-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сергей_Жильцов

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.01.2008
Записей: 276
Комментариев: 333
Написано: 746


В.Высоцкий театру им. Е.Вахтангова - "Празднует старший брат"

Суббота, 13 Ноября 2021 г. 17:04 + в цитатник


Из будущей книги "Высоцкий-71", глава №... "Пятидесятилетие театра имени Евгения Вахтангова":


1005753384 (550x700, 112Kb)

В начале ноября 1971 года театр имени Евгения Вахтангова начал подготовку к торжественному концерту в честь своего 50-летия. Не остались в стороне и дружественные театральные коллективы. 

«Вчера Высоцкий сообщил распоряжение шефа, чтобы мы подготовили приветствие к 50-летию вахтанговского театра из пролога “Доброго”. Всё это по телевидению будет транслироваться и на всю страну. Ответственность какая! На это надо потратить дни и здоровье» - писал Валерий Золотухин в своем дневнике 2-го числа. Будем считать, что он не ошибся и распоряжение главного режиссера было отдано именно 1-го – в этот день Владимир Семенович присутствовал на утренней репетиции «Гамлета», премьера которого вот-вот, а вечером - участвовал в двух спектаклях.

А уже 6-го ноября, в субботу, судя по документам театра на Таганке, в 15.00 в кабинете у Любимова состоялась репетиция приветствия.

Во вторник, 9-го числа, к 14.30 актёры театра на Таганке вместе с Высоцким, разумеется, прибыли в театр им. Е.Вахтангова на репетицию. И вот что доносит до нас таганский летописец Золотухин в своих дневниках: «Были в вахтанговском на репетиции – великий полив и хренотень. Пьяный Ульянов в общем ряду… Нам запретили приветствие, а мы готовились, репетировали… Опала Таганки продолжается».

13-го, судя по телепрограмме в газете «Известия», (по другим данным, 17-го) концерт-празднование состоялся, понятно, что без Таганки. И снова цитата из того же дневника, уже за 14-е: «Нам запретили приветствовать вахтанговцев. Наше приветствие не состоялось. Говорят, запретил Кузнецов, министр культуры РСФСР. А Симонов согласился. Не укладывается. Единственно, чем может гордиться вахтанговский театр, что он фактически родил Таганку, ведь оттуда “Добрый”, оттуда Любимов. 90% Таганки — щукинцы. Позор на всю Европу». Для несведущих - Симонов Евгений Рубенович был в то время главным режиссером театра им. Вахтангова, а «щукинцы» - выпускники театрального училища имени Щукина при этом театре.

В архиве Высоцкого сохранились наброски приветствия, ныне они - в его фонде в в РГАЛИ, по ним и приводится реконструкция текста. Других источников на данный момент не обнаружено, но они должны быть. Судя по этому автографу, особенно по его окончанию, видно, что многочисленные варианты куплетов, скорее всего, писались и тут же согласовывались с заказчиком-главрежем. Из любопытного – присутствующий в зачеркнутой строке черновика "Народный и лауреат Миша Ульянов" и упомянутый автором спектакль по пьесе Славина. Добавлю, что сам Высоцкий, скорее всего, не сильно переживал по поводу неудавшегося чествования, так как был сильно занят финальными репетициями и прогонами спектакля «Гамлет», да и капустник, в общем, как автор говорил, был «текстом на один день».



Безымянный рисунок (417x682, 348Kb)

"Известия", 1 декабря 1971 года


 




<К 50-летию Театра им. Е. Вахтангова>



Шагают актёры в ряд,

Дышат свободно.

Каждый второй — лауреат

Или народный.



             Нас тоже манила слава,

             Мы в школе учились тогда,

             Но, как нам сказал Захава,

             Лишь лучших берут сюда!



             Для лучших — и мясо из супа,

             Для лучших — ролей мешок,

             Из лучших составлена труппа, —

             Значит, всё хорошо!



Попав в этот сладостный плен,

Бегут из него всё реже.

Уходят из этих стен

Только в главрежи.



             И вот начальство на бланке

             Печатью скрепило побег:

             Отныне пусть на Таганке

             Добрый живёт человек!



             Мы кое-что взять успели

             И кое-кого увели.

             И вы не осиротели,

             А мы — так приобрели.



Шагают театры в ряд,

Вместе, хоть разных рангов, —

В этом во всём виноват

Только Вахтангов.



             Делитесь с нами наследством —

             Мы хлам не заносим в храм!

             Транжирьте, живя не по средствам,

             Идёт расточительность вам!



             Другая у нас обитель,

             Стезя, или там, стерня,

             Но спросят вас — говорите,

             Как Ксидиас: «Он из меня».



С Таганки пришли на Арбат —

Дождь не помеха.

Празднует старший брат

Ровно полвека.



                          <1971, ноябрь, до 6-го>



Примечания:

Печатается по единственному известному черновику. <Материалы и цитаты, упоминаемые во фрагменте книги, не приводятся>

Во время подготовки свежего пятитомника произведений Владимира Высоцкого я приводил тексты – если они не исполнялись автором – по финальному автографу и, если в нем оставались авторские варианты, приводил их в вариантах, так как авторская воля в таких случаях неочевидна. С этим же текстом - при наличии обилия вариантов, публикуемых мною регулярно, начиная с тульского пятитомника, - варианты приводить нет необходимости. Так как видна последовательность их написания. Это стало ясно при подготовки данного материала. Впрочем, вероятные находки, а они ожидаются, могут внести новые коррективы.


Первые публикации:

Театральная жизнь. 1986. № 24.
Высоцкий В. С. Не вышел из боя. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988.


Каждый второй — лауреат // Или народный.– упомянутый в зачеркнутом варианте этой строки Михаил Ульянов, например,  получил звание народного артиста СССР в 1969 году, а лауреатом Ленинской премии стал в 1966-м.

Нас тоже манила слава, // Мы в школе учились тогда… — как и зонг в спектакле, капустник должны были исполнять несколько актёров, можно предположить, что именно эту строфу исполнял соло Высоцкий – от лица выпускника школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТ, эта же тема не раз звучала в его околотеатральных песнях, например, в поздравлении Олегу Ефремову.

…как нам сказал Захава, // Лишь лучших берут сюда! — Захава Борис Евгеньевич (1896–1976), театральный актер, режиссер и педагог, народный артист СССР. С 1925 г. и до конца жизни — руководитель студии Вахтангова (с 1933 г. — Театральное училище им. Б. В. Щукина).

Уходят из этих стен // Только в главрежи. — Речь о Ю. П. Любимове, в прошлом — ведущим актере театра им. Вахтангова, ставшем главным режиссером Театра на Таганке.

…кое-кого увели. — Большая часть труппы Театра на Таганке традиционно пополнялась выпускниками театрального училища имени Б. Щукина при театре им. Вахтангова.

…пусть на Таганке //Добрый живет человек! — Первый спектакль обновленного с приходом Ю.П.Любимова Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана» «переселился» на сцену театра с подмостков театрального училища им. Е.Б.Щукина, где был поставлен как курсовой спектакль.

…говорите, // Как Ксидиас: «Он из меня». — Слова героини пьесы Л. Славина «Интервенция» банкирши мадам Ксидиас о своем сыне. В 1933 г. театр им. Е. Вахтангова поставил спектакль по этой пьесе (режиссер Р. Симонов), а в 1967 г. на киностудии «Ленфильм» начались съемки фильма «Интервенция» (режиссер Г. Полока, в главной роли — В. Высоцкий, роль мадам Ксидиас играла О. Аросева). В 1968 г. фильм был положен на полку, премьера — в 1987 г.

…в храм! — Подразумевается «театр — храм искусства» (афоризм принадлежит В. Г. Белинскому).

С Таганки пришли на Арбат… — Адрес театра им. Вахтангова в Москве — ул. Арбат, д. 26. Вадим Дузь-Крятченко отметил, что одна из первых статей об обновленном Театре на Таганке — А. Марьямова в журнале «Юность» № 7 за 1965 г. — называлась: «С Арбата на Таганку».


РГАЛИ, 3004-01 086-001 (черновик):


<справа на полях:>

Одним – <возможно, относится к первой строке слева: И Здесь никаких перемен>



завтрак

завтра



<слева - основной:>



[Здесь] И никаких перемен



[Здесь никаких перемен]

Уходят [Выходят] из этих стен

Только главрежи



Вы часто берёте в плен

Здесь часто берут вас в плен

[Театр берёт вас в плен]

[Н<о> ?] А выпуска[е]ют реже.

Уходят [Выходят] из этих стен

Только в главрежи



Один из театра смылся



<справа на полях:>

рангов



<слева - основной:>



Шагают актёры в ряд

Дышат свободно

[Народный и] [Здесь <каждый лауреат>] Каждый второй — лауреат

[Миша Ульянов] Или народный.



[Мы] Нас тоже [учились в школе] манила слава

[И тоже хотели сюда]

Мы в школе учились тогда

Но, [нам] как нам сказал Захава

«Лишь лучших берут сюда».



<справа на полях:>

[Лишь лучших примут сюда]



<слева - основной:>



Для лучших и мясо из супа

Для лучших — ролей мешок

Из лучших составлена труппа

[И лучшая доля у них]

Значит, [Поэтому] всё хорошо



[Подмос<тки>][Попали вы в сладостный плен]

[Попасть в этот сладостный плен

Возможно теперь <всё реже>]



[Сюда попадают в плен]

Попав в этот сладостный плен,

Бегут из него [Выходят из плена] всё реже

Уходят из этих стен

Только в главрежи





[И] Но вот [порешило начальство] [начальство на бланке]

[Сломав на Таганке тюрьму

Друг другу сказав – не печалься

Тюрьма отжила свой век:][Отстукало]

Отныне пусть на Таганке

Добрый живёт человек



<справа на полях:>



Но вот начальство на бланке

Надеемся мы, что навек

Отстукало — пусть на Таганке

Печатью скрепило навек



<слева - основной:>



И вот начальство на бланке

Печатью скрепило [навек] побег

Отныне пусть на Таганке

Добрый живёт человек



[Шагают театры в ряд]



[Всего мы забрать не успели

Но кое-что унесли]

И вы не осиротели

[А мы так приобрели]



<справа:>



Мы кое-что взять успели

И кое-кого увели

И вы не осиротели

А мы так приобрели





<слева - основной:>



И… шагают театры в ряд

Вместе,[Разных пока что] хоть разных рангов

В этом во всём виноват

Только Вахтангов.



<оборот>



<слева - основной:>



Одним поездки на Запад

Другим [Всегда] иногда на Восток



<справа на полях:>



Вы делитесь щедро наследством

Из храма выносите хлам



<слева - основной:>



[Полвека и у вас] Здесь ждут пожеланий — не так ли

[Желаем, чтоб с этого дня] Считали Вы с этого дня

Как Ксидиас в Вашем спектакле

[Сказали Вы – он из меня]

"Он мой — он весь из меня"



И принято



И хочется Вам пожелать



Чтобы мышцы у Вас не размякли

Чтоб Вы не загнали коня

[Чтоб кри]

[И чтобы как {про нас, как в спектакле} в одном спектакле

Сказали Вы: "Он из меня".]



<справа:>



Чтоб был наш театр, как в спектакле

У Ксидиас "Он из меня".



[Про нас, чтоб не только в спектакле]

[Скажите про нас как в спектакле

Как Ксидиас: "Он из меня"]



<слева на полях - вертикально - телефон:> 3712657



<слева - основной:>



[Живём мы Мы живы одним наследством

И метод один и {Вахтангов оставил} наследство

И век разменяв пополам

И дальше живите по средствам

И хватит навечно Вам



<справа:>



[Полвека живёте наследством]

Мы сыты одним наследством

[Мы — меньше с грехом пополам]

Кой-что обломилось и нам…

[Должно быть] [Быть может] Мы, правда, живём не по средствам

Но [тоже - ?] живы с грехом пополам

Богато живёте, по средствам,

Мы тоже, с грехом пополам!



У Вас и мозги не размякли

И Вы не загнали коня

Скажите ж про нас, как в спектакле

Как Ксидиас — "Он из меня".



<слева - основной:>



[Шагает в ногу театр]

С Таганки пришл[а]и на Арбат

Дождь не помеха

Празднует старший брат

Ровно полвека.



[Вы] [д]Делитесь с нами наследством

[Вы -?] Мы хлам не заносим в храм

[Смелее делитесь наследством

Сметайте рутину и хлам

Всем хватит, с грехом пополам!]

Транжирьте, живя не по средствам

Идёт расточительность вам



[Живите же Вы не по средствам

Свой век разменяв пополам]

Вы делитесь с нами наследством

[Спасибо! Желаю Вам]

Всем хватит, с грехом пополам

Транжирьте, живя не по средствам

[Свой век разменяв пополам]

[И Вам воздадут по делам]

Мы в этом поможем Вам.





Другая у нас обитель

Стезя, или там стерня

Но спросят вас, говорите:

Как Ксидиас: "Он из меня"
 


Немного о своем

Писал уже ранее и даже приводил факсимиле журнала с первой публикацией, где упомянута моя фамилия. Повторюсь, что в то время – в 1985-86 годах идея и задача была опубликовать как можно больше стихов и песен Высоцкого в периодике, чтобы при подаче книги у цензоров не возникало вопросов – всё ведь уже опубликовано. И в этот раз в «Театральную жизнь» готовился стандартный набор песен, «стандартный», потому что не о театре. Тогда я предложил Наталье Анатольевне – давайте дадим подборку о театре на Таганке, Любимова лишили гражданства и потом, может быть, вовсе эти тексты никогда не опубликуют. Что-то, по-моему, не прошло, но все-таки подборка наша удалась. Журнал я получил, уже будучи в новороссийской учебке и увидел впервые свою фамилию под публикацией.

Ссылка: https://www.liveinternet.ru/users/2280424/post65946504



 

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку