Константи?н Алекса?ндрович Ке?дров (р.
12 ноября 1942,
Москва) — русский
поэт-авангардист, автор терминов «метаметафора» (1984)
[1] и «палиндронавтика» (1999)
[2].
- Автор абревиатуры «ДООС» (1984). (Добровольное Общество Охраны Стрекоз) [2]
- Член СП СССР (1989).
- Член Ассоциации русских артистов-художников-поэтов Франции (1991)[3]
- Член исполкома ПЕН-клуба)[4], [5]
- Философ-автор теории МЕТАКОДА и космической переориентации, ИНСАЙДАУТА[6], [7]
Биография
Родился в актерской семье. Отец — режиссер, ученик Мейерхольда
[8]. Испытал влияние живописи своего двоюродного деда, эмигриравшего с армией
Деникина в 1920 г.
Павла Челищева, с которым вступил в переписку в отрочестве.
[9].
[10],
[11] В 1960 г. познакомился с футуристом
А. Кручёных и стал убежденным продолжателем русского футуризма, в те годы полностью запрещенного.
[12]
С 1958 по 1988 поэт пишет в стол. В это же время защищает кандидатскую диссертацию и 20 лет преподает русскую литературу в
Литературном институте Союза Писателей. Вокруг него образуется круг поэтов, которым он дал название метаметафористы. Это, прежде всего, его студенты
Алексей Парщиков,
Илья Кутик и
Александр Еременко. Пишет манифест ДООСа «ДООС»(1984)и манифест метаметафоры «Компьютер любви»(1983).
По требованию КГБ в 1986 г. отстранен от преподавания в Литературном институте Союза Писателей с запретом на профессию (1986).
[13] Позднее поэту будет выдан протокол об уничтожении заведенного на него дела «Лесник» (с окрасом «антисоветская пропоганда и агитация»).
В 1989 в издательстве «Советский Писатель» выходит монография по теории МЕТАКОДА и МЕТАМЕТАФОРЫ: «Поэтический космос».
[14] В стостраничном послесловии профессора Куницына сказано, что до Кедрова он никогда не видел «живого идеалиста». По свидетельству редактора А. Гладковой два агента КГБ пыталось конфисковать тираж на выезде со склада. В 1996 по монографии успешно прошла защита докторской диссертации в Институте Философии РАН.
В 1991-98 работает литературным обозревателем «Известий». С
2006 г. продолжает внештатное сотрудничество с «Известиями» в том же качестве.
Главный редактор «Газеты ПОэзия» и «Журнала ПО» с 1995 г.
[15]
21 марта 2000 проводит Первый Всемирный День Поэзии ЮНЕСКО в Театре Юрия Любимова на Таганке с участием А.Вознесенского, Е.Кацюбы, А.Витухновской и Ю.Любимова.
[16],
[17]
В июле 2006 г. атташе посольства Франции Ирэн Зайончик на вручении премии GRAMMY.ru заявляет:
«Сегодня во Франции Константин Кедров самый известный из нынешних русских поэтов».[18]
28 ноября 2008 участвует в церемонии открытия памятника
Мандельштаму в Москве.
[19]
Метаметафора
- Определения МЕТАМЕТАФОРЫ, данные Кедровым: метафора в квадрате, обратная перспектива в слове, мистериальная метафора. «Метаметафора отличается от метафоры, как метафизика от физики, как метагалактика от галактики». Сам термин предложен впервые Кедровым в 1983 г., но метаметафора возникла в его поэзии в 1957 г. в поэме «Бесконечная»: «Я вышел к себе // ЧЕРЕЗ-НАВСТРЕЧУ-ОТ // И ушел ПОД // Воздвигая НАД». Следующим прорывом стала поэма «Компьютер Любви»: «Человек — это изнанка неба // Небо — это изнанка человека». 1983 г.
Идеи Кедрова и его поэзия предмет постоянной полемики. Его поддерживают теоретики стиха Кирилл Ковальджи, профессор Сергей Бирюков, профессор Александр Бубнов, профессор Вадим Рабинович. Оппонеты Кедрова — Баранова-Гонченко, Макс Тартаковский и другие менее известные критики — полемизируют не столько с Кедровым, сколько с авангардом как таковым. Например, М.Тартаковский называет пациентом Ганушкина автора «Черного Квадрата» Казимира Малевича и клеймит поэзию И.Бродского. Более взвешенную центристскую позицию выражают Вячеслав Огрызко и Сергей Чупринин. В целом за 25 лет своего существования метаметафора Кедрова доказала свою живучесть и жизнеспособность, хотя отношение к ней было и по всей видимости навсегда будет разное, полярно-противоположное у разных критиков и поэтов.
- Систему стихосложения, соответствующую метаметафоре, Кедров назвал ПАЛИНДРОНАВТИКА. Это анаграмно-палиндромический фрактальный стих: «ЧЕРВЬ // вывернувшись наизнанку ЧРЕВОМ // В себя вмещает яблоко и древо». 1978.
- Широко растиражирована понятийная метаметафора Кедрова «ИЛИ». В шекспировской формуле «быть ИЛИ не быть» он выбирает «ИЛИ». «ИЛИ — это свобода».
- Кедров утверждает, что понятие «свободный стих» — нонсенс. Если несвободный, то и нестих: «Земля леТЕЛА \\ По законам ТЕЛА \\ А бабочка леТЕЛА \\ Как хоТЕЛА».
Краткий свод высказываний о поэзии Кедрова самих поэтов:
- 12 ноября 1978 г., речь Юнны Мориц в ДХ на Кузнецком: «Поэзия Кедрова — это настоящая филологическая магия. Издатели и критики ее боятся, но мы, поэты, нуждаемся в такой поэзии, всячески ее разыскиваем, и очень любим эти стихи».
- Предисловие А. Вознесенского к стихам Кедрова в сб. «Транстарасконщина», Москва-Париж. Вивризм: «Константина Кедрова можно назвать Иоанном Предтечей новой волны метаметафорической поэзии». 1989.
- Предисловие Генриха Сапгира к сб. «Вруцелет» (1993): «Стихи Константина Кедрова — звездная стихия, которая породила и самого поэта. Для меня Константин Кедров — поэт, который привнес в поэзию целый ряд новых идей. Одним словом, одной метаметафорой, стихи его настоящая литургия». Предисловие Игоря Холина к сб. «Гамма тел Гамлета» (1994). «Началось новое искусство и Константин Кедров, я это твердо могу сказать, один из лучших поэтов совершено нового направления».
- Предисловие А. Вознесенского к полному собранию поэзии К. Кедрова «Или» (М.: Мысль, 2002): «Константирует Кедров / поэтический код декретов / Константирует Кедров недра пройденных километров. / Так беся современников, как кулич на лопате, / Константировал Мельников особняк на Арбате / Для кого он горбатил? Сумашедший арбайтер…».
- Интервью с А. Хвостенко (НЛО. № 72, 2005): «Как вы относитесь к поискам метаметафористов? — Такие люди, как я и Кедров, создают славу теперешней поэзии»[20].
- Речь Андрея Битова, президента Русского ПЭН-клуба 7 сентября 2006: «Константин Кедров всю жизнь творил в поэзии что хотел и как хотел. В нем неповторимое сочетание самого продвинутого, действительно нового авангарда с воссозданием утраченных ранее глубинных слоев культуры».
- 23 мая 2008 на канале Культура премьера телефильма о Павле Челищеве «Нечетнокрылый Ангел» автор сценария и ведущий Константин Кедров[21].
Поэты — Кедрову
Кедрову посвящены стихи известных поэтов:
- А. Вознесенский — «Эфирные стансы»[22], «Демонстрация языка» (2001)[23], «Дека-образ» (1999), «Все деревянные скульптуры Христа в Перми похожи на Кедрова», «Настанет лада credova||constanta Cedrova» (2000).
- Ю. Мориц — «Туманность дыханья и пения» (1976). «И я бы на месте Вселенной укутала тайну в туман..»[24]
- А. Хвостенко — «Часослов» (1991), «Вот» (1989)[25]
- Г. Сапгир — «Свет земли» (1999). «И свет от разума вселенскими кругами»
- И. Холин — «Иду в гости // к поэту / Константину Кедрову» (1989)[26]
- А. Ерёменко — «Полностью как Будда просветленный/Пролетишь простой московский парень/На тебя посмотрят изумленно /Рамакриша, Кедров и Гагарин…» (1980)[27]
- А. Витухновская — «Гамлет абсолюта» (1998)[28]
- Э. Иодковский — Акростих. «Клеймит земную косность»[29].
- Д. Авалиани — Листовертень. «КЕДРОВ-ЛЮБОВЬ» (2003)[30] Ответный палиндром Кедрова: АВАЛИАНИ МИНА И ЛАВА.
Награды
- 1998 — Диплом Академии Зауми.
- 1999 — Отметина Давида Бурлюка.
- 2003 — GRAMMY.ru (Поэзия года—2003). Голосовали 11500 читателей рускоязычного интернета.
- 2005 — GRAMMY.ru (Поэзия года—2005). Голосовали 14000 читателей рускоязычного интернета.
- 2006 — «Золотой лев». За смелость в искусстве. МГУ и Дом Лосева (за книгу «МЕТАКОД»).
- 2006 — Диплом Международного фестиваля «Другие». «За выдаюииеся достижения в русской поэзии и многолетнюю популяризацию поэтического авангарда».
- 2007 — Лауреат года «Литературной России» за поэму «Фиалкиада» (см. примечания).
Фестивали международного авангарда
- Иматра, Финляндия 1988. Фестиваль русского авангарда. Участвуют Курехин, Кедров, Герман Виноградов, АВИА, Дыбский, Свиблова, Медицинские герменевтики. [31], [32]
- «Минута немолчания» по ненапечатанным стихам во Дворце Молодежи (Москва, 1989). Вели К.Кедров и А.Вознесенский. Состоялось 2 вечера. Зал 500 зрителей. Участники: Холин, Сапгир, Айги, Е.Кацюба, И.Кутик, Осмоловский. В темноте Кедров и Вознесенский воспламенили огонь свечи Пастернака. После этого зал по призыву поэтов встал и издал крик по ненапечатанным в советский период стихам.[33]
- Тараскон, Франция 1989. Фестиваль мирового авангарда(Котляров-Толстый, Кедров, Холин, Хвост)
- Лозанна, Швейцария 1989. Университет «Секс в русской литературе» (Жорж Нива, Константин Кедров, Виктор Ерофеев)[34]
- Париж, Франция. Фестиваль поэтического авангарда май 1991 Театр на Монмартре (Кедров,Хвост,Сапгир) [35]
- Брюссель, Бельгия, 1993. Европейский парламент (Чтение стихов на электрическом стуле против смертной казни)[36]
- Рим, Италия. Поэтическая Акция в Пантеоне 1995. Пасхальное шествие. Прием у президента Скальфаро [37]
- Флоренция, Италия 1996. Чтение в галерее Уффици перед «Рождением Венеры» «Компьютера любви». [38]
- Вена, Австрия, 1997. Чтение «Компьютера любви» на мессе в монастыре Святой Крест
- 1-й Всемирный День Поэзии ЮНЕСКО на Таганке Ю.Любимова 21 марта 2000 [39]
- 67-й Всемирный конгресс ПЕН клубов в Москве. 2000, май (Гюнтер Грасс, Вознесенский, Константин Кедров, Генадий Айги, Елена Кацюба, Андрей Битов)[40], [41],
[42]
- Париж, Сорбонна, 2002 (Кедров, Кацюба, Вера Павлова, Айги, Рубинштейн, Пригов, Парщиков)[43],
[44]
- Париж, Франция, 2005. Книжный салон Чтения на Русском стенде (Кедров, Вознесенский, Кацюба)[45], [46], [47]
- SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS — посещение Риги Кедровым с супругой — поэтессой Еленой Кацюбой [48]
- Москва, 23 июля 2008. Поэтический вечер и выставка живописи К.Кедрова в Центре М.Булгакова на Б.Садовой, 10. [49], [50], [51]
- Международный кинофестиваль СТАЛКЕР-2008 в Доме Кино. [52]
Книги Кедрова
- Поэтический космос. — М.: Советский писатель, 1989. — 333 с.
- Компьютер любви. — М.: Художественная литература, 1990. — 174 с.
- Утверждения отрицания. — М.: Центр, 1991.
- Верфьлием. — М.: ДООС, 1992.
- Вруцелет. — М.: ДООС, 1993.
- Гамма тел Гамлета. — М.: Издание Елены Пахомовой, 1994.
- Или он или Ада или Илион или Илиада. Вечера в Музее Сидура. — М.: 1995.
- Улисс и Навсекая. — М.: Издание Елены Пахомовой, 1998.
- Метаметафора. — М.: ДООС, 1999. — 39 с.
- Энциклопедия метаметафоры. — М.: ДООС. 2000. — 126 с.
- Паралельные миры. — М.: АиФ принт, 2001. — 457 с.
- Инсайдаут. — М.: Мысль, 2001. — 282 с.
- Ангелическая поэтика. Университет Натальи Нестеровой. Учебное пособие. — М.: 2001. — 320 с.
- За чертой Апокалипсиса. — М.: АиФ принт, 2002. — 270 с.
- Или. (Полное собрание. Поэзия). — М.: Мысль. 2002. — 497 с.
- Сам-ist-дат. — М.: ЛиА Руслана Элинина, 2003.
- Метакод. — М.: АиФ принт, 2005. — 575 с.
- Скачать ауди в авторском исполнении «Компьютер любви»
Примечания
Ссылки