Школы Веданты
Для дальнейшей разработки доктрины Веданты, виднейшими Ачарьями были написаны комментарии (бхашьи), в каждом из которых делалась попытка доказать, что его позиция единственно совместима с текстами Божественного Откровения (Шрути). Авторы каждого из этих главных комментариев явились основателями самостоятельных школ Веданты. Так возникли школы Шанкары, Рамануджи, Мадхвы, Валлабхи, Нимбарки, и другие. Но большинство ученых-индологов и специалистов вполне единодушны в признании того факта, что Шанкара лучше, точнее и глубже всех прочих толкователей текстов Веданты выразил Сущность и Дух этих канонических Священных Откровений. Я с ними вполне солидарен не только потому, что являюсь приверженцем этой школы. Мало кто из индологов, назавая имя Шанкары, вслед назовёт и имя Рамануджи. А я одного без другога с трудом представляю, так гармонично они дополняют дхарму друг друга, хоть второй по хронологии, создавал своё учение позже и опираясь на дхарму Шанкары. Даже главное различие у них между атманом и Брахманом в свете консервативной трактовки Шанкары о просто недуальности (адвайте) этих начал в человеке, переливается бриллиантом чистейшей воды в учении Рамануджи. Но у обоих Великих учителей есть главное ОБЩЕЕ: они поставили дерзко в центр Вселенной не Бога, но человека!
Арии никогда не отличались смирением, потому и цивилизации, напитанные их знанием, то вспыхавают сверхновой не небосклоне истории, то ужодят в тень, но чуть потрёшь закопчённую войнами и пожарами эту цивилизацию, да вот же они - арийские знаки! Но я увлёкся...
Основной вопрос, по которому расходятся школы Веданты есть вопрос об отношении Я, т.е. сознающей личности (атман) и Бога (Брахман). Некоторые утверждают, что Я и Бог - это совершенно различные сущности; такой взгляд называется дуализмом (двайта). Представители школы Шанкары считают, что Я и Бог-Брахман абсолютно тождественны. Шанкара всегда подчеркивает, что различия между человеческой Душой и Богом - временны и обусловлены только невежеством (авидья) и иллюзиями (майя). Этот взгляд называется монизмом (Адвайта). А Рамануджа, утверждают, что Я и Бог относятся друг к другу как часть и целое; этот взгляд есть ограниченный монизм (вишишта-адвайта). Но это внешние различия у Шанкары и Рамануджи с дуалистами и меж собой. Всё учение Вед постигается через жертву и именно на этом пути ждут нас чудесные открытия, и через века блистающие чистотой древней арийской мудрости!