-ћетки

јтлантида —енсаци€ ”никальность азбука алфавит арии артефакт артефакты археологи€ архитектура астрономи€ библи€ бог боги букварь буквы веды велесова книга вера волхвы вселенна€ гиперборе€ гипотеза гороскоп дольмен древний египет древн€€ цивилизаци€ загадка земл€ знани€ значение слов значени€ слов имена индейцы исследовани€ истина истори€ календарь кириллица клады космос легенда лексика лемури€ летописи луна маги€ марс махабхарата мегалиты медицина мировоззрение мифологи€ мозг мудрость наука находки небожители непознанное нло открытие пам€тники пантеон богов пирамиды планеты предсказание предсказани€ притча пришельцы пророчества реальность религи€ руны русские 00 русский север русский €зык санскрит сибирь сказка слав€не слова словарь слово смысл жизни солнце судьба суфизм сфинкс тайна термины фантастика физика философи€ христианство цивилизаци€ человеческий мозг человечество чудо этимологи€ €зычество

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в √Ћј√ќЋЏ

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.06.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 26020


я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџ

¬оскресенье, 07 ћарта 2010 г. 00:06 + в цитатник

я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџ

Ўла последн€€ треть неспокойного XVIII века. ¬осьмой год правит –оссийской империей ≈катерина II. ”спешные военные кампании –оссии на суше и на море заставл€ют ≈вропу прибавить уважени€ в отношени€х с этой набирающей силу бескрайней восточной страной. ќтдава€ должное российской воинской славе и жела€ одновременно усилить свое вли€ние на армию, «императрица и самодержица всероссийска€» учреждает в 1769 году новый военный орден.

« ак –оссийски€ империи слава, — говоритс€ в статуте ордена, утвержденном 23 но€бр€ 1769 года, — наипаче распространилась и возвысилась ¬ерностию, ’рабростию и Ѕлагоразумным поведением воинского чина: то из особливой нашей императорской милости к служащим в войсках наших, в отмену и награждение им за оказанную от них во многих случа€х нам и предкам нашим ревность и службу, также и дл€ поощрени€ их в военном искусстве, восхотели мы учредить новый военный орден... »меноватьс€ будет орден сей: военным св€того ¬еликомученика и ѕобедоносца √еорги€ ќрденом...»              

  знакам нового ордена относились: золотой, покрытый белой финифтью крест с изображением в центре его св€того √еорги€, поражающего копьем дракона; четырехугольна€ ромбовидна€ золота€ звезда с вензелем св€того √еорги€ в центре и с коротким орденским девизом ««а службу и храбрость»; шелкова€ муарова€ лента с трем€ черными и двум€ желтыми полосами, символически означавшими цвет пороха и цвет огн€.

я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџ

ѕри учреждении ордена были определены его четыре степени. ќн подраздел€лс€ на Ѕольшой крест первой и второй степени и ћалый крест третьей и четвертой степени. «везда принадлежала первым двум степен€м.

ƒалее в статуте отмечаетс€, что «ни высока€ порода, ни полученные пред непри€телем раны» не дают права быть награжденным этим орденом. ƒостойны же получить его те, кто, помимо честной воинской службы, «противу непри€тел€ отменную храбрость или военное отличное искусство показали». “аким образом, именно фигура св€того √еорги€ была сочтена наиболее подход€щей дл€ роли патрона и покровител€ сугубо воинских дел.

”же этот документ косвенно свидетельствует, что в облике св€того √еорги€ удивительным образом соединились черты страждущего великомученика и мужественного воина-победоносца. «десь примечателен уже сам по себе та€щийс€ в фигуре св€того диссонанс между христианским догматом всепрощени€ и бескомпромиссностью активной борьбы до победы. Ќе правда ли, несколько странным выгл€дит такое сочетание?

≈сли пристальнее всмотретьс€ в страницы истории, то вовсе не случайной оборачиваетс€ эта причастность славнейшего св€того великомученика к военным делам. »менно ее выделил ¬ольтер в подобной афоризму выразительной характеристике св€того: «√еоргий, вечный друг войне».

¬первые на –уси фигура св€того √еорги€ возникает в X веке, во времена киевского кн€з€ ярослава. ѕри крещении кн€зь избирает своим покровителем именно этого св€того, принимает его им€ и сооружает в заложенной им церкви св€той —офии придел √еоргию. ¬последствии, когда в 1030 году ярослав пошел на чудь «и победи € и постави град ёрьев», он, по преданию, там же основывает церковь св€того √еорги€.

ѕозднее культ этого св€того получает на –уси широкое распространение, в частности, в кн€жеской среде, где воинственный св€той выступал как покровитель кн€зей, особенно в их военных предпри€ти€х. ќн пришелс€ весьма кстати в те драматические времена, когда кн€жеские междоусобицы и татаро-монгольское нашествие потр€сали русские земли.

Ќаиболее способствовал славе своего патрона основатель ћосквы ёрий ƒолгорукий, строивший многочисленные храмы и посады в его честь. —о времени кн€з€ ƒмитри€ ƒонского √еоргий становитс€ покровителем усиливающейс€ ћосквы.

¬ то же самое врем€, когда набирает силу культ св€того √еорги€, его изображени€ в виде пешего воина с копьем или мечом или же вооруженного всадника по€вл€ютс€ на печат€х русских кн€зей и на выпускаемых некоторыми кн€жествами монетах. Ќачина€ с XIII века сюжет с всадником, имеющим в руке копье, меч или даже сокола, получает наибольшее распространение.

—амое же примечательное состоит в том, что одновременно изображение св€того на этих знаках власти начинает замещатьс€ персонифицированным изображением кн€з€. ѕри этом с печатей исчезает им€ √еорги€, фигура св€того утрачивает нимб вокруг головы и вместо него обретает корону. —в€той воин превращаетс€ в светского всадника, который начинает именоватьс€ в летопис€х «ездец в короне». “олько теперь такой ездец уже изображает самого кн€з€.

”дивительным примером такого превращени€ €вл€ютс€ печати кн€з€ ёри€ ƒаниловича, который правил в Ќовгороде всего 4 года — с 1318-го до 1322 года. ¬сего известно около полутора дес€тков его печатей, причем в большинстве случаев на лицевой стороне их изображен св€той всадник с мечом. ќднако кн€зь, будучи, очевидно, весьма тщеславным человеком, со временем вводит новые печати, на которых помещаетс€ изображение «ездеца в короне», то есть уже самого кн€з€. ѕримечательно, что оборотна€ сторона печати при этом сохран€ет свой сюжет.

—о временем все эти разн€щиес€ детал€ми образы вооруженных всадников свод€тс€ к одному, напоминающему облик √еорги€-змееборца. »менно в таком виде предстает »ван III на наиболее раннем пам€тнике с изображением русских государственных эмблем — двусторонней красновосковой печати, скрепл€ющей грамоту 1497 года. Ќадпись на соответствующей стороне ее гласит: «¬еликий кн€зь »оан, Ѕожиею милостию господарь все€ –уси».

я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџ
√осударственна€ печать ¬еликого кн€з€ »вана III 1497 год

—реди монет с изображением всадника с мечом, чеканившихс€ в ћосковском великом кн€жестве, в конце XIV века по€вл€ютс€ особенные экземпл€ры. Ќа них можно видеть всадника, держащего в руках копье и поражающего им нечто под копытами кон€. Ќа одних экземпл€рах монет это нечто — голова дракона, на других — извивающийс€ дракон. ѕозднее сюжет с драконом обретает полное сходство с изображением на красновосковой печати »вана III и становитс€ преобладающим на монетах того времени.

ј после проведенной в 1534 году реформы монетной системы стали выпускатьс€ новые серебр€ные монеты. Ћетописец не преминул отметить это событие, упом€нув также об изменении символа: «ј при великом кн€зе ¬асилье »вановиче бысть знам€ на денгах кн€зь великий на коне, а име€ мечь в руде; а кн€зь великий »ван ¬асильевич учини знам€ на денгах кн€зь великий на коне, а име€ копье в руце, и оттоле прозваша денги копейны€». “ак родилась копейка. “аким образом, наша российска€ копейка в 1984 году вполне могла отмечать свой 450-летний юбилей.

ѕримечательно, что на первых копейках в таком воинственном виде представлен возведенный в то врем€ на трон малолетний младенец, лишь впоследствии ставший государем »ваном √розным. ѕричем на ранних выпусках монет его изображали безбородым и только позднее, когда »вану IV минуло 20 лет, всадник на монетах обрел бороду.

’от€ сражающийс€ с драконом всадник на печат€х и монетах XIII—XIV веков внешне весьма напоминает широко известное изображение √еорги€-змееборца, в официальных документах того времени он определенно трактуетс€ как олицетворение великого кн€з€ или цар€. » лишь позднее, уже в XVIII веке, устран€етс€ эта двойственность в трактовке фигуры победоносного всадника на государственных эмблемах –оссии.

я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџ”чрежденна€ ѕетром I геральдическа€ комисси€ постановила наконец считать всадника, изображенного на государственном гербе, √еоргием ѕобедоносцем. ¬ысочайшим указом ¬ерховного тайного совета от 10 июл€ 1728 года был определен рисунок герба: «√ерб государственный по-старому двуглавый черный орел... ¬ середине того орла √еоргий на коне белом, побеждающий зми€, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое...» ¬о времена јнны »оанновны победоносный всадник с копьем на государственных эмблемах –оссии однозначно становитс€ св€тым √еоргием ѕобедоносцем.

“акое возрождение давнего образа, быть может, осуществл€лось и осознанно, с целью утверждени€ одной из основных политических идей –усского государства— идеи преемственности власти московских кн€зей через владимирских от киевских. », наверное, нельз€ было найти лучшего свидетельства этой преемственности, чем образ единого покровител€ от Ѕога — св€того √еорги€.

¬от каким предстает он на знаке упом€нутого выше военного ордена: «...изображен царства ћосковского герб на финифте ж, то есть: в красном поле св€тки √еоргий, серебр€ными латами вооруженный, с золотою сверх оных вис€щею епанчею, имеющий на главе златую диадему, сид€щий на коне серебр€ном, на котором седло и вс€ збру€ золота€, чернаго зми€ в подошве щита золотым копьем поражающий».

Ќадо сказать, что подобный сюжет с всадником издавна входит в другую жемчужину отечественной геральдики.  ак свидетельствуют исторические источники, герб ћосквы — всадник, вернее, упоминавшийс€ выше «ездец» известен с XIV века. ѕри его утверждении в 1856 году уже не безликий «ездец», а св€той √еоргий становитс€ главной деталью герба. ≈го описание гласило: «¬ червленом щите св. великомученик и победоносец √еоргий в серебр€ном вооружении и лазуревой приволоке (мантии) на серебр€ном, покрытом багр€ною тканью с золотою бахромою коне, поражающий золотого, с зелеными крыль€ми, дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем».

“акое сверкание красок отличает фигуру √еорги€ ѕобедоносца не только на этой официальной эмблеме. » на церковных иконах он предстает перед нами в си€нии €рких и светлых тонов, €вл€€ собой самого, так сказать, нар€дного св€того.

ѕисатель ≈. ƒорош, передава€ свои впечатлени€ от иконы «„удо √еорги€ о змие» из-под Ўенкурска, восхищалс€ «слегка золот€щимс€ фоном, подобным освещенному утренним солнцем песку на берегу теплого мор€, и почти лет€щим на белом коне юным рыцарем... сочетанием по преимуществу желтого, белого и красного цветов, образующих как бы поток света, излучаемого поверхностью сравнительно небольшой иконы».

я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџ
„удо √еорги€ о змие. ѕерва€ половина XV в.

Ёта си€юща€ цветова€ гамма, соразмерность частей и необычайна€ динамика изображени€, наконец, драматичность сюжета, слива€сь, придают ему глубину символа. « расный плащ √еорги€ — это традиционный атрибут мученика, пролившего свою кровь... Ќо красный плащ развеваетс€ в иконе, как знам€, трепещет, как огненное плам€, — он нагл€дно выражает «пламенную страсть» геро€, и по контрасту к плащу белый конь выгл€дит как символ душевной чистоты. ¬месте с тем своим силуэтом всадник сливаетс€ со знаменем, и оттого фигура его кажетс€ как бы окрыленной...» “ак писал об иконе «„удо √еорги€ о змие» глубокий специалист и знаток, известный советский ученый ћ. ¬. јлпатов.

¬ церковном календаре день св€того √еорги€ — весенний ёрьев день — приходилс€ на 23 апрел€ (по старому стилю).   этому времени в средней полосе –оссии, а тем более на юге уже по€вл€етс€ перва€ трава, и после долгой зимы кресть€нин выгон€л свою скотину в поле. ƒл€ кресть€нина это был один из важнейших моментов его земледельческого цикла. ѕереживший зиму скот как бы передавалс€ в этот день из рук человека на попечение природы со всеми ее добрыми и злыми силами.

ј скот дл€ кресть€нина-земледельца значил очень многое. Ќадо ли говорить, что лошадь еще каких-нибудь сто лет назад составл€ла на –уси всю энергетическую базу земледели€ (без которой оно вообще невозможно), да и корова была по-своему незаменима, дава€ молоко, м€со, наконец, весьма ценившийс€ навоз.

— первым выгоном скота в поле было св€зано множество древних народных обр€дов, примет, заговоров, пословиц, загадок. Ќа ≈гори€ коров и остальных животных выгон€ли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье, приговарива€ при этом добрые пожелани€ своей скотине и как бы передава€ ее под охрану св€тому. ¬едь он согласно народным поверь€м €вл€лс€ не только покровителем домашнего скота, но и повелителем волков.

—читалось в народе, что без приказа ≈гори€ волк не мог тронуть ни овцы, ни коровы. «„то у волка в зубах, то ≈горий дал!» — говорит пословица. ¬месте с тем существовал также особый охранный ритуал, во врем€ которого совершалс€, как говорили, «обнос скота». Ётот обр€д надлежало исполн€ть истово и торжественно.

»звестна интересна€ запись такого ритуала, сделанна€ учеными в „ухломском районе  остромской области. ¬от что сообщает информатор, сам когда-то бывший свидетелем подобного обр€да:

— Ќа ≈гори€ у нас всегда скот обнос€т. ”тром св€щенной вербочкой выгон€ют коров, овец, тел€т, коз в поле. ѕригон€т и ждут обносчика. ѕриход€т и бойцы с ружь€ми. ¬от дед придет, и начинают. ¬ решете жито, образ √еорги€ ѕобедител€, замок с ключом, обкосок. ќн начинает идти против солнца. ƒоходит до того места, откуда пошел, останавливаетс€, креститс€, решетом и иконой крестит стадо и читает про себ€: «√осподи, благослови мен€, ¬асили€ раба, обнести своих милых животов. Ќе € обношу, а прошу √оспода Ѕога »исуса ’риста, Ќикола€ „удотворца и ≈гори€ ѕобедоносца. —в€тые мои апостолы, обнесите моих милых животов, обнесите их железным тыном, обт€ните их медной проволокой, покройте пеленой св€той, нетленной ризой... —паси, √осподи, от огн€, от воды, от лютого звер€, от ползучего зме€ и от волшебных стихов, чтобы лютый зверь не видел бы своим зорким глазом, не слыхал своим чутким ухом реву коровьего, блею овечьего и бо€лс€ бы голосу человечьего. јминь!»  ак скажет: «јминь!» — так бойцы из ружей стрел€ют. » так три раза.  ак скажет третий раз, так и садитс€ на землю, и ему подкатывают крашеные €йца. Ѕо€тс€ за скот: корм€т, корм€т зиму, да вдруг волк съел...

√де, в каких церковных наставлени€х расписаны такие подробности этого удивительного обр€да? Ѕудто древний €зыческий волхв или шаман, заклинающий добрые и злые силы природы, предстает перед нами в облике деревенского деда-обносчика. —войственные ритуалу «обноса скота» отдельные приметы христианства и даже неологизмы (медна€ проволока и пр.) не могут заслонить его исконной €зыческой сущности.

¬ иных местност€х, где она уже безвозвратно утрачена, в ≈горьев день, как сообщают другие информаторы, «в поле выносили стол, ставили икону, и попы служили молебен». ¬ насто€щее врем€ все эти обр€ды совершенно исчезли, и разве что кака€-нибудь старушка по традиции выгонит свою корову в поле вербочкой.

»сстари сложились и ежегодно на прот€жении веков повтор€лись подобные магические ритуалы, и отцы церкви весьма искусно св€зали такой переломный, значимый день с именем победоносного св€того. Ќаверное, нельз€ было найти более действенного христианского покровител€ и защитника в этом кресть€нском деле, равно как, сделав этот шаг, нельз€ было более тонко и ненав€зчиво способствовать славе и попул€рности √еорги€ ѕобедоносца.

ѕоэтому естественно, что с введением христианства на –уси культ св€того √еорги€, как бы привитый на дикую поросль поверженного древа €зычества, быстро заместил собой почитание древнейших дохристианских покровителей земледельца-€зычника. ”же —офийска€ летопись под 1471 годом называет св€того не по-книжному, а по-народному ≈горьем ’рабрым.

» каких только славных де€ний не числили за ним! ¬ заговорах ≈горий вместе с ÷арицей (т. е. Ѕогоматерью) ограждает скот тыном, вместе с «осимом и —авватием покровительствует пчеловодству, ограждает растени€ от червей (дл€ чего икону св€того надлежало поместить на восточной стороне зеленеющего сада), €вл€етс€ помощником на охоте, охран€ет в пути от вора.

¬ ƒревней –уси √еоргий почиталс€ как «пленных освободитель и нищих защититель», как заступник от воров и разбойников. ќтправл€ющийс€ в дальний путь обычно произносил «егорьевский заговор». Ќ. √ринкевич, из книги которого «—троки, имена, судьбы...» почерпнуты некоторые упоминаемые здесь факты, приводит текст такого заговора:

≈дет ≈горий храбрый на белом коне,
«латым венцом украшаетс€,
Ѕулатным копьем подпираетс€,
— татем ночным встречаетс€,
–ечью с ним препираетс€:
—  уда, тать ночной, идешь?
— »ду € людей убивать,  упцов проезжих добывать.
— ј ≈горий удал,
≈му дороги не дал,
ѕравославных оборон€ет,
¬ пути-дороге сохран€ет!


¬се это так. » воинственный правитель, и смиренный земледелец, и многие другие, нуждающиес€ в чужой отваге и защите, и даже умудренный наукой искусствовед могут найти в образе √еорги€ ѕобедоносца какие-то свои, близкие им грани. Ќо не пора ли, однако, взгл€нуть на фигуру св€того √еорги€ глазами ее творца и созидател€ — глазами христианской церкви? ¬едь именно она, прин€в под свое покровительство столь красочный образ и причислив его к сонму св€тых, положила начало расцвету культа этого великомученика. „то же могут поведать о нем христианские богословы?

 ульт √еорги€ ѕобедоносца был перенесен на –усь (да и вообще в европейские кра€) вместе с христианством из ¬изантии. »менно в этом восточном центре –имской империи где-то около IV века по€вл€етс€ фигура св€того великомученика √еорги€. —амое раннее сказание о его жизни и подвигах относитс€ к V веку нашей эры. Ќа него ссылаетс€ в своем «ѕохвальном слове» авто𠫬еликого канона» јндрей  ритский, оно же использовано известным собирателем и пересказчиком древних житий св€тых греческим патрицием и магистром —имеоном ћетафрастом. »менно на ћетафраста ссылаетс€ энциклопеди€ Ѕрокгауза и ≈фрона в своей краткой биографической справке о св€том √еоргии.

∆итие св€того повествует о том, что во времена гонений на ранних христиан ко двору императора ƒиоклетиана €вл€етс€ юный военный трибун √еоргий, родом из  аппадокии, и на собрании высших имперских чинов объ€вл€ет себ€ христианином. —ловесные увещевани€ и попытки придворных лиц и самого императора заставить знатного юношу отступитьс€ от своего решени€ не имеют успеха. “огда √еорги€ согласно нравам того жестокого времени подвергают мучени€м, но он, как повествует предание, с божьей помощью укрепл€етс€ духом и на деле доказывает чудотворную силу христианской веры.

 огда его пытаютс€ загнать копь€ми в тюрьму, острие копь€ сгибаетс€, точно олов€нное, едва коснувшись тела. ¬ темнице на √еорги€ надевают оковы и кладут на грудь огромный камень. “щетно... Ќа другой день его прив€зывают к утыканному мечами колесу, чтобы, враща€ последнее, разодрать таким образом его тело. Ѕезрезультатно... «атем надевают гор€щие, с торчащими внутрь гвозд€ми сандалии, бьют палками по устам, бичуют воловьими жилами...

√еоргий стойко выдерживает все мучени€, остаетс€ невредимым и продолжает творить чудеса.  ак повествует сказание, он обращает в христианство жену императора јлександру, придворного мага јфанаси€ и еще нескольких менее именитых личностей. ¬ойд€ в храм јполлона, √еоргий вынуждает его сознатьс€, что тот не бог, попутно исцел€ет вола и совершает еще немало подобных славных дел. “ерпение ƒиоклетиана, однако, исчерпываетс€, и он велит казнить √еорги€ и его ново€вленных соратников-христиан. ’от€ √еоргию удавались чудеса, казнь, как ни странно, более удалась ƒиоклетиану. —огласно сказанию это совершилось 23 апрел€ 303 года н. э.

ј дальше оживает легенда, знаменитое «„удо √еорги€ о змие». »менно эта истори€ принесла √еоргию славу ѕобедоносца. ¬ одной из версий легенды говоритс€, что однажды √еоргий оказалс€ в городе Ћаси€, во владени€х цар€ —ельви€, идолопоклонника, нечестивца и гонител€ христиан. ¬близи города, в озере, поселилс€ чудовищный змий, который стал пожирать горожан. ¬оенные кампании —ельви€ против ужасного зми€ не имели успеха, и население прин€лось роптать.

ѕо решению цар€ горожане согласились день за днем отдавать на съедение змию своих детей с тем, что последней жертвой станет дочь цар€. Ќо вот настал и ее черед...

¬ это врем€ проезжавший мимо √еоргий решил напоить своего кон€, увидел у озера плачущую деву, разговорилс€ с ней и узнал о ее беде. ѕопутно он дипломатично вы€снил, что девушка, царь — ее отец и все жители города поклон€ютс€ идолам, и, стало быть, представилс€ удобный случай, сотворив чудо, обратить здешних жителей в христианство. Ѕожественный глас одобрил его решение.

» когда показалс€ змий, √еоргий со словами: «√осподь Ѕог мой, погуби ужасного зми€, чтобы уверовали эти неверные» — бросилс€ навстречу чудовищу, и то упало к его ногам. — помощью девицы √еоргий св€зал чудовище, привел его в город, показал народу и предложил всем уверовать в истинного бога, давшего человеку чудесную силу победить зми€.  огда горожане закричали: «¬еруем в отца, сына и св€того духа, в единосущную и нераздельную троицу!» — чудовище было убито, а царевна возвращена своему отцу.

√еоргий же, как говоритс€ в легенде, с помощью архиепископа јлександрии «в п€тнадцать дней окрестил цар€, его вельмож и весь народ, примерно двести сорок тыс€ч человек».  ак неотразимы эти конкретные цифры и кака€ искусна€ рука вставила их в текст легенды! —воей трезвой материальностью они как бы набрасывают покров реальности на остальные событи€ легенды. „удо почти обретает некие физические размеры и оттого становитс€ правдоподобнее.

Ћегенда эта странным образом вытесн€ет в дальнейшем из народной, да и церковной пам€ти все остальные чудеса и эпизоды жити€ великомученика. ќна освобождаетс€ со временем от избыточных деталей, перерастает рамки христианства и, обрет€ величие символа, становитс€ неотъемлемой частицей общечеловеческой культуры.

¬прочем, ничего странного в этом преображении может и не быть. ≈сли окинуть внимательным взгл€дом всю осв€щенную церковью биографию св€того √еорги€, то большинство составл€ющих ее эпизодов ограничиваетс€ традиционными дл€ подобных биографий христианских св€тых рамками мученичеств и чудес. ѕорой они кажутс€ позаимствованными у других христианских св€тых. » только «чудо о змие» стоит особн€ком и принадлежит единственно этому христианскому св€тому.

Ѕолее того, создаетс€ впечатление, что житие св€того √еорги€ по€вилось отдельно от легенды о битве √еорги€ со змием, одновременно с ней или даже позже ее. » что отцы христианской церкви по-своему распор€дились доставшейс€ в наследство христианству от €зыческой эпохи фигурой змееборца, приписав к уже существовавшему образу приличествующее христианскому св€тому житие. —огласно мнению некоторых ученых так или примерно так змееборец и победоносец €зыческих времен стал св€тым великомучеником √еоргием, символом победы христианства над €зычеством, а позднее — символом победы церкви над ересью.

Ќо, быть может, существовала така€ реальна€ историческа€ личность, которую можно и даже следует отождествить с √еоргием ѕобедоносцем? »сторики церкви и богословы приложили немало труда, «пыта€сь рассе€ть мрак, окружающий начало пресловутой легенды», как сказал об этих поисках историк и литературовед прошлого века ј.  ирпичников.

¬ конце концов нашлась подход€ща€ фигура епископа александрийского √еорги€, прин€вшего насильственную смерть от €зычников во второй половине IV века. Ќо эта кандидатура вызвала серьезные возражени€ историков. ¬озникали и другие, отвергнутые впоследствии версии. –еальный исторический предшественник √еорги€-змееборца не находилс€.

¬ольтер со свойственной ему отрезвл€ющей иронией подвел итог этим поискам в своих комментари€х к «ќрлеанской девственнице». «Ќаш св€той √еоргий-каппадокиец, — писал он, — полковник на службе ƒиоклетиана, замученный, как говор€т, в ѕерсии, в городе ƒиосполе. Ќо так как у персов не было такого города, то позднее стали считать, что он был замучен в јрмении, в городе ћитилене. ¬ јрмении нет ћитилены так же, как нет ƒиоспол€ в ѕерсии. Ќо, во вс€ком случае, установлено, что √еоргий был кавалерийским полковником, ибо его конь при нем и в раю».

ћногие исследователи в прошлом пытались найти земные истоки легенды о √еоргии ѕобедоносце, отталкива€сь от причудливой внешней канвы сложившейс€ истории св€того. —крупулезно сличались различные редакции легенды, отыскивались в мифологии разных народов внешне схожие двойники √еорги€, проводились эффектные, но поверхностные параллели. ќбраз √еорги€ св€зывалс€ то с ѕерсеем, то с персидским ћитрой, то с героем древнегреческих мифов Ѕеллерофонтом, укротившим крылатого ѕегаса, и еще со многими другими божествами и персонажами мифов.

¬ работах советских ученых (¬. Ќ. Ћазарева, ћ. ¬. јлпатова и других) показано, как с изменением конкретной исторической обстановки мен€лись общественные отношени€ и соответственно возникал новый оттенок, нова€ ипостась попул€рного образа. “ак было и в ¬изантии, так было и на –уси.

ћежду тем согласно одной из высказанных учеными версий о происхождении «„уда о змие» следы легендарного √еорги€-змееборца из ¬изантии ведут нас пр€мо к египетским христианам — коптам. Ќаименование это утвердилось за египетскими христианами со времени покорени€ ≈гипта арабами. «авоеватели отмечали этим именем египт€н, оставшихс€ верными христианству, от египт€н, прин€вших ислам.

 ак известно, копты занимают в истории христианской церкви особое место. »х богата€ и пока еще недостаточно изученна€ культура €вл€етс€ как бы переходным звеном между культурным наследием €зычества ƒревнего ≈гипта, √реции, –има и культурой христианской ¬изантии. Ќа то были свои исторические причины.

¬ 332 году до н. э. войска јлександра ћакедонского завоевывают ≈гипет, открыва€ тем самым новую страницу истории древней страны. ѕосле смерти великого полководца ≈гипет был отдан одному из греческих военачальников — ѕтолемею I и в течение трех с половиной веков испытывал сильное греческое вли€ние. «атем в 30 году до н. э. страна попадает под власть –има, а в 395 году входит в состав ¬изантийской империи.

¬от эти семь веков и составл€ют период √реко-–имского ≈гипта, эпоху, когда в горниле истории смешиваютс€ и переплавл€ютс€ три великие древние культуры. »менно в этот период возникает христианство и вбирает в свою нарождающуюс€ мифологию наиболее привлекательные €зыческие образцы.

 ак отмечал известный русский ученый-историк Ѕ. ј. “ураев, «копты показали себ€ достойными потомками охотников писать египт€н». ¬еро€тно, поэтому заложенные ими в ≈гипте первые христианские монастыри стали центрами производства христианской литературы и зарождающейс€ иконографии. «¬ысокое развитие египетского искусства, — писал выдающийс€ исследователь истории религии Ќ. ѕ.  ондаков, — и на его месте эллинистического в первых трех веках указывает само, где надо искать первые шаги греко-восточной христианской иконографии».

»з стен монастырей выход€т и расход€тс€ по всему христианскому миру не только переводы Ѕиблии, апостольские постановлени€, творени€ св€тых отцов, но и многочисленные произведени€ оригинальной литературы — апокрифы, акты мучеников, рассказы о монахах и де€ни€ соборов. «ѕоследние три группы, — замечает Ѕ. ј. “ураев, — большею частью не менее апокрифичны, чем перва€, и все четыре гораздо ближе сто€т к древнеегипетской литературе, чем к Ѕиблии».

¬от тогда-то и по€вл€ютс€ образы коптских конных св€тых, среди которых особенной попул€рностью пользовалась фигура всадника на белом коне, поражающего копьем звер€. «Ёта тема, — указывал исследователь христианского ≈гипта ¬. √. Ѕок в своей глубокой работе «ќ коптском искусстве», — очень известна в €зыческом мировоззрении египт€н и изображала √оруса, поражающего “ифона, убийцу отца его». ќбраз победоносною воина, поражающего зме€, встречаетс€ не только в литературных сказани€х, но и в замечательных пам€тниках материальной культуры той эпохи, которые известны ученым как коптские ткани.

ќдним из красивейших образцов этих творений коптских мастеров €вл€етс€ ткань с изображением св€того √еорги€ на коне из собрани€ √осударственного музе€ изобразительных искусств имени ѕушкина. ¬от как передаетс€ в описании-каталоге собрани€ впечатление от этого сотканного почти полторы тыс€чи лет назад чуда: « онтрастно составленные краски достигают ослепительной €ркости... —и€ющие тона: белый, красный, желтый, голубой — буквально ошеломл€ют своим радостным, ничем не сдерживаемым звучанием». Ќе правда ли, как будто здесь вновь ожили приведенные выше слова восхищени€, высказанные ≈. ƒорошем под впечатлением русской иконы «„удо √еорги€ о змие»?

¬ собрани€х Ёрмитажа и ћузе€ изобразительных искусств имени ѕушкина имеютс€ и другие подобные образцы коптских тканей. ’от€ некоторые детали изображени€ √еорги€ на ткан€х и на иконе, упоминаемой ≈. ƒорошем, не совпадают, преемственность сюжета не вызывает сомнений.

»з тех же египетских христианских источников исходит и самое раннее и наиболее любопытное изображение, в котором зримо про€вл€ютс€ черты √еорги€ ѕобедоносца. Ёто принадлежащий собранию Ћуврского музе€ ажурный барельеф, который датируют V веком. Ќа барельефе представлен традиционный сюжет с √еоргием ѕобедоносцем — всадник на коне поражает копьем дракона.

ќднако самое примечательное состоит в том, что всадник показан с головой сокола, а дракон — в виде крокодила. », стало быть, на барельефе изображена сцена попул€рнейшего в ƒревнем ≈гипте мифа о битве сокологолового бога √ора с носителем вс€ческого зла —етом, которого обычно представл€ли в виде зме€, крокодила или гиппопотама.

я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџ
 опты. –ельеф с изображением бога √ора, пронзающего копьем крокодила.
 амень. 4 в. Ћувр. ѕариж.

¬озникновение мифа «—казание о √оре Ѕехдетском, крылатом солнце» относитс€ к отдаленнейшим временами истории ƒревнего ≈гипта, когда происходило объединение —евера и ёга страны в одно государство. √ор Ѕехдетский предстает в этом мифе как патрон объединенной страны, покровитель фараонов. ¬ полной титулатуре фараонов, состо€вшей из п€ти об€зательных имен, третьим идет им€ фараона как золотого √ора.

ѕоскольку в религиозных представлени€х египт€н фараоны считались сыновь€ми верховного бога ≈гипта — солнечного –а, √ор объ€вл€етс€ старшим сыном –а и становитс€ верным и грозным защитником солнечного бога от вс€ческих врагов.

Ётот религиозный миф очень быстро приобретает политический характер и играет исключительную роль в поддержании и возвышении авторитета фараона, особенно при возникновении неблагопри€тных дл€ страны внешних политических обсто€тельств или внутренних смут. ѕолный текст мифа о √оре Ѕехдетском высечен на внутренней стороне западной стены главного храма √ора, который находитс€ в Ёдфу.

¬ этом храме, сооруженном при ѕтолеме€х, совершались в честь √ора мистерии — своего рода драматические представлени€, в которых принимал участие сам фараон. «ƒа сотворит это царь, — говоритс€ в тексте, — когда случитс€ тревога и м€теж!.. “огда да скажет сам царь: «я мститель бога, вышедший из Ѕехдета, и им€ мое — √ор Ѕехдетский!»

“ам же можно видеть изображение √ора, побеждающего врагов.  он€ на этом рельефе, естественно, еще нет, ибо лошадь была неизвестна египт€нам вплоть до нашестви€ јлександра ћакедонского. √ор стоит в ладье и поражает копьем чудовище в воде — крокодила. ј вот текст гласит следующее: «ѕридите и взгл€ните на √ора на носу его ладьи, подобно –а, когда он си€ет на горизонте, одетый в зеленое оде€ние, одетый в красное оде€ние, покрытый его украшени€ми, Ѕела€ и  расна€ короны прочно посажены на его голове...»


¬еро€тнее всего, именно таким увидели своего будущего ѕобедоносца копты. », водрузив его фигуру на кон€, как это прин€то было в ƒревнем –име при сооружении статуй прославл€емых императоров, сотворили неув€даемый образ поражающего дракона √еорги€.

ќстаетс€ добавить, что в еще более древних египетских сказани€х уже не √ор, а сам –а — солнечный бог выступает в качестве славного воина и побеждает своих врагов, имеющих обычно облик гигантского зме€. ¬ разных центрах ≈гипта повтор€лась эта легенда, и в зависимости от вида главного почитавшегос€ в этой местности божества –а принимал облик то сокологолового воина, то ихневмона, а то и... огненно-рыжего кота!

ќдин из таких мифов отражен в 17-й главе сборника древнеегипетских магических заупокойных текстов — так называемой « ниги ћертвых». –исунок виньетки к этой главе передает кульминационную сцену мифа: под сенью густого зеленого дерева огненно-рыжий кот отсекает мечом голову змею. ѕо€снение в тексте гласит: «я, этот великий кот, который сражалс€ при сикоморе в √елиополе, в ночь битвы, тот, который сторожил виновных в день истреблени€ врагов вседержател€... „то это? ¬еликий кот, который сражалс€ при сикоморе в √елиополе, это сам –а». »звестны и другие подобные древние тексты, повествующие о великих сражени€х со змеем.

 ак писала глубокий знаток истории и искусства ƒревнего ≈гипта ћ. ћатье, «образ солнца — победоносного воина сначала пешего, а позднее всадника, впоследствии в сильнейшей степени повли€л и мифологически и иконографически на создание в христианском ≈гипте многочисленных культов св€тых всадников-победоносцев: —исинни€, ‘иваммона, ‘еодора и других...»

 опты, перен€в у древних египт€н сюжет одного из наиболее впечатл€ющих религиозных ритуалов, дополнили его новыми, восточными и римскими элементами, развили сообразно своим творческим склонност€м и сотворили в итоге апокрифическую легенду о конном св€том √еоргии. Ѕогата€ фантази€ коптов расцветила легенду многочисленными, подчас весьма вольными по содержанию эпизодами жити€ св€того, а римский обычай увековечивать императора в виде конной статуи подсказал им достойный внешний облик св€того.

ќчевидно, в ранних, преимущественно устных вариантах апокрифа уже имелось и «чудо с драконом». ¬ таком первоначальном виде легенда содержала в себе, как писал ¬. Ќ. Ћазарев, «много нелепого, зазорного и фантастического», что не мешало (а может быть, и способствовало) ее огромной попул€рности.

¬от этот весьма известный в среде первых христиан апокриф, по-видимому, и обратил на себ€ внимание церковных де€телей ¬изантии в конце V века. “о был период близившейс€ полной победы христианства над еще сопротивл€вшимс€ €зычеством, и в моде, если позволительно так выразитьс€, были св€тые, прин€вшие мучени€ за новую веру. ¬едь иде€ мученичества составл€ет один из краеугольных камней идеологического фундамента христианства.

¬изантийска€ церковь не прочь была пополнить довольно еще редкие р€ды св€тых мучеников такой попул€рной фигурой, как √еоргий. Ќо дл€ этого следовало основательно переработать апокриф — опустить сомнительные или не отвечающие требовани€м момента эпизоды и привести житие в более или менее канонизированный вид, сохранив все же кое-какие индивидуальные черты из первоначального апокрифического облика √еорги€. “ак и было сделано.

ѕри этом ушли в тень многие сочиненные коптами фантастические эпизоды его жити€, и вместе с ними, очевидно, было изъ€то из жити€ неуместное по тем временам «чудо с драконом». ¬замен были добавлены некоторые благостные подробности о юности √еорги€, да еще придан лик мученицы его матери.  ак видим, переработка не была радикальной. ќна свелась к изъ€тию отдельных эпизодов и развитию не разработанных коптами деталей. ќднако даже такой исправленный и дополненный вариант жити€ настолько сохранил первоначальный апокрифический дух, что был подвергнут официальному осуждению и едва ли не запрету. Ќо и это ничуть не уменьшило попул€рности образа св€того √еорги€.

¬ последующие годы, по мере усилени€ вли€ни€ и роли христианской церкви, велось дальнейшее редактирование жити€. ќно сводилось оп€ть-таки к изъ€тию наиболее сомнительных коптских элементов и постепенному переходу от ставшей менее актуальной к тому времени идеи св€тости через мученичество к набирающей актуальность идее св€тости через чудотворчество. ¬ремена мучеников прошли, победившему христианству теперь понадобились веские доказательства могущества новой веры. Ќичто лучше чудес, творимых св€тыми, не подходило дл€ этой роли.

¬от тогда-то св€той мученик √еоргий становитс€ чудотворцем. ѕостепенно в его житии нарастает арсенал демонстрируемых им чудес — сначала добавл€етс€ три, а затем еще шесть чудес. Ќаконец около VIII века одним из последних в этой серии возникает в официальной версии «чудо с драконом».

Ќо самое примечательное состоит в том, что в характере творимых св€тым чудес, да и во внешнем облике его €вственно нарастают военные мотивы. ”тратив крест мученика, св€той √еоргий превращаетс€ сперва в пешего воина с копьем или мечом в руке, а затем уже становитс€ конным св€тым и змееборцем.

¬есь этот период быстрой трансформации образа √еорги€ совпадает с важными событи€ми в истории ¬изантии. ¬ IX—X веках рабовладельческий уклад смен€етс€ феодальным.   власти приходит и правит в течение двух веков ћакедонска€ династи€, почти все императоры которой известны как выдающиес€ полководцы.

¬оинственна€ импери€ энергично наступает на соседние страны, ведет нескончаемые войны с сарацинами и подчин€ет себе все новые земли и народы. «ахвачена северна€ —ири€, завоеван  рит, разрушено болгарское царство, присоединена јрмени€... ѕопутно византийскими императорами подавл€етс€ р€д народных восстаний в покоренных странах. ¬ охране раст€нутых границ империи и столкновени€х с мобильными кочевыми народами все большую роль начинает играть конный воин.

≈стественно, что в этих услови€х прежние немощные св€тые мученики выгл€дели весьма неубедительно в качестве божественных патронов военного промысла. ”силившейс€ военной знати, армии да и самому воинственному императору потребовались более действенные св€тые покровители. ¬от здесь-то по€вл€етс€ и выходит на идеологическую арену цела€ пле€да «св€тых воинов», —реди которых был и знакомый нам √еоргий.

» хот€ еще в начале IX века патриарх Ќикифор наложил запрет на все ранние редакции жити€ св€того √еорги€, византийска€ церковь в конце концов вынуждена была молчаливо прин€ть в свой идеологический арсенал древний коптский образ конного св€того, победоносно попирающего дракона. “акова была объективна€ историческа€ потребность времени.

Ћюбопытно, что на «ападе почитание √еорги€, вера в него как в защитника воинов особенно утвердились во времена крестовых походов.  ак отмечает Ќ. √ринкевич в упоминаемой выше книге, «—троки, имена, судьбы...», «–ичард I Ћьвиное —ердце, участвовавший в третьем крестовом походе, все свои победы объ€сн€л покровительством √еорги€ ѕобедоносца».

я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџѕо статуту √енриха VIII, 23 апрел€ 1522 года √еоргий был избран покровителем старейшего английского кавалерского ордена ѕодв€зки. ќксфордский собор постановил праздновать в јнглии его день 23 апрел€.

«¬ моем собрании, — пишет Ќ. √ринкевич, — хранитс€ несколько старинных серебр€ных и медных георгталеров, впервые по€вившихс€ в XVI веке в √ермании и затем быстро распространившихс€ по всей «ападной ≈вропе. Ёто — амулеты, талисманы, носившиес€ главным образом воинами и мор€ками, верившими в их чудодейственную спасительную силу. Ќа лицевой стороне георгталеров чеканилось изображение √еорги€, поражающего копьем дракона, и надпись: «S. Georgius equitum patronus» — «—в€той √еоргий покровитель всадников (воинов)».

¬есьма примечательной и несколько иной по своему характеру представл€етс€ эволюци€ идейного содержани€ образа √еорги€ на –уси.   тому времени, когда культ этого св€того переноситс€ на –усь, становление его в ¬изантии в общем-то завершилось. ¬ последующие века существовани€ империи образ √еорги€, обрета€ отмеченную выше тональность, в принципе мен€етс€ мало. Ќа –уси же, попав на новую историческую почву, культ св€того √еорги€ начинает свою новую жизнь.

ярослав, перенима€ у византийских императоров их высший символ могущества — божественного патрона, как бы перенимал с этим своим новым христианским покровителем и частицу мощи, авторитета и блеска византийской державы. «десь неуместны были различные сомнительные апокрифические варианты жити€ √еорги€. ѕоэтому, веро€тно, в наиболее ранних известных на –уси изображени€х св€того он предстает в том виде, какой был официально прин€т византийской церковью, — как пеший воин с копьем (либо мечом) и со щитом.
¬ыдающийс€ образец такого живописного лика √еорги€ представлен в иконостасе ”спенского собора ћосковского  ремл€. ¬ нижнем р€ду п€ти€русного иконостаса размещены замечательные произведени€ иконописи XII—XVII веков, написанные в ћоскве специально дл€ кремлевских соборов, а также привезенные московскими великими кн€зь€ми и цар€ми из других древних центров русской художественной культуры.

—реди них особенное внимание обращает на себ€ икона св€того √еорги€ XII века. ¬от какой предстает она в описании специалиста-искусствоведа: «‘игура √еорги€ широкоплеча€, с крепко поставленной головой, с крупными, сильными руками. ¬ правой руке он держит копье, в левой меч. Ћицо его светлое, с рум€нцем, красными губами и огромными миндалевидными глазами, которые смотр€т строго, пристально и спокойно. ¬ этом образе художник воплотил народный идеал воинской доблести и мужества...»

я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџ
—в€той √еоргий. XII в. ”спенский собор ћосковского  ремл€.

¬месте с тем, жела€, как отмечает ¬. Ќ. Ћазарев, «высвободить этот культ из-под ревнивой опеки греческого духовенства», ярослав приурочивает день св€того √еорги€ к 26 но€бр€ и вводит новый русский праздник, какого не знала византийска€ церковь. Ёто был знаменитый осенний ёрьев день, как бы закрывавший собой сезон земледельческих работ. ќн играл немаловажную роль в кресть€нской судьбе, ибо лишь после осеннего ≈гори€ (как именовалс€ день в народе), завершавшего все полевые работы, разрешалс€ переход кресть€н от одного землевладельца к другому.

 ак известно, указ Ѕориса √одунова о прикреплении кресть€н к земле отменил эту давнюю привилегию. ”каз Ѕориса √одунова известен сейчас лишь историкам, но отзвуки его сохранились в народной пам€ти в виде поговорки «¬от тебе, бабушка, и ёрьев день!».

Ќо и апокрифический вариант жити€ св€того √еорги€, включающий «чудо с драконом», довольно рано, едва ли не при ярославе, проникает на –усь. » вот он-то, вернее, сто€щее особн€ком впечатл€ющее «„удо √еорги€ о змие» обретает на –уси необыкновенную попул€рность, а весьма скоро— и официальное признание. “ому были свои исторические причины.

» в домонгольский период, и во врем€ татаро-монгольского нашестви€, и позднее в истории –уси немало было кровопролитных междоусобиц и битв с врагами. ¬о всех этих ратных делах наиболее достойным божественным покровителем кн€зей и феодальной знати на –уси, естественно, становилс€ св€той воин и победоносец √еоргий. ƒа и пример ¬изантии, и дальновидный первоначальный шаг ярослава €вл€ли собой убедительные свидетельства тому.

Ќеудивительна поэтому активность, с какой распростран€етс€ официальный культ св€того √еорги€, о чем уже упоминалось ранее. Ќо на –уси, где конь составл€л основу землепашества, а конный всадник особо ценилс€ в сражении, уже не пеший воин √еоргий, а конный √еоргий-змееборец представл€лс€ более мощной и прит€гательной фигурой.

— другой стороны, искоренение церковью €зычества, низвержение прежних кумиров, с которыми так или иначе св€зывалось мировоззрение народа, создали некую идеологическую пустоту. ѕредназначавшиес€ дл€ ее заполнени€ образы новых богов не могли в своем готовом, так сказать, застывшем виде возместить эту утрату и стали переиначиватьс€ на местный лад. “ак было и с фигурой св€того √еорги€.

¬ истории, пожалуй, любого народа встречаетс€ немало свидетельств о силах зла, подавл€вших людей. ¬ их число могли входить и чуждые человеку силы природы, но главными все же €вл€лись социальные силы зла — вс€кого рода угнетатели и поработители народа.

ќбидчиков бывало достаточно, защитники же существовали скорее в мечтах, и простому человеку оставалось полагатьс€ если не на собственные, то на чудесные силы добра.

ќн стремилс€ воплотить свои мечты о мудрой силе, доброте и справедливости в конкретных, пон€тных ему и близких, но все же чуточку сказочных ликах богатырей, вит€зей, карающих зло и восстанавливающих справедливость. »ми полны сказки, былины, предани€.

» вот когда на –уси, лишенной €зыческих богов, утверждаетс€ культ св€того √еорги€, то не покровительствующий кн€зю св€той пеший воин, а полнокровный апокрифический змееборец и победоносец привлекает внимание и симпатии народа. ѕроникшее вместе с духовными стихами «„удо √еорги€ о змие» становитс€ как бы центром прит€жени€ и кристаллизации традиционных народных представлений о добром герое-защитнике и заступнике.

‘игура √еорги€ ѕобедоносца не только вбирает в себ€ черты таких былинных богатырей, как ƒобрын€ Ќикитич и »ль€ ћуромец, но и замещает близких по характеру и духу древних поверженных богов. ѕолагают, что €зыческий ’орс — солнечный конный бог слав€н уступил √еоргию ѕобедоносцу свой небесный пьедестал. ¬ конечном итоге не церковный статичный пеший воин утонченного вида, а по-кресть€нски обсто€тельный конный богатырь, энергично попирающий вс€ческое зло, становитс€ подлинным народным героем и входит в культурное досто€ние народа.

≈стественно, что ореол доблестного воина, славного вит€з€, борца за правду, заступника и защитника придал необыкновенную привлекательность лику √еорги€ ѕобедоносца и способствовал широкому распространению его культа в народе. «Ћюбимыми иконами в русском быту, — пишет ¬асилий Ѕелов в своей книге «Ћад», — помимо —паса, считались образы Ѕогоматери... Ќикола€-угодника... и, наконец, образ ≈гори€, попирающего копьем зми€ (заступник силой оружи€)».

≈сть два примечательных момента в этом стихийном сост€зании официальной и народной линий образа √еорги€, красноречиво говор€щих о том, что победу одержала в нем именно народна€ лини€. ÷еркви же пришлось считатьс€ с результатами этого выбора, дабы не утратить вовсе из своего актива не по-христиански воинственный, но привлекательный образ.

¬о-первых, в духовных стихах, с которыми «„удо √еорги€ о змие» широко распространилось по –уси, √еоргий неизменно поражает дракона духовным оружием— словом, но никак не физически, не материальным копьем. Ёта первоначальна€ церковна€ трактовка √еорги€ ѕобедоносца не отвечала сложившимс€ в народе героическим представлени€м о заступнике и была соответственно переработана. Ќа подавл€ющем большинстве по€вившихс€ позднее икон √еоргий уже по-богатырски владеет копьем, не примен€€ более словесного оружи€. «десь можно увидеть принципиальную по своему характеру уступку церкви народным ча€ни€м.

» во-вторых. ”становленный ярославом день церковного праздника св€того √еорги€ — но€брьский день глубокой осени — никак не соотносилс€ с теми чертами, какие народ ожидал увидеть в образе √еорги€ — покровител€ земледельца и скотовода. ћомент, когда такое покровительство требовалось и могло про€витьс€ наиболее ощутимо, соответствовал весне, но никак не глубокой осени.

»менно весна — врем€ первого выгона скота в поле после длительной зимовки — св€зана была с наибольшими опасност€ми дл€ главного и наиболее у€звимого досто€ни€ кресть€нина — его скота.   этому времени исстари был приурочен р€д древних €зыческих обр€дов, которые отнюдь не исчезли с введением христианства. ќчевидно, церкви пришлось считатьс€ и с этим обсто€тельством, и праздник св€того √еорги€ наиболее торжественно стал отмечатьс€ все же весной — в апреле (по старому стилю).

’арактерно, что энергичный эпический, народный облик √еорги€ ѕобедоносца утвердилс€ на –уси в тревожные времена, когда перед лицом всеобщей беды наиболее остро ощущалась потребность в чудесном защитнике и охранителе. Ќо уже с конца XV века, с переменой исторической обстановки, начинает мен€тьс€ и внешний облик св€того √еорги€.

Ќабирает силу новгородска€ иконописна€ школа. ј Ќовгород, избежавший губительного и разорительного нашестви€, не испытывал столь жгучей потребности ни в реальном, ни, похоже, в божественном покровителе. ѕри взгл€де на новгородские иконы того времени создаетс€ впечатление, что церковь наконец-то смогла овладеть инициативой и несколько приглушить излишнюю воинственность характера св€того.

¬новь (спуст€ несколько веков!) возникает аскетическа€ фигура пешего √еорги€-воина, но при этом она становитс€ из€щней и декоративней. ¬месте с тем и образ √еорги€-змееборца сохран€етс€ (ведь при всем желании его уже невозможно изъ€ть из культурного наследи€ народа), но тер€ет свою мощь и жизненность и делаетс€ утонченней, камерней.

¬прочем, истори€ всему определ€ет свое место. ¬ наши дни лишь специалисты да дотошные посетители музеев обращаютс€ к этим бледным копи€м могучего образа, порожденным дисциплинированной фантазией мастеров прошлого. ¬ пам€ти же народа живет образ эпического богатыр€ √еорги€ ѕобедоносца, легендарного защитника, карающего вс€ческое зло, — высший символ активного добра.

» все же наш рассказ о нем будет неполным, если не упом€нуть о двух российских достопримечательност€х более позднего времени, вернее даже, государственных реликви€х, св€занных с именем √еорги€ ѕобедоносца. ќдна из них принадлежит ћоскве, друга€ — Ћенинграду.

—егодн€ невозможно себе представить ћосковский  ремль без Ѕольшого  ремлевского дворца, стены которого были свидетел€ми многих славных актов отечественной истории. ѕостроенный в 1839—1849 годах Ѕольшой  ремлевский дворец до 1917 года был московской резиденцией российских императоров и служил дл€ парадных приемов.

—огласно оригинальному замыслу руководившего его сооружением архитектора  . ј. “она основной второй этаж дворца исполнен в виде ансамбл€ больших залов, посв€щенных русским орденам. «алы носили следующие наименовани€, отчасти сохранившиес€ и поныне — √еоргиевский, ≈катерининский, ¬ладимирский, јлександровский и јндреевский. ¬ архитектурном оформлении и убранстве каждого зала нашли отражение мотивы, наве€нные символикой соответствующего орденского знака.

Ќе случайно, очевидно, среди прочих залов этого главного некогда московского дворца особо выдел€етс€ зал, нос€щий им€ √еорги€ ѕобедоносца, покровител€ ћосквы. ¬ монографии «’удожественные пам€тники ћосковского  ремл€» мы можем прочесть о нем следующее: «Ќаиболее значительным залом  ремлевского дворца €вл€етс€ √еоргиевский, перекрытый огромным коробовым сводом: 60 метров в длину, 19 метров в ширину и 17 метров в высоту. —вод опираетс€ на массивные пилоны, перед которыми поставлены декоративные пустотелые колонны, несущие над собой статуи. Ёти выполненные скульптором ». ¬итали статуи олицетвор€ют области, вошедшие в состав –усского государства. ¬ торцах зала помещен вверху горельеф, изображающий √еорги€ ѕобедоносца — покровител€ ордена... —вободные от лепнины стены зала покрыты белыми мраморными досками с названием воинских частей и именами лиц, награжденных орденом √еорги€ за военные заслуги».

¬ыведенные добросовестной рукой специалиста сухие строки не могут передать впечатлени€, производимого √еоргиевским залом в натуре. —воей торжественной простотой и пропорци€ми этот светский зал напоминает храм. ќднако это не храм смирени€ и молитвы. —держанна€ сила заключена в строгой шеренге величественных колонн, подобной замершей воинской линейке, что еще более подчеркиваетс€ равномерным строем уход€щих в перспективу массивных и в то же врем€ воздушных люстр.  ак прекрасно увековечена здесь российска€ воинска€ слава предшествующих веков!  ака€ пле€да блест€щих имен встает перед глазами!

¬ числе кавалеров ордена первой степени были: генерал-аншеф ѕ. ј. –ум€нцев-«адунайский — за  агул, генерал-аншеф ј. √. ќрлов-„есменский — за „есму, генерал-аншеф ѕ. ». ѕанин — за Ѕендеры, генерал-фельдмаршал √. ј. ѕотемкин-“аврический — за ќчаков. ¬се четыре степени ордена имели только фельдмаршалы— ћ. ».  утузов-—моленский, ћ. Ѕ. Ѕарклай-де-“олли, ». ‘. ѕаскевич-Ёриванский и ». ». ƒибич-«абалканский. √енералиссимус русской армии ј. ¬. —уворов, прославившийс€ своими воинскими победами, имел лишь первые степени ордена. ѕрихоть императора ѕавла I, упорно игнорировавшего этот русский военный орден, помешала ј. ¬. —уворову стать полным его кавалером.

ћанифестом от 13 феврал€ 1807 года јлександр I утвердил ««нак отличи€ военного ордена св€того √еорги€» — «√еоргиевский крест», дл€ награждени€ солдат и унтер-офицеров. ¬ 1856 году были утверждены четыре степени его — два золотых и два серебр€ных нумерованных креста. ¬ 1878 году учреждаетс€ носивша€с€ на георгиевской ленте медаль ««а храбрость», переименованна€ затем в «√еоргиевскую». ќна также имела четыре степени.

ќ многих славных страницах отечественной истории могут поведать мраморные доски √еоргиевского зала.  онечно, далеко не всем доведетс€ побывать в этом замечательном храме русской воинской славы, но некоторым — возможно. » тогда, быть может, вспомнив этот незатейливый рассказ о легендарной фигуре победоносного √еорги€, они смогут полнее ощутить аромат истории.

я«џ„≈— »… —»ћ¬ќЋ ѕќЅ≈ƒџ

  другой известной российской достопримечательности, св€занной с именем √еорги€ ѕобедоносца, можно отнести пам€тник ѕетру I в Ћенинграде. ѕолагают, что скульптор ‘альконе, творчески преломив известный и попул€рный на –уси сюжет «„уда √еорги€ о змие», воплотил его в своем знаменитом «ћедном всаднике». ќтсутствие традиционного копь€ не мешает этой выразительной фигуре устремленного к победе всадника, попирающего поверженного зме€, прин€ть на себ€ заключенную в образе √еорги€ идею победы над злом.

“ак замыкаетс€ круг наших поисков реального предшественника св€того великомученика и победоносца √еорги€. » вместо конкретной исторической личности мы находим легенду, символ. —лишком древний, емкий и действенный, чтобы мирно уместитьс€ в р€ду аскетических христианских св€тынь и стать исключительно досто€нием церкви.

¬севолод  ј–ѕќ¬, г. ¬ильнюс


ѕроцитировано 7 раз



–осс   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 07 ћарта 2010 г. 10:26 (ссылка)
€ слышал, что георгий победоносец - это центральна€ фигура один из масонских культов, который прин€ли в –оссии в знак того, что подчин€ютс€ высшим решени€м правительства британской империи

это все конечно хорошо что правда ищетс€, однако там ли?

корни –”—— »’ в деревь€х и камн€х
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Alexsey_Machin   обратитьс€ по имени Ѕлагодарю за познавательный пост ¬оскресенье, 07 ћарта 2010 г. 21:05 (ссылка)
—казать по правде, € несколько разочарован, потому что всегда подозревал, что истинные истоки обоаза √еорги€ ѕобедоносца наход€тс€ в истории дохристианской –уси, а то и глубже. Ќо, к сожалению, никаких подтверждений своему предположению не нашел.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
R1a   обратитьс€ по имени от Ѕалды ѕонедельник, 08 ћарта 2010 г. 12:06 (ссылка)

ќтвет на комментарий –осс

¬р€д ли, масоны всегда стро€т "теневой" контроль. ј символ контрол€, скорее - зме€. » откуда у масонов лошадь? » у всадника в руке копьЄ, а не меч.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
R1a   обратитьс€ по имени от Ѕалды ѕонедельник, 08 ћарта 2010 г. 12:15 (ссылка)
» стать€ интересна€, и символ.
—ам символ, исторически используетс€ как печать на границах объЄма, и обеспечива€ защиту от проникающего из вне контрол€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
-in-the-passion-   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 ћарта 2010 г. 21:21 (ссылка)
цела€ диссертаци€, а не пост! ќ_о —пасибо! ќчень познавательно :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку