Что мы знаем о цыганах? |
Каковы они, цыгане? Отношение среднестатистического россиянина к ним самое различное — от достаточно позитивного (восхищение их красотой и миролюбием) до крайне отрицательного — цыганам не место в цивилизованном обществе. Но это восприятие не возникло на пустом месте, оно базируется на вполне конкретной истории цыганского народа, через которую можно понять многое о душе и культуре этого загадочного народа и месте в мировом сообществе. Цыгане живут рядом, но не с нами, вызывая зачастую смешанные чувства удивления, непринятия, интереса и страха.
Известно нам о цыганах обычно следующее — то, что стало уже притчей во языцех (приводятся непосредственные высказывания студентов вузов):
«Цыгане — это «куплю золото», продажа наркотиков и «дай погадаю, всю правду скажу». Всему этому сопутствует обман — золото оказывается равным по себестоимости пластмассовой бижутерии, а доллар меняется на скромные три рубля. Предложение погадать вызывает у большинства послышанного об этом процессе населения панику и желание унести поскорее ноги. Кто же впадает в транс под гипнотическим взглядом цыганки, страждущей все рассказать о твоей конкретной судьбе — горе тому, расставание с содержимым собственного кошелька печально и неизбежно, а полученная взамен информация вряд ли будет небесным откровением».
«Что я знаю о цыганах? Они не привязаны к человеческим ценностям. Они любят золото, но превыше всего ценят свободу. Цыгане — это страсть, месть, кража. Цыгане — это рок! Ассимилировать цыган? Бесполезно. Те цыгане, которых я вижу на улице, вспоминаются мне как люди, готовые всегда погадать тебе: дай ручку, погадаю. Ну и как скупщики золота, а в последнее время еще и долларов».
«Это особый вид культуры, кочевой. Единственное их культурное достояние — это огромное количество песен. Я ничего не слышал о цыганской живописи, архитектуре, скульптуре. А вот их романсы получили признание во всем мире».
«Меня всегда привлекала цыганская культура — цыганские песни, страстные и наполненные чувствами, горячие цыганские пляски. У них крепкие родственные связи, где брат за брата, отец за сына. Но об этом я знаю из художественных произведений — того же Пушкина, например, и из фильмов, а телевидение создает совсем другую картину: цыгане — это кражи, наркотики, изворотливость и обман. Поэтому в реальной жизни я отношусь к цыганам настороженно. Непонятен их кочевой образ жизни, их связь с мистическим. Ощущение, что они чувствуют над собой силу какого-то рока».
«Я — сама цыганка в 4-м поколении. Цыгане — это народ, рассеянный по всему свету, но не теряющий своей культуры. До сих пор они сохранили кастовый строи, привезенный из Индии. Цыгане в былое время подбирали нищих детей и воспитывали их. Они чтят свои культурные традиции. А женщины-цыганки передают из поколения в поколение искусство гадании. Цыганки обладают особенной интуицией. Почему-то в нашем обществе цыган не любят, на работу им устроиться трудно, а ведь это и подталкивает их к обману и воровству. Если бы общество к ним относилось лучше, они бы стали полноправными его членами».
Таким образом, мнения о специфике цыганской культуры разделились со значительным перевесом в пользу тех взглядов, что цыганской культуры как таковой сейчас не существует и что цыгане — это сообщество правонарушителей, создающее социуму одни проблемы и обитающие где-то на его дне. Хотя прозвучала и серьезная проблема, заключающаяся в том, что стереотипное отношение к цыганам очень устойчиво и оно само по себе закрывает путь в человеческое общество тем цыганам, которые бы этого хотели, вынуждая их следовать привычному образу жизни. Следовательно, изменение устойчивого предубеждения против цыган в обществе позволило бы развиваться в цыганской культуре ее положительным сторонам, расширив варианты путей ее развития для разных ее представителей. И это дань уважения человеческой цивилизации к иным возможностям развития человека, к иным формам его жизни, одной из которых является цыганская культура. Потому что опыт человеческой истории, печальных опыт мировых войн, развития тоталитарных режимов демонстрирует, что любая тоталитарность начинается с установления определенной социальной нормативности, как абсолютной и неизбежной. При этом все явления, отрицающие существующую нормативность, начинают уничтожаться. Но человеческая культура существует за счет инаковостн, другого, и в этом смысл сохранения любых ее форм как необходимых, уважение к ним в их данном культурном облике и отказ от желания переделать, сломав специфику и уникальность.
Цыганский язык образовался на основе индийского языка (относится к группе родственных санскриту новоиндийских языков). Далее в цыганский язык вошли элементы других и образовалось множество диалектов. Яркие представители цыганской национальности напоминают исконных жителей Индии — дравидов. В обычаях цыган сохранились черты индийской кастовой системы. При дворах многочисленных индийских князей была особая социальная прослойка. Эти люди занимались тем, что всячески развлекали князя и его приближенных песнями и танцами, и к тому же удовлетворяли хозяйственные нужды дворца. Но этот обслуживающий персонал изначально не мог принадлежать к низшей касте, так как представители низших каст не могли даже приближаться к князю. Следовательно, придворные танцоры и музыканты не могли являться представителями низшей касты. Жизнь при княжеских дворах не могла в течение долгого времени быть спокойной и счастливой, ведь знать воевала между собой, и это влекло за собой разорение одних и возвеличивание других. В соответствии с ситуацией придворная челядь тоже передвигалась и находила себе новых хозяев. А то, что придворные музыканты и ремесленники принадлежали к серединной касте, позволяло им иметь отношения с представителями как высшей, так и низшей каст. Так предки цыган мигрировали, ведя кочевой образ жизни и сохраняя те занятия, которые позволяли им занимать специфическую социальную нишу.
Эта теория о происхождении цыган из Индии на сегодняшний момент самая достоверная, и она многое объясняет.
Миграция цыган осуществлялась с 10 века, когда по неизвестным причинам часть цыганских племен покинула Индию. Далее их путь пролегал так — пребывание в Иране, затем Египет, Сирия, Греция и Малая Азия, и, наконец, в 15 веке цыгане наводнили Европу. Долгое время до 15 века цыгане жили в Византии. Их традиционные занятия — гадание, песни-пляски, кузнечное дело.Долгое время до 15 века цыгане жили в Византии. Их традиционные занятия — гадание, песни-пляски, кузнечное дело. По историческим свидетельствам, изделия цыган пользовались достаточным успехом, некоторое время цыгане вели оседлый образ жизни.
Византийские источники рассказывают о том, что цыгане занимались гаданием, дрессировкой животных — медведей и змей. Основным ремеслом было кузнечество, которым они особенно хорошо владели, потому что им были известны особые тонкости ремесла. Но когда крестовые походы средневековья привели к упадку Византийской империи, цыгане начали переселяться в Европу. С этого времени и началось расселение цыган по всему миру, получившее название Великий цыганский поход. В результате этого расселения цыгане устойчиво обосновались в Европе. Поход этот изначально был исключительно мирным. Цыгане но своей психологии никогда не хотели ни воевать, ни образовывать собственное государство.
Большинство цыган, отправившихся в Европу, обладало авантюрной психологией, и за цыганами постепенно закрепилась репутация воров и обманщиков. Но это произошло не сразу. И когда эта репутация наконец закрепилась, цыгане были подвергнуты жесточайшим репрессиям. Но сначала цыгане умудрились получить, а может и подделать, охранные грамоты от самого Папы Римского. Кроме того, сами правители государств благосклонно относились к цыганам. Сохранилась грамота, выданная цыганскому табору императором Венгрии Сигизмундом в 1423 году. Обращение к местному населению начиналось словами: «Вам следует оказывать им покровительство всеми способами. Наш верный Ладислав, воевода цыганский, имеет также право карать и миловать виновных, у вас же такого права нет…». Эти грамоты долго оправдывали существование цыган, пока экономическая ситуация в Европе в 15 веке не изменилась в худшую сторону и население уже не могло спокойно относиться к цыганам, живущим преимущественно за чужой счет.
Тем более что они позволяли себе попрошайничество и мелкое воровство. Но главная причина антицыганских законов все-таки не в тех мелких проступках, которые они себе позволяли, а как раз в изменившихся экономических условиях, которые заставили общество создавать более жестокое законодательство и сориентировать свою агрессию на антисоциальные элементы, которыми всегда были цыгане, недостаточно хорошо укорененные в обществе. И тогда были приняты первые антицыганские законы во всех странах, куда уже расселились цыгане, а именно — Румыния, Молдавия, Германия, Франция, Англия, Дания, Шотландия, Швеция.Антицыганские законы были очень жестокими: смерть за малейшую провинность, высылка из страны, наказание местного населения за контакты с цыганами. В Испании, например, королевский декрет против цыган предписывал цыганам покинуть страну в течение 60 дней, а за неисполнение пойманным цыганам грозили сотней ударов бича, а затем и казнью. Шла активная пропаганда против цыган. Например, в Германии развешивались листовки со стихами:
Гадалки и пророчицы умелы
Они песок насыплют вам в глаза
Остерегайтесь, не имейте с ними дела
Иначе ждет вас нищего сума.
В 15 веке в Европе шло активное формирование национальных государств. Теперь главным стали не вассальные связи, что было очень удобно цыганам, а принадлежность по национальному признаку. К тому же в результате экономического кризиса и резкого падения уровня жизни обеднели многие слои местного населения и резко возросла социальная агрессия по отношению к бродягам, кочевникам и т.д. В результате этих двух факторов и начались гонения на цыган. Поражает стойкость цыган во время этих репрессий. Например, в такой экономической ситуации увеличилось число женщин, торгующих собой, но цыганские женщины никогда, ни при каких обстоятельствах не были проститутками. Зато цыган охотно брали служить в армию. Причем цыган-солдат возил за собой всю семью, деля с ней пропитание из солдатского котла. У цыган отсутствовали такие качества, необходимые для военной службы, как стойкость, надежность, отвага. Но их компенсировали другие качества: хитрость, бдительность, ловкость, способность все видеть и оставаться незамеченным. Эти качества ценились особенно.
В 18-19 веках ситуация стабилизировалась. Постепенно цыган перестали преследовать как особый народ и начали подводить под общую для всех статью о бродяжничестве. Цыгане стали оседлыми, вернулись к своим занятиям: ремесло, торговля, песни и пляски. В Венгрии в 1761 году императрица Мария-Терезия издает закон, согласно которому цыгане становились равноправными гражданами страны. Мария-Терезия запретила называть цыганами, настаивая на новом названии — новые венгры. Более того, в интересах полной ассимиляции цыгане не имели права заключать браки между собой, а их дети должны были воспитываться в крестьянских семьях. Затем власти начали принуждать цыган к оседлости. Но все это было лишь попыткой. Цыгане лишь частично ассимилировались, сохранив свою самобытность.
Особый интерес представляет жилище цыган. Жилье должно быть удобным для жизни и дешевым. И, безусловно, на тип жилища влияет местность, по которой кочует цыганское племя. В Афганистане цыгане ставили не шатер, а низкий, почти распластанный по земле навес, все это ради защиты жилища от сильного ветра, который часто дует на равнинах. В Турции цыгане ставят свои палатки в виде свода. Классический цыганский шатер — это опять палатка кэлдэраров. Это шатер с острым верхом и с дверью в виде занавеса. Если цыгане
задерживались в какой-то местности надолго, по причине заработка, то они строили временные дома, получившие название бурдеи. У этих строений были стены и даже дверь. Для постройки такой землянки рылась квадратная яма, по ее краям вбивались бревна, на которые клали перекрытия. Узкую дверь вешали на веревках. Стены обмазывали глиной, и сбоку делался очаг. Русские же цыгане жили в средней полосе, где много лесов и комаров. Спасаясь от них, цыгане придумали полог. Его матерчатая крыша называлась русским словом небо. Что интересно, устанавливать и убирать полог могла только женщина. Остов палатки был из деревянных шестов, которые возили с собой и гордились, когда они были тщательно отполированы. Наряду с кочевыми цыганами существовали и оседлые группы. Цыгане Испании приспособились жить в каменных пещерах. По мере увеличения числа семей все новые комнаты прорубались в скалах. Эти цыгане живут там и сейчас. Много цыганских деревень и на Балканах. Сначала там строились бурдеи, а йотом — вполне обычные, крестьянские дома. Интересны способы кочевания цыган. Далеко не везде местность позволяла передвигаться караваном, состоящим из кибиток. Например, в каменистом Афганистане табор часто передвигался пешком или на ослах. Бразильские цыгане передвигались исключительно верхом. Тип транспортного средства цыгане перенимали у местного населения. В России это была обычная открытая телега. В Венгрии и Румынии — кибитки с матерчатым верхом. Безлошадные цыгане сами впрягались в свою тележку и тащили ее. В Европе некоторые цыганские повозки представляли собой целые домики. Английские цыгане прославились тем, что делают на повозках росписи и украшают их деревянной резьбой. В 20 веке появились автомобили, и способы кочевания цыган изменились. Цыгане быстро перешли на автотранспорт, любовь к которому в известной степени заменила им любовь к лошадям. В современной Европе существуют специализированные автостоянки для цыган, служащие им местом встреч.
Социальная структура цыганской общины — структура кастовая (наследие кастовой системы Индии, что еще раз подтверждает происхождение цыган). Табор состоял из нескольких семей. Члены табора не обязательно родственники. Они кочевали вместе прежде
всего из-за безопасности. Самый большой табор включал в себя 20-25 палаток. Семья могла отделиться от табора в любое время по своему желанию. Заработанные в таборе деньги обычно делились на всех, нетрудоспособные старики тоже входили в долю. Неженатому мужчине или незамужней девушке обычно выдавали половину пая. Для каких-то временных работ обычно формировалось товарищество: кумпания. Несколько человек — обычно отдельно мужчины, отдельно женщины отправлялись на заработки, а предварительно божились друг другу, что не будут утаивать доходы. В таборе действуют жесткие моральные законы. Если цыган их нарушает — допускает распутство, обманывает в делах, то его ждет социальная смерть — обычно на некоторое время, в тяжелых случаях — на всю жизнь. Такому цыгану не подают руки, не едят за одним столом. Когда срок наказания истекает, то совершается ритуал — цыган готовит для всех угощение, и в знак того, что наказание снимается, все пьют с ним из одного бокала. Табор возглавлялся вожаком. Вожаком становился цыган с качествами лидера, хорошо владеющий языком местного населения, способный отстоять интересы табора, пользующийся абсолютным авторитетом. Вожак мог послать членов табора даже на преступление. Авторитет вожака держался только на уважении к нему, это своеобразная форма духовной власти. Если бы вожак вздумал нарушать цыганские понятия о справедливости, он остался бы без табора — цыгане стали бы кочевать отдельно от него. Также вожак разрешал все возникшие споры. Вот как описывает вожака историк 19 века А.Шиле: «Табор выбирает себе начальника, или судью — «вайду». Его всегда можно узнать по наружному виду. Это обыкновенно мужчина средних лет, всегда красивее других и одет щегольски: длинные волосы его постоянно расчесаны, и носит он в руках трость с серебряною рукояткою и кисточками — это знак его достоинства. Вайда смотрит за табором, и никто без его позволения не смеет отлучиться с места стоянки. Цыгане к нему относятся с особым благоговением. Любя свое племя, они тем более любят своего начальника как живого представителя этого племени. Расположившись табором где-нибудь поблизости города, цыгане тотчас отправляются на промысел: мужчины менять лошадей, сбывать кузнечные изделия, а женщины просить милостыню, гадать. При этом все члены табора действуют сообща, взаимно помогают друг другу и строго сохраняют свои тайны. Малейшее же несогласие между ними вайда старается устранить. Он разбирает их на основании их обычаев, которым цыгане подчиняются беспрекословно». Вожака обычно называли цыганским бароном. Баро по-цыгански означает большой, главный. Глава табора, помимо всего прочего, вел списки цыган табора, регистрировал рождения и смерти, сообщая обо всех изменениях властям. Он один обладал печатью, подтверждал браки и разводы, мирил спорящих, назначал виновным наказания. Но эти функции вожака были санкционированы властью, на чьей территории находился в данный момент табор. Надо полагать, что самим цыганам печать и учет численности населения табора был особенно не нужен. Также существовал суд, собиравшийся в особых случаях: крис или сэндо. Его составляли пожилые цыгане. Это очень важный общественный институт для цыган. По сути, это было собрание, где разбирался конфликт и выносилось решение, которое всегда исполнялось беспрекословно. Все расходы на проведение собрания несла сторона, которая требовала разрешения вопроса. В конфликтной ситуации цыган становился прежде всего на сторону своей семьи, а затем своего рода. Такой суд был единственной формой разрешения спорных вопросов.
полная версия статьи - http://sokhan.tomsk.ru/41
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |