Настроение сейчас - как всегда, не могу слов подобратьВчера состоялся первый урок философии у десятиклассников. Я представлял, что всё будет гораздо хуже, так и случилось. Но это даже интересно. Внятно описать класс я, пожалуй, не смогу. Но большая часть учеников не настроена даже слушать. Ученики, по моему, стесняются открыто говорить друг при друге, потому как почти любые ответы вызывают подколы со стороны нескольких "трудных" учеников. Психотерапевт бы сказал, что у них одни защиты (психологические я имею в виду). Потому разговора не получается, все отвечают короткими дежурными фразами типа "да", "нет", "не знаю", "может быть" и т.д. и шуточками сомнительного характера. На вопрос "Что вы любите читать?" ответили, что вообще не читают. Врут конечно, но говорят это почти с удовольствием. мне не удалось найти темы, чтобы вовлеч хотя бы в мало-мальский спор. Большую часть времени потратил на препирательства с самыми отъявленными нарушителями спокойствия. Но классических дисциплинарных воздействий мне удалось избежать. вместо этого стал обострять разговор за счёт большей откровенности и за счёт тенденцеозного толкования действий учащихся. Например, после того как я предложил правило молчать, когда разговаривает хотя бы один человек в классе все согласились и тут же начали нарушать правило. К одному из нарушителей я обратился так: "Ты же только "подписался" под правилом и его нарушаешь?". В ответ: "Как это подписался?". Я: "Я же спросил, кто против правила (формулировка правила)? Никто не сказал, что против, в том числе и ты, значит ты "подписался"." Тот замолчал, но через несколько минут стал снова говорить со своими. я снова обратил внимание на это. Дошло до того, что я стал его препирать: "Ты не "пацан" что ли?". Он: "Почему (уже начиная злться)?". Я: "знаешь же правило, что нормальный, конкретный "пацан" за "базар" отвечать должен?" Он: "Да, знаю". Я: "А ты не отвечаешь". И в таком духе почти весь урок.
На перемене они "бесились" в коридоре и опоздали минут на пять. Я обратил на это внимание. Говорю им, что мне не понятно, почему мы здесь обращаеися друг с другом так, как быдто показываем друг другу задницы. Говорю: "Ваше поведение - это как задницу мне показывать, Хотите, что бы я тоже стал её показывать крича на вас? Если мы дальше будем в том же духе, то мне прийдётся морды бить, потому как некоторые только это понимают. Вы мне начнёте в ответ бить. Тогда кто мы такие? Можно конечно и так, но тогда у нас зона будет, с паханом, который беспредельщиков убивать будет. потому как там отвечают за "базар" своей жизнью...." И в таком духе дальше, уже не скрывая раздражения своего, которое я стал проговаривать. Надо сказать, к концу урока они стаи слушать, что я говорю. посмотрим, что будет дальше: психотерапия или уроки?
Хотя, это и есть философия. Она начинается с честного и открытого называния происходящего своими именами. Да, приходится переходить на "феню" или мат, но это тоже языки. если установим исходные понятия, то можно их постепенно заменить на более приемлемые и точные. Так и начнём...