-Метки

!!!яяя "цветы зла" 19 век adv mr. zebra tori amos video Гербалайф авангардный танец авторские куклы акварель антикварные куклы арт база ювелирных салонов балет биография барто бодлер бонсай валяние вопрос год молодёжи графика дети дизайн дизайн помещений для души документальное фото документальные фото достоинство дурнушка бетти забавное задуматься звёздные войны здоровье золото иллюстрации к книгам индейцы интерьерные куклы искусство исторические факты исторические фото историческое фото история дизайна история петербурга история рекламы история русского дизайна история упаковки китай консультации экспертов корфу кот кошки красота куклы латиноамериканские танцы леонардо лестница марко сантуччи мисс сентябрь мудрость мышки из полимерной глины необычный дизайн ночь отдых отдых в сочи петербург пластика подарки помощь детским домам притча проведение мероприятий ротонда самураи сериалы скульптура снежинки современный танец сочи сравнительный тест старинные фото старые фотографии статуэтки танец танцоры фото фред астер футбол холодное оружи хореография художники цвет цветочное шкафы-купе ювелирное дело юмор япония японские гравюры японские куклы японские художники японский маникюр японский танец

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Камилла_с_ромашкой

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3071


Эволюция стеклянной тары

Четверг, 21 Августа 2008 г. 23:24 + в цитатник
Стеклянная тара – один из древнейших видов упаковки. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно. По одной из версий стекло было побочным продуктом гончарного ремесла. Дело в том, что в древности обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. По другой версии стекло стало побочным продуктом выплавки меди. А древнеримский историк Плиний-старший приписывает «открытие» стекла финикийским морским купцам.


Первые сосуды из стекла появились в Египте и Сирии во второй половине 4 тысячелетия до н.э. Это были бутылочки и флаконы, предназначенные для помад, красок для лица и благовоний. Существовали бутылочки разной формы – круглые, овальные, плоские, высокие и тонкие. Древние египтяне изготавливали оригинальные флакончики в форме фигурки человека или животного, в виде овоща или фрукта.

Изящные древнеегипетские флаконы выполнялись из разноцветного стекла и декорировались с помощью гибких полосок разогретого стекла. Производилась стеклянная тара методом формования кварцевой пасты вокруг металлического стержня. Размягченное стекло наматывалось на стержень или же стержень погружался в стекло. Когда стекло остывало, стержень вынимали. Полученную в результате заготовку шлифовали и декорировали. Емкость флаконов в основном была небольшой и составляла от 20 до 50 грамм.

Стеклодувная трубка, изобретенная сирийскими мастерами в Вавилоне в 1 веке до н.э., существенно упростила, а также удешевила процесс производства стеклянных сосудов. Стеклодувная технология получила широкое распространение в Древнем Риме. Темные времена, последовавшие за падением Римской Империи, стали не лучших периодом для бутылочек и флаконов. В XIII веке центром стекольного производства стала Венецианская республика. Флаконы и посуда из цветного и «молочного» стекла изготавливались на острове Мурано. Секреты выделки венецианского стекла тщательно охранялись – за попытку бегства с острова мастера или рабочего могли убить. Бутылки, изготавливаемые венецианскими мастерами, были настоящими произведениями искусства - причудливого облика, высокие и изящные, плоские или почти шарообразные. Они украшались выпуклыми рельефными рисунками с изображением цветов, плодов и сценок из античной мифологии. Закупоривали бутылки пробками, а поверх чаще всего заливали воском, на котором изготовитель продукции ставил свою печать.

Прочные толстостенные бутылки и бутылки из темного стекла появились благодаря внедрению запатентованной в 1611 году в Англии печи для обжига стекла, работающей на каменном угле. Прежде стекло обжигалось на «древесном огне» - получавшиеся изделия были красивыми, но не прочными. Новая технология обжига стекла сделала его производство более дешевым и оперативным. В результате бутылки и флаконы из предмета роскоши превратились в удобные сосуды, пригодные для торговли разнообразными продуктами. Так в XVII веке в Лондоне в стеклянной таре с этикеткой стали продаваться «патентованные» лекарственные средства – эликсиры, бальзамы и пилюли. Именно упаковку «патентованных» лекарств принято считать началом современной упаковки.

К стеклянной бутылочке с пилюлями и мазями приклеивались многословные ярлыки, больше похожие на рекламные афиши, чем на этикетки. Кроме названия препарата на ярлыке помещались многочисленные свидетельства исцелившихся с его помощью людей, ручательства монархов, докторов и других важных персон, а также список недугов, от которых помогало данное снадобье. Так в инструкции к пилюлям «Bandrech», которыми торговали американские разносчики в начале XIX века, говорилось: «Будь то простуда или кашель, астма или чахотка, тифозная лихорадка или малярия, коклюш, колики или корь – пилюли «Bandrech» помогут Вам больше чем се лекарства из всех аптек».

Промышленное производство стеклянной тары началось с изобретением прессованного стекла. Произошло это в 1824 году. А в конце XIX века, благодаря американскому инженеру Майклу Оуэнсу и его машине для изготовления бутылок, производство стеклотары стало автоматизированным. К 1920 году в Соединенных Штатах работало более 200 машин Оуэнса.

Стеклянная банка впервые появилась в начале XIX века, когда шотландцу Дженту Кейлеру пришло в голову фасовать свой апельсиновый джем в широкогорлые стеклянные кувшинчики. Винтовая крышка, изобретенная в 1872 году, сделала употребление банок и бутылок гораздо удобнее. А запатентованной Уильямом Пейнтером в 1892 году металлической кронен-пробке, мы обязаны появлением всемирно известного пива «Budweiser».

В России в XIX веке производство стеклотары также развивалось очень интенсивно. В середине XIX века российские производители освоили технологию машинного «литья» бутылок, которая позволяла придавать им точную геометрическую форму. Внедрение этой технологии способствовало увеличению разнообразия бутылочных форм. Так каждому напитку в России соответствовала бутылка определенной конфигурации и цвета. Была бутылка пивная, ликерная, коньячная, бутылка простая, столовая, для шампанского, для аглицкой горькой Особой популярностью пользовался штоф - четырехугольная емкость с коротким горлышком.

Все известные российские водочные компании имели свои «фирменные» бутылки. «Торговый дом П.А.Смирнова» узнавали по конусообразной бутылке, Шустов предпочитал разливать коньяки в бутылки в форме графина, «Бекман и К» ввела в оборот бутылку-фляжку. Конкурентная борьба между производителями заставляла их выпускать и совершенно оригинальную тару. К примеру, бутылки в виде сидящего турка, Эйфелевой башни, денежного мешка и даже портретного бюста Пушкина или генерала Скобелева.

В ХХ веке оригинальная тара из стекла стала неотъемлемым атрибутом многих брендов. Женственную бутылку Coca-Cola, высокую шестигранную бутылочку кетчупа Heinz, абсолютно прозрачную бутылку водки Absolut, «геометричный» флакон Shanel №5 и вычурный флакон духов Dali – можно узнать без этикетки и даже в темноте на ощупь.

Ксения Архангельская, преподаватель УрГУ
Рубрики:  Безделушки
Дизайн
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку