<<"Театроведение без границ, или Гроза над русским театром"
Как известно, главным драматургом этого сезона стал Александр Островский. Сразу 3 режиссёра поставили «Грозу» - Лев Додин в Малом Драматическом Театре, Сергей Женовач в Студии Театрального Искусства и Андрей Жолдак в Театре Наций. Постановщики разных направлений и театральных школ обратились к бессмертной пьесе русского классика, создав очень непохожие спектакли, и всё же в них можно найти общие черты, а все они в целом дают очень точный срез современного российского театра.
Каждый из поставивших «Грозу» режиссёров остался верен своему стилю. И спектакль Сергея Женовача получился самым нежным и светлым. Художник Александр Боровский соорудил на сцене настоящую русскую печь, так идеально вписавшуюся в уютное пространство Студии Театрального искусства, что кажется, что она была в ней всегда.
Ошеломлён, сражен и обрадован новостью из пресс-службы РАМТа. Для меня это новость.
Сейчас в РАМТе Миндаугас Карбаускис репетирует спектакль «Ничья длится мгновение» по одноименному роману литовского еврея Ицхокаса Мераса. В спектакле заняты Нелли Уварова, Дарья Семенова, Илья Исаев, Степан Морозов, Александр Доронин и др. Премьера запланирована на февраль 2010 года. Роман «Ничья длится мгновение» Ицхокаса Мераса – литовского еврея, более 35 лет живущего в Израиле – был впервые опубликован в СССР в 1963 году и переиздавался только раз – в 2000. Малоизвестный российскому читателю текст не только сохранил актуальность и живость, он содержит особую расположенность именно к театральной интерпретации. Еврейское гетто в Литве. 17-летний Исаак Липман играет шахматную партию с немецким офицером, комендантом гетто Адольфом Шогером. Ставка в игре – жизнь. Исаака и всего гетто. У мальчика есть любимая девочка, есть друг, есть пять братьев и сестер. Есть отец. Семья Липманов, кто постарше, кто помоложе – это разные характеры, разные взгляды на мир, на свое место в нем, на гетто, на способы выживания в несвободе и в предчувствии конца. Над всеми стоит отец – Авраам Липман. Уподобленный библейскому праотцу он преисполнен не только мудрости, но и веры в истинное предназначение великой и страшной жертвы, на которую обречены его дети. Режиссер Миндаугас Карбаускис спектаклем «Ничья длится мгновение» продолжает собственный творческий сюжет. Как и в предыдущих его спектаклях-«рассказах» человек рассматривается в неожиданной ситуации, в конкретных и подробных обстоятельствах, которые меняют привычное течение жизни, заставляют сделать поступок, выбрать, восстать или смириться. Гетто – универсальный образ ограничения, насилия, жертвы. Но гетто – это еще дни, месяцы, годы жизни. Чувства, мысли, поступки проявляются здесь с исключительной силой.
P.S. Как было бы здорово, если бы всё сложилось. Такой режиссер не должен исчезать из театра. Мы и так в трех-четырех именах, трех-четырех театрах блуждаем. И какой молодец Бородин - ни у кого не удалось сделать важное: вернуть Карбаускиса в профессию и в Москву.