоп
белых и бледных дней...
Сколько воды и дней утекло,
сколько осталось на дне?

Много было боев и осад!
Горы сходили вниз...
Тысячу лет тому назад
был коммунизм...

Если бы жил и нес Иловайский       
[6]
этих столетий налоги,
он потонул бы в супеси вязкой
хронологии:

ИСТОРИЯ МИРА
III-й том
Греция, Рим Египет.

«В Нильской долине, иссохшей потом,
(Гельмгольц. История Jbid)
жил, процветал и шел вперед
сильный и трудолюбивый народ,
как сообщает историк Миронов,
под властью фараонов.
Но в результате частых измен
(что подлежит проверке),
был низложен Тутанхамен
чернью в XX-ом веке.
А фараоны (титул короля)
сброшены были другими,
под руководством раба Хвевраля       
[7]
(древне-еврейское имя).
Памятники этих эпох:
древне-латинско-скифский сапог,
древне-египетский, рваный и грязный
флаг белосинекрасный».


            ––––––––––

В бурсе, за это б трудилась лоза,
взяли б студента в розги,
а в Комакадемии все волоса
рвал бы с себя Покровский...       
[8]

            ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ
                                    Де-Ваб.

«...известна легенда, будто
жил великий писатель Вапп,
но этот вопрос запутан,
так как, как ни старались мы –
От Ваппа остались: «Война и мир»,       [9]
и «Слово о полку Игореве»...

            ––––––––––

И только среди людей и дат,
живших в веках когда-то –
всегда, навеки одна и та,
навек нерушимая дата,
и долго седины земли серебря,
ею нам осеняться:
            25 октября,
                        1917 г.

Историки, сжатые в книжный плен,
путают forum и plenum,
но имя одно не тронул тлен
и вечно живет нетленным.

Июнь. 1928

3

Хуже чем боль, чем смерть, чем декофт.
О, как тоска наверчена!
В «Комсомольскую правду» ни сдать стихов,
ни поужинать в «Доме Герцена»!       
[10]

Я от тоски превратился в тень.
Мне – хоть бумаги десть!
Писал бы по тысяче строчек в день,
да некому их прочесть.

Блестит земля, стеклянный лоск
улицами стекает.
С жизнью искусство уже слилось –
все говорят стихами.
Хочется слова простого, но
где-то увязло и спит оно.

Где ты, о, Коган? Приди, начинай!       
[11]
как прежде, круглые сутки,
читай, прошу, в тишине ночной
доклад «Гораций и Уткин»!       
[12]

Память о нем – до-красна горит
и сердце лекцию просит!
Где Луначарский? Пускай говорит
о Гельцер и Наркомпросе!       
[13]

Нет великих! Вернуть нельзя.
Речи великих стихли.
Но сохраняет Колонный зал
древних речей пластинки.

Колонною стражею загнанный вглубь,
в молчаньи громовом –
на камышевом стебле, в углу
цветет голубой граммофон.

Солнечные системы пластинок
на этажерках стынут.

Лестничкой лезу на высоту,
взял одну и приладил.
И закружился черный сатурн
на токой иглы
                      брильянте:

            Белей снег гор ли

            марли у горл
            орлы гор мерли
            о вери май герл.

Из гор май вырван
ирландец запел,
ирландия ирлэнд
ты пери и перл.

            Мы банк в бок дули
            летели в галоп,
            и пинг понг пули
            спикеру в лоб.

О том, Том Джони, быть вам в Чоне,
                        том, том рооо
ты наш нач бриттен, а мне быть вридом,
            ври там рооо.


Кружится пластинка, шуршит, шуршит,
тихим спешит фокстротом.
Звон фортепьяный, хрипок и шип,
и я до глубин растроган.

Взял другую, она залегла
в шуршащий, странный всхлип.
И вдруг застряла в звон игла.
Слышу:

            Вы ушли,

                        как говорится,
                                    в мир иной!..


            Владмир Владимыч!
                        Сколько лет!
(что кирпичей в мажанге),       
[14]
а впрочем, только
            в феврале
за чаем на Таганке.

Вы дамы ждете
            к королю,
на стуле
            храп бульдога.
– Володя, хочешь
            тюрлю-лю,
конечно,
            если много!

