* * *
«Раскрыв ладонь, плечо склонила…»
Раскрыв ладонь, плечо склонила…
Я не видал еще лица,
Но я уж знал, какая сила
В чертах Венерина кольца…
И раздвоенье линий воли
Сказало мне, что ты, как я,
Что мы в кольце одной неволи
В двойном потоке бытия.
И если суждены нам встречи…
(Быть может, топоты погонь),
Я полюблю не взгляд, не речи,
А только бледную ладонь.
Максимилиан ВОЛОШИН
Всё это писано, когда искусствовед и знаток французской живописи Волошин считался элитой "серебряных" довольно сносным, но посредственным поэтом. Нам ещё предстоит лицезреть расцвет его поэтического гения, вызвавшего изумление и потрясение мэтров, и так обожавших его за широчайшую душу и безмерный талант человеческого общения во всём, к чему он не прикасался своими чуткими, магическими перстами. Но разве это не гениально?
Написав уже несколько заметных работ о французской живописи и живописцах, он выпустил из рук перо и взялся за кисти: понять, что чувстует художник цвета и перспективы, отличного от мастера фонемы и смысла. И вдруг талант живописца заиграл в его киммерийских акварельных набросках так ярко, что даже Рерих пожаловал к нему тихо изумиться: талантливый человек талантлив во всём - посмотрите его магические акварели, я тут уже кое-что выставлял. Великая его Selva Oscura, из которой я изволю, была написана много раньше и "Венка сонетов" и Lunaria, но именно тут можно разглядеть истинный маштаб таланта глыбищи, имя которой - Волошин!