-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108452
Комментариев: 6801
Написано: 116923


25 мая родились...

Среда, 25 Мая 2011 г. 05:54 + в цитатник
Basil_I_1703 (700x683, 157 Kb)
836
Василий I Македонянин
император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) крестьян. Сделал блестящую карьеру при дворе императора Михаила III, с 866 став его соправителем. Убив императора, захватил престол. Василий I проводил политику укрепления централизованного государства. Разгромил движение павликиан. Приступил к рецепции римского права (издание в 870-879 Прохирона и подготовка Эпанагоги). Вёл борьбу с арабами на Востоке и в Италии; с этой целью искал союза с императором Людовиком II (правил в 855-875) и папством (Фотий был в 868 низложен и на патриаршем престоле восстановлен Игнатий - сторонник сближения с папой). В 886 признал независимость Армянского государства. Около 883-885 был раскрыт заговор феодальной знати против Василий I, в котором замешанным оказался и Фотий. Умер 29 августа 886 года.

 (539x698, 19Kb)
1616
Карло Дольчи (Carlo Dolci)
итальянский художник флорентинской школы барокко. Родился во Флоренции. Ещё ребёнком, отправленный на обучение в художественную школу Якопо Виньяли, показал недюженное дарование в области живописи. К началу 1640-х годов под воздействием «светло-тёмной» манеры художника Гвидо Рени, придаёт своим полотнам более интенсивное, красочное выражение. Через десять лет, в 1650-е годы, большеe внимание уделяет вырисовке фигур на заднем плане картин. В эти годы и позднее развивает традиции мастерства классиков раннего Возрождения Филиппо Липпи и Пьетро Перуджино. Дольчи писал алтарные образы для капелл и по заказам частных лиц; его произведения были очень популярны. Дольчи также писал портреты. Одно из самых известных его произведений в этом жанре – "Портрет Виттории делла Ровере" (Флоренция, галерея Питти). В конце жизни Дольчи делает изображения своих персонажей на картинах более неподвижными и тяжёлыми, дабы подчеркнуть их религиозность. Скончался во Флоренции 17 января 1686 года. Избранные полотна: «Портрет семьи Барди — I» 1631 Флоренция, палаццо Питти; «Портрет семьи Барди — II» 1632 Флоренция, дворец Питти; «Мученичество святого Андрея» 1641 Флоренция, дворец Питти; «Ангел-хранитель» Флоренция, галерея Корсини; «Автопортрет» 1674 Флоренция, галерея Уффици;
«Мария Магдалина» 1660/1670 Флоренция, галерея уффици; «Натюрмот с цветами» 1665/75 Флоренция, галерея Уффици; «Айнольфо ди Барди» 1632 Флоренция, галерея Уффици; Литература: Die Welt der Malerei, Kцln 1990.

1663
Иоганн Динценхофер (Johann Dientzenhofer)
немецкий архитектор, представитель немецкого и чешского барокко. Родился в Санкт-Маргаретене. Автор торжественно-пышных церквей (собор в Фульде, Гессен, 1704-1712; монастырская церковь в Банце, Бавария, 1710-1718) и дворцов (в Поммерсфельдене, Бавария, 1711-1718). Умер в Бамберге 20 июля 1726 года.

 (446x699, 114Kb)
1713
Джон Стюарт Бьют
английский государственный деятель, премьер-министр (1762-1763). Родился в Эдинбурге. Ставленник Георга III, пытавшегося оттеснить группировку вигов и установить режим личного правления. В конце Семилетней войны 1756-1763 гг. вел тайные переговоры с Францией. После заключения Парижского мирного договора 1763 г. под давлением вигской оппозиции и в результате широкого недовольства масс его налоговой политикой ушел в отставку. Умер в Лондоне 10 марта 1792 года.

1764
Мэтью Кэмидж (Matthew Camidge)
английский композитор, представитель семьи знаменитых английских органистов. Родился в Йорке. Сын Джона Кэмиджа. Получил образование в Королевской капелле перед последующим назначением на должность органиста в Йорк Министере. Он опубликовал сонаты и других клавирные произведения, концерты для фортепиано и органа, церковную музыку. Его сын Джон (II) (1790-21 сентября 1859 года) получит титул Доктора Музыки (Mus.D.) в Кембридже, и в свою очередь, сменил своего отца в Йорк Министере в 1842 году. Он был парализован в 1848 году, и его сын Томас Симпсон (1828-1912) занял пост заместителя органиста за 10 лет до официальной отставки отца. Умер Мэтью Кэмидж в Йорке 23 октября 1844 года.

1775
Рана I Бахадур (Rana Bahadur; второе имя - Шах Дева, Shah Deva)
король Непала (1778-1799;1804-1806). Умер 25 апреля 1806 года.

 (470x699, 81Kb)
1787
Хосе Мария Боканегра
президент Мексики (1829-1829). Умер 23 июля 1862 года.

