Златоустовская гравюра на стали - брэнд Златоуста

Воскресенье, 07 Августа 2016 г. 23:29 + в цитатник


Златоустовские мастера создали свой неповторимый стиль декорирования, в их руках холодный металл превращается в произведения художественного творчества. Благородная красота златоустовской гравюры - настоящий бренд Челябинской области. Этот самобытный художественный промысел достоин восхищения
и ещё большего признания в мире.


fullsize (1) (698x157, 83Kb)
Святую Русь прославил Златоуст украшенным оружием на стали,
Которое давно из всех искусств для земляков первостатейным стало.
Вот потому и с гордостью пою сей гимн творцу крылатого обличья,
Где ты и душу отразил свою, и Родину таинственным величьем.


кортик адмиральский "Пётр Великий"


Сабля кавалерийская Златоуст


Кортик «Княгиня Екатерина Вторая»

Уникальное искусство златоустовской гравюры на стали зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия в виде сюжетных миниатюр, размещённых на плоскости стального клинка.
Появление этого искусства было связано с созданием в Златоусте в 1815 году Оружейной фабрики, которая по замыслу создателей, должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота.


Кортик «Николай Второй»


Кортик адмиральский «Нахимов»


Кортик адмиральский «Царь Петр Первый»


кортик Офицерский

Прежде, чем продолжить разговор о златоустовской гравюре, отметим одно важное обстоятельство, касающееся холодного оружия: во все времена клинки (мечи, сабли, шпаги и т. п.) были не только оружием, но и являлись символами чести и достоинства военного человека, символами власти правителя. Украшали холодное оружие изящной гравировкой, драгоценными камнями, и порой меч и шашка становились подлинными произведениями искусства. И эти две функции клинка (боевую и символическую) были вынуждены учитывать любые производители холодного оружия. Не явилась исключением в этом плане и Златоустовская оружейная фабрика.




Гравюра на стали - это поэма в металле. Обращение к реалистическим сюжетам в недрах декоративно - прикладногo искусства, каким является златоустовская гравюра на стали, требовало большого художественного и эстетического вкуса. Мера реальности изображаемого (именно для данного вида искусства), масштаб соотношения значительности сюжета к размеру украшаемой поверхности (чтобы украшение не затмило вещь, оставалось второстепенным) - все это очень тонко выдержано в работах Ивана Бушуева, именно на том острие лезвия, отклонения от которого в одну сторону привело бы к невыразительности, а в другую - к перегруженности. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами.



Большую роль в работе фабрики сыграла деятельность Павла Петровича Аносова. С 1817 года Аносов работал в Златоусте: сначала строителем оружейной фабрики, потом - ее директором, а позднее - управляющим Златоустовским горным округом.






Аносов всячески поддерживал златоустовских гравёров и заботился о совершенствовании их мастерства. Он пытался расширить рамки ассортимента выпускаемой продукции путем внедрения в производство предметов бытового обихода, таких, как столовые ножи и вилки, подносы и ларцы, подсвечники, шкатулки и тому подобное, что было немало важно для сохранения промысла в те годы, когда в силу объективных причин (После 20-х годов, когда прошли юбилеи Отечественной войны, заказы на украшенное наградное оружие резко снизились) сокращался спрос на украшенное холодное оружие. Когда заказов на оружие было мало, мастера украшали предметы бытового обихода, рождая по сути для тех лет шедевры прикладного искусства.




... Профессий много разных на земле, но ты, гравёр, средь них в ряду особом,
Проливший свет и тени журавлей на сталь иглой и фоном высшей пробы.
Велик ты, как художник и поэт! Стиль, златоустовский, живёт на стали
Клинков, панно, пожалуй, сотни лет. Живёт и редкий дар, и дух ментальный,

Помимо орнамента, художники - гравёры вновь обращаются к сюжетным композициям. В основном, это реалистические миниатюры, изображающие сцены охоты, озера с домиками рыбаков и другое. В конце XIX века к сюжетным миниатюрам прибавляется изображение пейзажа Урала. Достичь совершенства в этой области помог богатый арсенал художественных и технологических приемов, которые в конце XIX в. были на высоком уровне.




DSC_1441.jpg

В последнее десятилетие XIX века и в начале ХХ века в Златоусте выпускалось большое количество украшенных бытовых изделий - портсигаров, спичечниц, подносов, браслетов, тростей, столовых приборов.

... А в красоте и святости – секрет... Ты, как большой художник, без ошибки, -
Всегда готов зарю запечатлеть в долине Ая с солнечной улыбкой.
О, как горит игла в твоей руке, - душа поёт от радости и боли!
Как ярки звёзды в дальнем-далеке и звонки трели соловья на воле!...






Мастера-гравёры подняли искусство украшения оружия и бытовых предметов на уровень, близкий по художественной ценности к уровню 1820 - 1830 гг. Заслуга ХХ века в развитии златоустовской гравюры - это в том, что идет постоянное усовершенствование и развитие технологического процесса создания гравюры, что расширяет изобразительные возможности этого вида искусства.





Произведения искусства, созданные златоустовскими художниками-гравёрами в конце XX века, украшают залы ведущих музеев России, среди которых Оружейная палата Московского Кремля, Центральный военно-исторический музей артиллерии, Центральный военно-морской музей, Мемориальный музей Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. на Поклонной горе.







Сегодня Златоустовская гравюра, как самобытное явление, вновь привлекает к себе внимание искусствоведов и историков. Художественный промысел Златоустовской гравюры на стали переживает своё второе рождение. Работы златоустовских мастеров представлены сегодня во многих интернет-каталогах и по достоинству оценены многими ценителями искусства. Художественный промысел возвращает свою былую славу. Златоустовская гравюра на стали была и остается одним из достойнейших брендов не только Златоуста, но и России в целом.








Ты – продолжатель славы земляка с бушующей фамилией Бушуев,
Сверкая блеском русского клинка, неповторим, а, значит – торжествуешь.
Так славьте, мастера, Россию-Русь гравюрой златоустовской на стали,
Которая в веках из всех искусств первостатейной стала.

© Copyright: Юрий Пестерев, 2014
Свидетельство о публикации №114020302473

Источники: obiskusstve.com, obiskusstve.com, zlatoust.tv

Серия сообщений "Златоустовская гравюра на стали":
Часть 1 - Златоустовская гравюра на стали - брэнд Златоуста
Часть 2 - Отдавая дань русской традиции пиршеств и застолий... Питейные наборы Златоуста

Рубрики:  это интересно
высочайшее искусство
красота
Авторские работы, прикладное искусство
Метки:  

Процитировано 11 раз
Понравилось: 29 пользователям