-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сергей_Жильцов

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.01.2008
Записей: 277
Комментариев: 333
Написано: 747


К 45-ЛЕТИЮ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ - РАБОТА ЛЕОНИДА ПАВЛОВА (4)

Вторник, 12 Мая 2009 г. 16:53 + в цитатник
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ЛЕОНИДА ПАВЛОВА "ВЫСОЦКИЙ НА ТАГАНКЕ".
Начало см. http://www.liveinternet.ru/users/2280424/post102377396/ - СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ВВЕДЕНИЕ
Продолжение см.http://www.liveinternet.ru/users/2280424/post102380610/ - ГЛАВА 1. В.С.Высоцкий на Таганке: Биографическая хроника. (начало)
Продолжение см.http://www.liveinternet.ru/users/2280424/post102381447/ - ГЛАВА 1. В.С.Высоцкий на Таганке: Биографическая хроника. (окончание)



ГЛАВА 2. В.С.Высоцкий на Таганке: Тематический обзор документов.

В настоящей дипломной работе творческая деятельность Высоцкого представлена документами Российского Государственного Архива Литературы и Искусства (РГАЛИ) и фондами Государственного Культурного Центра-Музея В.С.Высоцкого (ГКЦМ В.С.Высоцкого). В фондах этих хранилищ сосредоточен основной комплекс документов по интересующей нас теме. Здесь не представлены только архивы КПСС, открытые в последнее время и КГБ до сих пор не доступные исследователям.

РГАЛИ является одним из сети федеральных архивов Российской Федерации, где собраны документы выдающихся деятелей литературы и искусства за досоветский и советский периоды.

Одной из задач архива является обеспечение всестороннего использования документов, широта которого зависит от состояния НСА архива. Последний в свою очередь создается для облегчения поиска документов и их введения в научный оборот. Система НСА к документам РГАЛИ включает описи фондов, каталоги, путеводители, обзоры.

В основном документы о жизни и творчестве В.С.Высоцкого хранятся в двух фондах РГАЛИ - 2485 "Московский театр драмы и комедии на Таганке" и 3004 - "Владимир Семенович Высоцкий". При выявлении и описании документов фонда 2485 упор делался в основном на разного рода приказы, справки и автографы В.С.Высоцкого. В фонде 3004 среди других рукописей содержатся черновики стихов и песен, написанные В.С.Высоцким к спектаклям и юбилеям театра. Кроме того, фонд содержит два документа артистической деятельности - наброски к ролям Маяковского и Гамлета.

В остальных фондах содержится небольшое количество документов, имеющих отношение к Владимиру Семеновичу Высоцкому. Впрямую к теме дипломного сочинения относится только фонд "А.Л.Дымшиц" (2843). В нем содержится рукописный набросок критика к рецензии на спектакль "Гамлет" (РГАЛИ, ф. 2843, оп. 1, д. 72, с. 1-2).

В фонде 2788 "Ф.Г.Раневская" содержатся записки М.Влади и В.С.Высоцкого к Фаине Георгиевне в больницу (РГАЛИ, ф. 2788, оп. 1, д. 210, с. 1-2).

В фонде 3032 "В.Г.Комиссаржевский" хранятся фотографии похорон В.С.Высоцкого (РГАЛИ, ф. 3032, оп. 1, д. 335,с.1-2).

В фонде 3005 "Л.О.Утесов" хранится письмо Степанова (Степнова) Геннадия Дмитриевича к певцу, к которому приложены стихи "Памяти Владимира Высоцкого" (РГАЛИ, ф. 3005, оп.1, д. 577, с.1-5).

Наконец, в фонде "Коллекция рукописей" содержится машинопись книги М.Д.Артамонова "Ваганьково. Путеводитель" с авторской правкой (РГАЛИ, ф. 1345, оп. 7, д. 2, с. 1- 217).

В основу построения тематического обзора положен хронологический принцип.

В.С.Высоцкий был принят в труппу театра на Таганке в 1964 году. Первое упоминание о нем в табелях учета занятости артистов относится к 18 сентября в репетиции спектакля "Герой нашего времени": "18.09.64 г. с 10 до 15.30 . Сцена "Герой нашего време ни" Любимов. Оформление, реквизит, музыка ... Все занятые и Буткеев, Высоцкий, Шацкая ..." (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д.859, с. 34-34 об.).

19 сентября В.С.Высоцкий с 17.30 до 18.30 на сцене Телетеатра участвовал в репетиции "Доброго человека из Сезуана" (там же, с. 36 об.), а затем впервые вышел на сцену в роли Второго Бога в этом спектакле:

"19.09.64 г. Выездной в Телетеатре. "Добрый человек из Сезуана" 45. Начало 7.05 Конец 10.30 . Состав спектакля: Крамская, Высоцкий, Бреев, Кенигсон и основной" (там же, с.37).

Следующий документ за 1964 год - копия письма театра в тарификационную комиссию с ходатайством об установлении Высоцкому оклада 85 рублей в месяц:

"Председателю городской
тарификационной комиссии
тов. Ушакову К.А.

Дирекция и общественные организации театра драмы и комедии ходатайствует об установлении оклада 85 рублей в месяц артисту театра Высоцкому Владимиру Семеновичу.

В.С.Высоцкий окончил школу-студию при МХАТе СССР им.Горького (так в тексте. Правильно - им. В.И.Немировича-Данченко. - Л.П.) в 1960 г. и был принят в труппу театра им. А.С.Пушкина. За год работы в этом театре В.С.Высоцкий сыграл следующие роли:

Саша - "Дневник женщины" К.Финна

Костя - "Трехминутный разговор" Левидовой

Леший - "Аленький цветочек" по Аксакову

Потом В.С.Высоцкий ушел в кино, где снимался в ответственных ролях во многих фильмах: "Карьера Димы Горина", "Увольнение на берег", "Штрафной удар" и др.

За несколько месяцев работы в нашем театре В.С.Высоцкий сыграл следующие роли:

2-й Бог и муж в спектакле "Добрый человек из Сезуана" Брехта

Драгунский капитан в спектакле "Герой нашего времени" по Лермонтову.

В.Высоцкий обладает хорошими сценическими данными, профессионализмом, музыкальностью. Образы, созданные им, отличаются психологической достоверностью, художественной выразительностью.

В новых работах театра В.Высоцкий репетирует центральные роли.

Директор театра Н.Л.Дупак

Главный режиссер,
заслуженный артист Ю.П.Любимов

Секретарь партбюро А.Н.Колокольников

Председатель месткома Г.Н.Власова

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 4, с. 44).

В 1964 году состоялась премьера спектакля "Герой нашего времени". В фонде 2485 хранится афиша этого спектакля, посвященного 150-летию М.Ю.Лермонтова. На афише надпись: "Юрию Петровичу Любимову в день премьеры 20/Х-1964. Поздравляем!!!" Среди других автографов - автограф В.С.Высоцкого (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 489, с. 3).

За 1965 год в РГАЛИ хранится копия письма театра на имя начальника отдела музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР А.А.Холодилину с просьбой установить концертную ставку Высоцкому 9 руб. 50 коп. (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 8,с. 12). По форме документ практически не отличается от первого, поэтому его текст здесь не приводится.

К спектаклю "10 дней, которые потрясли мир" Высоцким были написаны несколько стихов и песен. Стихотворение "Хотя до Малого и МХАТа...", посвященное премьере спектакля, хранится в фонде "Владимир Семенович Высоцкий" (РГАЛИ, ф. 3004, оп 1, д. 80, л. 4-5). В этом же фонде хранится текст песни "В куски разлетелася корона..." (там же, д. 106, л. 1-2), которую Владимир Семенович пел в сцене "Логово контрреволюции". Машинопись песен "Войны и голодухи натерпелися мы всласть..." и "Всю Россию до границы..." находится в тексте спектакля "10 дней, которые потрясли мир" (РГАЛИ, ф. 2485, оп.2, д. 264,с. 75, 78).

В РГАЛИ хранится афиша спектакля "Жизнь Галилея", премьера которого состоялась в 1966 году. Этот документ интересен тем, что на обороте афиши - рукописные наброски В.С.Высоцкого. Скорее всего, это был обмен экспромтами с присутствующими на спектакле артистами «Современника» <в дипломе – опечатка: «МХАТа»> и, вероятно, самого Ефремова. <Актеры «Современника»> написали, например, такие строки:

"Самолет летит, колеса стерлися,
Вы не звали нас, а мы приперлися".

"Монументы не гробницы
40 лет - еще не век.
Если курица не птица
Режиссер - не человек".

"Современник хоть в почете,
Не всегда на лошади,
Он стоит на хозрасчете,
Он стоит на лошади".

Рукой В.С.Высоцкого написаны следующие строки:

1/ "Нам своих артистов жалко
(зачеркнуто - "Мы у нас своих артистов")
Холили, лелеяли.
А они - едрена палка
Ходят Галилеями".

2/ "Ну а Ваши - злое семя
(зачеркнуто - "Вы - артисты")
Ходят декабристами.
Поменяться б Вам на время
с нашими артистами".

3/ зачеркнуто: "После смерти станем ря..." и
"Мы стоим..."

"Нам стоять почти что рядом
Мы нас Т, а вы на С.
Ох! Продлим мы Вам легенду
Где-нибудь на братской ГЭС".

4/ "Маяковский долго плакал
И ругался пополам.
(зачеркнуто: "Мы поставили спектакль
Отдавайте его нам".)
Не поставите спектакль
Убежит в Таганку к нам".

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 480, с.11 об.).


В 1967 году театр направил письмо председателю Государственной Тарификационной комиссии Н.К.Сапетову с ходатайством об установлении Высоцкому первой категории с окладом 130 рублей в месяц. В письме перечисляются сыгранные к этому времени роли и дана его характеристика как актера. Текст вновь не приводится потому, что все письма в вышестоящие инстанции по форме были практически одинаковыми (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 21, с.17).

На имя начальника управления культуры исполкома Моссовета Б.Е.Родионова театром было направлено письмо от 11 февраля 1967 года с просьбой утвердить состав Худсовета. В него предполагалось включить 25 человек. Среди них - директор театра Н.Л.Дупак (председатель), Ю.П.Любимов - главный режиссер (зам. председателя ), зав.лит. театра Э.П.Левина (секретарь), актеры - Высоцкий В.С., Губенко Н.Н., Демидова А.С., Золотухин В.С., Славина З.А., Смехов В.Б., Власова Г.Н., Хмельницкий Б.А. Поэты, критики, деятели культуры - Аникст А.А., Арбузов А.И., Вознесенский А.А., Евтушенко Е.А., Карякин Ю.Ф., Самойлов Д.С., Эрдман Н.Р., Толстых В.И. (РГАЛИ, ф.2485, оп. 2, д. 21, с. 5).

От 5 апреля 1967 года в РГАЛИ хранится копия выписки из протокола заседания Худ. Совета театра:

Присутствовали: Дупак, Любимов, Марьямов, Логинов, Толстых, Самойлов, Славина, Высоцкий, Золотухин, Глаголин, Власова, Смехов, Карякин.

Слушали: о выдвижении одного из спектаклей театра на фестиваль "Московская театральная весна - 1967".

Постановили: выдвинуть спектакль "Жизнь Галилея" на фестиваль "Московская театральная весна - 1967".

Режиссера спектакля - Ю.П.Любимов

Художника - Э.Стернберг

Артистов - В.Высоцкого, Смехова, В.Золотухина,В.Соболева

Выписка верна: Секретарь Худсовета
театра Э.Левина"

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 274, с.1).

В этой же единице хранения находятся и оригиналы дипломов "Московская театральная весна - 1967" Первым дипломом награждается постановщик "Галилея" - Ю.П.Любимов, а вторым - сам спектакль. Дипломы подписаны М.Жаровым (там же, с. 2 – 5 об.).

17 мая 1967 состоялась премьера спектакля "Послушайте!" по стихам В.В.Маяковского. В фонде 3004 "Владимир Семенович Высоцкий" хранится текст стихов Маяковского с рукописными пометами В.С.Высоцкого. Он записывал как фрагменты стихов, так и делал отдельные пометы: "Я", "Все", "Я - всем", "Хмель" (актер Хмельницкий - Л.П.), что свидетельствует о том, что Высоцкий расписывал текст по ролям для облегчения вхождения в роль поэта, которая была, безусловно, сложна.

В фонде 2485 хранится оригинал приказа от 23 ноября 1967 года с поздравлением Н.Л.Дупака актерам в связи с премьерой спектакля "Пугачев". В нем есть такие строки: "... Завершена большая и очень важная для нашего театра работа - работа над спектаклем "Пугачев" С.Есенина. СЕГОДНЯ (выделено мной - Л.П.) состоится долгожданная премьера этого спектакля ..." Как видим, театр считает премьерой спектакля 23 ноября. В то же время интересно отметить, что к этому дню прошло уже два спектакля - 17 и 21 ноября (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 1488, с. 16).

К спектаклю "Пугачев" В.С.Высоцким были написаны "Куплеты мужиков":
"Кузьма! Андрей!
А что Максим?
Чего стоймя
Стоим глядим?

Вопрос не прост,
И не смекнем:
Зачем помост
И что на нем?"

(РГАЛИ, Ф. 3004, оп. 1, д. 107, л. 1-4).


В 1968 году над театром нависла угроза - чиновники из министерства культуры пытались снять главного режиссера Ю.П.Любимова с работы, а сам театр находился под угрозой закрытия. В РГАЛИ хранится интересный документ - автограф выступления Высоцкого на одном из собраний коллектива театра в защиту своего Мастера. На собрании присутствовали представители Управления культуры. Текст выступления представляет несомненный интерес, поэтому приводится полностью:

"1/ Недавно исполнилось 4 года со дня основания нашего театра, нового театра на старом месте, в старом здании, которое в скором времени в связи с реконструкцией будет сломано. Здание, действительно, ветхое, было время, когда зрители ходили в фойэ (так в тексте. - Л.П.) между ведрами и под дождем (зонты и плащи ведь оставляют на вешалке - там, где как раз начинается театр). Нечеловеческими усилиями мы стараемся поддержать это здание, но оно все равно постепенно приходит в негодность и дряхлеет. Совсем иная картина - в коллективе (я имею в виду творческий коллектив). За 4 года при очень большой нагрузке и при попустительстве (так в тексте. Вероятно, описка Высоцкого. - Л.П.) главного режиссера Ю.П.Любимова был создан прекрасный, крепкий, долгоиграющий репертуар и не менее крепкий коллектив. Некоторые, за последнее время происшедшие события доказали, что коллектив сплочен, полностью поддерживает и репертуарную политику театра и все творческие замыслы Любимова (я опять говорю о творческом коллективе). Могу уверенно сказать, что это коллектив единомышленников.

2/ Все спектакли нашего театра идут не менее 100 раз. Спектакль "Павшие и живые" - о войне за два года прошел больше 200 раз, "10 дней" - о революции больше 200 раз и т.д., и т.д.

Это доказывает жизненность репертуара и театра. У некоторых непосвященных или неверно информированных людей есть мнение, что на наши спектакли ходит фрондирующая молодежь. Это неверно. Имея возможность во многих спектаклях открыто общаться с залом - могу смело сказать, что вижу людей пожилых и даже пенсионного возраста, среди них бывают и старые большевики, и деятели партии и правительства, и высокие гости, и Ульбрихта, и Микояна, и Гэса Холла никак не назовешь фрондирующей молодежью.

Кроме того, целый месяц в нашем театре работали социологи, которые выяснили, что 82 % наших зрителей - люди от 26 до 50 лет, из них 73 % - люди с высшим образованием.

3/ Театр давал спектакли в фонд мира (так в тексте. - Л.П. ), первым - в фонд Вьетнама, в фонд строительства монумента защитникам Москвы. Я не буду говорить о громадной шефской работе - ее проводят все театры. Но в 50-летний юбилей Великой Октябрьской революции в партийной школе, где учатся представители коммунистических партий многих стран, игрались фрагменты из спектакля "10 дней, которые потрясли мир", поставленный театром. Я нарочно говорю театром, а не Ю.П.Любимовым, потому что это одно и то же и потому что театр на Таганке ассоциируется прежде всего с именем Любимова, а не, скажем, зам. директора Улановского. Мы говорим Таганка - подразумеваем - Любимов. Мы говорим Любимов - подразумеваем - Таганка.

Все это я говорил о творческом и общественном лице театра. Хорошо, когда лицо веселое или серьезно (так в тексте. - Л.П. ), но не хмурое или злобное. Но, к сожалению, все эти четыре года лицо это вынуждено было и хмуриться, и очень часто, перед каждой премьерой, принимать выражение болезненного ожидания, а иногда и отчаяния. Кто теперь может сомневаться в лояльности "10 дней", а ведь и с этим спектаклем были трудности. И каждый раз после нескольких месяцев ( зачеркнуто -"грандиозной" - Л.П.)работы, а работают у нас вы знаете как, Любимов не уходит из театра иногда по 16 часов, смотрит почти все спектакли, чтобы держать их в форме, то же можно сказать и об актерам (так в тексте. - Л.П.). После спектакля "Пугачев", например, Бояджиев сказал, что он за много времени, наконец, увидел святой актерский пот. Пот и нервы. И вот перед премьерой начинаются только нервы. Кто-то уже информировал наших руководителей, и они или идут с предвзятым отношением, или не идут вовсе. Мнение должно сложиться у людей после творческого акта - просмотра спектакля, а не до. Критике всегда должно предшествовать творчество, а не наоборот...

Это не значит, что театр не прислушивается к мнению других. Очень многие пожелания и выполняются, очень многие полезные советы выслушиваются, но всегда, чем ближе к премьере, тем чаще актеры начинают выяснять - а какое существует мнение. Спектакля еще нет, а мы спрашиваем мнение, потому что оно уже существует это мнение, кто-то позаботился, чтобы оно сложилось. И как часто можно слышать: но ведь "Добрый человек из Сезуана" - прекрасно. А что было вначале с "Добрым человеком"? Вот и все.

Нам очень хочется продолжать работать также, в том же составе, еще лучше. Хочется работать и играть премьеры, также, как Сезуан, к (так в тексте. - Л.П.) 10 дней, как весь наш репертуар" (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 99, с. 14 - 15).

Интересно отметить, что Владимир Семенович в своих текстах (в т.ч. в приведенном выше) практически не ставил знаков препинания. Автором настоящей дипломной работы они все-таки расставлены, остальной текст оставлен без изменений.

Кроме неприятностей у театра в целом, в этот период были они и у Высоцкого лично: его несколько раз в период 1968/69 гг. увольняли из театра "за нарушение трудовой дисциплины". Первый раз это случилось в марте 1968 года, о чем свидетельствует следующий документ:

ПРИКАЗ
по Московскому театру
драмы и комедии

21 марта 1968 г.

20 марта с.г. артист Высоцкий В.С. явился на репетицию спектакля "Живой" в нетрезвом виде и был удален с репетиции главным режиссером театра Ю.П.Любимовым. На спектакль "10 дней, которые потрясли мир" он допущен не был.

5 февраля с.г. за подобное вопиющее нарушение трудовой дисциплины артисту Высоцкому В.С. был объявлен строгий выговор и снижен оклад до 100 рублей в месяц сроком на 2 месяца (этот приказ также хранится в фонде 2485, оп. 2, д. 1400, с. 15. - Л.П.).

Театр принимал все меры для того, чтобы лечить Высоцкого, всегда шел ему навстречу. К великому сожалению, Высоцкий не оправдал надежд коллектива театра.

За вопиющее нарушение трудовой дисциплины, за систематическое пьянство освободить артиста Высоцкого В.С. от работы в театре по ст.47 "Г", КЗОТ с 20 марта 1968 г. Бухгалтерии театра удержать с артиста Высоцкого В.С. все расходы, связанные с поездкой за артистом Губенко.

Основание: докладная записка зав. тр.Власовой Г.Н.

Директор театра Н.Дупак

(РГАЛИ, ф. 2485, оп.2, д.1400, с 18).


Через несколько дней Высоцким было написано заявление, автограф которого хранится в РГАЛИ:


В партийную организацию,
в местный комитет театра на
Таганке от актера Высоцкого В.С.

Заявление

Считаю себя виновным в том, что поставил театр в трудное положение, виновен перед коллективом. Сейчас я принял меры (медицинские), чтобы впредь обезопасить театр и себя от повторения подобных выходок.

Прошу вернуть меня в театр, работой своей постараюсь исправить положение и принести пользу театру.

(подпись)

(РГАЛИ, ф. 2485, оп.2, д.1400, с 14).

8 апреля 1968 г. состоялось заседание месткома по разбору заявления Высоцкого . В РГАЛИ хранится копия его протокола (РГАЛИ, ф. 2485, оп.2, д.1400, с. 16-17). Решение месткома отражено в приказе N 54 по Московскому театру драмы и комедии от 8 апреля 1968 г.:

1

20 марта с.г. артист Высоцкий был освобожден от работы в театре по ст. 47 пункт "Г" за систематическое пьянство.

Своим недостойным поведением артист Высоцкий В.С. нанес колоссальный ущерб театру: отмена спектаклей, срочные вводы, нарушение всех часовых норм у артистов, материальные затраты.

Однако, принимая во внимание заявление артиста Высоцкого В.С. ... руководство театра сочло возможным принять артиста Высоцкого В.С. на работу временно-условно на договор с окладом 100 рублей в месяц с 9 апреля с.г.

2

Вывести артиста Высоцкого В.С. из состава Художественного Совета театра.

3

Снять артиста Высоцкого В.С. с роли Мотякова в спектакле "Живой"...

Назначить на роль Галилея в спектакле "Жизнь Галилея" артиста Губенко Н.Н. ...

Назначить на роль Хлопуши в спектакле "Пугачев" артиста Голдаева Б.В.

Назначить артиста Шаповалова В.В. на роль Маяковского в спектакле "Послушайте!"

Основание: докладная записка зав. труппой Власовой Г.Н. и протокол заседания месткома театра от 8.IV.68.


Директор театра Н.Дупак
(РГАЛИ, ф. 2485, оп.2, д.1406, с. 19).


Несмотря на то, что согласно предыдущему приказу на роль Хлопуши был назначен второй исполнитель, скорее всего, Высоцкий В.С. продолжал играть эту роль один, о чем свидетельствует следующий его автограф:


Директору театра на Таганке Дупаку Н.Л.

Заявление


Я считаю, что сегодняшнее мое выступление на сцене в роли Хлопуши - просто издевательство над моими товарищами и над зрителем. Ничего, кроме удивления и досады, моя игра не может вызвать. Я нахожусь в совершенно нерабочем состоянии. У меня нет голоса. Я прошу принять срочные меры по вводу новых артистов на роли, которые играем я и Губенко. В противном случае наступит момент, когда мы поставим театр в очень трудное положение.
6 ноября 1968 г. (подпись)
(РГАЛИ, ф. 2485, оп.4, д.427, с.2).


Уже в декабре 1968 г. В.С.Высоцкий снова увольняется из театра, о чем свидетельствует следующий документ:

Приказ N 183
по Московскому театру драмы и комедии

14 декабря 1968 г.

Артист Высоцкий В.С., начиная с 17 октября с.г. систематически нарушал трудовую дисциплину: не являлся на спектакли, приходил в театр в нерабочем и нетрезвом состоянии, что вынуждало руководство театра к срочным заменам его в спектаклях, и заменам спектакля "Жизнь Галилея", где В.С.Высоцкий является единственным в театре исполнителем заглавной роли и, кажется, должен был бы чувствовать особую ответственность в эти дни не только перед руководством театра, но и перед зрителем.

Все вышеприведенное, грубейшие нарушения трудовой дисциплины и систематическое пьянство В.С.Высоцкого вынудили дирекцию театра освободить артиста Высоцкого В.С. от работы в театре по статье 47 КЗОТ пункт "Г", со 2 декабря с.г.

- " - " - " - " - " -

10 декабря с.г. артист В.С.Высоцкий обратился в партком, местный комитет и к Художественному Совету театра со следующим письмом: (далее приводится его машинопись. - Л.П.).

"Товарищи из месткома, парткома и Художественного Совета! Я обращаюсь к вам, потому что вы только можете решить, быть мне в театре или не быть.

Все мое пребывание в театре, если исключить несколько сыгранных мною ролей, можно представить как целую вереницу выговоров нервов, разговоров, увещеваний. Были и благодарности, но гораздо меньше и реже.

Мне не хотелось бы в этом письме перечислять все мои нарушения или заслуги за эти несколько лет.

Сегодня я серьезно задумался о том, какой вред приносили мои "вывихи" театру, какое значение имели они для всего нашего молодого коллектива.

Совершенно отчетливо сознаю теперь, что ТАК работать в искусстве нельзя, невозможно. Театр можно строить только полностью вкладывая все свои силы, уменье, способности. За последнее время у нас участились случаи потребительского отношения к театру, непрофессионального поведения со стороны многих актеров. И в этом я усматриваю часть своей вины.

Я, как ведущий актер театра, не имел права подавать дурной пример и позволять более молодым актерам делать неверные выводы из моих поступков.

В театре время от времени случаются приходы в театр в нерабочем состоянии. Вероятно, и здесь не обошлось без оглядки на меня.

Много нарушений можно еще здесь привести и во всем, я думаю, можно найти долю моего дурного влияния. Дурные примеры заразительны, добрые тоже, но меньше. Но... в то же время дурное забывается, а хорошее помнится долго.

Я прошу вас попытаться забыть дурное и не забывать хорошего.

Сам, я надеюсь, не подам больше повода для подражания моим "выходкам". Мне кажется, я могу принести пользу театру и сделаю все возможное, чтобы принести ее как можно больше.

Разберитесь внимательно в этом письме. Время от времени каждый человек должен подводить итоги. Я подвел их и на этот раз увидел позади очень много черной краски. Теперь нужно высветлять. Я чувствую, я знаю, что у меня есть силы для этого".

" - " - " - " - " -

Дирекция, партийное бюро, местный комитет и Художественный Совет театра собрались специально по разбору поведения артиста В.С.Высоцкого 13 декабря с.г. Ниже приводится выписка из протокола заседания:

Выписка из протокола совместного заседания
Художественного Совета, партийного бюро,
бюро ВЛКСМ и местного комитета театра
от 13 декабря 1968 г.

СЛУШАЛИ: вопрос о пребывании в труппе артиста В.С.Высоцкого


ПОСТАНОВИЛИ: Художественный Совет, партбюро, бюро ВЛКСМ и местный комитет театра считает правильным решение руководства театра об освобождении артиста В.С.Высоцкого от работы в театре за грубейшие нарушения трудовой дисциплины, за систематическое пьянство по ст. 47 КЗОТ пункт "Г".

Однако, принимая во внимание письмо артиста В.С.Высоцкого с просьбой помочь ему искупить свою вину перед театром, Художественный Совет, партбюро, бюро ВЛКСМ и местный комитет сочли возможным оставить артиста В.С.Высоцкого в труппе театра временно с испытательным сроком до конца сезона.

Приказываю:

Учитывая ходатайство Художественного Совета, партбюро, бюро ВЛКСМ и местного комитета, оставить на работе артиста В.С.Высоцкого и с 15 декабря с.г. числить его на временной работе по договору до конца сезона с окладом 100 рублей в месяц.

Директор театра Н.Дупак

(РГАЛИ, ф. 2485, оп.2, д.1400, с. 131-133).

В.С.Высоцкий с декабря 1968 г. недолго проработал в театре. Следующее увольнение приходится на март 1969 г., о чем свидетельствует следующий документ:


Приказ N 36а
по Московскому театру драмы и комедии

25 марта 1969 г.

В связи с тем, что сегодня - 25 марта с.г. артист Высоцкий В.С. явился на спектакль "Жизнь Галилея" в нетрезвом виде - спектакль отменить и перенести его на 1 апреля с.г., который считать рабочим днем.

Предложить тов.Высоцкому В.С. возместить материальный ущерб за отмененный спектакль.

Основание: докладная записка зав.труппой Власовой Г.Н., акт от 25.Ш.69

Директор театра Н.Дупак

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 1406, с. 49).

26 марта состоялось заседание месткома по обсуждению появления Высоцкого в театре в нетрезвом виде и отмены спектакля. Протокол заседания хранится в ед.хр.1406, с. 40-48.

"Выписка из протокола заседания местного комитета театра 26-го марта 1969 г.

Присутствуют: Г.Власова, В.Насонов, З.Ходжи-Оглы, И.Ростовцева, З.Дмитриева, М.Полицеймако, В.Радунская.

Слушали: об отмене спектакля "Жизнь Галилея" 25-го марта 1969 г. в связи с явкой на спектакль артиста Высоцкого В.С. в нетрезвом состоянии.

Решение месткома:

1. За появление в нетрезвом виде на спектакле "Жизнь Галилея" 25 марта и срыв спектакля - артиста В.С.Высоцкого просить дирекцию уволить.

2. По прохождении лечения и представления врачебного заключения о его излечении - просить руководство и дирекцию театра дать возможность вернутся артисту Высоцкому В.С. в театр.

" - " - " - " - "

Местный комитет театра предлагает артисту Высоцкому В.С. лечь в больницу в течение 2-х дней и находится там до полного излечения при обязательном контроле членов коллектива – тогда местный комитет будет просить руководство и дирекцию найти возможность его не увольнять. Проголосовали единогласно.

Председатель МК Г.Власова

1969 г. 26-го марта

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 883, с. 1-1 об.).

В РГАЛИ хранится копия акта о необходимости взыскать с В.С.Высоцкого неустойку в сумме 852 р. за срыв спектакля "Жизнь Галилея":

АКТ

г.Москва " " 1969 г.


Мы, нижеподписавшиеся, режиссер тов. Глаголин Б.А., пом.гл. режиссера по литчасти тов. Левина Э.П., зав труппой тов. Власова Г.Н., составили настоящий акт в том, что 25 марта с.г. артист Высоцкий В.С. явился на спектакль "Жизнь Галилея" в нетрезвом виде, и бюллетень предъявлен не был ... Выпустить на сцену артиста в таком состоянии было невозможно, да и сам он заявил, что играть не сможет.

Спектакль был отменен. Зрителям были возвращены деньги за билеты в сумме 852 руб.

Необходимо с артиста Высоцкого В.С. взыскать неустойку в сумме 852 руб. За срыв спектакля, о чем и составлен настоящий акт.

Подписи: Б.А.Глаголин
Э.П.Левина
Г.Н.Власова


(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д.883, с. 6).


Приказ N 38
по Московскому театру драмы и комедии

27 марта 1969 г.

25 марта с.г. артист Высоцкий В.С. явился на спектакль "Жизнь Галилея" в нетрезвом состоянии в связи с чем был отменен спектакль.

За систематическое нарушение трудовой дисциплины артиста Высоцкого В.С. с 25 марта с.г. от работы в театре освободить по ст.47 "Г" КЗОТ.

Основание: докладная записка зав.труппой Власовой Г.Н. с резолюцией гл.режиссера театра т.Любимова Ю.П., акт от 25.III.69 г. и решение местного комитета.

Директор театра Н.Дупак


(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 1406, с. 50).

В.С.Высоцкий был возвращен в театр в мае 1969 г.:


Приказ N 63
по Московскому театру драмы и комедии

8 мая 1969 г.

1

Принимая во внимание письмо артиста Высоцкого В.С. на имя руководства театра, в котором он признает свою вину и решение местного комитета театра с просьбой об оставлении Высоцкого В.С. в театре - дирекция, в порядке исключения считает возможным изменить приказ N 38 от 27 марта с.г.(которым Высоцкий В.С. освобожден от работы по ст.47 "Г" КЗОТ) и за грубейшие нарушения трудовой дисциплины, имевшей место 25 марта с.г. артисту Высоцкому В.С. объявить строгий выговор, предупредив его, что в случае малейшего нарушения им трудовой дисциплины он будет уволен из театра.

2

Артиста Высоцкого В.С. считать приступившим к работе с 9 мая с.г.

Основание: письмо Высоцкого В.С. и решение местного комитета.

Директор театра Н.Л.Дупак

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 1406, с. 70).

Как уже отмечалось в первой главе, в 1969 г. Высоцкий В.С. дебютировал в главной мужской роли спектакля "Добрый человек из Сезуана" - летчика Янг Суна:

Приказ N 79
по Московскому театру драмы и комедии

9 июля 1969 г.

Назначить вторых исполнителей в спектакли текущего репертуара:

...

"Добрый человек из Сезуана" на роль Летчика - В.Высоцкого. Работу сдать к 24 июня с.г.
...

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 1406, с. 74).


В фондах ГКЦМ В.С.Высоцкого находится, можно сказать, уникальный документ: программа спектакля "Мать" (1969), где рядом с персонажем Михаила Власова впечатана фамилия Высоцкого. Правда, играл в этот день другой исполнитель - Ф.Антипов. Но важно отметить тот факт, что Высоцкий всего один или два раза сыграл эту роль, состоявшую, кстати, из, буквально, двух-трех фраз. (КП 1123/6, с. 1 об.).

В 1969 г. театру на Таганке исполнилось 5 лет. В.С.Высоцкий на юбилее не присутствовал, поскольку в это время в театре не работал, но написал стихи, посвященные пятилетнему юбилею:

Даешь пять лет! Ну да! Короткий срок!
Попробуйте допрыгайте до МХАТА! -
Он просидел все семьдесят - он смог,
Но нам и пять - торжественная дата.

Текст хранится в фонде 3004, оп. 1, д. 19, л. 1 и написан черной шариковой ручкой, а две последние строфы и оборот - голубой шариковой ручкой на стандартном листе.

Тексты для капустника к 5-летию театра написаны голубой шариковой ручкой на бумаге с горизонтальными просвечивающимися тонкими линиями через 2 см на 1/4 стандартного листа (РГАЛИ, ф. 3004, оп. 1, д. 57, л. 1 - 3).

На 1970 г. в РГАЛИ хранится производственно-финансовый план:

ФИО Время поступления оклады
1964 1965 1966 1967 1968
Высоцкий В.С. 11.Х1.64 75 85 120 130 130

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 1344, с. 101).


Хотя Высоцкий и отмечен впервые в табелях 18 сентября 1964, но, как видно из этого документа, в штат он был принят только в ноябре, а до этого времени числился на договорах (таковых документов не найдено).

28 августа 1971 г. Ф.Г.Раневской исполнилось 75 лет, но в это время она оказалась в больнице. В фонде "Ф.Г.Раневская" хранится письмо (вернее записка) Высоцкого с пожеланиями скорейшего выздоровления и поздравлениями. Оно следует за письмом М.Влади (РГАЛИ, ф. 2788, оп. 1, д. 210, с. 1-2).

В фонде N 2843 "А.Л.Дымшиц" хранится рукописный набросок критика к рецензии на спектакль "Гамлет":

"20.XII.71. Ю.Любимов - все психологические линии ясны предельно. Триумф - полная ясность линии Офелии (Н.Сайко). Ансамбль - все играют, ни одной проходной роли -
Гертруда (А.Демидова) до Озрика (С.Холмогорова)
Полоний (Л.Штейнрайх) до призрака отца Гамлета (А.Пороховщиков)
Внимание на всех актерах - каждый или характер, или характерен. И Розенкранц (И.Дыховичный), и Гильденстерн (А.Вилькин) и оба могильщика (Ф.Антипов и Р.Джабраилов).
Великолепно сделано с антрактом - сцена обрывается (Гамлет и Королева) и вновь новая сцена начинается фразой, на которой оборвалось действие.
Иллюзия шекспировского театра, без пауз ...
Все "красивые" Гамлеты - Бруно Фрейндлих (как А.Блок), Самойлов, Козаков, Хорст Каспдл, фото В.Качалова. По контрасту (нарочито) - Горюнов в постановке Н.Акимова.
Синтез Высоцкий - красив, не слащаво, а красотой мыслящего, борющегося Человека.
Где виттенбергский студент? (не в манерах, в мысли). Сравни - Белинский, см.Гордона Крэга и у Станиславского. Почти аскетическое оформление сцены - художником Д.Боровским. Отличное музыкальное оформление - Ю.Буцко".

(РГАЛИ, ф. 2843, оп. 1, д. 72, с. 1-2).

В фондах ГКЦМ В.С.Высоцкого хранится лист с режиссерскими пометками к спектаклю "Гамлет". На стр. <вероятно, имеются ввиду заметки на одном листе, хранящиеся в РГАЛИ, о них – ниже - СЖ> приводится точная копия документа. Надписи сделаны в основном синей и красной ручкой.

Кроме того, в фондах ГКЦМ В.С.Высоцкого хранится ксерокопия машинописи текста "Гамлета" с пометами Высоцкого (ВС 40/а-щ, с. 1-25).

Подробную характеристику этого документа сделать трудно, поскольку помет довольно много и сделаны они мелким почерком Кроме того, работу затрудняет ксерокс. Во всяком случае, машинопись шекспировского текста исписана Высоцким изрядно, что еще раз доказывает тот факт, что он очень серьезно относился к роли и разбирал буквально каждую строку, записывая на полях даже свои мысли: "Я не могу понять! Ужасно!" (ВС 40/а-щ, с 5).

В фондах ГКЦМ В.С.Высоцкого хранится еще один интересный документ: программа спектакля "Гамлет", где напротив роли Гамлета впечатаны два исполнителя - В.Высоцкий и В.Золотухин (КП 803/1, с. 2). Как известно, Золотухина пытались ввести на эту роль в апреле 70-х гг., но он так и не сыграл ее, чем и уникален этот документ. Кроме того, в книге поступлений (КП) за N 978, с. 1 хранится оригинал билета на несостоявшийся 27 июля 1980 г. спектакль "Гамлет" (ряд 11, место 24, N 000213 цена 1 руб 80 коп с контролем).

В фонде "В.С.Высоцкий" хранится рукописный набросок актера к роли Гамлета:

"Призрак - король датский - тот же Клавдий, так он жесток.

Для Гамлета - это не благородный человек, но у него обостренное чувство несправедливости, чувствует что-то неверно. Гамлет сам его сын - и у него есть и то, и то (и от отца и от себя... (университет)). Призрак должен быть в Гамлете. Это может быть не реальный призрак (В Гамлете двое: один говорит - мсти, другой видит, что это бесполезно). Клавдий говорит с ним очень откровенно (у твоего отца тоже умер отец) и т.д.

(попробовать призраку играть Гамлету)

Гамлет знает, что отец не прав, он студент с новыми идеями, но он действует так, как бы делал его отец и он тоже играет: на наш замысел о сходящем с ума человеке, о человеке, у которого уходит из-под ног земля (это можно сделать чисто зрительно, пластически в начале спектакля - земля уходит, а он продолжает стоять и тогда первая встреча с призраком".

(РГАЛИ, ф. 3004, оп. 1, д. 152, с. 1).

Спектакль "Живой" по пьесе Б.Можаева несколько раз закрывался, а в середине 70-х гг. был запрещен окончательно, так и не дойдя до премьеры. Репетиции "Живого" периодически возобновлялись с 1966 года, а частушки к спектаклю Высоцкий написал только в 1971 г. Их текст хранится в РГАЛИ, ф.3004,оп. 1, д. 108, л. 1-2). На первом листе текст написан на бумаге с горизонтальными просвечивающимися тонкими линиями через 2 см фиолетовой шариковой ручкой, правка произведена голубой шариковой ручкой. Лист сложен в 8 раз. На 2-ом листе текст написан простым карандашом, фиолетовой и голубой шариковой ручкой на глянцевой бумаге, лист сложен вчетверо.

В РГАЛИ хранится еще один блок интересных документов - письма с разных киностудий в театр на Таганке с просьбой отпустить Высоцкого на съемки. В таких фильмах, как "Плохой хороший человек" (письмо хранится в ф. 2485, оп. 2, д. 45, с. 33), "Арап Петра Великого" (ф. 2485, оп. 2, д. 62, с. 29), "Бегство мистера Мак-Кинли" (ф. 2485, оп. 2, д. 57, с. 14), "Единственная дорога" (ф. 2485, оп. 2, д. 57, с. 23) Высоцкий снялся. В данном случае для примера приводится текст письма от 1972 г. с неосуществленной впоследствии картины (оригинал):


Московская ордена Ленина к/ст "Мосфильм"
Экспериментальное творческое обьединение
"Земля Санникова"
...

" " февраля 1972 г.

Главному режиссеру
Московского театра драмы и
комедии на Таганке, з.а.РСФСР
тов.Любимову Ю.П.

Уважаемый Юрий Петрович!

Экспериментальное творческое объединение к/ст "Мосфильм" приступило к производству цветного, широкоформатного худ. фильма "Земля Санникова" по повести академика В.А.Обручева в постановке режиссеров А.Мкртчана и Л.Попова.

Фильм посвящен русским ученым и мореплавателям, первооткрывателям Арктики.

Худ. Совет Экспериментального творческого объединения приглашает на одну из главных ролей фильма Высоцкого Владимира Семеновича.

Решение Худсовета продиктовано не только творческими возможностями и большим актерским обаянием Владимира Семеновича, но и замыслом сценария - роль была написана для него. Предполагаемые сроки занятости В.С.Высоцкого: в феврале 5 календарных дней, ... в апреле - 15 календарных дней, в июне - 20 календарных дней, в июле - 20 календарных дней.

Убедительно просим Вас предоставить возможность В.С.Высоцкому принять участие в съёмках фильма "Земля Санникова"

Директор картины В.Москалейчик (подпись)

Режиссер Н.Конюшев (подпись)

На письме резолюция Ю.Любимова: "Не возражаю. В свободное от репертуара время ". Ю.Любимов (подпись) (РГАЛИ,Ф.2485, оп. 2, д. 45, с. 7).
Такое же письмо направлено на имя Дупака Н.Л., директора театра. Резолюция Дупака:" Не возражаю в свободное от основной работы время... Съемочные дни за ½ месяца согласовывать с театром. Дупак 14/II-1972 г. (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 45, с. 8).

Театром было направлено письмо в Экспериментальное творческое объединение о том, что он не возражает против участия В.С.Высоцкого в фильме. Текст приводится ниже.

(копия)

N 32 Директору кинокартины
14/II-72 "Земля Санникова"
тов.Москалейчуку В.И.
(так в тексте - Л.П.)

Театр драмы и комедии на Таганке не возражает против участия артиста В.С.Высоцкого в съемках кинокартины "Земля Санникова" в свободное от репертуара время. В марте месяце 14-16 съемочных дней.

В дальнейшем график съемочных дней артиста Высоцкого просим согласовать с театром за полтора месяца до начала съемок.

С уважением, директор театра Дупак

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 45, с. 9).

Приблизительно такой же текст содержит письмо с картины "Сладкая женщина" (1975 г., РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 62, с. 34) и ответ театра о том, что возражений против съемок В.С.Высоцкого нет (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 62, с. 32).

Однако, как уже говорилось, В.С.Высоцкий не был утвержден на эти роли, как и на многие другие: кинематографическое начальство часто без всяких причин снимало Владимира Семеновича с киноролей, поэтому его кинематографическая судьба сложилась намного менее удачно, чем театральная.

23 апреля 1972 г. театру на Таганке исполнилось восемь лет. К 8-летнему юбилею своего театра В.С.Высоцким были написаны частушки:

Сквозь пургу маячит свет,-
Мы дойдем к родимому
Ведь всего-то восемь лет
Нашему Любимову!

Выпьем за здоровьице-
Можно нам тепереча!-
Юрия Петровича
И Алексан Сергеича!

Стихи хранятся в фонде 3004, оп.1, д.39, л. 2 и написаны на бумаге с горизонтальными просвечивающимися тонкими линиями через 2 см. синей шариковой ручкой. Лист сложен вчетверо.

В 1973 г. разразился большой скандал по поводу "левых" концертов нескольких актеров театра на Таганке (В.С.Высоцкий, З.А.Славина, В.В.Шаповалов, Б.А.Хмельницкий, А.И.Васильев). Приказом N 165 Главного управления культуры от 11 июня 1973 года " О неудовлетворительной постановке идейно-воспитательной работы в театре драмы и комедии" директору театра Н.Л.Дупаку был объявлен строгий выговор "за ослабление идейно-воспитательной работы в коллективе, содействие артисту Высоцкому В.С. в незаконной гастрольно-концертной деятельности ..." (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 34, с 9, копия).

В объяснительной записке на имя начальника ГУКа Б.В.Покаржевского Дупак писал, что Высоцкий выехал в Новокузнецк самовольно, не поставив в известность руководство театра и ему объявлен строгий выговор с предупреждением об увольнении. Кроме того, Высоцкий снят с роли Пушкина в спектакле "Товарищ, верь!..". (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 34, с. 4).

Текст этого приказа хранится в РГАЛИ:


Приказ N 13 К
По Московскому театру драмы и комедии на Таганке
20 февраля 1973 г.

1

Тов.ВЫСОЦКОМУ В.С. - артисту за нарушение жизненных норм поведения, правил внутреннего распорядка театра, за грубое нарушение трудовой дисциплины и за несвоевременное извещение театра о болезни, что привело к замене спектакля "Жизнь Галилея" 13 февраля с.г., за халатное отношение к репетициям нового спектакля "Товарищ, верь!.."- обьявить строгий выговор и предупредить его, что впредь в случае нарушения им трудовой дисциплины, будет поставлен вопрос об увольнении из театра.

2

Тов.Высоцкого В.С. снять с роли А.С.Пушкина в спектакле "Товариш, верь!"

Директор театра Н.Дупак

(оригинал приказа- РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2,д. 1434, с. 28, копия - РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 34, с. 2).


В РГАЛИ хранятся также объяснительные записки В.С.Высоцкого (автографы) о своих "левых" концертах, но уже в Донецке:

Директору театра Драмы и
Комедии на Таганке
Дупаку Н.Л.
от артиста Высоцкого В.С.

Объяснение

По поводу моих выступлений в г.Донецке с группой наших актеров Славиной, Шаповалова, Хмельницкого, Васильева, - могу сообщить следующее:

1) Я выехал в город Донецк по приглашению донецкой филармонии в свободные от работы в театре дни.

2) Я не спросил Вашего разрешения на поездку, потому что считал, что эта работа по линии концертной организации

3) В течение 9 лет я пытаюсь организовать свои выступления через различные концертные организации Москвы , РСФСР и Союзконцерт, но всегда безуспешно. Поэтому я с радостью соглашаюсь на официальные приглашения выступить.

(подпись)

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 34, с. 7).

Следующий документ немного непонятен: хотя это и почерк Высоцкого В.С., но говорит он о себе в третьем лице, да и сама записка без подписи:

"В связи с выступлением актеров театра Драмы и Комедии на Таганке Хмельницкого, Васильева, Славиной, Высоцкого, Шаповалова в г.Донецке могу сообщить следующее:

Артист Хмельницкий в феврале 1973 г. подошел ко мне в неофициальной обстановке и поставил меня в известность, что он по линии пропаганды киноискусства СК СССР в свои выходные дни будет выступать вместе с актерами Славиной, Васильевым в г.Донецке. Эти актеры много работали в кино и бюро пропаганды часто привлекает к работе киноактеров. Эта работа по линии кинематографа и отношение к театру не имеет.

Вышеупомянутые ни с какими официальными просьбами разрешить выступать ко мне (! - Л.П.) не обращались.

В том, что артист Высоцкий выезжает в г.Донецк я даже не был поставлен в известность (! - Л.П.)". (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 34, с. 8).

Последний документ за 1973 г. хранящийся в РГАЛИ – это автограф Высоцкого, жалующегося на свое здоровье, и с просьбой снять его с одних спектаклей и ввести других исполнителей на другие спектакли:

Директору Московского
театра на Таганке
Дупаку Н.Л.
от актера Высоцкого В.С.

Заявление

В связи с тем, что состояние здоровья моего, а также общего нервного состояния - плохое, прошу освободить меня от спектаклей:

1). "10 дней..." (так в тексте. - Л.П.)

2) "Антимиры"

3) "Пугачев"

и ввести на роли в спектаклях:

1. "Павшие и живые"

2. ... (так в тексте - Л.П.) других исполнителей.

В случае, если не будет никакой реакции на мою просьбу, я буду считать себя вправе просить перевести меня на договор на разовые спектакли". (подпись) (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 435, с. 8).

Документ не датирован, но на обложке единицы хранения крайние даты проставлены - 5 февраля - 19 ноября 1973, поэтому автограф и отнесен к 1973 г.

23 апреля 1974 года Театру на Таганке исполнилось 10 лет. Текст песни "Театрально-тюремный этюд на Таганские темы", написанный к 10-летнему юбилею, хранится в фонде 3004,оп.1, д. 39, л. 3-4. Текст на третьем листе написан синей шариковой ручкой на бумаге с горизонтальными просвечивающимися тонкими линиями через 2 см., лист сложен вчетверо. Текст на четвертом листе написан на той же бумаге голубой шариковой ручкой.

В 1975 г. состоялась премьера спектакля "Вишневый сад". В фондах ГКЦМ В.С.Высоцкого хранится ксерокопия текста пьесы с пометами Высоцкого (ВС 41, с. 1 - 7). Пометы немногочисленны и немногословны, например:"Идет направо","встает", "Тихо подходит" и т.п. На листе 7 надпись рукой Высоцкого: "Рудольф Хачатрян 263-..."

В 1976 году в театре на Таганке проходила очередная тарификация артистов. В фонде 2485 хранятся следующие тарификационные документы:

Список актеров, представленных на тарификацию
по решению Худсовета Московского театра Драмы
и комедии на Таганке от 4/ХП-1976 г.


ФИО - 5. Высоцкий Владимир Семенович
Оклад - 150
Категория - высш.
Дата тарификации - 1972
Присвоенный оклад - 200
Категория – высш.
Список ролей, сыгранных за время с последней тарификации: 1. Гамлет – «Гамлет», 2. Солдат - "Пристегните ремни" 3. Лопахин - "Вишневый сад"


(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 167, с. 2).


Выписка из протокола заседания
Художественного Совета
Московского театра Драмы и Комедии
на Таганке от 4/ХП-1976 г.

(оригинал)

Присутствовали: тт. Дупак Н.Л., Любимов Ю.П., Власова Г.Н., Глаголин Б.А., Левина Э.П., Беляев Ю.В., Яциневичене Н.Е., Славина З.А., Демидова А.С., Вилькин А.И., Хмельницкий Б.А., Смехов В.Б., Золотухин В.С., Филатов Л.А., Левинсон Н.Б., Карякин Ю.Ф.

Слушали: о тарификации артиста Высоцкого В.С.

Постановили: в связи с творческим ростом артиста Высоцкого В.С. Худсовет театра единодушно ходатайствует перед Государственной тарификационной комиссией об установлении артисту Высоцкому В.С. высшей категории с окладом 200 рублей

Выписка верна:
Ответственный секретарь Худсовета (подпись)Э.Левина

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 167, с. 17).


Х а р а к т е р и с т и к а
Высоцкого Владимира Семеновича

N 656
10.XII.76 (оригинал)

Тов.Высоцкий В.С. 1936 г. рождения, русский, беспартийный, образование высшее, окончил школу-студию МХАТ СССР им. Немировича-Данченко в 1960 г. и был принят в труппу Московского театра им. Пушкина. С 1961 по 1964 гг. работал на киностудиях страны, сыграв роли в к/ф "Карьера Димы Горина", "Увольнение на берег", "Штрафной удар" и др.

В 1964 г. В.С.Высоцкий был принят в труппу Московского театра Драмы и Комедии на Таганке. За время работы стал ведущим актером театра, сыграв центральные роли в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Герой нашего времени", "Антимиры", "10 дней, которые потрясли мир", "Павшие и живые", "Жизнь Галилея", "Пугачев", "Послушайте!", "Гамлет", "Пристегните ремни", "Вишневый сад" и др.

Участие В.С.Высоцкого в этих спектаклях во многом определило их высокий идейно-художественный уровень. В.С.Высоцкий - актер, обладающий яркой индивидуальностью, высоким профессионализмом, владеющий средствами внешнего и внутреннего перевоплощения. За исполнение роли Галилея в спектакле "Жизнь Галилея" В.С.Высоцкий был удостоен Диплома I степени на фестивале "Московская театральная весна - 1969", в 1976 г. на фестивале БИТЕФ был удостоен гран-при спектакль "Гамлет" с В.С.Высоцким в заглавной роли. Работы В.С.Высоцкого высоко оценены печатью и театральной общественностью.

В.С.Высоцкий является автором ряда песен к спектаклям театра, а также к кинофильмам. Помимо большой работы в театре, снимается в кино, ведет концертную деятельность, выпустил несколько грампластинок в фирме "Мелодия".

Принимает активное участие в шефской работе театра. Участвует в общественной жизни, пользуется уважением и авторитетом в коллективе.

Директор театра Н.Л.Дупак

Гл. режиссер Ю.П.Любимов

Секр.партбюро Б.А.Глаголин

Председатель месткома Ю.В.Беляев


(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, д. 167, с. 18).

За 1977 г. в РГАЛИ хранятся автографы заявлений Высоцкого В.С. на отпуск:
Директору театра
Когану И.А.
от актера Высоцкого В.С.

Заявление

Прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 16 мая по 20 мая.

13 мая 1977 г. (подпись)
резолюция зав.труппой "В приказ"
Г.Н.Власовой "Считаю И.Коган (подпись)
возможным отпустить. 13.V.77
Зав.тр. Г.Власова"


(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 879, с. 12).


Директору театра на Таганке
Когану И.А.
от Высоцкого В.С.

Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания на период с 25 мая по 14 июля 1977 года.

24 мая 1977 г. (подпись)
В приказ
"Предоставить отпуск б/сохр. содержания с 25 мая по 14 июля 1977 г."
Коган

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 879, с. 14).


30 сентября 1977 года главному режиссеру Московского театра на Таганке Ю.П.Любимову исполнилось 60 лет. Текст песни Высоцкого, посвященной юбилею Мастера хранится в фонде 3004, оп. 1, д. 1, л. 6-7.

Текст на 6-ом листе написан на бумаге с горизонтальными, просвечивающимися тонкими линиями через 2 см чернилами перьевой ручки черного цвета. Текст на 7 листе написан на той же бумаге чернилами перьевой ручки черного цвета и шариковой ручкой голубого цвета.

В 1978 г. театр на Таганке гастролировал в Германской Демократической Республике. В РГАЛИ хранится копия справки для выезда зарубеж:

Справка

Тов. Высоцкий Владимир Семенович командируется Министерством культуры СССР в ГДР сроком на 25 дней в качестве актера на гастроли Московского театра драмы и комедии на Таганке

Год рождения: 25/1-1938 Место рождения: Москва

Национальность: русский Член КПСС...: беспартийный

Образование: высшее Окончил (когда, что) В 1960
Школу-студию им.Немировича-
Данченко МХАТ СССР
Специальность по образованию: актер драмы и кино

Какими иностранными языками Имеет ли родственников
владеете: французский - за границей:
может объясняться
жена-де Полякофф Марина-
Катрин, киноактриса.
Франция. В браке с 1970 г.


Имеет ли партвзыскания: Был ли за границей:
не имеет 1974 - ВНР, СФРЮ
1975-76 - ВНР, СФРЮ, НРБ
1973, 1974, 1975, 1976,
Состоял ли ранее в КПСС: 1977 - Франция
не состоял

Находился ли кто-либо из
ближайших родственников в
плену или был интернирован
в период Отечественной войны:
не находились

Привлекался ли к Участие в выборных органах:
судебной ответственности: не участвовал
не привлекался

Имеет ли правит.награды: Семейное положение: женат
не имеет

Домашний адрес и телефоны (служ.,дом.): Москва, ул. Малая Грузинская, 28-30 тел. служ. 272-69-00, дом. 254- ...

Трудовая деятельность

1956-1960 студент Школы-студии им.Немировича-Данченко при МХАТ СССР, Москва

1960-1961 актер Московского драматического театра им. Пушкина, Москва

1960-1964 актер по договорам на к/студиях страны, Москва-Ленинград

1964-н/вр актер Московского театра Драмы и Комедии на Таганке.

Сведения о близких родственниках:

жена - де Полякофф Марина-Катрин (Марина Влади), 1938 г.р., уроженка Франции, киноактриса во Франции, проживает ...

отец - Высоцкий Семен Владимирович, 1915 г.р., уроженец г. Киева, начальник телеграфного цеха Главпочтампта, проживает ...

мать - Высоцкая Нина Максимовна, 1912 г.р., уроженка г. Москвы, зав. научно-техническим архивом НИИХИММАШ, проживает ...

сын - Высоцкий Аркадий Владимирович, 1962 г.р., уроженец г. Москвы, ученик 8 класса, проживает ...

сын - Высоцкий Никита Владимирович, 1964 г.р., уроженец г.Москвы, ученик 7 класса, проживает...

б/жена - Абрамова Людмила Владимировна, 1939 г.р., уроженка г. Москвы, домохозяйка, проживает ... Брак расторгнут в 1970 г.

б/жена - Высоцкая Иза Константиновна, 1937 г.р., уроженка г. Горького, актриса, адрес неизвестен. Брак расторгнут в 1965 г.

11 января 1978 г.

(РГАЛИ, ф. 2485, оп. 4, д. 744, с. 1 -1 об.)


За 1979 год в 4-ой описи фонда 2485, в деле 446 "Докладные записки зав.труппой Г.Власовой и заявления артистов о вводах и заменах в спектаклях театра" хранится несколько интересных документов:

1/ Докладные Г.Власовой:

Докладная директору театра Н.Л.Дупаку

22 февраля 1979 г. на репетиции "Турандот" не были артисты: Бортник И.С., Высоцкий В.С.(пришел к 14 ч.), Межевич Д.Е. Ушел самовольно с репетиции арт. Ярмольник Л.И. Опоздали на репетицию на 20 мин артисты Хмельницкий, Джабраилов.

...22 февраля 1979 г. Зав.труппой Г.Власова (с 13)


Директору театра
Н.Л.Дупаку

Докладная

На репетиции "Турандот" 2 апреля не были артисты: Хмельницкий, Бортник, Золотухин, Дыховичный, Межевич (болен), Высоцкий (отпущен), Радунская (больна), Славина, Шацкая, ..., Полицеймако (больна), ..., Шаповалов...

1979 г. 2 апреля Зав.труппой Г.Власова (с 34)


Директору театра Н.Л.Дупаку
Докладная

В 200 спектакле "Гамлет" - 18 апреля 1979 г. Бессменные исполнители:
1. Высоцкий В.С. 7. Холмогоров ...
2. Демидова А.С. 8. Шаповалов В.В.
3. Сайко Н.П. 9. Щербаков Д.А.
4. Штейнрайх Л.А. 10. Радунская В.А.
5. Пороховщиков А.Ш. 11. Дыховичный И.В.
6. Межевич Д.Е. 12. Граббе А.Н.


На докладной - автограф, вероятно, Г.Власовой: "Прошу обьявить благодарность и выдать денежную премию". Резолюция Н.Л.Дупака:"О.К. Прошу подготовить приказ. Благодарность Высоцкому 30 руб., остальным актерам по 20 руб. Н.Дупак"

1979 г. 5 апреля Зав.тр. Г.Власова (с 36)

В 1979 г. состоялась премьера спектакля "Преступление и наказание". Высоцкий сыграл в нем роль Свидригайлова. Существует версия того, что состоявшийся 21 июля 1980 г. Спектакль стал последним в жизни Высоцкого. Актер театра на Таганке и исполнитель главной роли Раскольникова - А.Трофимов в интервью В.К.Перевозчикову (N 348) говорит о том, что Владимир Семенович играл в этот день, поскольку не имел замены. Но в этом он ошибался. Со 2 по 15 декабря 1979 г. Высоцкий В.С. выезжал на лечение и в театре не работал (см. заявление на отпуск от 1 декабря 1979 г. ниже - РГАЛИ, ф. 2485, оп.4, д. 446, с. 81), поэтому 8 декабря на роль Свидригайлова срочно ввелся актер М.С.Лебедев, доказательством чему служит следующий документ:

Докладная директору театра Н.Л.Дупаку

8 декабря 1979 г. в спектакле "Преступление и наказание" артисты Лебедев М.С., Богина А.М., Беляев Ю.В. - срочно вошли в спектакль, предотвратив срыв, т.к. артист Высоцкий В.С. отпущен, актриса Демидова А.С. больна, артист Серенко А.М. болен (хотя и играл)...

9.ХП.79 Зав.труппой Г.Власова (с. 87)

2) в этой же единице хранения находятся два автографа заявлений Высоцкого на отпуск:

Директору театра на Таганке Дупаку Н.Л.
от Высоцкого В.С.

Заявление

Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания в период с 28.III.79 по 17.IV.79 по семейным обстоятельствам.

22.Ш.79 подпись) (с. 39)


Директору театра драмы и комедии
на Таганке Дупаку Н.Л.

Заявление

Прошу освободить меня от работы в театре на период с 2 до 15 декабря 1979 г. в связи с необходимостью выезда на лечение именно в эти сроки, так как врач, лечащий меня свободен в эти сроки.

30 ноября 1979 г. (подпись)

"Предупреждать надо раньше, т.к. О.К. Прошу подготовить
был составлен репертуар, но приказ. 15 декабря
лечиться запретить мы не можем- должен быть на
репертуар еще раз переделаем" спектакле "Гамлет"

Г.Власова 1.XII.79 Дупак

(с. 81)

23 апреля 1979 г. театру на Таганке исполнилось 15 лет. К юбилею своего театра Высоцким В.С. была написана песня. Ее текст хранится в фонде 3004, оп. 1, д. 67 л. 4-5 (л. 6-10 ксерокопии). Текст на листе 4 написан голубой шариковой ручкой на 1/3 стандартного листа. Текст на листе 5 написан теми же чернилами на стандартном листе, сложенном вчетверо.

К спектаклю театра на Таганке "Турандот, или Конгресс обелителей" по пьесе Б.Брехта (1979) Высоцким была "Песня Гогера-Могера". К сожалению, роль гангстера Гогера Гога им сыграна не была, песня в спектакль не вошла. Ее текст хранится в фонде 3004, оп. 1, д. 114, л. 1 - 2. Текст на обоих листах написан на бумаге с горизонтальными просвечивающимися тонкими линиями через 2 см. синей шариковой ручкой. Листы сложены вчетверо.

1979 годом заканчивается комплекс документов по творчеству В.С.Высоцкого. За 1980 год не найдено ни одного документа в фондах РГАЛИ, вероятно, потому, что в последний год жизни Владимир Семенович в штате театра не работал и играл спектакли "Гамлет", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и некоторые другие по договору с разовой оплатой.

Таким образом, в настоящей главе творческий путь В.С.Высоцкого в театре на Таганке представлен в основном документами двух фондов РГАЛИ - 2485 "Московский театр драмы и комедии на Таганке" и 3004 "Владимир Семенович Высоцкий.

Среди них наибольший интерес представляют автографы стихотворных набросков к спектаклю "Жизнь Галилея", объяснительных записок, заявлений на отпуск, письма театра в вышестоящие инстанции, касающиеся Высоцкого В.С., с киностудий, приказы по театру, а также документы личного характера (Ф. 2485).

В фонде 3004 хранятся наброски актера к ролям Маяковского и Гамлета, а также стихи и песни к спектаклям и юбилеям театра.

Во 2 главе представлено также несколько документов из фондов ГКЦМ В.С.Высоцкого: программы спектаклей "Мать" и "Гамлет", билет на несостоявшийся 27 июля 1980 г. Спектакль "Гамлет", тексты пьес "Гамлет" и "Вишневый сад" с пометами Владимира Семеновича.

Выявленные документы впервые публикуются в дипломной работе и представляют большой интерес для исследователей и всех интересующихся творчеством В.С.Высоцкого.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Рубрики:  ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Понедельник, 10 Августа 2009 г. 14:23 (ссылка)
Высоцкий в фильмах 1 часть
часть онлайн. Смотреть фильмы в которых играл Владимир Семёнович Высоцкий: 1959, Сверстницы. 1961, Карьера Димы Горина. 1962, 713-й просит посадку. 1962, Увольнение На Берег. 1963, Живые и мёртвые. 1965, Стряпуха. 1967, Вертикаль. 1968, Интервенция. Высоцкий в фильмах 2 часть 1968, Служили два товарища. 1968, Хозяин тайги. 1973, Плохой хороший человек. 1976, Сказ про то, как царь Пётр арапа женил. 1980, Маленькие трагедии. 1968, Опасные гастроли. Высоцкий в фильмах 3 часть 1963, Штрафной удар. 1966,Я Родом Из Детства. 1967,Короткие встречи. 1975, Бегство мистера Мак-Кинли. 1965, На завтрашней улице.1969, Белый взрыв. 1972, Четвёртый.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Prostushka   обратиться по имени Четверг, 27 Августа 2009 г. 08:07 (ссылка)
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку