Вчера всей семьёй смотрели "Завет" Эмира Кустурицы и смеялись, а я в некоторых местах чуть не плакал. На мой взгляд, этот фильм самый зрелый из его фильмов. Хотя его почти не заметили и разочарованно говорили, что маэстро "исписался". Да, повторов много, много узнаваемого, но... всё это как-то по особому вплетено в ткань истории и вплетено очень удачно. Я, к примеру, не согласен с Word-man'ом, что это плохо, когда автор использует свои придумки, когда-то найденные и как бы загатовленные (на этом основании он Давлатова ругает). Я полюбил этот фильм, так же как полюбил его же "Жизнь как чудо". Меня в них цепляет жизнелюбие, простое и трогательное и поэтическое отношение к обыденности, в которой начинаешь видеть священное и понимаешь - это всё есть здесь и сейчас, а не там и тогда. Кустурица в моём представлении есть противоположность Китано, фильмы которого я тоже люблю. Щемящее переживание жизни, обыденных вещей и событий у Китано разворачивается на фоне трагической и абсурдной смерти, которая непобедима. его фильмы человечны, но без веры в будущее. У Кустурицы, напротив, даже смерть - атрибут повседневности, который неотделимо присутствует в ней, но как-то бессильно, как-будто смерть - это всего лишь конец фильма, просто часть сюжета, без которого не обойтись как без изобразительного средства. Смерть в фильмах Кустурицы побеждена, точнее побеждено её тлетворное влияние на жизнь героев, на их восприятие жизни. И герои Кустурицы, победившие смерть - это не Герои, бросившие вызов подобно Одиссею, а люди поправшие смерть фактом своей повседневной жизни.
Маленькая сербская деревушка, в которой осталось три жителя: дед (пожилой мужчина), его внук и учительница, влюбленная в деда. Дед собрался умирать, он не боится смерти, но на кого он оставит внука? И он решил продать единственную корову в городе и завещает внуку на эти деньги купить икону св. Николая, для сельской церкви, которую дед ремонтирует, какой-нибудь сувенир и если получится, найти себе (т.е. внуку) жену. Что внук в конце концов и сделал.
Одно из любимых мест: Инспектор министерства образования постановил закрыть школу, единственного ученика перевести в ближайшую, а учительницу поставить в очередь на получение работы. Услышав это Цане (внук) заплакал. Дед его утешает и спрашивает: "Что, школу жалко?" Внук сквозь слёзы: "Нет, учительницу".
Любите жизнь!
