Совсем недавно просмотрел "Педагогическую поэму" Антона Степановича Макаренко. Книга - об организации Макаренко колоний для беспризорных детей в Украине в первые годы советской власти. Как литературное произведение, "Педагогическая поэма" ничего из себя не представляет, однако в качестве историографии и методологии превращения вора в сознательного и полезного члена общества - это нечто выдающееся. В своей книге Антон Степанович невольно упоминает о борьбе которую организвали "профессиональные" педагоги против его системы воспитания пропащих людей. Самое удивительное, что они неоднократно инспектировали его колонию имени Максима Горького, но ничего, кроме недостатков, не видели. На глазах этих ученых червей творилось чудо, а они постоянно долдонили, что Макаренко нарушает принципы классического воспитания ребенка, описанные в труде "Новая Элоиза" еще Жан Жаком Руссо в 18 веке...
Пожалуй эта борьба и постоянное недоброжелательство и съели Макаренко... Он умер в пригородной электричке от сердечного приступа...
Воистину у человека есть три вида ума - эмоциональный, практический волевой и теоретический.
Эмоциональный ум проверятеся одиночеством и критическими ситуациями - когда человек должен держать себя в руках и, как говорят китайцы, не терять своего лица. Теретический ум силен своим умением описывать сложные явления схематически и решать комбинаторные задачи. Практический ум - всегда результативен. Все эти три вида ума у нас в обычном состоянии, как вольные дикие кони, гуляют сами по себе и ведать не ведают друг о друге, а включаются ситуативно. Это потом уже,
когда наступает пападос, человек рвет у себя на голове волосы и мысленно воет "Где же были мои глаза и мозги?!".
Первый раз с разнобоем видов ума я столкнулся, когда судьба меня свела с одним человеком, закончившим три престижных московских ВУЗа. Поддавшись магии его дипломов, я положился на его интеллект и не контролировал его деятельность, но в конце - при подведении итогов, я с ужасом обнаружил, что он не справился с работой, которую можно было бы доверить человеку со школьным аттестатом
зрелости. На все замечания и недоумения, он отбрыкивался только одним
арументом, что это "ненаучно".
Конечно же, самый самоуверенный и беспощадный и непробиваемый ум теоретический. Он ничем не дорожит во имя своих абстрактных схем и во имя торжества этих же схем готов отправить на костер любого еретика, отвергать любые очевидные факты и отрицать любое явление, не вписывающееся в его схемы. Когда же все аргументы становятся исчерпаны интллектуальный ум превращается в ехидную и ядовитую змею...
Когда Галилео Галилей объявил о своем открытии с помощью телескопа спутников у Юпитера, к нему прибыла ученая комиссиия из Ватикана. Прямо в кабинете ученого эта комиссия затеяла дискуссию на тему "А могут ли быть такие спутники теоретически и не противоречит ли их существование теории Птолемея о хрустальных небесных сферах" - иначе говоря, не будут ли эти спутники пробивать хрустальные небесные сферы своим движением по орбите.
Великий физик, слушая этот бред, предложил:
- Давайте прекратим споры и просто взглянем в окуляр телескопа...
На что глава комиссии некий иезуит (не помню как звали эту мошку) с иронией заметил:
- А вы можете нам дать гарантию, что эти "небесные тела" вы, уважаемый, не нарисовали на стекле вашего прибора?
Физик, по рассмотрению отчета комиссии, был наказан соответствующим указом Римского папы...