А Лиля Юрьевна:       
[15]
            – Зачем?
– Чтобы на всех
            хватило.
На Гендриковском,
            между тем,
в снегу
            хрипит квартира,

В морозах топчется Москва,
Замоскворечье,
            ругань...
Звонок.
            Пружиня на носках
и потирая руки,
            вошел Асеев:
                        – Драсси, драссссь...
И сел у самовара.
С мажонгом,
            Родченкой,
                        борясь,
в сенях стоит
            Варвара.       
[16]
И как в кают-компании,
            в морозный
                        снежный шторм –
свистит Москва
            кабанья
в щелях
            сосновых штор.
Москва
            в шевре и юфти,
бредут,
            молчат,
                        поют...
– Где Ося?
            – Спит в каюте,
в одной
            из трех кают...       
[17]

Бредет мороз
            по Трубной,
небо Москвы
            в рядне.
Кончается!

                    Не трудно

сделать жизнь
                    значительно трудней...
       [18]

Колонный зал,
            как был,
                        и мертв,
и глуховат,
            как прежде.
Москва –
            огромный натюрморт,
в морщинах
            древних трещин.

Музей –
            где жить –
                        не продохнуть,
где все углы
            в таблицах,
а рупор тянется
            к окну
и шорохом
            теплится!

Тверже шаг держи колонна,

            в даль смотри,
слушай песню батальона,
            ать, два, три,
шаг второго батальо...
второго батальона
помни точно, брат, второго
            ать, два, три


Другая черная змея
шипит какой-то вальс.
Быть может, где нибудь моя
пластинка завалялась?
Хотя б обломок голоса!
На крайней этажерке
ищу, дрожу (от холода?)
нашел – «Kirsanofs Werke»

За горло ручки заводной!
(Одесса... Море... Детство...)
Тупа иголка! За одной
другую!
            Наконец то
звук заворочался в тюрьме,
и нет на мне лица –

            «Мери-наездница,

                        у крыльца
            с лошади треснется
                        цаца!»
       [19]

Врешь, пластинка! Читал не так,
это чужая глотка.
Моя манера не понятa
нужно легко и лётко.

Нужен звон, а не мертвый лоск,
который не уцелеет, –
чтобы после стихов жилось
выше и веселее.

Я докажу, то что сказал,
не дамся гнилью в растрату –
сегодня полон Колонный зал,
я выхожу на эстраду.

В Колонном зале
            тишь,
и даже мухи
            стихли.
Ни лиц, ни стульев,
            лишь
на полках спят
            пластинки.

Июнь. 1928

4

Врос
        в пятисотого века быт.
В ихнем кружусь бомонде.
Сплю под стеклом, ни дрязг, ни обид,
и даже одет по моде.

            Легко
                    белье азбестовое,
            пенснэ
                        из бемских звезд,
            как встарь
                        стихи выплескивая,
            былые рифмы
                                    свез.

Ночь,
        как и прежде, чернеет, толпя
немеркнущие созвездия,
воздушный газетчик в оконный колпак
сбрасывает «Известия».

Чайную дозу шприцем вкрутив,
сглотнув
            витаминов таблетки,
я погружаю хрусталик
                        в курсив
            статьи

                        «О ПЯТИСОТЛЕТКЕ»

Цифры, что кадры Пате текут,
и тут же – нежно и плавно –
поэт воспевает Патетику
пятисотлетнего плана!

«План пелиан паан лааано

пла иово на!
Лейся нежней, чем нарзанная ванна,
вкусней витамина А.

Будет в первом квартале плана
Цвет небес улучшен,
40 процентов озона землянам
кинется а-лучем.

За радио углем кинемся вместе
на дальний Меркурбасс,
по новой дороге на Семизвездье
пойдут поезда, горбясь...»


Душу мою
            услаждает поэзия,
но с неба
             нежданный выблеск,
и снова газетчик
            швыряет лезвия:
«Экстренный,
            экстренный выпуск».

Хватаю газету!
            Скорее взглянуть
на черных букв зиянье:

ЮГОВОСТОЧНЫЙ ПЛАНЕТНЫЙ ПУТЬ

                   ЗАНЯЛИ МАРСИЯНЕ.

«В ответ захватчикам мы зовем
немедленно подписаться
на тысячу триста III-ий заем
                        индустриализации».
       [20]

И небо века уже сопит
воздушной канонеркою,
и в арсенальных снарядах спит
внутриатомная энергия.
И верхом идут, и низом гудут,
шаги опуская веские,
как в двадцать девятом моем году, –
солдаты древние советские.

На шпалы дней столетья рельс
клади, под звездным реяньем!
Ты слышишь дальний крик, Уэлс,
даешь
        машину
                    времени!

Знамен ракетный фейерверк
земля опять колеблет –
на пять минут
            в двадцатый век
                        пусти меня,
                                    о, Герберт!

5

Какие, правда,
            ужасы –
земля – глуха,
            нема,
как солнечные
            часы,
ворочаются дома.
Куда иду?
            Кому нужны
шаги таких
            веков,
когда ни друга,
            ни жены,
ни пуховиков.
Дошел до пристани,
            Дымок
какой то мчится
            к пристани,
я разобрать дымка
            не мог,
хотя вперялся
            пристальней.
Почти вплотную
            луч дымка.
Не верю.
            Девс екс махина –
из дыма вылезла
            рука,
лицо, манишка,
            ах! Она –
Машина.
            Да!
                Какой визит!
Седок окликнул
            окриком:
– Алло, май дэр
            ват яр из ит.
И снял пылинку
            с смокинга.

Пошли вдвоем.
            Идем, поем,
почти друзья с британцем.
Ну, как
        твой серый Альбион?
– О вэлл!
            И ну брататься.
А я хитер:
            – За табачком
схожу,
        – пою мущине,
а сам за угол
             и бочком,
бочком, бочком
            к машине.

Схватил машину,
            сел, нажал,
нажал, нажал
            педаль...
Тебя, о век,
            не жаль, не жаль,
лечу.
        В какую даль?

Эх, мимо Марсов,
            мимо Вег,
мимо
        звезд засады. –
Вот мелькнул
            ХХХ век.
Вот сверкнул
            ХХ-й.
Туже стягивай
            ремни,
подожди!
            повремени!
Не года –
            зыбь, зыбь!
Но куда?
            – Сыпь! Сыпь!
Я с лучами заспорю,
            рычагами
                        зазвеню,
Ну-к машину
            застопорю,
и зайду
            к Карамзину.
Он чаек
            пьет в сервизе,
глаз
        не обращает,
пишет сказ
             о Бедной Лизе
и слезу
            пущает.

Не хотите,
            и не надо!
Стягивай
            ремни,
Перед Семкою
            Эллада,
стоп машина
            времени!

Льет на землю
            мед луна.
Три афинца
            спрыгнуло,
я кричу:
            – Немедленно
дать сюда
            Перикла.

А они:
        – Периклов нет.
Новых
        не явилось.
Если ж нужен
            Архимед,
он из ванны
            вылезет.

Мчи машина
            времени,
еду
    на машине
поболтать с евреями
            в древней
                        Палестине.

Коло храма
            римский пост,
яма рядом
            вырыта.
В яме той
            Исус Христос
дует в кости
            с Иродом.

Стягивай
            ремни,
мчи машина
            времени,
время дует,
            дует в бок.
Вижу – бог.
            Дядя бог,
это что за дама?
Отвечает хмуро
                    бог:
– Та?
        Жена Адама.

Дальше!
            Дома
                    буду завтра,
в свой пинжак
            оденусь,
а пока
        с динозавром
гомо
        примигениус;
питекантропы
            ползут,
звери
        об одном глазу,
торможу
            у дуба я,
ан!
    кинжалозубое.
Лезет ящер
            носат,
поворачивай
            назад,
век-век,
            год-год,
средний ход!
            Полный ход!
Мимо
        пещерного дыма!
Во-на!
        упала колонна,
с вида
        уйди пирамида.
Упал
        купол,
сбили
        готики шпили,
ближе
        московские крыши.
Громом
        на голову Бронной.
Дома!
        и сразу в софу –
ффу!

1929

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ

(Подготовил Павел Маслак)

 

[1]

 

 

…Итак, повернем истории карусель...

 

Это четверостишье часто цитируется в перефразированном виде. Начало этому, должно быть, положил В.Маяковский в своем выступлении 23 сентября 1929 года на Втором расширенном Пленуме Правления РАПП:

 

«...Я могу привести прекрасное стихотворение эпиграфом, восьмистишье Вольпина:

        – Поэтому, как говорил Жан-Жак Руссель,

        заворачивай истории крусель.

        – Не Руссель, товарищ, а Руссо.

        – В таком случае, не карусель, а колесо.»

 

Кстати, не совсем логично в контексте выступления звучит само слово «эпиграф». Возможно, к осени 1929 года Маяковский уже был знаком с «Последним современником» и, приведя стихи Вольпина, машинально, по аналогии с поэмой Кирсанова, назвал их «эпиграфом».

 

Вольпин

 

Вольпин Михаил Давыдович (1902-1988) – советский поэт, сценарист. В двадцатые годы писал тексты для «Окон РОСТА», печатал в периодике сатирические стихотворения, работал для театров в соавторстве с В.Типотом, И.Ильфом и Е.Петровым, В.Ардовым и Н.Эрдманом. Несмотря на то, что с 1933 по 1937 год был в сталинских лагерях, с 1938 года вместе с Н.Эрдманом писал комедии и сценарии художественных и мультипликационных фильмов. Сценарист таких фильмов, как «Смелые люди», «Царевна-лягушка», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Капризная принцесса», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», мультфильма «История одного преступления». В 1988 году погиб в автомобильной катастрофе.

Михаил Вольпин всегда славился как мастер экспромта. Например, в 1974 году во время празднования десятилетия московского Театра на Таганке на подарок А.Вознесенского – щенка-волкодава – отреагировал экспромтом:

 

        Не зря театру в юбилей

        Поэты дарят кобелей.

        Театру, трудная судьба чья

        Была воистину собачья.

 

[2]

 

 

…и сжавши ртуть

                      в комок...

 

Речь идет о сильном морозе – ниже сорока градусов.

В наше время мы практически не сталкиваемся с метеорологическими термометрами на основе ртути, но такой прибор более точен, чем обычный спиртовый термометр. Правда, он ограничен в своем нижнем диапазоне, поскольку ртуть плавится при -38,8°С.

 

[3]

 

 

…друзьями брошенный Мальмгрен...

 

Мальмгрен (Malmgren) Финн (1895-1928) – шведский геофизик, исследователь Северного Ледовитого океана. В 1928 году был участником арктической экспедиции У. Нобиле на дирижабле «Италия». Погиб при попытке пройти по дрейфующим льдам с места катастрофы дирижабля к Шпицбергену, для того чтобы сообщить о катастрофе «Италии» и организовать спасение оставшихся в лагере. По версии следовавших с ним итальянцев Мариано и Цаппи, из-за полученой ранее конфузии плеча, поврежденной ноги и сильнейшей простуды Мальмгрен не мог двигаться дальше, отдал теплую одежду и продукты напарникам, а сам лег умирать в вырубленной в многолетнем льду нише. Оставшиеся в живых полярники были спасены советским ледоколом «Красин». Эти события отображены в фильме М. Калатозова «Красная палатка» (1971).

Смерть Мальмгрена овеяна всевозможными подозрениями: его, обессилившего, могли просто бросить, забрав теплую одежду и остатки еды, а то и съесть (слишком уж цветущий вид был у спасенного офицера Цаппи!). Кроме того, непонятно, как Мальмгрен мог «забыть» отдать доверенные ему письма участников экспедиции, почему не написал ни единой прощальной строки своим родным?.. Эта тема активно распространялась в советской прессе того периода в первую очередь потому, что итальянцы (ядро экспедиции) воспринимались исключительно как «фашисты». В. Маяковский в июле 1928 года отреагировал на эти события стихотворением «Крест и шампанское»:

 

        …Мы ждем

                           от Нобиле

                                        живое слово:

        Чего сбежали?

                               Где Мальмгрен?

        Он умер?

                     Или бросили живого?..

 

Образ Мальмгрена появляется и в современной поэзии, например, у Б. Ахмадулиной:

 

        О, смилуйтесь, хоть вы не обещали.

        Совсем одна, словно Мальмгрен во льду,

        заточена, словно мигрень во лбу.

        Друзья мои, я требую пощады!

                («…Я думаю: как я была глупа…», 1967)

 

[4]

 

 

…Спасли...

              Не Красин ли?..

 

Имеется в виду ледокол «Красин».

Корабль «Святогор» был построен в 1916 году по заказу России в Ньюкасле (Великобритания). Во время гражданской войны был затоплен на фарватере в устье Северной

Рубрики:  КОЛЛЕКЦИИ/ПОЭТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку