Звукопись в русском языке |
“Тише, мыши, кот на крыше. А котята ещё выше.” Кто хоть раз в жизни не слышал или не произносил эту считалочку? Я с помощью неё всегда пробовал успокоить плачущих детей. Часто действовало.
Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Я уверен, что во всем этом большое значение имеет звукопись.
Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.
В музыке всего 7 нот, а произведения созданные с их помощь заставляют нас радоваться и грустить. В русском языке – 41 звук (не путать с буквами), представляете какие это возможности, при правильном использовании.
Обычно в разговоре или в тексте мы с помощью “бессмысленных букв” создаем имеющие значения слова, из слов – предложения и т.д. Основное смысловое воздействие оказывают именно слова.
Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.
Сравните:
Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует Бальмонт и, конечно, Маяковский (у меня от одной фамилии уже зазвучали его строки).
Приемов звукозаписи существует достаточно много. Каждый из них интересен, и по каждому можно делать отдельную статью-занятие (будет ли Вам интересно?). Сейчас расскажу вкратце о трех.
#1. Аллитерация - многократное повторение одинаковых или сходных согласных звуков.
“С лодки скользнуло весло, ласково млеет прохлада.”
Разные звуки обладают разным значением, например:
#2. Ассонанс - многократное повторение однородных гласных звуков.
“Забил заряд я в пушку туго, и думал: угощу я друга!”
#3. Анафора (одно из значений) – прием звукописи, при котором все слова начинаются с одного звука.
“Отец Онуфрий, обходя Онежское озеро”.
Главная, на мой взгляд, причина недостаточной распространенности звукописи среди блогеров и копирайтеров – отсутствие возможности количественно (пощупать, взвесить) оценить её эффективность.
“Используйте в предложении 3 слова со звуком “г”, и Ваш товар обязательно купят!” – этого я Вам обещать не могу. Проверить как текст влияет на читателей можно только опытным путем.
Хотя попытки автоматизировать фонетический анализ слов и текста предпринимаются регулярно. Достаточно интересна несложная бесплатная программа ВААЛ. Вот, как эта программа характеризует текст из начала этой записи.
Ради интереса пробовал анализировать пословицы, скороговорки и различные заговоры. Есть над чем подумать.
Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.
Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.
Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.
Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.
Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие.
Упражнения для читателей.
Получится ли у Вас в одном-двух предложениях рассказать о каком-нибудь событии, явлении, используя приемы звукописи. Например, о море, грозе, встрече с другом, болезненном состоянии.
Пишите в комментариях.
На следующем занятии курса “Русский языка для блогеров” перейдем от звуков к словам… Удачи!
Серия сообщений "Русский язык для блогеров":
Часть 1 - Простой алгоритм создания статьи на любую тему
Часть 2 - Интригуя
...
Часть 5 - Карта – не территория
Часть 6 - Расписание занятий в Октябре
Часть 7 - Звукопись в русском языке
Часть 8 - Моя семья и другие звери
Часть 9 - Ставить ли точку в заголовке?
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |