| Мартин_Блик написал 09.03.2010 22:36:59: Не (и)щите камн(ей) (на) дне росы (и) не п(о)днимайте, ибо камни л(е)гки в в(о)де и не (подъ)емны (на) (по)верхн(ости), а (по)влекут (на) дно с г(о)л(о)вой... Дабы (о)чисти(ть) росы, затвори(те), в(о)ду п(у)стит(е) (на) нивы. И (об)нажат(ся) камни и (прочие) (на)носы... И буд(ет) труд тяж(ел), (но) благ(о)дарен...
Предположительно, текст наставления из Весты, 25 – 23 тысячелетие до н.э.
|
| Мартин_Блик написал 09.03.2010 14:57:48: Вместо \"Аффтар Жжош! Пешы исчо!\" следует писать:
В душе моей огонь горит прекрасный,
Его зажгли Вы - автор слов бесценных.
Перо в руке, чернила, шарф атласный...
Пишите дальше, радуйте нас бренных.
|
| Мартин_Блик написал 27.01.2010 21:55:47: 5 февраля стартует лыжный поход 'Тёплый ключ', 10 дней по живописнейшим местам Горного Алтая и Хакасии с купанием в тёплом ключе (Я40 оС) Ст-ть: 5000 руб.
|
Немного об одежде. Часть 2 |

(начало - Немного об одежде)
Чуть выше уровня подола рубахи располагалась вышивка на запястьях рукавов. Надо учесть, что в некоторых губерниях запястье называлось заман ( однокор.сл.: заманивать, замануха) и ладонь с кистевой ее частью – лопоть, лапоть (од.кор.сл.: лапать - в значении хватать), ручица («обладающая качеством руч(ья), рук(и)»), хапуга(и), хирьга(и) (кирга).
Что же такого можем мы заманивать, хватать, хапать, подгребать к себе, как хиргой (кочергой)? Что ценного для нас настолько, чтобы это нашло свое отражение в вышивке на соответствующей части одежды?
Наши руки участвуют в нашем процессе становления непосредственно – именно руками мы сначала ощупываем, охватываем познавая наш мир, через руко-делие мы учимся создавать Мир-Вселенную. Это тот инструмент, с помощью которого мы уподобляемся впервые Богу, еще не овладев высшим умением творения через слово и мысль.
Значит, рукава одежды было важно защитить не только потому, что это отверстия в целостности одежы, откуда могла уйти сила или войти что-то ненужное, чужеродное, но и потому что руки – это то, с помощью чего мы ладим, творим, варганим наш Мир. Кроме того, руки являются инструментами в нашей профессии.
А во времена наших предков ручной труд имел еще большее значение, чем сейчас. Таким образом, мы можем предположить, что именно качества человека как творца, мастера, профессионала какого-либо дела отражались в вышивке на рукавах.
И действительно, в этнографических сборах русских костюмов на рукавах мужских рубах мы можем увидеть:
Женские рубахи орнаментированы на запястьях следующими типами узоров:
На женских рубахах узоры на запястье могли означать и профессию мужа, и какое-либо собственное особенное умение женщины. Но женские рубахи вышивались не только на запястьях, но и на верхней части рукава, которая называлась полик.
Давайте обратимся к самому слову: корень слова имеет следующие родственно-корневые связи: полик – поле – пол – пол(половина); а суффикс –ик- имеет уменьшительно-ласкательное значение ( как в словах ключ-ик, зонт-ик, кот-ик и т.п. ).
Мы получаем два возможных значения слова полик – «маленькое поле» и «маленькая половина» - половина уже не является целым, поэтому она не может сама быть маленькой, иначе получается несуразица (вроде «масло масляное») – остается второе значение – «маленькое поле».
В мифологии и русских сказках очень часто встречается образ «Бранного поля» - места битвы добра и зла, правды и кривды, войска королевичей и Марьи Моревны (Смерти). Женщина не являлась профессиональным войном (во всяком случае, такое встречалось достаточно редко), но она – хранительница домашнего очага, берегиня рода своего (до замужества) и рода мужа (после) – своей семьи.
Поэтому и бились всегда мужи сильные и мудрые за женщин и берегли их. Но и женщина билась за здоровье и счастье своей семьи ежедневно, а в случае большой беды – и на полях сражений защищала свой дом, когда больше некому было защищать, поэтому и было только у нее «поле бранное» на одежде, где спрашивала она помощи у богов-покровителей рода своего и мужнего.
И действительно, на поликах женских рубах мы встречаем следующие узоры вышивок:
| Рубрики: | Славянская культура Сказания, былины, история Мой дом |
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |