Всё, что не делается - всё к лучшему. :)
Господа, это дневник, пишу для себя, чтобы зафиксировать события, документы и даты. Как вспоминаю, так и фиксирую. Для особо дотошных какие-то факты, упомянутые в дневнике, могу перепроверить - поэтому просьба не судить строго.
Оосбено за апечатки и сутвие знаков препинаия :)) Пишу медленнее, чем думаю.По мере времени и сил - что увижу - поправляю. Отзывы и предложения направляйте по адресу serge@artinfo.ru
О песне «Умные люди сидят по домам…», исполненной В.Высоцким |
Недавно сразу несколько человек обратилось с вопросом об авторстве песни «Умные люди сидят по домам…» - Игорь Рахманов, Александр Петраков и Константин Рязанов. Известно, что фрагменты этой песни Владимир Высоцкий исполнил в Киеве, в конце сентября 1971 года у Г.Асташкевича.
О том, что автор песни – не Высоцкий, мне известно еще с 90-х годов прошлого века. Во всяком случае, в пятитомное собрание сочинений (и в черновик семитомника) она не попала даже в раздел Dubia(авторство сомнительно). Кстати, публикуя цикл спортивных песен и стихов Высоцкого в «Ваганте» в 1991 году, скорее всего я уже знал, что эта песня – чужая.
Помнится мне, Людмила Владимировна Абрамова в разговоре о чужих песнях сказала, что песню эту Высоцкий принес от Епифана (Георгия Епифанцева*), а позже – во время работы над пятитомником Игорь Кохановский (он входил в редакционную коллегию издания) это подтвердил, поправив, что не от самого Жоры Епифанцева, а от его какого-то друга. Может быть, я что-то путаю, но сомнений в их свидетельствах у меня не возникло – они цитировали куски текста, которые Владимир Высоцкий во время сентябрьского вечера в Киеве не спел.
Отложилось у меня, что речь Л.В.Абрамовой была о чужих песнях в репертуаре Высоцкого. И, например, песню «Такова уж воровская доля» привез откуда-то Николай Губенко, так она попала к Высоцкому. А ещё больше впечатлило меня знание Людмилой Владимировной полного текста песни «Умные люди сидят по домам…». Может быть, наш разговор записывался на магнитофон, - надо проверять и искать запись. Константин Рязанов, подбивший меня на эту заметку, сообщил, что нынче Л.В.Абрамова не помнит этой песни.
Но Игорь Кохановский, как оказалось, помнит. Я ему позвонил неделю назад.
Стенограмму разговора привожу.
На следующий день мы с Игорем Васильевичем Кохановским встретились и я записал на диктофон его развернутый комментарий на этот счет.
ФРАГМЕНТ РАСШИФРОВКИ ФОНОГРАММЫ ВЕЧЕРА У ГРИГОРИЯ АСТАШКЕВИЧА 21 СЕНТЯБРЯ 1971 ГОДА:
РАСШИФРОВКА ФОНОГРАММЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ ПЕСНИ ЮРИЕМ НИКУЛИНЫМ НА КОНЦЕРТЕ «В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ» (ИЗ АРХИВА ОЛЕГА ВАСИНА):
* Епифанцев Григорий Семёнович (31 мая 1939 - 28 июля 1992) служил во МХАТ до 1966 года, потом перешел в театр на Таганке, но в 1967 году вернулся обратно.
** Петров Виктор Григорьевич (30 мая 1940 — 28 ноября 2007), актёр МХАТ с 1961 года. Играл роль Васи в спектакле «Старый новый год» и одноименном фильме. Занимался озвучиванием мультфильмов и заграничного прокатного кино. Один из участников диско-спектакля «Алиса в Стране Чудес» (ВСГ 1976), роли: Джим, Мартовский заяц, Валет, Палач, Лягушонок.
|
РАДИО СВОБОДА О ВЛАДИМИРЕ ВЫСОЦКОМ 15 ФЕВРАЛЯ 1975 ГОДА |
анонс с сайта Радио "Свобода":"Специальная передача. Ведущая не представилась. Екатерина Казанская. Вручение Андрею Синявскому в Париже литературной премии за книгу "ГОЛОС из Хора".Фрагмент выступления Синявского на церемонии вручения. Юрий Мельников. О статье писателя Генриха Бёлля о книге Синявского "Голос из хора". <В.Высоцкий не указан>
http://catalog.osaarchivum.org/catalog/osa:c771c8de-17e5-43c0-b65d-9853d415bb75
расшифровка фрагмента передачи:
<неизвестная ведущая - СЖ> Предлагаем вашему вниманию передачу о вручении Андрею Синявскому в Париже литературной премии за книгу "Голос из хора".
Наш парижский корреспондент Екатерина Казанская сообщает.
<Екатерина Казанская - СЖ>: В нынешнем году премия "За лучшее произведение иностранного автора, опубликованное во Франции на французском языке" присуждена русскому писателю Андрею Синявскому и польскому писателю Бруно Шульцу (посмертно). По случаю вручения этой премии Андрею Синявскому в Париже состоялся торжественный прием, на котором присутствовали многочисленные представители французской общественности, писатели, журналисты, а так же русские писатели и поэты, недавно покинувшие Советский Союз: Владимир Максимов. Виктор Некрасов и другие. На церемонии присутствовал и находящийся сейчас в Париже известный советский актёр Владимир Высоцкий. <…>
|
РАДИО СВОБОДА О ВЛАДИМИРЕ ВЫСОЦКОМ 18 ЯНВАРЯ 1977 ГОДА |
Мюнхен: 18 января 1977 0:04:36
Запись концерта в Париже. В.Высоцкий "Спасите наши души"
http://catalog.osaarchivum.org/catalog/osa:346eaa9d-d859-4f80-abbb-e0fe1d39d18d
расшифровка текста ведущей:
Диктор: «Говорит Галина Зотова. В передаче «Они поют» сегодня послушайте из записи концерта в Париже, передававшегося в ноябре прошлого года по французскому телевидению, песню Владимира Высоцкого «Спасите наши души».
PS. Как я и предполагал ранее, большой блок фонограмм с К.Казански никакое не радио.а телевидение.
PSS. Когда верстался номер.
Мюнхен: 25 января 1977 0:04:35
"Они поют". Галина Зотова. Владимир Высоцкий. Песня "Охота на волков".
http://catalog.osaarchivum.org/catalog/osa:fad65146-b213-4459-a206-8986a084d212
расшифровка текста ведущей:
Диктор: «Говорит Галина Зотова. Прошлой осенью, точнее в конце ноября, в Париже по французскому телевидению трижды выступал Владимир Высоцкий он давал интервью и пел песни. и в от из записи одного такого концерта я хочу сегодня дать вам послушать его песню «Охота на волков».
Метки: Высоцкий Французское телевидение радио свобода Париж Спасите наши души Охота на волков Высоцкий в Париже Высоцкий на французском тв |
Радио Свобода о Владимире Высоцком 7 апреля 1973 года |
Анонс с сайта архива радиостанции: Мюнхен." Специальная передача, посвящённая Высоцкому Владимиру. Галина Зотова. Нападки на Высоцкого в прессе. О его творчестве. Песни "Мой друг уехал в Магадан", "Песня о сумашедшем доме", "Про Черта", "Она была в Париже", "Эй, шофёр, вези в Бутырский хутор". "
http://catalog.osaarchivum.org/catalog/osa:a20581b5-08cb-4737-be18-1d0e46965ac9
Расшифровка по фонограмме.
Прослушайте специальную передачу, посвященную Владимиру Высоцкому.
<фонограмма песни "Мой друг уехал в Магадан" - МЭЛЗ-66 - СЖ>
Говорит Галина Зотова. Сколько горечи и иронии в этих словах - "его не будет бить конвой, он добровольно, он добровольно"!
Владимир Высоцкий - поэт, один из самых популярнейших песенников страны, актер Московского театра драмы и комедии на Таганке, снимался в фильмах "Вертикаль", "Служили два товарища". "Интервенция" (фильм, так и не вышедший на экран), "Опасные гастроли". Высоцкому 40 лет, он женат на французской актрисе русского происхождения Марине Поляковой (театральный псевдоним - Марина Влади). Вот вся краткая официальная биография этого талантливого и очень разностороннего человека.
Неделю тому назад в газете "Советская культура" было помещено письмо одного новокузнецкого журналиста, который был возмущен тем, что в Новокузнецке Высоцкий давал по пять концертов в день! Автор статьи не может не признать: <цитату читает другой диктор - СЖ> "Хоть поёт Высоцкий с хрипотцой тусклым голосом, но безусловно с душой".
Хоть это признали за любимцем публики Высоцким! С душой человек поёт. Но оказывается, поёт не по регламенту, против этой самой нормы, против того, что называется законом, запрещающим одному певцу выступать, давая несколько концертов в день. Письмо журналиста в газету "Советская культура" кончается просто трогательными строками, дающими понять, что автор жалеет певца: <цитату читает другой диктор - СЖ> "Высоцкий ведёт весь концерт один - перед тысячью зрителей, и, конечно же, от него требуется полная отдача и физической и духовной энергии, даже богатырю Илье Муромцу от искусства непосильна такая нагрузка".
Оказывается, "Илья Муромец от искусства" - тут автор статьи блеснул недюжинным знанием сказочного цикла песен Высоцкого - совершил ещё один важный грех, попирая нормы - дал согласие на концерт, зная, что идёт на халтуру! И не только это. Выяснилось. что Владимир Высоцкий «не фигурирует в списке вокалистов, пользующихся правом на сольные программы». Так по крайней мере пояснил редакции газеты "Советская Культура" директор "Росконцерта" Юровский. И при этом добавил: <цитату читает другой диктор - СЖ> "И в этом смысле все приказы были обойдены. Программа концертов никем не была принята и утверждена. Наши телеграммы в управление культуры Новокузнецка с требованием прекратить незаконную предпринимательскую деятельность остались без ответа".
Редакция очень сожалеет о подобном происшествии, говоря, что концерты не принесли "ни радости зрителям, ни славы артисту". Редакция ошибается: Высоцкий, если бы мог давать не пять, а десять концертов в день, наверное, собирал бы всегда публику, которая его любит, ценит, и, главное, считает своим. Я говорю о широкой массе. Несомненно, есть люди, предпочитающие творчество Булата Окуджавы и Александра Галича, но любые песни Высоцкого - будь то лагерные или блатные, фантастические или лирические, - ближе народу, чем песни остальных поэтов-песенников.
Как определить творчество Высоцкого? Если бы можно было обозначить поэзию Высоцкого всего двумя словами, - то, пожалуй, эти два слова были бы "Рыцарь и шут".
Рыцарь это солдат, альпинист, мужественный, смелый человек, образ которого можно встретить у Джека Лондона, Киплинга, наконец, у Гумилева, это тот, кто "спрыгнул ночью из электрички", это свидетель ленинградской блокады, это отважный моряк...
И этот герой иногда переодевается в шутовской наряд - он прозябает в пивных, мёрзнет в лагерях, пребывает в психобольницах <sic! - СЖ> , его можно встретить на сельскохозяйственной выставке, зоопарке, на тамбовском заводе…
Но шут и рыцарь – в творчестве Высоцкого – одно и то же лицо. Просто рыцарь – спасения ради – надевает маску паяца, потому что реальная жизнь, жизнь повседневная в Советском Союзе для человека мыслящего – хуже и опаснее гор, страшнее войны.
<фонограмма песни "Сказал себе я: брось писать…" - Рахлин-67>
Много нападок было в советской печати на Высоцкого. Его обвиняли в том, что он искажает советскую действительность, что он засоряет русский язык. Что он чересчур большое внимание уделяет лагерной теме. Не нужно быть пророком или мудрецом, чтобы понимать: песни Высоцкого о лагерях и психобольницах, равно как и творчество других поэтов, писателей, композиторов и исполнителей на эту тему, - это не причина, а следствие. Причина – сам факт существования подобных лагерей и больниц.
Владимир Высоцкий поёт обо всем, а не только о лагерном или блатном мире. Подобно Галичу Высоцкий универсален. Нет тем, которые бы не нашли отражение в его творчестве. Кроме того, что он талантлив, кроме того, что он исполняет песни, перевоплощаясь каждый раз в своего очередного героя, мне кажется, - у него у единственного из всех больших песенников необычайный юмор, который чувствуется в большинстве его песен. Булат Окуджава – лирик, он напоминает птицу с подбитыми крыльями, Галич поёт или прямо в лоб, или же от имени типичного советского обывателя, всё творчество Галича это страдание, кровоточащая рана, даже самая смешная или забавная его песня оставляет тяжелый осадок. Высоцкий другой. Вместе с ним и с его песнями легче смеяться, хотя смех у него тоже порой невеселый. Потому-то и взят им этот прием личины шута.
<фонограмма песни "У меня запой от одиночества…" - Рахлин-67 - СЖ>
Да, действительно, как говорят французы, «смешное убивает». Такая сатира бьёт больно.
Как я себе представляю Высоцкого? Кроме фотографий его, и то – в роли, я ничего не видела и о нем не читала, достать нигде нельзя. Увы. Мне показали недавно письмо одного молодого москвича, который пишет: <цитату читает другой диктор - СЖ> «Вам, вероятно, интересно было бы знать, что у нас идёт в театрах? Сам я не видел, но все говорят, что замечательный спектакль «Гамлет» в театре на Таганке. Заглавную роль исполняет Высоцкий. Знаете ли Вы его? Он очень популярный песенник и замечательный актёр. Он играет роль Гамлета и по ходу действия исполняет свои песни под гитару. После «Быть или не быть» например. Конечно, постановка очень своеобразная. Борис Пастернак писал, – а сам он 18 раз переводил трагедию на русский - что неважно, как идет спектакль, как долго идёт, как его ставят, важно лишь то, чтобы в спектакле был сохранен дух Гамлета. Говорят, что «таганцы» этого добились».
Мне очень жаль, что я не могу увидеть Высоцкого в этой роли, но верю, что этот спектакль и интересен, и даже поучителен. Видно, что Высоцкий и взаправду в придачу ко всему ещё и прекрасный актёр. Может быть, потому некоторое нарочитое шутовство в его творчестве, близкое к героям Шекспира, несомненно находит самый живой и горячий отклик в душах молодёжи. Но не только песни, в которых подняты больные вопросы или тяжелые и неразрешимые проблемы, создали популярность Высоцкому. Талант преображения, лёгкость, тонкость, богатая фантазия и исключительная находчивость его просто поразительны. А кто сегодня не знает сказок Высоцкого? Ведь ленты с его песнями можно услышать в любом, как говорят, порядочном доме.
Я люблю также и лирические песни Высоцкого. Они не так злободневны. Не так остроумны, быть может, как остальные его песни, но если он поёт даже просто о любви, это тоже очень хорошо.
<фонограмма песни "Наверно я погиб…" - Рахлин-67>
Эту передачу мне хочется кончить одной моей любимой, не очень характерной, серьезной песней Высоцкого. Хочу еще напомнить, все эти песни мы передаём без ведома и согласия автора.
<фонограмма песни "Эй шофер. Вези бутырский хутор…" - ВГИК-63>
На этом мы и закончим специальную передачу, посвященную Владимиру Высоцкому.
PS. От публикатора.
- Напомню, что история с «новокузнецкими концертами» в советских газетах раскрутилась именно в момент, когда Высоцкий впервые после многих лет мытарств по разным инстанциям (включая аудиенцию у пенсионера Хрущева) добился-таки – впервые в жизни! - выезда заграницу, детство в Эберсвальде не в счет.
30 марта 1973-го года ОВИР подписал Высоцкому разрешение на выезд во Францию, к жене сроком на 45 дней и – опа! внезапно! – 30-го же марта в «Советской культуре» появляется заметка «Частным порядком», которую обильно цитирует автор передачи.
Владимир Семенович прекрасно понял, к чему вся эта кампания и тут же подготовил и отправил письма с объяснениями-опровержениями в ЦК КПСС – Шауро и Демичеву, который через год станет министром культуры СССР.
Но, как писал поэт в дневнике, «суки оперативны», и уже 4 апреля (! – через неделю после разрешения) выездное дело Высоцкого отправлено из ОВИР в Комиссию по выездам за границу при МГК КПСС для принятия решения в связи со статьёй (!) от 30 марта. То есть, «популярно для невежд» - поездку «отложили на неопределённый срок». 13 (или около того) апреля в Москву приезжает возмущенная Марина Влади, дорогому и любимому Леониду Ильичу звонит партийный босс кинозвезды - Жорж Марше (Georges René Louis Marchais)
Высоцкому – уже после применения «тяжелой артиллерии», наконец, разрешают выезд. 16–го апреля принято положительное решение, 17-го он - получает загранпаспорт и 18-го «Четыре страны предо мной расстелили дороги» - на автомобиле с женой выезжает по маршруту Москва-Брест-Варшава-Париж.
Но «доброжелатели» не угомонились. Кампания против поэта продолжалась. Уголовному делу о «левых концертах» дали ход, 14 июня Высоцкий был вызван для разъяснений в Отдел пропаганды ЦК КПСС, 21-го же июня состоялся суд, который постановил взыскать с Владимира Семеновича крупный штраф. Но и это ещё не всё. 29 сентября Кемеровское управление культуры требует возбудить ещё одно уголовное дело против Высоцкого В.С. уже по поводу сценария концертов.
- Осмелюсь предположить, что неизбалованный положительной советской прессой, а другой в СССР не существовало, Владимир Высоцкий передачу эту услышал-таки, будучи в Париже. Вот прямо через неделю-полторы после первого эфира 17-го апреля. Возможно, познакомился с автором. Только этим можно объяснить, что, например, с 1976 года Галина Зотова (один период указана как Ручьева) регулярно дает в эфир песни Высоцкого, профессионально (и по всей видимости специально) записанные в августе в США у Михаила Барышникова (у него ли?). Знак вопроса ставлю потому, что существует похожая история фонограммы. В начале июля 1979 года дома у Дарио Токачелли в Риме. Тогда Высоцкий записал целую передачу для «итальянского» (?) радио. Которая потом регулярно цитировалась «Голосом Америки» (или BBC – точно не помню).
Простите за лирическое отступление.
- Ещё стоит напомнить про «Дорожный дневник» Владимира Высоцкого – поэтический цикл путевых заметок, связанных в известной степени со Второй мировой войной и особенно с трагическими страницами польской истории. Второй главной темой дневника просматривается «любовная лирика» - адресованные Марине Влади стихи и шуточная история знакомства с ней. Произведения по моему мнению завершающие дорожный дневник (сюда не включаются два стихотворения, вписанные в тетрадь через год – осенью 1974 года) содержат «Тоску по романтике» («Уж Новый Свет четырежды открыт») упоминающую уже и химер Нотр-Дама и басню про Козла отпущения, и предшествующий «тоске» загадочный текст про ратника злого – злого шута «Я скачу позади на полслова». Мне видится, в основу его легли неоднократные и болезненные «бодания» поэта с главрежем театра Юрием Петровичем Любимовым, однако, аналогия по поводу рыцаря-шута напрашивается.
- про выдумки о песнях Высоцкого в спектакле «Гамлет» думаю, отдельно писать не стоит. Для тех, «кто в танке» - перед началом этого спектакля в исполнении Высоцкого и на его музыку звучало в сокращении стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет» из романа «доктор Живаго».
PPS. Надо ли напоминать, что работу над сценарием фильма «Стрелы Робин Гуда» с подачи Высоцкого Сергей Тарасов начал в описываемое время.
à propos. Готовлю большой текст о фонограммах с сайта Радио "Свобода", но, похоже, придется выкладывать сперва части, а уж потом общий обзор. Поэтому упустил важный момент - отдельную и глубокую благодарность активным участникам группы "ВСВ" в фейсбуке Александру Свердлину и Александру Бабенко, которые существенно упростили мне задачу.
Материалы выездного дела Высоцкого цитируются по изданию ГКЦМ: Мир Высоцкого, вып. З. Т.1, С.543
Метки: Радио Свобода Галина Зотова Борис Пастернак Марина Влади газета Советская культура Марина Полякова Гамлет Шекспир Юрий Любимов ОВИР выездное дело Высоцкого Шауро |
Радио "Свобода" о Владимире Высоцком 16 апреля 1977 года |
анонс на сайте радио "Свобода": Культура. События. Люди. Ведет Игорь Ельцов. Новости международной культурной жизни - </...>Выступление Владимира Высоцкого по французскому телевидению. Выход 2 новых пластинок. <...>
http://catalog.osaarchivum.org/catalog/osa:f819b5f4-e1ca-464b-81e6-85467dbc237f
расшифровка по фонограмме:
Говорит Радио =Свобода=
Начинаем передачу "Культура, события, люди". Программу ведёт Игорь Ельцов.
Послушайте прежде всего несколько новостей хроники международной культурной жизни.
<...>
В воскресенье, 20 марта по второй программе французского телевидения выступил советский актёр и певец Владимир Высоцкий. Он сам рассказал по-французски краткое содержание песни "Спасите наши души", которую затем исполнил. В Париж Высоцкий приехал по случаю выпуска двух своих новых пластинок. На вопрос французского журналиста, передаются ли его песни по радио в СССР, Высоцкий ответил, что
в Советском Союзе он считается театральным актёром, а не певцом и, следовательно, его песни по радио не передаются.
Осенью Высоцкий надеется выступить в роли "Гамлета" на парижской сцене.
Жена Владимира Высоцкого - французская актриса русского происхождения Марина Влади часть времени проводит в Париже, а часть времени живёт со своим мужем в Москве.
Метки: Радио Свобода Владимир Высоцкий Марина Влади Спасите наши души 2 пластинки Высоцкого Высоцкий на радио Свобода |
Политехнический, Политехнический... (неюбилейные стихи) |
С ним связаны - в любой последовательности - шестидесятые, "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), физики-лирики, полуопальные Андрей Андреич, Евгений Саныч, непревзойдённая Белла Ахатовна и первый человек в аудиториях лектория в музее - с гитарой - Булат Шалвович!
И молодой Высоцкий, студентом посещавший не только тусовку у памятника Маяковскому, но и вышеупомянутые залы... "Надежда, я вернусь тогда.." Ему посчастливилось спеть там 4 песни в команде представителей самодеятельной песни весной шестьдесят шестого... да кто это помнит? Ставил себе задачу вернуться в Политехнический Высоцкий или нет, кто знает? А может, дал себе зарок - я буду там, на сцене! "Как все и как они..."
"Мы неуклюжие, мы горемычные, идём и падаем по всей России" - писал он Вознесенскому, но Вознесенского поэтом признавали и книги регулярно издавали. Даже "Метрополь" собрал Вознесенского, уже опубликованного в СССР... А Высоцкий... А что Высоцкий? Он в Союз кинематографистов-то пролез со второй, а то и с третьей попытки. А тут - ни поэт, ни писатель, одно опубликованное стихотворение - подрезанная преамбула к большому дорожному дневнику с зашифрованными впечатлениями современника. Кто бы дал опубликовать про сердитую не только на Запад, но и на Восток Польшу, про тёмные очки Ярузельского, а того пуще - про военный эпизод, ставший преданьем, как не успели помочь варшавскому восстанию? Не дали. Хорошо, под своей фамилией опубликовали. Говорил ведь Тарковский Высоцкому:
- Володя, не возьмут твой сценарий, пиши под псевдонимом. Маринин. Или Владин. Или Семёнов.
Семёновым - шофером и гитаристом - назвал в посвящении своем Высоцкого Андрей Андреич. Слухи о страшной аварии ходили по Москве. Но воскрес Высоцкий. И после второй. И после третьей - все думали, что не выживет. А он и не пострадал толком. Да и потом, и в восьмидесятом… Шофер-гитарист был лихачом. Везунчиком. Вспомнил Высоцкий "Реквием оптимистический" и после Склифа, воспетого поэтом признанным, и после аварии... и снова отписался:
"Я прожил целый день в миру потустороннем..."
"Вернусь, мол, ждите, ничего, что я зажился..."
И время подоспело - концерты не разрешали. Никак. И с Мариной Влади т без нее - не прошли, болезные, худсовета Мосэстрады. И авторский спектакль-концерт Любимов репетировать начал, да передумал. Уже и миньоны появились после многолетней блокады, и два гиганта записали, да что толку? Только шефские и только "встречи с актёром". Но любимое Общество книголюбов и ещё более любимое Общество "Знание", поселившееся, если мне не изменяет память либо в самом Политехническом, либо совсем рядом, пошло навстречу трудящимся. А по нескромной версии - по инициативе администратора театра на Таганке Валерия Янкловича - пригласило Владимира Высоцкого читать лекции. И сопровождать их песнями. И пошло-поехало! Устроители выступлений стали бояться меньше, концертов стало больше, автора-исполнителя стали пристёгивать к музыкальным коллективам, на которые, как выясняется, ходили мало. Высоцкий спасал ситуацию - выступал либо в первом, либо во втором отделении. Хлопотал по инстанциям, выбивал ставку и требовал и добивался разрешения выступать и в первом и во втором отделениях... но это было чуть позже. А Политехнический стоял! Ждал. И сдался. И пошёл навстречу. И таки появились билеты. Определил день. Напечатал афиши. Скромно. Без портрета. Зато фамилия ВЫСОЦКИЙ крупно. Высоцкий в Политехническом.
- Валера, вот тебе деньги, птица моя, слетай, дорогой, забери все билеты.
- Володя, там же 300 мест всего.
- Валера, сделай, возьми всё. Когда ещё такое будет!
- Ну хорошо...
И Володя, у которого начались съёмки Жеглова, записывалась любимейшая песня - в фильм "Забудьте слово Смерть", планировались заграничные поездки, репетировался Свидригайлов, на подходе была куча новых - сильных песен и светил литературный... ЛИТЕРАТУРНЫЙ! альманах... Аксёнов уже просил тексты... Стихи, которые никто не видел, возможно, даже новую прозу возьмёт... Перспективы самые захватывающие... И Володя отложил это всё... Не было ничего важнее... ничего. Володя расчертил лист на 300 клеток… и в каждую стал вписывать имена, всех, кого не мог пропустить...
1. Белла
2. Борис
3. Булат
4. Ольга
5. Андрей. КОНЕЧНО ЖЕ, АНДРЕЙ...
6. Ольга
7. Женя
…
294. Сева
295. Наташа
296. Володя
297. Наташа
299. Валера
300. Марина
И состав надо... и список песен... и стихов. Это должна быть встреча, которую никто не должен забыть.
Звонил Валера. Из Политехнического.
- Валера, что за херня, я не верю, что тебе не отдали, возьми хоть сколько есть...
- Володя, ты мне не даёшь сказать...
- Ну говори-говори, не тяни кота...
- Нет билетов. Концерт отменили.
-...
- Кто-то - из зданий, что через дорогу, - потребовал объяснить в каких ты отношениях с Союзом писателей. Эти послали гонца в совпис, а там сказали, что тебя не знают. Всё.
- Ну Андрею.. нет, Белле. Гришу Поженяна, может, найти? Дэзика разыскать, что-то мы можем сделать? В Союз они меня, конечно, б...и, не примут никогда, но хотя бы ребята похлопочут? Булат, может.
- Нет, Володя, ты меня знаешь. И ребят этих знаешь. Я всё спросил и со всеми местными поговорил. Они тоже не первый концерт устраивают - тёртые калачи. И в союзе, как ты понимаешь, у них было к кому обратиться, там ответ уже ждал. ОТВЕТ УЖЕ ЖДАЛ..
15 мая 1978 года.
«И наказание сейчас - прогнать обратно».
Метки: Политехнический 15 мая 1978 года Высоцкий в Политехническом Вознесенский Андрей Ахмадулина Белла Янклович Валерий Общество Знание |
9 мая 2016 года у Центрального музея Вооруженных сил в Москве. |
Думал успеть сразу в два места встречи (наши встречались еще на Поклонной горе, у памятника погибшим "афганцам"), но не успел.
Полностью фотоархив можно взять здесь: https://yadi.sk/d/B4Bbrw_xrbFuN
Метки: Афганистан горная пехота 108 невельская 181 мсп 9 мая 2016 Центральный музей ВС |
ЕЩЁ О ПАСХЕ |
Дополнение к рассказу "Высоцкий о Пасхе" - http://www.liveinternet.ru/users/2280424/post275104129/
Упомянутый прежде песенный сериал "Честь шахматной короны", появившийся до 5 февраля 1972 года, в набросках и во всех рабочих вариантах содержал следующую строфу:
Так что вот: бери с собой шампуры,
Главное - питание, старик,
Но не ешь тяжелые фигуры,
Для желудка те фигуры - дуры,
Вот слоны - годятся на шашлык!
ничего про "пирог" в рукописях нет.
Дай думаю, посмотрю, когда зафиксирован первый вариант авторского исполнения со строками про это самое блюдо, кстати, именуемое в советское время "кекс весенний" или "пирог весенний". И вот пожалуйста - 29 марта 1972 года. Следом за ним - целая обойма - 5, 6 и 8 апреля.
А теперь открываем православный календарь за 1972 год. Пасха приходится на 9 апреля.
Метки: православная пасха Высоцкий о пасхе пасха 1972 года пирог пасхальный кулич |
О фактической премьере спектакля "10 дней, которые потрясли мир" |
В начало выношу переписку.
Вопрос: Сергей, откуда все таки появилась дата "фактической" премьеры спектакля "10 дней, которые потрясли мир" - 2 февраля 1965 года ?
Ответ: что такое "дата фактической премьеры" и почему вы об этом спрашиваете меня? Часть текста к премьере \"10 дней\" написаны на обороте медицинской справки, выданной Высоцкому 5 февраля 1965 года.
У меня есть данные, что спектакль состоялся 2 февраля (со ссылкой на РГАЛИ), 24 марта, пока, наконец, не состоялась официальная премьера. Сам не перепроверял.
Вопрос: В 7-и томнике, в 1-м томе на стр. 131 к 3-м песням для сп. "10 дней, которые потрясли мир" есть сноска внизу: "спектакль театра на Таганке по одноименной книге Джона Рида. Официальная премьера состоялась 2 апреля 1965 г, фактическая - 2 февраля." Вот я и хотел узнать у Вас что такое "фактическая премьера" и почему она состоялась 2 февраля. С медицинской справкой все понятно, к ней вопросов никаких нет. Евгения Абелюк и Елена Леенсон в книге "Таганка: личное дело одного театра" пошли дальше. У них указана дата премьеры спектакля вообще 2 января 1965 года. Правда, при этом есть ссылка на статью в газете "Известия" от 19.02.65 "Веление времени", где ЮПЛ вроде бы говорит о премьере спектакля.
Предполагаю, что информация о 2 февраля, как и 2 января явная ошибка. 02.02.65 по дневникам Ширяевой в ТнТ шло 2-е представление "Поэт и театр"(будущие "Антимиры"), при этом у неё вплоть до 20 марта нет никакой информации о "10 днях", а в этот день указан 1-й прогон. 24.03 указана "неофициальная премьера спектакля". Конечно, хорошо было бы просмотреть материалы из фонда ТнТ в РГАЛИ, чтобы расставить точки над "и", но боюсь, что доступ к ним слегка ограничен.
Просмотрел газету "Известия" за 19 февраля 1965 года. Такой статьи "Веление времени" и ничего о Любимове Ю.П. в ней нет.
Большой привет Абелюк и Леенсон.
Ответ.
Вопрос многовекторный и сперва необходимо выделить несколько частей. Иначе возникает путаница.
1. Когда собственно была "фактическая" премьера спектакля?
2. Когда Высоцким написаны песни к спектаклю?
3. Когда написаны стихи/песня к премьере спектакля?
1. Для меня совершенно неважно. когда состоялась эта "фактическая" премьера - в феврале, январе или месяцем раньше. Мы имеем множество случаев, когда спектакли театра на Таганке (в качестве прогонов, генеральных прогонов или показов для общественности) игрались за месяц до премьеры, а то и лет за 20. Как, например, "Живой". Официальная премьера состоялась в 1989 году, а прогоны, например, случились в апреле 1968 года, что даёт режиссеру-постановщику или даже кому-нибудь из актёров театра считать их фактической премьерой. А вот данные о том, что спектакль был сыгран - видимо, полностью - позволили мне предположить. что все песни к спектаклю Высоцкий уже написал именно до 2 февраля. Информация от Леонида Павлова, он работал в архиве театра на Таганке в РГАЛИ. Диплом его полностью опубликован у меня в дневнике. Итак.,цитирую те самые данные:
65-02-02 вт 1О.ОО-12.ОО Концерт А.Вознесенского (вёл Ю.Любимов) ЦГАЛИ
12.ОО-15.ОО Репетиция "1О дней..." (вёл Ю.Любимов)
12.3О 15-я картина + зонги.
12.45 "Прыг-скок"
13.ОО 17-я картина (участвуют все занятые).
14.ОО "Руки отцов города".
19.00 сп. "1О дней, которые потрясли мир"
22.ОО-ОО.3О Вечер Вознесенского (основной состав). ЦГАЛИ
В замечательном библиографическом справочнике о театре на Таганке, изданном на заре перестройки, первая публикация о будущем спектакле относится к концу марта (уточню и дополню).
2. В момент подготовки пятитомника у меня были такие сведения. Т.е. то, что спектакль (полностью) состоялся уже 2 февраля. Отсюда и дата. Теперь появилась новая информация: репетиция зонгов (песен) к спектаклю состоялась уже 20 декабря 1964 года. Конечно, это только предположение, что все песни ВСВ написал до 20 числа, - могли потребоваться и дополнительные зонги, но на сегодняшний день - краеугольная дата именно эта. И, наконец, текст инсценировки принят цензурой 1 января 1965 года. Со всеми поэтическими и песенными вставками.
3. Уверенно можно сказать, что текст написан после 5 февраля. Но к какой дате - так и остается вопросом. 24 марта или 2 апреля?
Метки: Десять дней которые потрясли мир песни Высоцкого к спектаклю 10 дней премьера спектакля Театр драмы и комедии на Таганке премьеры 1965 года РГАЛИ ЦГАЛИ Антимиры |
Несколько добрых слов о Папанине |
Метки: Папанин Надежда Мандельштам Владимир Высоцкий Лев Аркадьевич Геллер |
СКОРО |
|
Встреча ветеранов 108 Невельской дважды Краснознаменной дивизии. |
Друзья, однополчане! В честь 74-й годовщины со дня основания Дважды Краснознаменной Невельской 108 мотострелковой (360 стрелковой) дивизии собираемся традиционно в декабре.
В этом году встреча состоится в здании Дома офицеров Московского Военного округа по адресу: 111033, г Москва, пр 1-й Краснокурсантский, д 1/4.
Начало в 12.00 - 13 декабря.
Форма одежды - парадная.
PS. Встреча состоялась. фотографии можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/P9OgQQccmDcMa
Видео награждения и небольшого концерта ветеранов группы "Каскад" выложу попозже.
Метки: 108 Невельская встреча ветеранов 2015 год 360 стрелковая 108 мсд 108 мотострелковая |
"НЕ В ПРИМЕР ЭТИМ США" |
Метки: Высоцкий Песенка сентиментального боксера Боксёр Беларусьфильм Быть может о нем не узнают в стране Удар удар ещё удар |
ПЛАМЕНЬ СТРАШНЫЙ |
Метки: проза Высоцкого пламень страшный Один Говорухин Как-то так всё вышло Помните война случилась в 41-м |
Он был хирургом |
Позвонил товарищ мной давний и коллега. Разбирая архив отца - известного актёра МХАТ - он нашел (как ему показалось) автограф Высоцкого. К сожалению, как только мне удалось ознакомиться с рукописью, выяснилось, что это список известной песни, сделанный другом В.Высоцкого - Всеволодом Абдуловым, тоже актёром МХАТ.
Судя по тексту, это одна их первых версий песни, которая мне ранее не попадалась.
Он был хирургом и даже нейро Хотя и путал мили с га И на симпозиуме в Рио-де-Жанейро Пред ним все были - мелюзга. И всех, кому жить не светило, Превращал он в нормальных людей, Но огромное это светило, К сожалению было еврей. Он за прогресс привык бороться И за скачком всегда скачок. Он одному первопроходцу Поставил новый мозжечок.
И всех, кому...*
Не настаиваю на аутентичности текста, но напомню, что в блокноте Всеволода Абдулова, рядом с автографом Высоцкого (песня "Тот, который не стрелял") рукой первого были записаны "Смотрины", "Диалог у телевизора" и "Недолюбил". Причем, последняя в интересном варианте:
Вместо известных строк
Но тогда ещё был снегопад
И свобода творить на снегу
И большие снежинки и град
Он губами хватал на бегу -
Было:
Но тогда ещё был снегопад И предчувствия были уже И большие снежинки и град Он хватал как лекарство в драже. Черновик с этим вариантом у меня, например, появился значительно позже, чем блокнот Вс.Абдулова.
* - знаки препинания соответствуют автографу, выделенное жирным - разночтения с авторскими вариантами
PS. Песня посвящена Эдуарду Канделю, на сегодняшний день известно 9 фонограмм авторского исполнения песни (11.67 - 02.76), 3 машинописных списка, рукопись до сих пор не найдена.
|
О неизвестном тексте Высоцкого |
Метки: И может быть бесхитростный какой-то инструмент |
заметки о блокноте "Москва - любовь моя" |
по многочисленным просьбам трудящихся
л 1. рисунок и название "Москва - любовь моя"
(премьера фильма Александра Митты с таким названием состоялась в Японии 29 июня 1974 года, 17 октября 1974 года - в СССР (29 200 000 чел. копий: 1087) и 14 августа 1975 года в Венгрии, по всей видимости, картину снимали в 1973 году)
л 2.
1 <января>- Сон и отдых
2 - 1) охрана 2) сберкасса
2) театра (про отъезд, взять билет, дать
3) мандарины
4) Больница (Аркаша)
5) Мелодия
6) Феликс (5 контора <контрамарок?>
7) Репетиция - Волчок
8) Михаил Григорьевич
Январь 29
8 ч 45 выехать
9.10 - посольство
9.25 - телеграф, телеграмму в Ленинград
10 ч - звонок Гулину из театра
в перерыв - позвонить в Париж
3 часа - к Герману (гам<м>алон)
4 часа - союз композиторов
(Может быть взять билет Марине)
30 <обведено> Позвонить Кириллу
31 <обведено> января
9 ч 10 мин - телефон
В перерыв - [в Мелодию] к Севочке. Звонок Гулину
после 3-х - [1) взять билет] Герман
2) Подарок Пете
Позвонить Виталию
в 4.30 - концерт
? Встретиться со Слуцкими
<на обороте - черновик песни "Мы вас ждем", записанный ранее>
л. 5 оборот
1) Мама Звонить Марине
2) Телефон
3) Мелодия (звонить в 12)
4) Дети (мясо)
5) Халимонов
6) Билет в Ленинград
7) Отец
8) Лиля
л 16
Наталья
Межиров
плёнки - штук 6
23 - врачи - банкет
Костя - мужа Микаэлы
-"-
1) Приглашение
2) анкеты
3) фото
4) Характеристика
5) Справка с места жит
6) 49 руб
7) Копия брачного
л 20
Ленинград
Светлановский пр-т 9
кв <...>
Мищенко Геннадий Михайлович
Лена Григорьянц 2361<...>
Хейфец Иосиф Ефим. 329<...>
Ирина Влад.
Митя, Володя
лист 26
9 утра - встать (отправить письмо)
9. 45 - Лиля, Саша
10.15 - билет
10.30 - Гулину (автомагазин Костя) (звонок Марине)
12 - Мосфильм (денюжка Павлович договор)
14 - театр - лекарство, долг зарплата
18 - съемка
Позвонить Мих.Григ - документы
Дине, отцу
Выпущены записи творческого характера.
Хронология -
от июня 1972 года (Песни к спектаклю "Авантюристы")
до мая 1975 года (Список треков для альбома фирмы "Шан дю монд")*
* - даты записи к неаннотированным постановкам/фильмам установить не удалось.
Не исключено, что они относятся к 1976 году или более позднему времени.
Метки: Москва любовь моя Александр Митта Владимир Высоцкий дневниковые записи Владимира Высоцкого песня "Мы вас ждем" |
о черновике песни Высоцкого "Памятник" |
Уже семь писем пришло с душещипательной историей о пропавшей пустой строке в черновике "Памятника". Очень меня напрягают истории о всемирном заговоре и тайных течениях. Тем более, изложенные с графиками и на пяти страницах.
1. Цветные сканы, изданные в мультимедийном издании, сделаны в Фотохронике ТАСС (в то время сканирование было дорогим удовольствием) по моей инициативе. Аккурат перед передачей автографов в РГАЛИ. (Об этом я писал ранее).
2. Вместо тысячи слов:
РГАЛИ, фонд. 3004 опись третья единица хранения 10 лист 3 оборот
Метки: В.Высоцкий Высоцкий Памятник песня "Памятник" "Я при жизни был рослым и стройным" черновик песни "Памятник" |
"Получил я сегодня письмо..." |
Метки: клубу ВАМИТЯНЕ Владимир Высоцкий |
В.Высоцкий - Может быть, моряком по призванию... |
Метки: Может быть моряком по призванию набросок песни о моряках Владимир Высоцкий о моряках |