От христианских, а ранее иудейских, теософов то и дело слышишь, что варварскуюя языческую веру русов и славян заменили на "истинную веру", цивилизовавшую их. Это означает полное непонимание ведического богомировоззрения, принесённого ариями с Севера в Индию, в частности - в Хараппу и сохранённого в виде Традиции и описаний в монастырских свитках.
Если верить этим древним описаниям, то сотворение мира должно быть реальным, а Бог - реальным творцом его (то есть абсолютной Душой). Но в ряде мест указывается, что здесь нет множественности (неха нана асти кинчана) и что тот, кто видит здесь множество, обречен на смерть (мритьйох са мритьюм апноти я иха нанева пашьяти). В Реальности нет никакой множественности. Для объяснения Единства всех вещей, которые кажутся множественными, приводятся следующие примеры. Подобно тому, как золотые изделия являются в тем же золотом, которое представляет собой их единственную реальную Субстанцию, а их различные названия и формы (нама-рупа), которые делают их по видимости многими, - это лишь сугубо эфемерные словесные различия, - так и все объекты вообще - это то же самое, что Реальность, а их мнимые различия - чисто словесные. Отдельное, самостоятельное существование объектов мира отрицается. Брахман (или Атман) во многих местах также рассматривается не как творец, а как Реальность, которая не поддается описанию, будучи не только невыразимой словами, но даже недоступной для мысли.
Брахман не может быть даже объектом богослужения. Так, в "Кена-Упанишаде" говорится: "Это (Брахман) есть нечто другое, чем то, что известно, и вне того, что неизвестно. Что невыразимо речью, но благодаря чему речь сама выражается, известно как Брахман, - но это не тот, кому поклоняются как Брахману". Здесь очевидно, что порицается слепое идолопоклонничество.