-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Фото со мной
Фото со мной
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0
Посмотреть все фотографии серии Одесса позитивная
Одесса позитивная
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0
Посмотреть все фотографии серии Макро. Начало.
Макро. Начало.
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0
Посмотреть все фотографии серии Я - фотохудожник
Я - фотохудожник
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Журена

 -Подписка по e-mail

 


Без заголовка

Пятница, 03 Ноября 2017 г. 10:50 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Художник Н.П.Богданов-Бельский-живописец русской деревни

 
Работы этого художника пронизаны душевным теплом и спокойствием, а его самого называли живописцем русской деревни.Творчество Николая Богданова-Бельского совпало с переломным моментом в истории России. Его картины можно увидеть во многих музеях мира, а имя автора на родине было незаслуженно забыто.
 

Автопортрет. Н. П. Богданов-Бельский, 1915 год. | Фото: russkije.lv.

Николай Петрович Богданов-Бельский (8 [20] декабря 1868, д. Шитики, Смоленская губерния — 19 февраля 1945, Берлин) — русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

Автопортрет. Н. П. Богданов-Бельский, 1915 год.

Николай Петрович Богданов-Бельский, как он сам неоднократно заявлял, был незаконнорожденным сыном батрачки и бобылки из Смоленской губернии. Первым учителем будущего художника стал церковный звонарь.

Nikolai Bogdanov-Belsky - Little boys eager for a catch

Бедный деревенский пастушок Николка, выходя в поле с коровушками, любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах. Эти-то рисунки и фигурки доморощенного художника заметил профессор Рачинский, который в то время оставил университетскую кафедру в Москве и занялся в родном Бельском уезде устройством школ для крестьянских детей. Он попросил мальчика нарисовать свой портрет, и в этом рисунке увидел незаурядный природный дар пастушка.

Н.П. Богданов-Бельский. Автопортрет

Рачинские взяли Николая в татевскую школу, где он учился с 1878 по 1882 год, и оставили его жить в своем доме как члена семьи. В школе народного учителя С.А. Рачинского дети изучали закон Божий, толкование Псалтири, обучались церковному пению, постоянно участвуя в церковных службах. Грамматику начинали изучать с церковно-славянского языка, по арифметике Рачинским был разработан учебник «1001 задача для устного счета», которому и сегодня сложно найти аналоги, а ботанику дети изучали по редким растениям, привезенным Рачинскими из разных стран и высаженным в усадебном парке. Учителя и ученики татевской школы дважды ходили за сотню верст в паломнический поход в Нило-Столобенскую пустынь. Для детей было несказанной радостью, когда жители сел, принимавшие их на обед или ночлег, просили спеть молитвы, почитать Псалтирь. Останавливаясь на привале, ребята делали пейзажные зарисовки. Первыми уроками рисования были эти походы и для Николки.

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского.», 1895. ГТГ, Москва

Дальнейшее обучение будущего художника в иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, а затем с 1884 года – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества осуществлялось стараниями учителя Рачинского и полностью за его счет.Московское училище живописи воспитало таких выдающихся художников, как братья Маковские, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, И.И. Шишкин, С.П. Боткин… Учителем Богданова-Бельского в пейзажном классе был В.Д. Поленов, в фигурном – И.М. Прянишников, в натурном – Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Работы юного живописца привлекали внимание его учителей, отмечались наградами.

«Воскресное чтение в сельской школе», 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских. Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве. И потом, уже в эмиграции, художник будет возвращаться памятью в этот яркий, песенный, самобытный крестьянский мир родного села и воспроизводить его на своих картинах – для потомков, для истории.

Ученицы. Н. П. Богданов-Бельский .| Фото: img-fotki.yandex.ru.

Ученицы. Н. П. Богданов-Бельский .

Увидев пейзаж «Еловый лес», написанный Богдановым-Бельским в Татеве, профессор В.Д. Поленов заметил: «В вашей картине меня пленят простота и внутренняя красота пейзажа. Ваш лес живет и дышит – это главное». Одобрил картину и Левитан, заметив особые настроения во всех работах Николая на московской выставке, где впервые участвовал юноша. Тогда были проданы пять картин Богданова-Бельского на 325 рублей. «Еловый лес» купил известный фабрикант и коллекционер картин В.Г. Сапожников.

С 18 лет Николай Петрович жил своим трудом, он отказался от ежемесячной субсидии в 25 рублей, высылаемой ему Рачинским. Но учитель продолжал помогать материально, а еще более советами и наставлениями, которые посылал в письмах. Чтобы помочь семье художника, Рачинский подарил его матери свой хутор Давыдово в 33 десятины.

Н.П. Богданов-Бельский. Будущий инок. 1889

В одной из первых серьезных работ художника «Будущий инок» (1889) отразились черты реализма и натурализма, преобладавшие тогда в Московском училище живописи, но присутствовала в ней и духовная атмосфера. Она будто сходила с икон, которые художник созерцал в татевском храме, с картин мастеров «Золотого века», на которые Богданов-Бельский смотрел всё свое детство в доме Рачинских.

«За чтением письма», 1892. Сумской художественный музей, Украина

Картину «Будущий инок» юноша писал для получения звания «классного художника». И за этим сюжетом он отправился в Татево. Придя на урок в школу Рачинского, Николай обратил внимание на мальчика лет четырнадцати с грустными задумчивыми глазами. Той зимою он, молясь, выстоял Литургию в Троицкой церкви, причастился и ушел из села. Юношу нашли через две недели в зимнем лесу. Он смастерил себе шалаш, питался припасенным хлебом и был полон решимости стать отшельником. Душа его рвалась от мира, житейских радостей и забот, но он не догадался спросить совета у людей духовно опытных.

«У дверей школы», 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Этот случай побудил Богданова-Бельского написать картину «Будущий инок». Во время напряженной работы над картиной Великим постом с художником даже сделался обморок. Картина понравилась учителю Рачинскому, но сам живописец был ею недоволен и по дороге в Москву думал, не бросить ли картину в лесу. Возле Ржева сани Богданова-Бельского опрокинулись в сугроб, и он обрадовался, что картина испорчена. Но она лежала невредимой далеко от саней.

 "Межд уроками"

 За работу «Будущий инок» (1889) Богданову-Бельскому вручили большую серебряную медаль и присвоили звание классного художника. В 1891 году картина «Будущий инок» была куплена К. Т. Солдатёнковым, затем её перекупила императрица Мария Фёдоровна.В 1890 году бессарабский помещик Кристи помог начинающему живописцу осуществить путешествие в Константинополь и паломничество на Афон. Богданов-Бельский усердно работал в монастырской гостинице, беседовал в Свято-Пантелеимоновском монастыре с монахами, записывал свои наблюдения за природой. Здесь состоялось знакомство с художником Филиппом Малявиным, который шесть лет был послушником и трудился в иконописной мастерской на Афоне.

О своих впечатлениях от всенощного бдения в соборе Богданов-Бельский писал в письме Рачинскому, что он стоял в оцепенении, когда на середину собора вышли на литию 60 старцев-иеромонахов с зажженными свечами. Поразила его и красота ночного Эгейского моря, которое он запечатлел на своих этюдах «У берегов Афона», «Морской прибой».На сильном морском ветру художник простудился и даже подумывал стать послушником и иконописцем в афонском монастыре. Может быть, тогда им была написана икона святого Андрея Тотемского. Но иконописцем Богданов-Бельский так и не стал, ему дано было стать портретистом, певцом детского мира.

Н. П. Богданов-Бельский. На работу. 1921.

С 1890 года художник принимал активное участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1895 года стал членом Товарищества. «Выставки эти, – писал Богданов-Бельский в журнале «Перезвоны» (Рига, 1925), – имели громадный успех. Между обществом и нами была полная гармония, одни и те же интересы, одна идеология объединяла нас». Течение передвижников началось с протеста молодых художников против «мертвящего» искусства Академии художеств.

"Горе". Н. Богданов-Бельский 1909. Холст, масло. Сумский художественный музей

Молодежь из Академии отказалась писать картину на Золотую медаль по заданной теме и во главе с И.Н. Крамским оставила академию, организовав в 1863 году сборную артель. Представителями передвижников были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский. Меценаты П.М. Третьяков и К.Т. Солдатенков в то время поддержали художников, которые много путешествовали по России, одно время во главе с известным критиком В.В. Стасовым.

Богданов-Бельский Николай Петрович. Визитеры. Холст, масло. 150x120 см. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск

В 1894–1895 годы Н.П. Богданов-Бельский живет в Петербурге, обучаясь в Академии художеств, работает в мастерской у И. Репина, участвует в выставках в Париже (1909) и в Риме (1911) – с картиной «Именины учительницы». Работы художника публикуют журналы «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба»; приобретают Третьяковская галерея, Русский музей, художественные музеи Архангельска, Алматы, Нижнетагильска, Омска, Самары, где они хранятся и поныне.

За чтением газеты. Вести с войны. 1905

Императрица Мария Федоровна пожелала приобрести уже проданную Солдатенкову картину «Будущий инок». И тут на помощь пришел Рачинский. Он обратился к Победоносцеву, который телеграфировал Солдатенкову, что государыня будет очень благодарна ему, если он переуступит ей картину.

Портрет Н. Ф. Юсупова, ок. 1900. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

«Почту себя счастливым, если государыня императрица возьмет у меня картину Богданова-Бельского», – телеграфировал Солдатенков, а художнику попенял: «Ну ладно, Бог простит, а все же картины мне жаль!»

Дети за пианино. 1918. Холст, масло. 106,5x135,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1903 году Богданов-Бельский окончил Академию художеств, в 1905 году ему было присвоено звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии художеств...Когда в 1903 году Богданов окончил Императорскую Академию, император Николай II в дипломе о присуждении художнику звания академику лично к фамилии через дефис сделал приписку Бельский.

Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”».

Новая сказка. Н. П. Богданов-Бельский, 1891 год. | Фото: moiarussia.ru.

Новая сказка. Н. П. Богданов-Бельский, 1891 год. 

На деньги, вырученные от продажи картины «Воскресные чтения в сельской школе», художник поехал в Париж, где занимался живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси, работал с Е. Лансаре и А. Бенуа. Затем путешествовал по Германии и Италии. По-моему, ничуть не унылая жизнь была у русских художников. В письмах своему воспитаннику С.А. Рачинский рекомендует ему изучать не только французскую живопись, но и русское искусство, особенно творчество В. Васнецова.

Николай Богданов-Бельский - Отдых мальчиков

Около 1900 года художник гостил на даче композитора А. Рубинштейна в Петергофе. По просьбе великого князя Сергея Александровича Романова, губернатора Москвы, Богданов-Бельский написал портрет великого князя Дмитрия Павловича, двоюродного брата императора Николая II. Мальчику тогда было 10 лет.

Николай Богданов-Бельский - Страна мальчиков (1916)

«Судя по вестям из Петербурга, большой успех (на передвижной выставке. – И.У.) имеет портрет графини Шереметьевой работы моего художника. Заказала ему свой портрет императрица Мария Федоровна», – пишет С.А. Рачинский в марте 1899 года В.В. Розанову. А в июне того же года сообщает: «Живописец мой пишет портрет императрицы-матери. Государыня к нему удивительно добра. Между прочим, она, тронутая его рассказами, сделала одному из моих учителей (Глуховскому) прекрасный подарок – фисгармонику. Это в нашей жизни произвело сенсацию еще большую, чем рескрипт». (Рачинский имел в виду рескрипт императора Николая II, пожалованный татевскому учителю за его просветительскую работу.)

Сельская школа
Несмотря на то, что Богданов-Бельский был обласкан вниманием аристократов и особ императорской фамилии, которые часто заказывали ему портреты, сам художник особенно любил писать на тему простого деревенского быта. Он помнил свои корни и самозабвенно передавал в своих картинах душу русской деревни, скрупулезно выписывая каждую складочку рубах сельских ребятишек.
Дети тоже обожали позировать художнику, ведь у него в кармане всегда находились леденцы или орехи для них. Завидев его, ребятишки кричали: «А когда же вы писать будете, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах».

Богданов-Бельский Николай Петрович. Виртуоз. 1891 Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Техника: Холст, масло. 

Реалистичные картины Богданова-Бельского «Переселенцы», «Проводы новобранца» (1898), «На пароме», «Вести с войны. За чтением газеты» (1905), «Новые хозяева» (1913) передают нам быт предреволюционной России, народные думы и чаяния лучше любых исторических фактов и цифр. Но главными героями его картин остаются крестьянские ребятишки. Живописные работы «Новая сказка» (1891), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1896), «Проба голосов» (1899), «Дети за пианино» (1918) открывают нам искренние, чистые детские образы – будущее России, в которое верилось художнику. И не случайно. Те мальчишки, что толпятся возле учителя на картине «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» (1895), станут фронтовиками и партизанами в Великую Отечественную войну, а сын одного из них станет героем Афганской войны. Но об этом отдельный рассказ.

Н. Богданов-Бельский. Гусляр. 1903

Весной 1904 года художнику заказывает написать портрет государь Николай II. Император посмотрел несколько композиций, которые художник сделал с его портретов, и пожелал быть изображенным на фоне белой колоннады Александровского дворца, в форме английского драгунского полка, над которым тогда шефствовал. Художник отыскал мундир, а морской офицер К.Т. Солдатенков, похожий фигурой на императора, согласился позировать.

The Last Will, or The Dying Peasant
С государем Богданов-Бельский встретился в 1906 году. Сохранились сведения, что во время писания портрета художник рассказывал ему о жизни крестьянских детей, об их усердии в учении, о выдающемся учителе С.А. Рачинском, который уже был знаком царю по письмам Победоносцева. Портрет художник закончил в 1908 году. Тогда же состоялась последняя его встреча с государем в Петергофском дворце. Император пожал художнику руку со словами: «Очень доволен. Благодарю. Я надеюсь, что эта ваша работа будет не последней».

Богданов-Бельский. Дети на уроке

С 1913 по 1918 год Богданов-Бельский был председателем Общества А.И. Куинджи, который в 1910 году завещал обществу свой почти миллионный капитал. На эти средства оно устраивало выставки, художественные конкурсы, награждало лучших учеников Академии художеств, помогало армии в Первую мировую войну.

В церкви. Конец XIX века

Значительный период творчества Богданова-Бельского был связан с Удомельским краем (Тверская область), где он проводил летнее время с 1907 года – на даче Аракчеевых в Удомле, в усадьбе Ушаковых на озере Островно, а в военный 1920 год жил на даче художников «Чайка», спасаясь от голода огородничеством и охотой. В окрестностях Удомли часто работали художники И.И. Левитан, К.А. Коровин, И.Э Грабарь, В.К. Бялыницкий-Бируля, А.В. Моравов. В Удомельском крае Богдановым-Бельским были написаны картины «Девочка с фонарем» (1908), «Дети» (1910), «Девочка среди берез» (1919) и другие. В Островно художник дружил со священником Д.М. Беневольским. Обладая прекрасным баритоном и знанием церковной службы, он пел в местной церкви, охотился на куропаток и тетеревов.

Богданов-Бельский. Новые хозяева. Чаепитие. 1913 124.2x160 Барнаул

Воспитанник церковной школы Рачинского, русской школы живописи, академик Богданов-Бельский не принял Октябрьскую революцию и новую власть, ниспровергавшую тысячелетний христианский уклад жизни и русскую классическую культуру. Особенно он был возмущен тем, что крестьянство, на котором всегда зиждилось благополучие государства, бездумно уничтожалось: раскулачивалось, вынуждено было уходить на заводы и фабрики, оставляя привычный труд на родной земле.

Деревенские друзья. Н. П. Богданов-Бельский, 1912 год. | Фото: artchive.ru.

Деревенские друзья. Н. П. Богданов-Бельский, 1912 год.

После Октябрьского переворота художник еще участвовал в передвижной выставке 1918 года, в Первой государственной выставке искусства 1919 года.Но в 1921 году по приглашению своего друга художника Сергея Виноградова уехал в Ригу, где прожил до 1941 года.И в Риге творчество Богданова-Бельского оказалось востребованным. В декабре 1921 – январе 1922 годов в Художественном музее Риги проходила персональная выставка художника, которую помог организовать директор музея – выпускник Петербургской Академии художеств В.-К.Ю. Пурвит. Среди полусотни произведений Богданова-Бельского были представлены портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и другие картины. Многие работы с выставки «ушли» в личные коллекции. Так, местонахождение большинства из них на сегодняшний день остается неизвестным.

Почти каждое лето Н.П. Богданов-Бельский проводил в восточной части Латвии – Латгалии, в имении М. Вощиной, дочери писателя А. Жемчужникова, где были созданы целый цикл картин «Дети Латгалии», пейзажи Латвии и натюрморты. Но и тема трагичной русской истории не оставляла художника, в 1924 году в Риге им написана картина «Бывший защитник Родины». На ней изображен офицер русской армии, который вместе со своим Отечеством и службой государю потерял смысл жизни. Он продает газеты на рижской улице. Сидя под тусклым фонарем, читает последние известия о происходящих в мире событиях, на которые, увы, повлиять уже не может.

Проводы новобранца, 1898 ГРМ

Стоит отметить, что в качестве пропаганды «темного царства» дореволюционной России, как правило, в учебниках и альбомах тиражировали картину Н.П. Богданова-Бельского «У дверей школы», на которой изображен мальчик в лохмотьях, нерешительно заглядывающий в класс. А такие работы, как «Ученицы», «Именины учительницы» (1910), «Деревенские друзья» (1912–1913) и многие другие изображения нарядных и опрятных, явно не бедных крестьянских детей, несправедливо отодвигались в запасники народной памяти.В это же время картины художника с успехом встречали на различных выставках по всему миру, но не в России. Даже в 2000 году, когда был издан энциклопедический словарь «Русские художники», имя Богданова-Бельского нигде не упомянули.

У больного учителя. Н. П. Богданов-Бельский, 1897 год. | Фото: allpainters.ru.

У больного учителя. Н. П. Богданов-Бельский, 1897 год.

В Риге 25 октября 1930 года стал почётным членом (почётным филистром) студенческой корпорации Fraternitas Arctica.

Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, особенно образование крестьянских детей, портреты, импрессионистские этюды пейзажей.На первую советскую выставку в Америке в 1924 году Н.П. Богданов-Бельский предоставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище отечественного искусства. Огромный успех русские художники имели и на крупнейшей выставке в Праге в 1928 году. У Богданова-Бельского тогда было куплено девять работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей. В 1929 году на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал был отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украсили страницы периодической печати.

Н. П. Богданов-Бельский. Венчание. 1904

На выставке в Городском художественном музее в Риге живописец представил около 80 работ, посвященных Латгалии: «На плоту», «Деревенские мальчики», «Ребятишки на заборе», «В лодке», «На весеннем солнышке», «Лесная глушь», «Летний день»… Один из критиков писал об этой выставке: «Кажется, будто вся земля, как цветами, испещрена и населена детскими всходами, пестротой и суетой, радостью, наивностью и прелестной непосредственностью». На этой выставке была выставлена и знаменитая картина Богданова-Бельского «В церкви», написанная художником в 1939 году в Псково-Печерском монастыре, который после революции оказался на территории Эстонии. Не родную ли татевскую Троицкую церковь и детишек из школы Рачинского изобразил здесь художник, возвращаясь в давний, милый сердцу мир?..

Nikolay Bogdanov-Belsky. Lady on a Balcony. Koreiz. Portrait of I.A. Yusupova. 1914

Помимо творчества Богданов-Бельский постоянно находится в центре общественной жизни Латвии, конечно же, русской жизни: он член совета Русского драматического театра и Русского клуба, один из организаторов литературно-театрального общества, член Общества охотников, участник Кружка ревнителей русской старины.Осенью 1935 года Богданова-Бельского приглашает Сербский патриарх Варнава, воспитанник Петербургской духовной академии, с просьбой написать его портрет. Художник едет в Белград, а затем в Дубровники. Там же были им написаны и пейзажи «Русская церковь в Рагузе», «Старые ворота Рагузы», «Дорога святого Иакова в Рагузе».

Княгиня Дарья Михайловна Горчакова, ур Бибикова (1883-1962), жена князя Александра Константиновича Горчакова.Портрет А.К.Горчакова. 1904 (Омск)

В апреле 1941 года картина Н.П. Богданова-Бельского «Пастушок Прошка» (1939) участвовала на выставке в Москве. Это была последняя прижизненная выставка мастера. Война, оккупация, болезни сократили его плодотворную жизнь.С первой женой Натальей Антоновной Богданов-Бельский разошелся в 1921 году, прожив более десятилетия. Ее образ запечатлен на некоторых его картинах: «У больной учительницы», «Именины учительницы». В дальнейшем спутницей жизни художника до конца его дней стала Антонина Максимилиановна Эрхард. Их роман в письмах продолжался с 1922 года, и только в январе 1932 года они обвенчались в православном Христорождественском храме в Риге.

Портрет Е.П. Шереметевой. рожд. Вяземской. 1898.Portrait of a girl. Oil on canvas 

В конце войны жена художника – прибалтийская немка – увезла его в берлинскую клинику на операцию. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н.П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен он на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Князь Александр Константинович Горчаков (1875-1916).Дворцовый комендант генерал-адъютант Пётр Павлович Гессе .

Художник в своем старании проникнуть в сущность портретируемой личности порой подобен физиологу, препарирующему лягушку. Ему равно интересны любые персоны и психотипы – и гениев, и злодеев. Тем более что сердце всякого человека, как правило, является полем битвы добра и зла. Не оттого ли в череде портретируемых у Богданова-Бельского оказались и С.А. Рачинский, и великий князь Дмитрий Павлович, и А.М. Горький, и Ф.И. Шаляпин, и немецкие генералы, и Гитлер?

Портрет М.С.Шереметовой. 1898 Минск .Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой. 142.5х82.5 1900-е ГЭ Богданов-Бельский Николай Петрович

Как правило, портреты эти разошлись по частным коллекциям, а в музеях и в репродукциях остались картины, отразившие эпоху и особый «почерк» живописца. У современника Богданова-Бельского писателя Михаила Пришвина есть прекрасный образ – «мирская чаша». Писатель размышлял так о своей душе, которая вбирала все исторические перипетии эпохи, переплавляла всё человеческое зло в свет и радость. Такой же «мирской чашей» видится мне и творчество Богданова-Бельского. Художник не оставил потомков, но и сегодня продолжают жить сотни запечатленных им образов детей.

Портрет графини И.И.Шереметевой, урождённой Воронцовой-Дашковой.Портрет Комиссаржевской

Глядя на картины Богданова-Бельского, представляется татевская школа и урок устного счета, что изображен на всемирно известной картине, находящейся в Третьяковке. Вспоминается и маленький домик в глубине села Татева, ныне сохранившийся, где была написана художником картина «У больного учителя». Учитель этот – Серяков Аркадий Аверьянович, ученик С.А. Рачинского, заменивший его после кончины профессора в 1902 году, а также ровесник и односельчанин художника. Все они – родные по вере и по духу люди.

В. Герье. Портрет кисти Н. Богданова-Бельского. 1890-е.

В своих воспоминаниях Н.П. Богданов-Бельский писал: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Сегодня, когда мы в поисках себя во многом возвращаемся к прошлому отечественной истории, картины Богданова-Бельского остаются наглядным свидетельством неповторимого русского быта и национального характера.

Николай Петрович Богданов-Бельский. Портрет Василия Ивановича Солдатенкова, 1898 г.

23 июня 2000 года в селе Татеве Оленинского района был открыт музей художника

Лапидус Н. Богданов-Бельский. — М.: Белый город, 2005. — 48 с
Каратаева В. Дорога к дому длиною в шестьдесят пять лет // Таганрогская правда. — 2008. — 16 окт.

http://pravoslavie.ru/77387.html

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Portraits_by_Nikolai_Bogdanov-Belsky

http://www.kulturologia.ru/blogs/011117/36532/

Серия сообщений "Художники":
Часть 1 - Архивы Да Винчи. Теневая сторона выдающегося человека
Часть 2 - Смерть на Монмартре
...
Часть 30 - Картины о жизни высшего света XIX – XX веков. Франсуа Фламенг.
Часть 31 - Творчество Джотто ди Бондоне -предтеча раннего Ренессанса
Часть 32 - Художник Н.П.Богданов-Бельский-живописец русской деревни

Серия сообщений "Искусство России":
Часть 1 - Коллекция императорского русского искусства Фаберже.
Часть 2 - Красота русского серебра
...
Часть 23 - Легендарный любимец императора -Константин Маковский
Часть 24 - Русский лубок XIX века из царских библиотек.
Часть 25 - Художник Н.П.Богданов-Бельский-живописец русской деревни
Рубрики:  Художественная галерея

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку