-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Натулька_69

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.03.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 780


Без заголовка

Среда, 21 Июня 2006 г. 13:10 + в цитатник
Елена Образцова: «Поклонники боялись делать мне предложения»
ИМЯ знаменитой Елены Образцовой известно всему миру, и не только поклонникам оперы. «В моей жизни было три потрясения, — говорит великий режиссёр Франко Дзеффирелли, — Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова».

Нет, пожалуй, ни одного города мира, где бы не выступала прославленная певица. Как не осталось и наград, которыми бы она не была увенчана, — от звания народной артистки СССР и медали Героя Социалистического Труда до лауреатства на самых престижных конкурсах. Но, как и всем большим художникам, хватило на её долю и испытаний. А начиналось всё, конечно же, с детства…

— Я РОДИЛАСЬ в 1939 году в Ленинграде. Самые ранние воспоминания связаны с войной, блокадой Ленинграда, постоянным голодом и нуждой. Всё время хотела есть и кричала «аога» — тревога и «анитки» — зенитки. Отец с дядей ушли на фронт, а мы с мамой, тётей и бабушкой остались в Ленинграде. Страшно было: однажды я увидела в подъезде умершего от голода человека, и это зрелище до сих пор стоит перед глазами. Когда нас эвакуировали по Ладожскому озеру, стояла лютая зима, но лёд не всегда выдерживал грузовики с людьми, и несколько машин ушли под воду. Нас Бог миловал, и стало немного проще, но всё равно до окончания войны голод и нужда преследовали всех.

Когда мы вернулись в Ленинград, то узнали, что нашу большую квартиру в старинном особняке отдали другим людям и нам в этой квартире выделили всего комнатку. Даже свои вещи мы выкупали потом у этих людей. Дорогие бабушкины и дедушкины вещи пропали совсем, а наши портреты, фотографии, пластинки нам удалось выкупить у новых жильцов. Для меня всё это было дико, я никак не могла понять: почему нам нужно выкупать свои же вещи? Но вскоре это отошло на второй план, так как меня вновь увлекла музыка. Я обожала петь и всегда, где только могла, что-то напевала. Соседи так и звали меня «певица» и жаловались маме, что я целый день завожу патефон. В первом классе пошла записываться в хор, но меня не взяли.

— Почему?

— Я не знала ни одной песни до конца. Заучивать тексты для меня было самым страшным наказанием! Но я так горько плакала, что надо мной сжалились и приняли в хор условно. И вновь пришлось заучивать тексты. Помню, когда я окончила школу, то сказала родителям, что выберу профессию, где не надо будет ничего учить. Видимо, Бог наказал меня за такое упрямство: пришлось всю жизнь разучивать арии (смеётся).

— Куда же вы пошли учиться после школы?

— Я хотела пойти в консерваторию, но отец воспротивился моему желанию и заставил отправиться на подготовительные курсы в радиотехнический вуз. Папа сказал, что из меня не выйдет певицы, так как я совсем не умею петь, и поэтому не стоит тратить время на глупости. Но я всё-таки не смирилась с этим и тайком от родителей пошла поступать в консерваторию. Там был жуткий конкурс — 100 человек на место.

— Вы, конечно же, поступили?


Образцова всегда была и остаётся одной из самых красивых женщин страны— Да. Спела приёмной комиссии третью песню Леля из «Снегурочки», затем романс Римского-Корсакова «Октава». Мне говорят: «Спасибо, вы свободны!», а я упрашивала послушать ещё несколько песен, чтобы экзаменаторы могли понять, насколько широк мой диапазон. Комиссия хохотала надо мной, но петь разрешила. Вечером я узнала, что поступила, и всю дорогу домой улыбалась от счастья. А люди оборачивались на меня, наверное, думая, что я не в себе.

— Как родители восприняли известие о вашем поступлении?

— Папа целый год со мной не разговаривал из-за этого. Когда я отучилась в консерватории 3 курса и получила две золотые медали на конкурсах, меня пригласили работать в Большой театр. Тогда отец уже не так скептически высказывался относительно моего желания стать певицей. Родители гордились мной и были счастливы, что мне удалось добиться своей цели.

«Женщина должна быть сильнее мужчины»
— ВЫ ЧАСТО ездили на гастроли за границу, где вам как оперной диве надо было соответствовать своему звёздному статусу. Во времена жуткого дефицита это было наверняка нелегко. Как выходили из положения?

— О, это отдельная история! Я же для иностранцев была мега-звездой, примадонной. Ни в коем случае нельзя было показывать свою бедность, нужно было выкручиваться и демонстрировать, что мы живём даже лучше, чем они, и ни в чём не испытываем трудностей. Нельзя было говорить, что все наши огромные гонорары уходят государству, подразумевалось, что я очень богата и должна соответствовать образу миллионерши. Это было сложно сделать, так как для этого нужны были деньги, а их-то как раз и не было. Например, тебя пригласили на приём и нужно дать ответное приглашение хотя бы в дорогой ресторан. А где взять деньги?

С нарядами и того хуже было! Где брать подобающую одежду, если у тебя нет на это денег, да и нельзя покупать буржуазные наряды?! Всё это меня очень угнетало, но мир не без добрых людей. Я познакомилась с влиятельными эмигрантами, которые отлично знали правду о нашей родине, особенно много таких людей было в Америке. Эти люди помогали мне, дарили красивые наряды, косметику, подкармливали. Помню, я ехала на гастроли в Сан-Франциско и везла с собой два чемодана красивой одежды, добытой мною с таким трудом! И вдруг узнаю, что в аэропорту вещи пропали. Я была в шоке, а на меня недоумённо поглядывали: «Какая проблема? Неужели звезда такого масштаба не может купить других платьев?!»

— А сотрудники КГБ к вам были приставлены?


В своей московской квартире в районе Патриарших прудов певица проводит не так много времени— Конечно, куда же без них? Со мной всё время ездила дама, которая внимательно следила за мной. Но так как она тоже получала подарки от моих поклонников, то помалкивала. И потом, у меня всегда были дружеские отношения с министром культуры Екатериной Фурцевой, которая старалась оградить меня от нападок излишне ретивых начальников. А проблемы могли бы быть. Дело в том, что я ещё в самом начале своей карьеры решила, что буду петь только на языке оригинала. Это не всегда нравилось чиновникам, случались скандалы. На очередном правительственном концерте я спела арию на французском языке, и мне устроили жуткий прессинг. Тогда я пришла к Екатерине Фурцевой, расплакалась и сказала, что больше так работать не могу. После этого она собрала чиновников и сказала: «Отстаньте от Образцовой! Это итальянская певица!» Почему итальянская, я так и не поняла (смеётся), но взбучка Фурцевой подействовала, и больше меня не трогали.

— Ваша жизнь оказалась богата на встречи с легендарными людьми.

— Никогда не забуду великолепную Марию Каллас. Мы познакомились в «Гранд-опера», куда Каллас пришла послушать советских певцов. Мария попросила меня посидеть с ней в ложе, и я сидела и смотрела на неё с трепетом и обожанием. Это было трудное время для Марии — с ней расторгли контракт в «Гранд-опера», а она ещё надеялась петь и предложила мне совместное выступление. Но я знала, что у неё уже не всё в порядке с голосом, и мне было больно от этого. Каллас сказала мне: «Женщина должна быть сильнее мужчины!» Я поняла, к чему она это сказала: в то время было много шумихи вокруг сенсационной женитьбы Онассиса на Жаклин Кеннеди. Естественно, о Марии тоже писали как о подруге самого богатого человека в мире. Журналисты одолевали её, а она страдала. Не знаю, как я осмелилась, но однажды спросила: «Ты любишь его?» — И она быстро ответила: «Очень люблю и очень страдаю». Вот такая откровенность. Когда Мария умерла, я сильно переживала.

Монтсеррат Кабалье тоже не раз потрясала меня своим даром. От её голоса сжималось сердце. Как она чувствовала музыку! Помню, потрясённая в очередной раз её голосом, я пришла после концерта за кулисы, и мне захотелось что-то сделать для неё. Я встала на колени, сняла с себя норковую накидку и протянула её Монтсеррат. А она улыбнулась и сказала: «Не надо, Елена. Оставь накидку себе. Я такая толстая, что могу сшить из неё лишь шляпку». Вот такое чувство юмора. А на следующий день Монтсеррат была на моём спектакле и потрясённая вошла ко мне в гримёрку, как и я накануне, встала передо мной на колени и стала плакать, как и я тогда. Она просила спеть вместе с ней. В 1982 году мы с Монтсеррат пели на сцене «Ла Скала», а затем и в других театрах… Много было в моей жизни великих людей, о каждом можно книгу написать.

Секрет вечного счастья
— ЕЛЕНА Васильевна, говорят, что оперные певицы должны быть «в теле», иначе теряют голос. Вы же никогда не были полной, а ваш голос по сей день великолепен.


«Виктюк — глубокий профессионал, поэтому и хотелось сотрудничать с ним». (В спектакле Романа Виктюка «Антонио фон Эльба»)— Да это всё враньё по поводу того, что голос становится лучше от набираемых килограммов. До сорока лет я была такой тощей, что выделялись одни коленки. И я страшно переживала, что мой громадный голос пропадёт из-за моей худобы. Знаете, почему оперные певцы быстро набирают в весе? Потому что во время выступления тратится колоссальное количество энергии и просыпается волчий аппетит. Артист наедается и идёт спать. Что же вы хотите? Конечно, они полнеют.

А у меня всё по-другому происходило: я вместо еды выпивала много воды, желудок наполнялся, чувство голода притуплялось, и за счёт этого я очень долго держалась в форме. А сейчас, конечно, уже приходится к диетам прибегать, два раза в год езжу в Лондон, в институт по контролю веса, за счёт этого и держусь.

— Говорят, вы и к пластической хирургии прибегаете?

— Конечно! Глупо это скрывать. Мне 67 лет, а морщин нет — естественно, это пластика. Когда дамы преклонного возраста говорят, что они не делали операций и хорошо выглядят лишь благодаря природе, верится с трудом. Давайте будем откровенны. Ну что здесь такого? Если у человека есть возможность улучшить свою внешность и бороться с возрастными изменениями, разве это постыдно? На мой взгляд, это вызывает только уважение. У меня даже сомнений особых не было: омолаживаться или нет. Просто однажды я подошла к зеркалу и сказала: «Пора! Дальше тянуть нельзя». С тех пор регулярно езжу к одному и тому же доктору, который занимается моим омоложением.

— А это правда, что вы до сих пор ежедневно по нескольку часов кряду стоите у рояля и тренируете свой голосовой аппарат?

— Да, так и есть. Если бы я этого не делала, то давно бы уже сидела и носки вязала. Посмотрите: кто из моих коллег в моём возрасте продолжает петь? Я таких не знаю. Мне скоро 70 лет, а мой вокал по-прежнему шикарен, и гастрольный график расписан на много лет вперёд! Помню, когда мне исполнилось 50 лет и началась гормональная перестройка организма, я сильно переживала и полагала, что придётся уйти со сцены.


«Мне было очень тяжело расставаться с семьёй, я всё время умоляла отпустить меня пораньше, чтобы к Леночке быстрее приехать»Выдержать этот тяжёлый этап мне помогла знакомая западная певица. Узнав о моих невесёлых мыслях, она кричала на меня по телефону часа два и посоветовала, чтобы я воспользовалась её опытом: сесть к роялю и начать всё с самого начала. Я взяла себя в руки и так и сделала. Результат, как видите, потрясающий.

Знаете, что такое старость? Усталость и слабость, ничего более! Если бы у меня не хватило силы духа и желания ежедневно совершенствовать себя и радоваться жизни, я давным-давно превратилась бы в старушку, обсуждающую свои болезни и негодное правительство. Вот этого как раз и не надо допускать, тогда ты будешь до последнего дня молодой, нужной и любимой.

— Откуда же вы черпаете силы?

— Жажда жить присутствует во мне всегда. Может, оттого, что я ещё крохой пережила блокаду Ленинграда со всеми её ужасами? А может, это врождённое чувство? Не знаю, сложно сказать. Есть один простой секрет быть всегда счастливой и довольной: я никогда не отчаиваюсь, не расстраиваюсь и, когда мне плохо, говорю спасибо Господу за то, что не произошло большей беды. Обокрали тебя, а ты улыбнись и скажи: «Господи, спасибо, что произошло только это и все живы и здоровы».

Никогда не забуду один показательный случай. Я уже была знаменита, но места в спальном вагоне мне ещё не полагалось, и я ездила в купе. Однажды мои попутчики стали расспрашивать меня о жизни, и я начала описывать трудности: дома бываю редко, с мужем и дочкой вижусь мало, переживаю перед выходом на сцену, всё время нервы… И вдруг соседка прерывает меня и говорит: «Чего ты жалуешься? Ты попробуй, как я, на каменоломне попаши». Так что всё познается в сравнении!

— Но и постоянно жить вдали от семьи тоже не так просто.

— Это точно. Мне было очень тяжело расставаться с семьёй. Только я родила дочку, как сразу же уехала на гастроли в Канаду. Сердце разрывалось от тоски, я всё время умоляла отпустить меня пораньше, чтобы к Леночке быстрее приехать. Когда дочь стала постарше, я начала брать её с собой. Наверное, Лена, насмотревшись на меня, и решила стать певицей.


«Мне скоро 70 лет, а мой вокал по-прежнему шикарен»Я, кстати, так же, как в своё время мой отец, не разрешала ей заниматься музыкой. Мне казалось, что она не сможет стать певицей, и я заставила её пойти на факультет журналистики. Но Лена бросила учёбу на последнем курсе и окончила курсы медсестёр. Работала в больнице и параллельно училась в музыкальной академии. В итоге она стала певицей, несмотря на мои запреты (смеётся).

Потом Лена, не советуясь со мной, улетела в Испанию, где Монтсеррат Кабалье взяла её в ученицы. Я вся обрыдалась из-за её отъезда, ведь она уехала не одна, а вместе с сыном — моим любимым внуком! И они до сих пор вот уже много лет живут в Испании. Часто приезжают ко мне в Россию, но возвращаться не собираются. Им там больше нравится, внук даже думает на испанском языке, хотя я стараюсь привить ему русскую культуру.

Я всё удивляюсь: как это Лена могла так безболезненно покинуть родину? Я не смогла бы уехать из России, несмотря на то что почти всё время работаю на Западе. Дело не в тоске по берёзкам. Я уверена, что нигде до конца артист не будет понят так, как его поймут на родине.

— Кстати, а почему вы назвали дочь своим именем?

— Это не я назвала, а её папа. Муж так сильно любил меня, что и дочь назвал моим именем. Вероятно, ему сильно недоставало общения со мной. Да и я сама ничего не имела против имени Елена — оно красивое, царственное.

— Муж, наверное, ревновал вас к армии поклонников?

— Поклонников действительно было много. Но ко мне как-то боялись приближаться с любовными предложениями. Что-то внутри меня было такое, что сигнализировало людям: даже не пробуйте, ничего не выйдет.

— Что, на ваш взгляд, делает женщину притягательной для мужчин?

— Во-первых, врождённая харизма, во-вторых, желание самой женщины нравиться мужчинам. Когда такое желание есть, женщина следит за своей внешностью, манерами, у неё особый блеск в глазах, который показывает её желание любить и быть любимой.


С дочерью и внуком, которые живут в ИспанииЗнаете, есть выражение: «Любовь приходит, когда её совсем не ждёшь». Я же считаю, что это неверно. Любовь приходит именно к тем, кто её жаждет, кто готов встретить её. Я, например, всегда нахожусь в состоянии ожидания любви — я жду и готова к этому величайшему чувству. Даже в детстве я всегда мечтала, что ко мне на улице подойдёт какой-нибудь мальчик и скажет: «Пойдём со мной!» И я без сомнений пойду вслед за ним, а потом он окажется принцем!

— Какая вы, оказывается, романтичная натура.

— Безусловно, а как иначе? Мои мужья мне таких слов не говорили, поэтому я думаю, что всё ещё впереди — принц обязательно придёт ко мне и скажет заветные слова.

— У вас, наверное, и талисман есть?

— Да. Мой самый старый друг — игрушка Бобка. Эту игрушку для меня купила мамочка, когда я ещё в животике у неё сидела. Так что мы с Бобкой ровесники и хорошо понимаем друг друга (смеётся). Он всегда был со мной: и войну пережил, и самые почётные премии получал, так что он знает обо мне абсолютно всё! Когда мне тяжело, я могу с ним поговорить и чувствую, как становится спокойнее на душе. Даже когда у меня проходят очень ответственные выступления, беру Боба с собой: кладу его на рояль, и он помогает мне выступать. Уверена, что его добрая энергетика помогает мне в жизни.

«Мечтала лечить людей»

Образцова — хозяйка не только на сцене, но и на кухне— ВЫ согласились играть в спектакле Романа Виктюка «Венера в мехах». Отчего вместо сцены Большого решили выйти на драматическую площадку?

— Виктюк — глубокий профессионал, поэтому и хотелось сотрудничать с ним. Про этот спектакль ходило много разговоров, говорили, что я чуть ли не обнажённой собиралась выйти на сцену, — это не так. Я должна была сыграть женщину-мазохистку. Я очень серьёзно готовилась к этой роли, даже атрибуты купила. Помню, зашла в Америке в секс-шоп, а там продавщица-негритянка оказалась большим знатоком всех этих штучек. С какой любовью она демонстрировала мне хлысты, наручники, ошейник с шипами, лакированные одежды ярко-красного и чёрного цвета! Но я совершила ошибку, сказав: «Ну вот, наконец экипировка для сцены готова!» Что творилось с продавщицей, не описать никакими словами (смеётся). Она была в гневе, узнав, что я не мазохистка и что всё это для театра куплено.

— У вас есть нереализованная мечта?

— Одно время мне казалось, что есть. Я много лет молила Господа, чтобы он дал мне возможность лечить людей. Откуда было такое желание, не знаю, но мне хотелось исцелять. И однажды я отчётливо поняла, что Господь дал мне возможность исцелять и орудием является мой голос. Это было такое чудесное открытие! У меня очень мощная энергетика, и после моих концертов люди забывают о своих болезнях. Многие даже постоянно слушают мои записи, чтобы подпитаться энергетикой. Многие мамы регулярно водили своих деток с врождёнными заболеваниями ко мне на концерты, и дети полностью излечивались! Я счастлива от этого.

— Каким проектом сейчас занимаетесь?


В. Путин в 2000 году наградил Елену Образцову орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени — Много контрактов подписано с западными театрами вплоть до 2009 года. В Японии много времени провожу. Знаете, это обидно, это моя боль. Дело в том, что я хотела бы всё своё время и знания передать России, но здесь до сих пор не могут мои знания взять.

Не открою секрет, если скажу, что таких голосов, как в России, нет во всём мире! Не имею в виду нашу эстраду, я говорю о талантливых голосистых дарованиях. Но дар этих людей надо развивать, огранить, как драгоценный алмаз, понимаете? Уже и Путин подписал бумаги, чтобы мне выделили место для строительства театра, и я людей нашла, которые станут строить. Но из-за бюрократических проволочек дело двигается очень медленно, а ведь я не вечная!

Уже даже не знаю, успею ли я в этих театрах передать кому-нибудь свои знания. Тем более становится обидно, что у меня в Японии многолетняя очередь из учеников, которым я передаю опыт, и платят там большие деньги. А я мечтаю отдать всё России, вот только сумеют ли взять. Я уже столько переживала и плакала по этому поводу, что сил не осталось мечтать об этих театрах. Наверное, чиновники ждут, когда я откажусь от своей затеи, и мой колоссальный опыт перейдёт в Японию или ещё какую-нибудь страну. Вот такая невесёлая ситуация. Но я не отчаиваюсь, всё в руках Господа.




Елена БУРЦЕВА
Фото В. ГОРЯЧЕВА, ИТАР-ТАСС, Интерпресс.ру, Н. ЛОГИНОВА/PhotoXPress.ru, С. ИВАНОВА

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку