На этой неделе был у меня в гостях знакомый поэт и я подарила ему старую свою книжку стихов. Первый раздел этой книжки называется "Сад отвергнутых камней".Восток в названии этого раздела он сразу разглядел. "Сад камней" - известная философема 80-х -- 90-х годов, означающая некую причастность к восточной философии, но спросил: "Почему отвергнутых?". Я начала говорить о том, что это тот самый библейский камень... Но он прервал меня с апломбом, свойственным людям высокого самомнения, и сказал: "А-а, камень преткновения". Я хотела объяснить ему, что "Камень преткновения" и "Камень, отвергнутый строителями" -- два, совершенно разных мотива Библии.
"Камень преткновения" довольно часто встречается в Ветхом завете и является составной частью доброго пожелания, напутствия перед началом важного дела:"Да не преткнётся нога твоя о камень". Сколько поэзии и живой образности в этих словах! Ветхозаветный пророк Исайя великий мистик Израиля, постоянно слышавший голос Господа, видя, как сердца знати, а за ними и сердца народа отворачиваются от Бога и предаются языческим оргиям, отчаянно призывал "не ходить путями сего народа". Госполь, по словам Исайи, сказал, что "будет Он камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля и жителе Иерусалима. И многие из них приткнутся, и упадут, и разобьютя..."
"Камень, отвергнутый строителями" это ключевое место притчи о злых виноградарях, произнесённой Иисусом специально для фарисеев и книжников. Эту притчу Он начинает так же, как Исайя, но заканчивает её злодеяниями виноградарей, убивших слуг и сына хозяина виноградника. Ужесточив сюжет притчи Исайи, Он ужесточает и толкование, теперь действует на "Камень преткновения", а совсем другой образ. "Камень, отвергнутый строителями, ляжет во главу угла". Это мотивы из пророка Даниила. но Иисус очень творчески подходил к толкованию, интерпретации и применению слов пророков. Здесь "Камень" это Господь, как и у Мсайи, но согласно мысли Иисуса, господь отвергнут уже не знатью и народом, а священниками и толкователями Святого Писания -- садуккеями, книжниками и фарисеями. По сути, Он говорит о духовной катастрофе еврейского народа. Но Господь несокрушим и неименен. "Камень, отвергнутый строителями" -- это Сам Господь, духовно отвергнутый израильтянами, станет идейной основой новой церкви и обновлённой страданиями Иисуса веры -- христианства.
Центральное место в Новом завете для утверждения мистических основ и догматов христианства.
Как бедна, я бы сказала, кастрирована наша культура, лишённая духовного наследия христианской цивилизации.
Мой знакомый поэт, наверное, ещё долго будет путать "Камень преткновения" и "Камень, отвергнутый строителями"... Жаль его, хочется рассказать ему, но, к сожалению, он умеет слушать только самого себя.