Вобщем наконец-то я написала свой отчет о проведенном отпуске. который прошел на Байкале и в Бурятии. Хочу сказать, что до поездки, Байкал воспринимался мной как нечто далекое, как огромное синее пятно на карте. Сейчас, успев уже отойти и мыслями и впечатлениями от поездки, Байкал воспринимается мной как что то живое, которое кипит жизнью прямо на глазах. Бывает живой лес, бывает живой воздух и тп, но все это остается на уровне чувства, а Байкал "живет" прямо на глазах - меняется его настроение - меняется погода, меняется звук вокруг, меняется ощущение...и это происходит каждую минуту (а не раз в неделю, например). А что до Бурятии, так я всегда мечтала туда попасть, но думала, что мечта вряд ли когда осуществится, а тут все получилось неожиданно...
Вобщем, идея съездить на Байкал появилась у нас давно, в этом году мы решили её осуществить. Билеты на самолет взяли заранее, так получилось в два раза дешевле. Составили список вещей, которые возьмем с собой и составили план маршрута. В итоге, мы решили пешком пройти всю КБЖД (кругобайкальская железная дорога) - от станции Слюдянка до станции порт Байкал (на карте выделено красной чертой).
17 марта 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, «повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции его называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой – потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой – потому что по стоимости работ она превзошла все существовавшие в России дороги.КБЖД построили от ст. Култук вдоль Байкала до ст. порт Байкал и вдоль Ангары до Иркутска. Однако, когда под Иркутском построили ГЭС, Ангара разлилась и затопила участок КБЖД от Иркутска до порта Байкал.
Итак, в 4 утра по местному времени мы приземлились в Иркутске. Я уже готова была вставлять спички в глаза, потому что неделя перед отпуском выдалась бурная, спала часов по 5 в сутки, и разница во времени между Москвой и Иркутском украла у меня целую ночь. Так что, когда в Москве народ готовился ко сну (и мой организм тоже), в Иркутске народ просыпался, поэтому, где бы я ни приседала, сразу проваливалась в сон. Т.к. было ещё рано и транспорт не ходил, мы забежали в симпатичное кафе с таким же именем как у меня "Кристина" и съели гамбургер под названием "Кристина."...неплохо, по крайней мере более натуральный чем в Макдаке.
Только вот контингент странный был в кафе, пара-тройка таких же залетных как мы, а остальные местные мужики с девицами непонятного поведения. Складывалось такое ощущение, что это место встреч проституток и клиентов, и такие парочки постоянно прибывали. Хотя на удивление кафе было чистым и более менее приятным.
В 5 утра начали ходить маршрутки, и мы сев на первую, доехали до ЖД вокзала. Там купили билеты на электричку до Слюдянки, которая отправлялась через 4 часа. Спасалась я только кофем, чтобы не уснуть. Ко времени прибытия электрички, стало больше подтягиваться таких туристов как мы, а когда уже загрузились и отправились в путь, я тупо уставилась в окошко на пролетающий мимо Иркутск, борясь со сном, пока, наконец, совсем не отрубилась.
Разбудил меня толчок в бок и радостно-недовольный возглас Женьки. Недовольный потому что я сплю, а радостный потому что за окошком показался Байкал. Взглянув в окно, мои глаза расширились от потрясающей картинки - мы ехали над Байкалом - над огромным голубым блюдцем, а с поверхности воды поднимались облака, ...было такое ощущение, что под нами небо.Когда подъехали поближе, Байкал стал виден уже лучше.
Приехали мы на ст.Слюдянка. На вокзале купили карту КБЖД, познакомились с непонятно откуда взявшейся прибалтийской парочкой, от которых осталось впечатление, что они сами не поняли как сюда попали, а знали только слово Байкал и Аршан. Мы им рассказали, где лучше "погулять" на Байкале, а мы от них узнали что есть населенный пункт Аршан, где красиво, а где это и что это никто не знал...Распрощавшись с ребятами, пожелав друг другу удачного путешествия, мы отправились в Слюдянку на поиски хорошей водки (зачем, напишу позже), закуски и на осмотр поселка.
Мост в Слюдянку
Вот такой памятник. Название поселка Слюдянка произошло от слюды (белые камешки на фотке), которая здесь видна на всех склонах и которую можно принять за снег.
Фонтанчик в сквере поселка
Затарившись в магазине, мы отправились вдоль Байкала. Километра через два начинался местный пляж. Стояла жара, и весь пляж был усыпан туристами с палатками. Переступая через лежащий народ, мы дошли до мыса Шаманского, который стал для нас отправной точкой в путь.
На берегу Южного Байкала находится каменистый мыс, причудливая форма которого напоминает то ли плывущую "рыбу-кита", то ли гигантского динозавра, На этом мысе давным давно, более ста лет назад, жил один старый шаман. Всеми своими силами он старался помочь людям- кому то добрым словом, кому то полезным делом, излечивая угнетенных и немощных от душевных и телесных болезней. Лечил он заговорами и травами. Много лет прожил шаман на этом мысе. Его знали по всему Прибайкалью и отвсюду приезжали к нему люди. Только сам шаман нигде в других местах небывал, ни разу не покидал свой мыс. Но вот однажды захотелось съездить в Верхнеудинск (ныне город Улан-Удэ) и побеседовать на религиозные темы с верховным ламой.Здесь он встретился с верховным ламой, поразил всех мудрыми изречениями и своими глубокими знаниями внушил к себе всеобщее уважение. Или уж очень старым был наш шаман, или богословский диспут подорвал силы старика, однако гость верховного ламы почувствовал приближение смерти и заторопился домой. Своим спутникам он наказал: "Похороните меня там, где я прожил всю свою жизнь". В Верхнеудинске почтенный шаман умер. С великими почестями тело шамана было доставлено на родину и захоронено на том самом мысе, где святой старец провел всю свою жизнь. Прошло много лет а люди до сих пор идут сюда и молятся духам природы о помощи- кто то просит об исцелении болезней кто то ищет поддержки богов в своих делах. Шаманский мыс продолжает служить местом поломничества и до сих пор остается священным местом предков
Забравшись на самую высокую точку мыса, мы совершили обряд задабривания Байкала. По бурятским шаманским обычаям, чтобы Байкал был благосклонен к нам, мы должны были задобрить его ...водкой! Считается, что водка - это чистый напиток, через который легче определить помыслы и душу человека. Поэтому мы разбрызгали вокруг себя водку и устроили небольшой перекус с первым тостом за Байкал сами.
Вид с мыса как раз на слюдяную гору
Перекусив, мы собрали вещи и отправились в путь. Обходить целый мыс было тяжело и пришлось бы возвращаться назад, поэтому мы отправились по узкой и грязной тропке вдоль болот.
Когда мы дошли до указателя на начинающийся населенный пункт Култук, стал накрапывать дождь, а до начала КБЖД, было еще примерно километров 5. Дойдя, до автозаправки, нас накрыл сильный ливень, и мы заскочили в кафешку на заправке переждать дождь и подзаправиться, где мы съели вкусную солянку всего по 30 рублей за порцию. (Цены меня еще будут удивлять на протяжении путешествия). Просидев на заправке около двух часов, дождь почти перестал идти, и мы отправились дальше.
Наконец-то мы прошли заветный поворот от Култука на КБЖД и уже пошли вдоль ж/д путей. Дело было к вечеру и мы собирались до наступления темноты пройти максимально возможный путь и остановиться на ночлег, когда прекратившийся дождь опять потихоньку закрапал и превратился в сильный ливень. Пришлось одевать дождевики и искать подходящее место под палатку.
Палатку решили установить между жд путями и обрывом в Байкал в высокой траве. Пока Женька раскладывал палатку под дождем, я защищала своим телом всю нашу технику. Внутрь палатки натекло много воды, и я стала протирать все стенки полотенцем. Когда все было высушено, спальники расстелены, и мы готовы были пойти на боковую, вдруг послышались шаги по гальке, потом по траве в нашу сторону. Мы с Женькой так перепугались,что он приказал мне выключить фонарь, а сам полез за топором. Шаги подошли к нашей палатке, обошли ее кругом и остановились у входа. Мы превратились в две пружинки, напряженные до предела и готовые "выстрелить" в любую секунду. Когда я пыталась все таки открыть рот, чтобы спросить кто там, Женька всякий раз успевал мне его заткнуть. Наконец-то до нас дошло, что шаги эти вовсе не шаги, а что это ветер колышет траву. А потом я и сама вспомнила, что в различных книгах об аномалиях и загадках в путешествиях, авторы очень любят описывать такие шаги. С большим облегчением выдохнув и посмеявшись друг над другом, мы завернулись в спальники и сразу уснули.
Проснулась посреди ночи я один раз, со сна не понимая что происходит, когда по путям проехал тепловоз с большим грохотом, резко осветив нас светом. Зато мне стало спокойней, теперь я знала, что хоть что-то ездиет по КБЖД, и в случае чего, всегда можно будет выбраться. С этими мыслями я уснула и проспала до позднего утра.
Когда я проснулась и выглянула на улицу, светило утреннее начинающее припекать солнце, и вокруг носился Женька, разжигая мокрые поленья и разогревая тушенку.
Вид из палатки был прекрасным, а восходящее солнце освещало слюдяную гору напротив
Солнце начинало припекать и мы разложили все свои мокрые вещи сушиться и заодно попили чайку с водой из Байкала
Обсохнув, мы собрали вещи и отправились дальше в путь. Зайдя за поворот, оказалось, что мы не дошли до первого туннеля, которыми просто кишит КБЖД, метров четыреста. А могли бы там укрыться от дождя, т.к. новые жд пути идут теперь часто в обход туннелей. Хотя правда туннель сильно продувался, поэтому даже и не знаю что лучше мокнуть под дождем или спать в продуваемом туннеле.
Следы старой КБЖД
Все побережье Байкала "цвело"
Наконец-то мы дошли до первого населенного пункта на КБЖД - Ангасолки. Нас с Женькой начинала одолевать усталость. Если в первый день мы каким-то чудом пролетели километров 20 совсем не заметив этого, то на второй день пройдя километров 5 мы почувствовали себя полностью выдохшимися. Дойдя до станции, пораскинув мозгами, мы решили найти магазин в деревне, попить пивка и обдумать дальнейшие наши действия. Узнав, что "магазин" в селе один, мы отправились туда, где обнаружили вывеску, что продавец уехала за товаром и магазин не будет работать до 4 часов. Время было 12 дня. И, вдруг, мы услышали гудок поезда и увидели приближающийся к станции поезд, который остановился на остановке. Наши ноги понесли нас сами. Я бежала с тяжелющим рюкзаком, перепрыгивая через всякие препятствия по дороге, и в голову била одна мысль, что мы не успеем. На поезд мы успели, залезли и бухнулись на первые свободные сидения. Поезд выполнял функцию местной электрички и ходил 4 раза в неделю.
Сзади - как раз деревня Ангасольская
Наши уставшие и задумчивые (что дальше) рожи
В поезде мы разговорились с местными мужиками, и они посоветовали нам сойти на мысе Половинном - самом красивом месте КБЖД, а заодно пообещали нам, что рыбы мы не поймаем (что и подтвердилось впоследствии). И не потому что ее в Байкале нет, а потому что здесь нужно ловить ее "по своему". (или сетями, как делают все живущие здесь). Через часа 2-3, мы наконец-то доехали до Половинного мыса, сошли на станции и побежали в деревню искать магазин. Магазина в деревне не оказалось, зато оказался домик бабы Тамара, которая торговала предметами первой необходимости для туристов (пиво, шоколадки). Купив какое-то Клинское, мы отправились на местный пляж. После утомительной дороги, переживания по поводу, что маршрут наш резко поменялся, духоты в поезде, я поняла, что вкуснее пива не пила.
А потом мы огляделись и поняли, что место и правда удивительно красивое. Мыс Половинный образовывал бухту, защищая место от сильных ветров.
Разведав местность, мы нашли деревянную лесенку, ведущую на полянку на берегу реки Половинная, где мы и разбили палатку, остановившись в этом месте на 3 дня.
Вид с нашей полянки на реку Половинная
Женька пытается поймать рыбу к ужину
Ничего не поймав, разогреваем очередную банку тушенки на костре, перемешав ее с заранее перемолотыми хлебцами, тем самым получив сытную и питательную кашу, а затем отправляемся к Байкалу за водой для вечернего чая.
Напившись чаю, завалились спать.
Продолжение