-Метки

ЛАВ СТОРИ артефакты боги богини британии британия быт и нравы быт и нравы вампиры ведьмы великие люди гарри поттер гарри поттер и все все все гербы город муром города дамы демоны дикая охота драконы загадки замки известные люди инквизиция интересная информация ирланская сказка искусство историческая зарис историческая зарисовка история история жизни канцлер ги кельтика клады кошки кошки фото культ мертвых легенда легенды люциус малфой магия мельница мистика мифология мое творчество монстры мудрость музыка неведомые миры неведомые существа необычные существа нечисть оружие осень средневековья пираты познавательная информация полезная информация правители правители дамы праздник призраки прикол просто красиво прсто красиво рассказ русалки святые северус снейп символы сказка сказки стихи страшилки тамплиеры фото франция фэнтези храмы цветы эльфы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Богомолка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.07.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 78314


Что мы знаем о цыганах?

Вторник, 11 Августа 2009 г. 16:59 + в цитатник
Цитата сообщения RayOfLight Что мы знаем о цыганах?



 Каковы они, цыгане? Отношение среднестатистического россиянина к ним самое различное — от достаточно позитивного (восхищение их красотой и миролюбием) до крайне отрицательного — цыганам не место в цивилизованном обществе. Но это восприятие не возникло на пустом месте, оно базируется на вполне конкретной истории цыганского народа, через которую можно понять многое о душе и культуре этого загадочного народа и месте в мировом сообществе. Цыгане живут рядом, но не с нами, вызывая зачастую смешанные чувства удивления, непринятия, интереса и страха.

Известно нам о цыганах обычно следующее — то, что стало уже притчей во языцех (приводятся непосредственные высказывания студентов вузов):

«Цыгане — это «куплю золото», продажа наркотиков и «дай погадаю, всю правду скажу». Всему этому сопутствует обман — золото оказывается равным по себестоимости пластмассовой бижутерии, а доллар меняется на скромные три рубля. Предложение погадать вызывает у большинства послышанного об этом процессе населения панику и желание унести поскорее ноги. Кто же впадает в транс под гипнотическим взглядом цыганки, страждущей все рассказать о твоей конкретной судьбе — горе тому, расставание с содержимым собственного кошелька печально и неизбежно, а полученная взамен информация вряд ли будет небесным откровением».

  «Что я знаю о цыганах? Они не привязаны к человеческим ценностям. Они любят золото, но превыше всего ценят свободу. Цыгане — это страсть, месть, кража. Цыгане — это рок! Ассимилировать цыган? Бесполезно. Те цыгане, которых я вижу на улице, вспоминаются мне как люди, готовые всегда погадать тебе: дай ручку, погадаю. Ну и как скупщики золота, а в последнее время еще и долларов».

 «Это особый вид культуры, кочевой. Единственное их культурное достояние — это огромное количество песен. Я ничего не слышал о цыганской живописи, архитектуре, скульптуре. А вот их романсы получили признание во всем мире».

 «Меня всегда привлекала цыганская культура — цыганские песни, страстные и наполненные чувствами, горячие цыганские пляски. У них крепкие родственные связи, где брат за брата, отец за сына. Но об этом я знаю из художественных произведений — того же Пушкина, например, и из фильмов, а телевидение создает совсем другую картину: цыгане — это кражи, наркотики, изворотливость и обман. Поэтому в реальной жизни я отношусь к цыганам настороженно. Непонятен их кочевой образ жизни, их связь с мистическим. Ощущение, что они чувствуют над собой силу какого-то рока».

«Я — сама цыганка в 4-м поколении. Цыгане — это народ, рассеянный по всему свету, но не теряющий своей культуры. До сих пор они сохранили кастовый строи, привезенный из Индии. Цыгане в былое время подбирали нищих детей и воспитывали их. Они чтят свои культурные традиции. А женщины-цыганки передают из поколения в поколение искусство гадании. Цыганки обладают особенной интуицией. Почему-то в нашем обществе цыган не любят, на работу им устроиться трудно, а ведь это и подталкивает их к обману и воровству. Если бы общество к ним относилось лучше, они бы стали полноправными его членами».

Таким образом, мнения о специфике цыганской культуры разделились со значительным перевесом в пользу тех взглядов, что цыганской культуры как таковой сейчас не существует и что цыгане — это сообщество правонарушителей, создающее социуму одни проблемы и обитающие где-то на его дне. Хотя прозвучала и серьезная проблема, заключающаяся в том, что стереотипное отношение к цыганам очень устойчиво и оно само по себе закрывает путь в человеческое общество тем цыганам, которые бы этого хотели, вынуждая их следовать привычному образу жизни. Следовательно, изменение устойчивого предубеждения против цыган в обществе позволило бы развиваться в цыганской культуре ее положительным сторонам, расширив варианты путей ее развития для разных ее представителей. И это дань уважения человеческой цивилизации к иным возможностям развития человека, к иным формам его жизни, одной из которых является цыганская культура. Потому что опыт человеческой истории, печальных опыт мировых войн, развития тоталитарных режимов демонстрирует, что любая тоталитарность начинается с установления определенной социальной нормативности, как абсолютной и неизбежной. При этом все явления, отрицающие существующую нормативность, начинают уничтожаться. Но человеческая культура существует за счет инаковостн, другого, и в этом смысл сохранения любых ее форм как необходимых, уважение к ним в их данном культурном облике и отказ от желания переделать, сломав специфику и уникальность.

 

Происхождение цыган.

 
 Цыганский язык образовался на основе индийского языка (относится к группе родственных санскриту новоиндийских языков). Далее в цыганский язык вошли элементы других и образовалось множество диалектов. Яркие представители цыганской национальности напоминают исконных жителей Индии — дравидов. В обычаях цыган сохранились черты индийской кастовой системы. При дворах многочисленных индийских князей была особая социальная прослойка. Эти люди занимались тем, что всячески развлекали князя и его приближенных песнями и танцами, и к тому же удовлетворяли хозяйственные нужды дворца. Но этот обслуживающий персонал изначально не мог принадлежать к низшей касте, так как представители низших каст не могли даже приближаться к князю. Следовательно, придворные танцоры и музыканты не могли являться представителями низшей касты. Жизнь при княжеских дворах не могла в течение долгого времени быть спокойной и счастливой, ведь знать воевала между собой, и это влекло за собой разорение одних и возвеличивание других. В соответствии с ситуацией придворная челядь тоже передвигалась и находила себе новых хозяев. А то, что придворные музыканты и ремесленники принадлежали к серединной касте, позволяло им иметь отношения с представителями как высшей, так и низшей каст. Так предки цыган мигрировали, ведя кочевой образ жизни и сохраняя те занятия, которые позволяли им занимать специфическую социальную нишу.

Эта теория о происхождении цыган из Индии на сегодняшний момент самая достоверная, и она многое объясняет.

Миграция цыган осуществлялась с 10 века, когда по неизвестным причинам часть цыганских племен покинула Индию. Далее их путь пролегал так — пребывание в Иране, затем Египет, Сирия, Греция и Малая Азия, и, наконец, в 15 веке цыгане наводнили Европу. Долгое время до 15 века цыгане жили в Византии. Их традиционные занятия — гадание, песни-пляски, кузнечное дело.Долгое время до 15 века цыгане жили в Византии. Их традиционные занятия — гадание, песни-пляски, кузнечное дело. По историческим свидетельствам, изделия цыган пользовались достаточным успехом, некоторое время цыгане вели оседлый образ жизни.

Византийские источники рассказывают о том, что цыгане занимались гаданием, дрессировкой животных — медведей и змей. Основным ремеслом было кузнечество, которым они особенно хорошо владели, потому что им были известны особые тонкости ремесла. Но когда крестовые походы средневековья привели к упадку Византийской империи, цыгане начали переселяться в Европу. С этого времени и началось расселение цыган по всему миру, получившее название Великий цыганский поход. В результате этого расселения цыгане устойчиво обосновались в Европе. Поход этот изначально был исключительно мирным. Цыгане но своей психологии никогда не хотели ни воевать, ни образовывать собственное государство.

Большинство цыган, отправившихся в Европу, обладало авантюрной психологией, и за цыганами постепенно закрепилась репутация воров и обманщиков. Но это произошло не сразу. И когда эта репутация наконец закрепилась, цыгане были подвергнуты жесточайшим репрессиям. Но сначала цыгане умудрились получить, а может и подделать, охранные грамоты от самого Папы Римского. Кроме того, сами правители государств благосклонно относились к цыганам. Сохранилась грамота, выданная цыганскому табору императором Венгрии Сигизмундом в 1423 году. Обращение к местному населению начиналось словами: «Вам следует оказывать им покровительство всеми способами. Наш верный Ладислав, воевода цыганский, имеет также право карать и миловать виновных, у вас же такого права нет…». Эти грамоты долго оправдывали существование цыган, пока экономическая ситуация в Европе в 15 веке не изменилась в худшую сторону и население уже не могло спокойно относиться к цыганам, живущим преимущественно за чужой счет.

Тем более что они позволяли себе попрошайничество и мелкое воровство. Но главная причина антицыганских законов все-таки не в тех мелких проступках, которые они себе позволяли, а как раз в изменившихся экономических условиях, которые заставили общество создавать более жестокое законодательство и сориентировать свою агрессию на антисоциальные элементы, которыми всегда были цыгане, недостаточно хорошо укорененные в обществе. И тогда были приняты первые антицыганские законы во всех странах, куда уже расселились цыгане, а именно — Румыния, Молдавия, Германия, Франция, Англия, Дания, Шотландия, Швеция.Антицыганские законы были очень жестокими: смерть за малейшую провинность, высылка из страны, наказание местного населения за контакты с цыганами. В Испании, например, королевский декрет против цыган предписывал цыганам покинуть страну в течение 60 дней, а за неисполнение пойманным цыганам грозили сотней ударов бича, а затем и казнью. Шла активная пропаганда против цыган. Например, в Германии развешивались листовки со стихами:

 

Гадалки и пророчицы умелы
Они песок насыплют вам в глаза
Остерегайтесь, не имейте с ними дела
Иначе ждет вас нищего сума.

 

В 15 веке в Европе шло активное формирование национальных государств. Теперь главным стали не вассальные связи, что было очень удобно цыганам, а принадлежность по национальному признаку. К тому же в результате экономического кризиса и резкого падения уровня жизни обеднели многие слои местного населения и резко возросла социальная агрессия по отношению к бродягам, кочевникам и т.д. В результате этих двух факторов и начались гонения на цыган. Поражает стойкость цыган во время этих репрессий. Например, в такой экономической ситуации увеличилось число женщин, торгующих собой, но цыганские женщины никогда, ни при каких обстоятельствах не были проститутками. Зато цыган охотно брали служить в армию. Причем цыган-солдат возил за собой всю семью, деля с ней пропитание из солдатского котла. У цыган отсутствовали такие качества, необходимые для военной службы, как стойкость, надежность, отвага. Но их компенсировали другие качества: хитрость, бдительность, ловкость, способность все видеть и оставаться незамеченным. Эти качества ценились особенно.

В 18-19 веках ситуация стабилизировалась. Постепенно цыган перестали преследовать как особый народ и начали подводить под общую для всех статью о бродяжничестве. Цыгане стали оседлыми, вернулись к своим занятиям: ремесло, торговля, песни и пляски. В Венгрии в 1761 году императрица Мария-Терезия издает закон, согласно которому цыгане становились равноправными гражданами страны. Мария-Терезия запретила называть цыганами, настаивая на новом названии — новые венгры. Более того, в интересах полной ассимиляции цыгане не имели права заключать браки между собой, а их дети должны были воспитываться в крестьянских семьях. Затем власти начали принуждать цыган к оседлости. Но все это было лишь попыткой. Цыгане лишь частично ассимилировались, сохранив свою самобытность.

 

 Повседневная жизнь цыган.

 

Особый интерес представляет жилище цыган. Жилье должно быть удобным для жизни и дешевым. И, безусловно, на тип жилища влияет местность, по которой кочует цыганское племя. В Афганистане цыгане ставили не шатер, а низкий, почти распластанный по земле навес, все это ради защиты жилища от сильного ветра, который часто дует на равнинах. В Турции цыгане ставят свои палатки в виде свода. Классический цыганский шатер — это опять палатка кэлдэраров. Это шатер с острым верхом и с дверью в виде занавеса. Если цыгане
задерживались в какой-то местности надолго, по причине заработка, то они строили временные дома, получившие название бурдеи. У этих строений были стены и даже дверь. Для постройки такой землянки рылась квадратная яма, по ее краям вбивались бревна, на которые клали перекрытия. Узкую дверь вешали на веревках. Стены обмазывали глиной, и сбоку делался очаг. Русские же цыгане жили в средней полосе, где много лесов и комаров. Спасаясь от них, цыгане придумали полог. Его матерчатая крыша называлась русским словом небо. Что интересно, устанавливать и убирать полог могла только женщина. Остов палатки был из деревянных шестов, которые возили с собой и гордились, когда они были тщательно отполированы. Наряду с кочевыми цыганами существовали и оседлые группы. Цыгане Испании приспособились жить в каменных пещерах. По мере увеличения числа семей все новые комнаты прорубались в скалах. Эти цыгане живут там и сейчас. Много цыганских деревень и на Балканах. Сначала там строились бурдеи, а йотом — вполне обычные, крестьянские дома. Интересны способы кочевания цыган. Далеко не везде местность позволяла передвигаться караваном, состоящим из кибиток. Например, в каменистом Афганистане табор часто передвигался пешком или на ослах. Бразильские цыгане передвигались исключительно верхом. Тип транспортного средства цыгане перенимали у местного населения. В России это была обычная открытая телега. В Венгрии и Румынии — кибитки с матерчатым верхом. Безлошадные цыгане сами впрягались в свою тележку и тащили ее. В Европе некоторые цыганские повозки представляли собой целые домики. Английские цыгане прославились тем, что делают на повозках росписи и украшают их деревянной резьбой. В 20 веке появились автомобили, и способы кочевания цыган изменились. Цыгане быстро перешли на автотранспорт, любовь к которому в известной степени заменила им любовь к лошадям. В современной Европе существуют специализированные автостоянки для цыган, служащие им местом встреч.

 

 

Структура табора.

 

   Социальная структура цыганской общины — структура кастовая (наследие кастовой системы Индии, что еще раз подтверждает происхождение цыган). Табор состоял из нескольких семей. Члены табора не обязательно родственники. Они кочевали вместе прежде
всего из-за безопасности. Самый большой табор включал в себя 20-25 палаток. Семья могла отделиться от табора в любое время по своему желанию. Заработанные в таборе деньги обычно делились на всех, нетрудоспособные старики тоже входили в долю. Неженатому мужчине или незамужней девушке обычно выдавали половину пая. Для каких-то временных работ обычно формировалось товарищество: кумпания. Несколько человек — обычно отдельно мужчины, отдельно женщины отправлялись на заработки, а предварительно божились друг другу, что не будут утаивать доходы. В таборе действуют жесткие моральные законы. Если цыган их нарушает — допускает распутство, обманывает в делах, то его ждет социальная смерть — обычно на некоторое время, в тяжелых случаях — на всю жизнь. Такому цыгану не подают руки, не едят за одним столом. Когда срок наказания истекает, то совершается ритуал — цыган готовит для всех угощение, и в знак того, что наказание снимается, все пьют с ним из одного бокала. Табор возглавлялся вожаком. Вожаком становился цыган с качествами лидера, хорошо владеющий языком местного населения, способный отстоять интересы табора, пользующийся абсолютным авторитетом. Вожак мог послать членов табора даже на преступление. Авторитет вожака держался только на уважении к нему, это своеобразная форма духовной власти. Если бы вожак вздумал нарушать цыганские понятия о справедливости, он остался бы без табора — цыгане стали бы кочевать отдельно от него. Также вожак разрешал все возникшие споры. Вот как описывает вожака историк 19 века А.Шиле: «Табор выбирает себе начальника, или судью — «вайду». Его всегда можно узнать по наружному виду. Это обыкновенно мужчина средних лет, всегда красивее других и одет щегольски: длинные волосы его постоянно расчесаны, и носит он в руках трость с серебряною рукояткою и кисточками — это знак его достоинства. Вайда смотрит за табором, и никто без его позволения не смеет отлучиться с места стоянки. Цыгане к нему относятся с особым благоговением. Любя свое племя, они тем более любят своего начальника как живого представителя этого племени. Расположившись табором где-нибудь поблизости города, цыгане тотчас отправляются на промысел: мужчины менять лошадей, сбывать кузнечные изделия, а женщины просить милостыню, гадать. При этом все члены табора действуют сообща, взаимно помогают друг другу и строго сохраняют свои тайны. Малейшее же несогласие между ними вайда старается устранить. Он разбирает их на основании их обычаев, которым цыгане подчиняются беспрекословно». Вожака обычно называли цыганским бароном. Баро по-цыгански означает большой, главный. Глава табора, помимо всего прочего, вел списки цыган табора, регистрировал рождения и смерти, сообщая обо всех изменениях властям. Он один обладал печатью, подтверждал браки и разводы, мирил спорящих, назначал виновным наказания. Но эти функции вожака были санкционированы властью, на чьей территории находился в данный момент табор. Надо полагать, что самим цыганам печать и учет численности населения табора был особенно не нужен. Также существовал суд, собиравшийся в особых случаях: крис или сэндо. Его составляли пожилые цыгане. Это очень важный общественный институт для цыган. По сути, это было собрание, где разбирался конфликт и выносилось решение, которое всегда исполнялось беспрекословно. Все расходы на проведение собрания несла сторона, которая требовала разрешения вопроса. В конфликтной ситуации цыган становился прежде всего на сторону своей семьи, а затем своего рода. Такой суд был единственной формой разрешения спорных вопросов.

 

 полная версия статьи -  http://sokhan.tomsk.ru/41

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку