Ника Турбина |
Стихи девятилетней девочки.
Женщины - пророка.
Стихи сотканные из боли.
Судьба пророка - это всегда трагедия.
В середине 80-х Ника Турбина, маленькая девочка из Ялты, писавшая не по-детски серьезные, мудрые стихи, была, без преувеличении народным достоянием.
Она родилась в 1974 году, росла странной, необщительной девочкой. Своими вопросами она часто ставила взрослых в замешательство. В 2 года она вдруг спросила у бабушки «А есть ли душа?». Она любила подолгу стоять у окна, или смотреть в зеркало трюмо и разговаривать с каждым из отражений. А еще к маленькой Нике приходил ЗВУК! Так она называла неведомо откуда приходивший голос, диктовавший строки, которые вскоре сделали Нику знаменитой на весь мир.
Ника с детства страдала бронхиальной астмой тяжелой формы. Поэтому она боялась засыпать по ночам. Родители говорили, что до 12 лет Ника вообще не спала. Сидела в постели, тяжело и хрипло дышала и бормотала что-то на птичьем языке. Оказалось – стихи. Эти стихи были похожи на заклинания и поэтому пугали взрослых. Часто по ночам она звала мать или бабушку и приказывала: «Пишите!» . Стихи будто бы распирали ее, не давали покоя.
Видимо кто-то надоумил родителей показать творчество девочки специалистам-поэтам. Открыл Нику Ю.Семенов, причем сделал это по-доброму, с желанием помочь. Нике в то время было 7 лет. Семенов как раз строил недалеко от Ялты дачу. Жил он в Ялте в гостинице, где работала бабушка Ники. Она и показала писателю папку со стихами внучки. Сначала Семенов был крайне недоволен этим, а потом вдруг воскликнул: «Это же гениально!». А через месяц в дом к Турбиным приехал корреспондент из «Комсомольской правды». В марте 1983 года в газете появились Никины стихи и она проснулась знаменитой.
Потом было приглашение в Москву, и в доме литераторов она впервые встретилась с Е.Евтушенко. С этой встречи и началось блистательное восхождение маленькой поэтессы на литературный Олимп. Дальше были поездки по стране, выступления, концерты. Все это с помощью Е.Евтушенко. На фирме «Мелодия» выходит пластинка с ее стихами. Худенький подросток с прической Аля-Мирей Матье, очаровательной родинкой над губой и повадками звезды был забавен. Своим неокрепшим голосом, тревожными, недетскими стихами она околдовывала полные залы и не только в СССР. И как кульминация – поездка в Венецию на фестиваль «Земля и поэты», где она получила престижнейшую премию «Золотой лев». Турбина вторая русская поэтесса, получившая эту награду. Первой была Анна Ахматова, которая получила эту премию в возрасте 60 лет.
Нике едва исполнилось 12. Ею умилялись, восхищались. Ее одаренностью заинтересовались специалисты: психологи, педагоги и даже экстрасенсы. Говорили, что Ника инопланетянка, что ее используют в качестве своеобразного рупора. Дескать, не сама она пишет, а поэт из параллельного мира, а девочка только транслирует и переводит на человеческий язык навязанные ей мысли.
Казалось, сказка будет длиться вечно, но оборвалась так же быстро, как и началась. Новых взлетов не было. Ушли куда-то строчки, заставлявшие трепетать весь мир. Да и наступили другие времена, когда людей больше интересовали цены на водку и колбасу, нежели успехи юных талантов. Новых стихов не было, а если и писались какие-то строки, то уже на гениальность не тянули. Ника не понимала, как дальше жить. Утверждать, что талантливый человек талантлив во всем – величайшее заблуждение. Ажиотаж вокруг малолетней поэтессы спал и она оказалась выброшенной на обочину.
Ника не сумела справиться с собственной жизнью, смириться с непоэтической деятельностью. У Ники не было ни образования, ни профессии, она толком даже не овладела грамотой. Никто не позаботился о том, чтобы чудо-ребенок, в трансе диктовавший стихи, восхищавшие весь мир, выучился грамотно писать! Никто не подсказал, как дальше раскрывать и шлифовать свой талант. Это заблуждение утверждать, что ребенок, с малых лет занимающийся искусством обязательно вырастет светлой, полноценной личностью. На глазах равнодушных взрослых, выжавших из «поэтического Моцарта» все, что могли – деньги, славу Ника Турбина превращалась в морального, на их взгляд, урода, абсолютно не приспособленного к жизни. Ушли стихи, им на смену пришло пьянство и наркотики. Она резала себе вены, выбрасывалась из окна. Как и зачем жить, если все этапы жизни нормального поэта – слава, аплодисменты, автографы, поклонники – все позади?
О ней забыли те, кто дал ей путевку в жизнь. Особенно тяжело Ника переживала разрыв с Евтушенко.
Говорили, что Ника обладала даром предвидения. Однажды она сказала бабушке, что умрет в 27 лет, хотя до этого десятки раз буду умирать.
11 мая 2002 года Ника покончила с собой…
Вот, пожалуй, и вся история. Отрезок длиной в 27 лет, в которых было все – стремительные взлеты и болезненные падения, слава и забвение, любовь окружающих и одиночество. Две книжицы стихов, сумка с бумагами на полу ее московской квартиры, да разрозненные воспоминания – вот то, что осталось от чудо-ребенка, маленькой девочки с огромными глазами полными недетской скорби.
Ничто не сходит с рук.
Ни ломкий, жесткий звук –
Ведь ложь опасна эхом.
Ни жажда до деньги,
Ни быстрые шаги, чреватые успехом.
Ничто не сходит с рук.
Ни позабытый друг, с которым неудобно.
Ни кроха муравей
Подошвою твоей
Раздавленный беззлобно.
Таков порочный круг.
Ничто не сходит с рук.
Но даже если сходит – ничто не задарма,
И человек с ума
Сам незаметно сходит.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |