Парадокс Веданты: трансцендентность и имманентность Бога
|
|
Пятница, 17 Февраля 2012 г. 22:08
+ в цитатник
Все существующее - Земля, Небеса, планеты, боги, живые и неживые объекты - понимается как части одной великой Божественной Сущности (Пуруши), которая проникает, пронизывает собою весь мир, и в то же время всегда остаётся вне его. Пуруша един и множествен: Он проявляется во множестве форм под огромным количеством разных имен. В Пуруше всё, что есть, было и будет - едино. Ведический гимн, что привёл я вчера
здесь, представляет собой чудный плод изумительной поэтическо-метафизической проницательности, которая раскрывает не только Вселенную как единое органическое целое, но также и верховную Реальность, - как имманентную, так и трансцендентную; Бог проникает собою весь мир, но в то же время Он не исчерпывается миром и остается вне его. В западной теологии эта концепция называется панентеизмом (pan- все, en- в, theos- бог), - не путать с пантеизмом, - не всё равно Богу, но всё есть в Боге, который ещё более велик, чем всё. Однако Атман может сравняться с ним преодалением круговерти сансары и уходом в трасцендентность соответствием Атман=Брахман. С большим искусством и вдохновением этот универсальный взгляд разрабатывается в Бхагавадгите. Ярчайшая вспышка пророческого воображения, проявившаяся в цитированном выше гимне, показывает нам всё богатство идей, которые вдохновляли лучшие ведийские умы, - монизм, панентеизм и органическую концепцию Веданты взаимосвязанного мира.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
-
1
Запись понравилась
-
2
Процитировали
-
0
Сохранили
-