1791
Минь Манг I
монархический правитель Вьетнама (1820-1841). Умер 20 января 1941 года.

 (480x700, 54Kb)
1802
Иоганн Фридрих (Федор Федорович) Брандт (Johann Friedrich von Brandt)
знаменитый зоолог, президент Русского энтомологического общества . Родился в Ютербоге в прусской Саксонии. Первоначальное образование получил сначала в Гимназии родного города, а потом в Лицее Виттенберга. С 1821 по 1826 г. он изучал медицину в Берлинском университете под руководством Рудольфа, Клуга, Гуфеланда, Руста, Грефе и друг. Первое время Брандт занимался больше всего ботаникой под руководством Гейне, а потом также зоологией и анатомией под руководством Лихтенштейна и Рудольфи, у которого состоял помощником. В 1824 году он защитил диссертацию на степень доктора медицины и хирургии. Брандт начал свою службу в Берлине, с места ассистента при терапевте Гейне, но уже через 9 месяцев переменил это место на должность помощника при анатомическом музее. В 1828 г. вступил приват-доцентом на медицинский факультет; в 1830 был избран адъюнктом Санкт-Петербургской Академии Наук; в 1831 г. удостоен звания экстраординарного профессора и в том же году перешёл адъюнктом по зоологии и директором Зоологического музея в Санкт-Петербургскую академию наук. В 1832 г. Брандт был избран в экстраординарные, а в 1833 г. в ординарные академики; в последнем звании он оставался до самой смерти, последовавшей 15 июля 1879 г. в местечке Меррекюль, близ Нарвы. Кроме того, Брандт состоял в течение нескольких лет инспектором женского Мариинского института и профессором зоологии и сравнительной анатомии (с 1843 по 1859 г.) при Главном педагогическом институте, а потом (с 1857 по 1869 г.) при Медико-хирургической академии. С 1831 г. и до самой смерти Б. состоял директором зоологического музея Академии наук, основанного им взамен жалких остатков прежней кунсткамеры и затем неимоверными личными трудами доведенного им до степени одной из богатейших коллекций Европы. Брандт состоял членом весьма многих учёных обществ, в том числе членом-корреспондентом Парижской академии наук. Умер в Меррекюле близ Нарвы 15 июля 1879 года. Научные труды: Число сочинений Брандта очень велико, и они относятся к зоологии, зоопалеонтологии, зоотомии и зоогеографии. Приводим только самые важные из них: «Medizinische Zoologie», вместе с Ратцебургом, Берлин, 1829—1833; «Prodromus descriptionis anicualium ab H.Mertensio in orbis terrarum circumnavigatione observatorum. Fasciculus I. Polypos, Acalephas et Syphonophoras» («Recueil des Actes», 1834); «Beitrage zur naheren Kentniss der Saugethiere Russlands» (в Memoires de l’Academie des Sciences de St. Petersb.", VI и VII); «Blicke auf die allmahligen Fortschritte in der Gruppirung der Nager» («Melanges biologiques», т. II); подробное описание выхухоли в русской фауне Симашко; «Bemerkungen uber die Verwandschaften der biologischen Haupt-Typen der Kerffresser» («Mel. biol.», том II); «Observations sur le Manoul» («Bull. scientif.», том IX); «Mammalium robustium exoticorum descriptiones et icones» («Memoires VI Ser.», том I (III); «Observations sur les differentes especes de sousliks de Russie» («Bull. phys. math.», том II); «Untersuchungen uber die Gattung der Klippschliefer (Hyrax)» («Mem. VII. Ser.», том XIV, № 2); «Symbolae sirenlogicae» (Санкт-Петербург, 1846 и 1861-1868); «Ueber den Zahnbau der Stellerschen Seekuh» («Mem. VI. Ser.», том II), «Einige Worte uber Bartg eier im Russland» («Bull. scient.», том VI); «Note sur les especes do Loxia» (там же, том IX), «Observations sur les differentes especes de Faisans» («Bull. phys. math.», том III); «Versuch einer kurzen Naturgeschichte des Dodo» («Verhandl. d. Russ. Kais. Min eralog. Ges. zu St. Petersb.», 1848); «Beitrage zur Kenntnis der Naturgeschichte der Vogel» («Mem. VI. Ser.», том III); «Avium provinciae Petropolitanae enumeratio» («Journal f. Ornithologie», 1880); «Observationes quaedam ad generis Trionichum species» («Bull. phys. math.», том XVI); «Ueber Albinismus und eine abweichende Farben Spielart des Sterlad»; «Bemerkungen uber die Classification der kaltblutigen Ruckenmarkthiere zur Beantwortung der Frage: was ist ein Fisch» («Mem. VII Ser.», том IX № 3); «Tentaminum quorundam monographicorum Jusceta Myriapoda Chilognotha» («Bull. Soc. Imp. Nat. de Moscou», том VI, 1833); «Recueil des memoires relatifs a l’ordre des Insectes Myriapodes», Санкт-Петербург, 1841; «Krebse» в соч. Миддендорфа: «Reise in den aussersten Norden und Osten Sibiriens», Санкт-Петербург, 1851, том II; «Echinodermen» (там же); «Краткое очертание сравнительной анатомии с присоединением истории развития животных» (Санкт-Петербург, 1858, литография); «Observationes anatomicae de mammalium quorundam praesertim quadrumanorum vocis in strumento» (Берлин, 1826); «Bemerkungen uber den inneren Bau des Wychuchol» («Archiv fur Naturgeschichte», 1836); «Beitrage zur Kenntniss der inneren Weichtheile des Lama» («Mem.», VI Ser., L. IV); «Bemerkungen uber die Mundmagen — oder Dingeweidenerven (Nervus sympathicus s. nervi reproductorii) der Evertebraten» («Mem.», VI. Ser., том I); «De Dinothorium genere» («Mem.», VII. Ser., том XIV, № 1); «Observationes de Elasmotherii reliquiis» («Mem.», VII. Ser., том VIII); «Untersuchungen uber fossilen und subfossilen Cetaceen Europas» («Mem.», VII Ser., том XX, № 1); «Позвоночные животные североевропейской России» (Санкт-Петербург, 1856); «Untersuchungen uber die Verbreitung des Tigers» («Mem.», VI. Ser., том VIII). Один из авторов 2-томной «Медицинской зоологии» (1829-1834), а также «Краткого очертания сравнительной анатомии с присоединением истории развития животных» (1858).

 (496x699, 57Kb)
1803
Ралф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson)
американский писатель и философ. Родился в Бостоне (штат Массачусетс). Начинал как типичный либеральный священник Новой Англии, но в 1832, с пробуждением «веры в душу», оставил свой приход. Зарабатывал на жизнь чтением лекций и к 1850 приобрел международную известность. Женившись в 1835, обосновался в Конкорде (штат Массачусетс), хотя география его лекторских выступлений уже включала Канаду, Калифорнию, Англию и Францию. Время от времени он переписывал свои старые лекции, составляя из них сборники: "Очерки" (1844), "Представители человечества" (Representative Men, 1850), "Черты английской жизни" (English Traits, 1856), "Нравственная философия" (The Conduct of Life, 1860). В 1846 и 1867 вышли книги его стихов. Некоторые его поэмы – "Брама" (Brahma), "Дни" (Days), "Снежная буря" (The Snow-Storm) и "Конкордский гимн" (Concord Hymn) – вошли в классику американской литературы. Скончался в Конкорде 27 апреля 1882 года. Посмертно опубликованы его Дневники (Journals, 1909–1914). В своей первой книге "О природе" (Nature, 1836), в исторической речи "Американский ученый" (American Scholar, 1837), в "Обращении к студентам богословского факультета" (Address, 1838), а также в очерке "О доверии к себе" (Self-Reliance, 1841) он говорил с молодыми диссидентами своего времени как бы от их имени. Мы начинаем жить, учил он, лишь тогда, когда начинаем доверять своей внутренней силе, «я» своего «я», как единственному и достаточному средству против всех ужасов «не я». То, что называется человеческой природой, – лишь внешняя оболочка, короста привычки, погружающая врожденные силы человека в противоестественный сон. История эмерсоновской мысли – это мятеж против созданного в 18 веке мира механической необходимости, утверждение суверенности «я». Со временем Эмерсон усвоил новую идею естественной эволюции, пришедшую к нему из источников «до Дарвина», и начал с растущим пониманием относиться к восточной философии. Влияние Эмерсона на развитие американской мысли и литературы трудно переоценить. Либералы его поколения признали его своим духовным лидером. Он оказал влияние на У.Уитмена и Г.Торо, Н.Готорна и Г.Мелвилла. Впоследствии его влияние испытали Эмили Дикенсон, Э.А.Робинсон и Р.Фрост; самое «американское» из всех философских течений, прагматизм, демонстрирует явную близость к его взглядам; идеями Эмерсона вдохновлялось «модернистское» направление протестантской мысли. Эмерсон завоевал симпатии читателей в Германии, оказав глубокое влияние на Ф.Ницше. Во Франции и Бельгии Эмерсон не был столь популярен, хотя им интересовались М.Метерлинк, А.Бергсон и Ш.Бодлер.

 (406x698, 76Kb)
1803
Эдуард Джордж эрл Булвер-Литтон (Edward Bulwer Lytton)
английский писатель. Родился в Лондоне. Получив образование в частных школах и Тринити-колледже Кембриджского университета, погрузился в светскую жизнь и литературные занятия. Был видным деятелем либеральной, позднее консервативной партии. В 1859 – министр колоний; в 1866 – член палаты лордов. Умер Булвер-Литтон в Торки 18 января 1873 года. Наиболее примечательны следующие произведения Булвера: Пелэм, или Приключения джентльмена (Pelham, or the Adventures of a Gentleman, 1828), замечательный образец «дэндистской школы» английского романа; Юджин Эрам (Eugene Aram, 1832), сочувственная трактовка знаменитого уголовного дела, наряду с другими его романами о великосветских преступниках доставившая ему славу создателя «ньюгейтского романа» (от названия тюрьмы в Лондоне); роман Последние дни Помпеи (The Last Days of Pompeii, 1834), воссоздавший живую картину античной культуры; исторический роман Гарольд, последний из саксов (Harold, the Last of the Saxons, 1848), повествовавший о гибели саксонской феодальной знати. Романы Кэкстоны (The Caxtons, 1849) и Мой роман (My Novel, 1853) отразили тяготение писателя к реализму Ч.Диккенса и У.М.Теккерея, представив юмористические картины быта и нравов английской провинции. Уже в конце своей литературной деятельности, под впечатлением событий Парижской коммуны 1871, Булвер создал фантастический роман Грядущая раса (The Coming Race, 1871). Булвер был не только прозаиком, но и поэтом (эпическая поэма Король Артур – King Arthur, 1839) и драматургом (Леди из Лиона – The Lady of Lyons, 1839; Деньги – Money, 1840; пьесу Ришелье – Richelieu, 1839, ставили и в 20 в.).

 (479x698, 81Kb)
1810
Пьер Эдмон Буасье (Pierre Edmond Boissie)
швейцарский ботаник, путешественник и математик. Родился в Женеве. Ученик Декандоля-старшего. Окончив курс наук в Женеве, он отправился в Париж, где занимался под руководством Вебба. По совету последнего Буассье занялся специальным изучением испанской флоры, в то время (1836) ещё совершенно не изученной. Результатом первого путешествия Буассье по Испании явилась в 1838 его первая большая работа «Elenchus plantarum novarum minusque cognitarum», в которой он, между прочим, описал 200 новых видов. В 1839 Буассье начал издавать капитальный труд «Voyage botanique dans le mide de l’Europe pendant l’annйe 1837», in 4°, оконченный в 1846. В 1842, заинтересовавшись полученным из Афин гербарием, Буассье предпринял путешествие в Грецию, окрестности Константинополя и Малую Азию, а в 1845 и 1846 он посетил, вместе со своею женою, урождённой Lucile Butini (в честь которой им названы виды Celsia luciliae, Omphalodes luciliae и Chionodoxa luciliae), Египет, Аравию, Сирию и Палестину. С 1849 несколько раз посещал Пиренейский полуостров, бывал в Альпах, в Германии, Австрии, Англии, Норвегии, Дании, Италии, Алжире и России, а в 1866 он путешествовал с дерптским профессором Бузе по Азиатской России и Персии. В 1867 вышел первый том его знаменитого сочинения «Flora orientalis», последний, 5-й том которого был окончен в 1884, за год до смерти Буассье, последовавшей 1885. «Flora orientalis» заключает в себе подробное описание 11 876 видов, с указанием области их распространения, с ключами для определения видов. Этот труд является необходимым пособием для всякого, занимающегося флорою Востока. Буассье описал сам всего 3 602 новых вида, а вместе с другими — ещё 2 338 видов. Им установлено 103 новых рода самостоятельно и 28 в сотрудничестве с другими, дано описание всего 18 496 видов, опубликовано 347 таблиц с 378 видами. Отдельных работ его (отчасти в сотрудничестве с другими) имеется 21. В виде отдыха Буассье занимался близ Женевы садоводством. Умер в Valeyres-sous-Rances кантон Во 25 сентября 1885 года. Научные работы:
Flora Orientalis sive Enumeratio Plantarum in Oriente a Graecia et Aegypto as Indiae Fines publisher H. Georg, Bibliopolam Genevae et Basileae, 1867—1884, 5 томов; Elenchus plantarum novarum … in itinere hispanico legit, 1838; Georges Franзois Reuter (1805—1872), Diagnoses plantarum novarum hispanicum, 1842; Voyage botanique dans le midi de l’Espagne…, 1839—1845; Georges Franзois Reuter, Pugillus plantarum novarum Africae borealis Hispaniaeque australis, 1852; Diagnoses plantarum orientalium novarum, 1842—1859; Friedrich Alexander Buhse (1821—1898), Aufzдhlung der auf einer Reise durch Transkaukasien und Persien gesammelten Pflanzen, 1860; Icones Euphorbiarum, 1866. Литература: Ascherson P., Edmond Boissier, "Berichte der Deutschen botanischen Gesellschaft", 1886, Bd 4.

 (508x699, 68Kb)
1818
Якоб Кристоф Буркхардт (Jacob Christoph Burckhardt)
швейцарский историк. Родился в Базеле. Получил образование в университетах Берлина и Бонна, где изучал теологию, историю и искусство и испытал влияние немецких историков Леопольда Ранке, Готфрида Кинкеля и Франца Куглера. Преподавал в Базельском университете и в местной средней школе вплоть до своей отставки в 1893. Умер Буркхардт в Базеле 8 августа 1897 года. Более всего Буркхардт известен своей интерпретацией итальянского Возрождения, которое он считал первым зрелым выражением духа Нового времени. Уходя от характерного для его эпохи позитивизма и почти не обращая внимания на политические, дипломатические, военные и экономические события, интересовавшие его предшественников, он видел задачу историка прежде всего в общей оценке и синтезе событий прошлого. Буркхардт пытался воплотить психологию и этические ценности прошлых эпох в серии конкретных типов, таких, как грек «героической эпохи» или «универсальный человек» Возрождения. Жизнь и личности великих людей интересовали его постольку, поскольку он считал их творцами «стилей жизни», придающих единство и своеобразие историческим эпохам. Так, Возрождение было для него эпохой художников, которые задали тональность всему этому периоду. Всякая деятельность в то время выражала стремление к прекрасному – даже в политике, где государство рассматривалось прежде всего как «произведение искусства». Наиболее известны три его работы: Эпоха Константина Великого (Die Zeit Konstantins des Grossen, 1853); Культура Возрождения в Италии (Die Kultur der Renaissance in Italien, 1860) и Чичероне (Cicerone, 1855) – исследование по итальянской живописи. Последней работой, вышедшей при жизни автора, была История Возрождения в Италии (Geschichte der Renaissance in Italien, 1867), посвященная в основном архитектуре. В книге Эпоха Константина Великого Буркхардт показал, каким образом крушение античной языческой культуры подготовило почву для триумфа христианства. В Культуре Возрождения в Италии он развил тезис о том, что современное мировоззрение, характеризуемое прежде всего индивидуализмом, зародилось в Италии эпохи Возрождения. Эта идея господствовала в историографии полвека, да и сегодня пользуется широким признанием. После смерти Буркхардта был опубликован ряд его менее значительных трудов, включая Историю культуры Греции (Griechische Kulturgeschichte, 4 Bd., 1898–1902), в котором он проводил мысль о сковывающем влиянии городов-государств на развитие культуры.

Сергей Андреевич Юрьев1  (533x700, 48Kb)
1821
Сергей Андреевич Юрьев
известный литературный и театральный деятель, переводчик, публицист. Родился в Тверской губернии, в имении своего отца. Образование получил в московском дворянском институте и Московском университете, курс которого окончил по математическому факультету в 1845 г. Служил чиновником особых поручений при тверском губернаторе. В 1853 г. получил место астронома-наблюдателя при обсерватории Московского университета и написал два мемуара ""О солнечной системе"", напечатанные в 60-х годах в ""Математическом сборнике"". Болезнь глаз заставила Юрьева отказаться от прежних занятий и отправиться в заграничное путешествие, во время которого он посещал немецкие и французские университеты. Вернувшись, он с увлечением отдался делу просвещения народа: основал в своем имении народное училище, устроил крестьянский театр, где ставились пьесы Островского и Писемского и народные сказки, переложенные им в драматическую форму. С 60-х годов Юрьев всецело отдается литературе. Первым его опытом был перевод комедии Кальдерона ""Сам у себя под стражей"". Впоследствии он перевел еще несколько пьес Кальдерона и Лопе де Веги, которые собраны в его книге: ""Испанский театр цветущего периода XVI и XVII веков"" (Москва, 1877). Кроме того, он перевел ряд пьес Шекспира: ""Антония и Клеопатру"", ""Макбета"", ""Сон в летнюю ночь"", ""Короля Лира"", ""Бурю"" и ""Цимбелина"". В 1871 г. Юрьев стал издавать на средства А.И.Кошелева журнал ""Беседа"". Предполагалось, что она будет продолжением славянофильской ""Русской Беседы""; но Юрьев настоял на такой широкой редакционной программе, к которой могли примкнуть представители самых разнообразных мнений, лишь бы это были мнения, вытекшие из искреннего убеждения. После прекращения журнала, в 1872 г., Юрьев читал публичные лекции по истории драмы в доме Кошелевых и лекции о немецкой литературе на женских курсах профессора Герье . В 1880 г. основал журнал ""Русскую Мысль"" и стоял во главе редакции в течение пяти лет. Журнал сразу занял выдающееся положение (см. XXVII, 306). Юрьев принадлежит к числу тех литературных деятелей, которые оказывают влияние на современников не столько литературной деятельностью, сколько своей личностью. Писал он немного, но принимал горячее участие в московской литературной и театральной жизни. Его избрали в 1878 г. председателем общества любителей российской словесности, после смерти Островского - председателем общества русских драматических писателей; благодаря его стараниям, в 1880 г. торжество открытия памятника Пушкину получило характер крупного общественного события. Как горячий оратор, увлекательный собеседник, он пользовался популярностью среди всей московской интеллигенции без различия направлений. Главным образом его ценили как одного из последних могикан 40-х годов, идеалиста чистой воды, который относился с симпатией ко всякому увлечению, хотя бы оно не соответствовало его собственным взглядам. Юрьев отличался полной терпимостью к чужим мнениям, как показывает уже опыт издания ""Беседы"", он считал, что теоретические разногласия не устраняют возможности и необходимости единения разных партий на почве общих гуманных идеалов. Собственное миросозерцание Ю. сложилось в славянофильских кружках 40-х годов, главным образом под влиянием Хомякова . Призывая, вместе с славянофилами, что русская история идет особым способом, своеобразным путем, он не считал, однако, нужным открещиваться от западноевропейского и никогда не доходил до обскурантизма. Будучи искренно верующим человеком, он высказывался против позитивной философии, но в то же время относился с полным сочувствием к приобретениям современной науки; идеал церковного строя он искал не в византийских традициях, а в демократической общине первых веков христианства. В общественной жизни Юрьев был сторонником ""хорового начала"", при котором слышен каждый отдельный голос и в то же время все голоса сливаются в одно гармоническое целое; он был также горячим поборником самого широкого участия общества в политической жизни страны. Умер 7 января 1889 года. Более выдающиеся его статьи: ""Речь при открытии памятника Пушкину"" (1880); ""Социальные стремления человечества и народная правда"" (1882, ""Русская Мысль""); ""Значение театра, его упадок и необходимость школы сценического искусства"" (""Русская Мысль"", 1883, книга 8); ""Опыт объяснения трагедии Гете ""Фауст"" (""Русская Мысль"", 1884, книга 11 - 12), вышедший также отдельной брошюрой (Москва, 1886); ""Несколько мыслей о сценическом искусстве"" (""Русская Мысль"", 1888, книга 2, 3, 5, 10; издано особо ред. ""Русской Мысли"", Москва, 1889). По смерти Юрьева друзья почтили его память изданием сборника ""В память С.А.Юрьева"" (Москва, 1891).

 (545x698, 76Kb)
1826
Данило Петрович Негош
князь Черногорни (на престоле с 1851). Родился в селе Негуши, Черногория. При поддержке России добился перехода Черногории к светской форме правления и провозгласил себя князем (1852). Реорганизовал государственный аппарат и армию, ограничил племенной сепаратизм. В 1855 ввел "Общий законник черногорский", в котором обычное право сочеталось с некоторыми нормами буржуазного права. Добивался международного признания суверенитета Черногории, поддерживал антитурецкое движение на Балканах (помощь восстанию в Герцеговине в 1857- 1858). В результате черногорско-турецкой войны 1857-58 присоединил к Черногории некоторые отвоеванные у турок территории. Убит в Которе черногорским эмигрантом Кадичем 1 августа 1860 года. Литература: Стра°аковиh Д., Кнез Данило гош, «Записи», Цетинье, 1935, в. 5 и 6.

KДЃrlis PД“tersons (534x700, 174Kb)
1828
Карл Михайлович Петерсон (латышское имя - Krlis Ptersons)
русский математик. Родился в Риге. Окончил Дерптский университет (1853), где учился у Ф.Г.Миндинга. С 1865 г. преподавал в Петропавловском училище в Москве. Работы посвящены дифференциальной геометрии. Вывел основные свойства коэффициентов так называемой второй квадратичной формы поверхности и решил вопрос об аналитических условиях, определяющих саму геометрическую форму поверхности. Изучал свойства кривых и поверхностей, в частности изгибание поверхности на главном основании. Основатель московской геометрической школы. Один из основателей Московского математического общества. Умер в Москве 1 мая 1881 года. Сочинения: Об изгибании поверхностей (Рассуждение К.Петерсона на соискание степени кандидата...), в книге: Историко-математические исследования, выпуск 5, Москва, 1952. Литература: Депман И.Я., Карл Михайлович Петерсон и его кандидатская диссертация, в книге: Историко-математический исследования, выпуск 5, Москва, 1952.

Белавенец Иван Петрович 1829_1 (532x700, 94Kb)
1829
Иван Петрович Белавенец
русский ученый-мореплаватель, родоначальник отечественной научной школы компасного дела, капитан 1-го ранга, писатель и исследователь в области научной навигации. Из дворян Смоленской губернии. Первоначальное образование получил в Морском корпусе, откуда был выпущен в гардемарины 24-го августа 1846 г. Произведенный (1848 г.) в мичманы, он был оставлен в офицерском классе (ныне Академия), с 1848 г. по 1851 г. крейсировал в Балтийском море и Финском заливе на кораблях "Березина", "Кацбах" и "Регвизан", фрегатах: "Постоянство" и "Церера", на корвете "Наварин" и транспорте "Америка", 7-го августа 1851 г. произведен в лейтенанты и в течение 1852 и 1853 гг. совершил кругосветное плавание от Кронштадта к берегам Японии на фрегате "Паллада", и во время этого путешествия занимался астрономическими и магнитными наблюдениями и преподавал гардемаринам навигацию, астрономию и физику. Командированный на винтовую шхуну "Восток", он принимал участие в описи и определении астрономических пунктов на берегах Кореи и только в 1854 г. возвратился в Кронштадт, совершив это путешествие берегом Сибири. В 1855 г. по собственному желанию он был командирован в Севастополь, где был назначен командовать батареей на Театральной площади, причем 23-го апреля был сильно контужен в голову. Вернувшись в Кронштадт, Белавенец получил назначение состоять при вице-адмирале фон Шанце флаг-офицером на пароходофрегате "Камчатка", на малом Кронштадтском рейде, для защиты Кронштадта от нападения англо-французского флота, а вскоре получил в команду винтовую лодку "Стерлядь". По заключении мира, Б. был командирован, в 1856 г., в Северную Америку на строившийся там фрегат "Генерал-адмирал", с которым в 1859 г. вернулся в Кронштадт, благополучно проведя его через океан. В 1860 г. Белавенец командовал пароходом "Курьер" в Финском заливе и 17-го октября того же года был произведен в капитан-лейтенанты. В 1861 г. с тем же пароходом "Курьер", которым он продолжал командовать, ходил по Балтийским портам. В это же время им был сделан в Кронштадте ряд магнитных наблюдений, после чего он означил на стенках гаваней истинные пеленги для определения по ним девиации судовых компасов на рейде. В 1862 г. Белавенец был командирован в Англию, на Лондонскую всемирную выставку, для собрания сведений по гидрографии и для ознакомления с вопросами о девиации компасов. Здесь он был избран корреспондентом Британского съезда ученых и членом жюри по части морских наук и навигации. Вернувшись в Россию в 1863 г., Белавенец прочел в Кронштадте шесть публичных лекций о "Девиации компасов и о компасной обсерватории", а вскоре после этого был вторично командирован в Англию для производства магнитных наблюдений на строившейся броненосной батарее "Первенец" и для установки там компасов. По возвращении из Англии, ему было поручено исследование магнетизма на вновь строившихся броненосных батареях и мониторах, а вместе с тем он занимался исследованием возможности установки компаса на подводных лодках. 15-го марта 1865 г. Б. был назначен начальником только что в этом году устроенной компасной Обсерватории в Кронштадте и пожалован золотым компасом, украшенном бриллиантами, с надписью: "за полезные и ученые труды капитан-лейтенанту Белавенцу". В этом же году он опять ездил в Англию, командированный туда для заказа инструментов на компасную обсерваторию и для собирания сведений по девиации компасов, а 27-го марта 1866 г. был произведен в капитаны 2-го ранга. В 1870 г. во время путешествия Вел. Князя Алексея Александровича по рекам и озерам до Архангельска, он находился в экспедиции для производства магнитных наблюдений, снаряженной одновременно с этим путешествием; в Архангельске он сел на шхуну "Секстан" и плавал на ней к Мурманскому берегу, в Белое море и Ледовитый океан, после чего на клипере "Жемчуг" сделал переход в Кронштадт. 1-го января 1871 г. был произведен в капитаны 1-го ранга. Умер 22 февраля 1878 года. Научные труды Белавенца по девиации компаса и его обширные литературные сочинения, печатавшиеся, преимущественно, в "Морском Сборнике", доставили ему довольно широкую известность в морских кругах и дали ему возможность, в качестве начальника компасной обсерватории, применять на деле сделанные им наблюдения и открытия. Заведуя этой обсерваторией, он нес, главным образом, обязанности по установке компасов и определению девиации на всех судах нашего флота; по его наблюдениям и вычислениям были установлены компасы на всех мониторах и железных броненосных судах и на "поповках", на которых ему пришлось применить новые приемы, так как суда эти имели круглую форму. Он изобрел особый прибор для устранения девиации и усовершенствовал многие морские инструменты. Стараниями Белавенца были также, между прочим, основаны в Кронштадте первые литературные вечера и "Детская Библиотека". Вот список сочинений Белавенца: "Новый высотомерный инструмент г. Оака" (Из "Морского Сборника" 1860 г., № 9), СПб. 1860 г., с чертежами в тексте; — "Инструменты, употребляемые описными офицерами Соединенных Штатов" (Из "Морского Сборника" 1860 г.); "Извлечение из отчетов Ливерпульской компасной комиссии за 1855 и 1856 г." 2 статьи (Оттиск из "Морского Сборника", №№ 7 и 8, 1861 г.); — "Взгляд на современную потребность разрешения задач мореплавания и способ устройства магнитных пеленгов в Кронштадте". Оттиск (оттуда же) № 4, — "Ледяной промысел. Торговля льдом в Америке, способы очистки и резки льда, инструменты, для этого употребляемые, устройство ледников, система подъема льда лошадьми и машинами, транспортировка льда морем и по железным дорогам, потребность развития ледяного промысла в России" (Оттиск оттуда же, № 10); — "Описание инструментов кораблевождения, представленных на всемирную выставку в Лондоне в 1862 г." (компасы, барометр и сфереометр) (Оттиск оттуда же 1862 г., № 8); то же: Термометры, доты, лаг, дальномер и секстанты (Оттиск оттуда же); — "Новый и точный способ определять место судна в море по проекции на меркаторской порт T.Сомнера". Перевод И.Белавенца, Санкт-Петербург, 1863 г.; — "По поводу изобретения г. Джизборна" (О компасе) (Оттиск из "Морского Сборника" 1863 г., № 9); — "О девиации компасов и компасной обсерватории". Санкт-Петербург, 1863 (Приложение к № 11 "Морского Сборника"); — "О девиации компасов и о дигограммах, с приложением статьи о магнитном состоянии железного броненосца "Первенец". Санкт-Петербург, 1865 г.; — "Бланки для вычисления девиации и магнитных наблюдений на судне". Санкт-Петербург, 1865 г.; — "Биографический очерк Арчибальда Смита". Санкт-Петербург, 1865 г. (на русском и английском языках); — "Первое дополнение к сочинению о девиации компасов и о дигограммах". 1866 г. Кроме того, им было выпущено 5 дополнений к этому сочинению в 1867, 1869, 1871, 1872 и 1875 г.; — "Установка компасов внутри железной лодки". Санкт-Петербург, 1867 г.; — "Магнитные наблюдения, произведенные во время плавания Великого Князя Алексия Александровича речным путем из Санкт-Петербурга в Архангельск, Белым морем и северным ледовитым океаном в 1870 году". Санкт-Петербург, 1871 г.; — "Девиационный прибор И.П.Белавенца" (текст английский и русский); — "Логарифмы и соответствующие числа на четыре цифры" (на одном листке) Санкт-Петербург; — "О необходимости постоянных наблюдений над компасами". "История Имп. Русского Географ. Общества"; — "Общий Морской Список", часть IX, страницы 366—370; — С.А.Венгеров, "Русские книги с биографическими данными об авторах и переводчиках". Выпуск XXIX страницы 390—391; — "Брокгауз и Ефрон"; Березин "Энциклопедический Словарь"; — "Кронштадтский Вестник", 1897 г., № 24; — "Санкт-Петербургские Ведомости", 1878 г., № 57; — Венгеров, "Словарь", том V..

1835
Лоренц Николай Акте (Lorenz Nikolai Achtй)
финский композитор, артист оперы (баритон), дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. Один из основоположников финского оперного искусства. Муж певицы Э.Ш.Акте. В 1868 основал в Хельсинки постоянный симфонический оркестр (Академическое оркестровое общество), в 1869 принял участие в создании Финского клуба, драматическое отделение которого явилось основой первого фиского национального театра (1872). В 1870 Акте исполнил в постановке клуба партию графа Луны в "Трубадуре" Верди - первом оперном спектакле на финском языке. В 1873 Акте организовал при театре оперное отделение. В 1873-1879 дирижировал оперными спектаклями. Выступал также как певец, исполнял ведущие баритоновые партии в операх "Лючия ди Ламмермур" и "Лукреция Борджиа" Доницетти, "Норма" Беллини, "Фауст" Гуно и др. Акте. принадлежит также ряд симфонических произведений и педагогических трудов. Выступал как певец и дирижёр в концертах. Умер 18 апреля 1900 года. Литература: Aspelin-Haapkу 1 a E., Suomalainen Teatteri ja Oopera, Helsingf., 1908.

Petrov_Nikolay_Pavlovich (499x700, 105Kb)
1836
Николай Павлович Петров
русский ученый и инженер, профессор, основоположник гидродинамической теории смазки. Родился в Трубчевске, Орловская губерния, в семье военного. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Санкт-Петербургской Инженерной академии. После окончания Академии в 1858 г. работал на кафедре математики под руководством известного ученого М.В.Остроградского, передавшего ученику высокую математическую культуру, глубину абстрактного мышления и превосходное владение аналитическим аппаратом при решении пректических задач. Будучи вольнослушателем Технологического института, Н.П.Петров принимал участие в проектировании машин на Охтенском заводе в коллективе талантливого конструктора профессора И.А.Вышнеградского. В 1865 г. был направлен за границу для изучения прикладной механики. По возвращении читал лекции в Санкт-Петербургском технологическом институте и Инженерной академии. После присвоения в 1867 г. звания адъюнкт-профессора практической механики Инженерной академии выполнял крупные научно-исследовательские работы по созданию оборудования военных заводов. Возглавлял кафедру паровой механики в Санкт-Петербургском технологическом институте, а в 1871 г. кафедру железнодорожного дела. В это время начинается научная деятельность Н.П.Петрова в области трения, износа и смазки. В 1873 г. стал членом Инженерного совета Общества российских железных дорог, принимал участие в строительстве Транссибирской железной дороги. В 1883 г. в «Инженерном журнале» издается первая работа Н.П.Петрова по гидродинамической теории смазки «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел», в 1886 г. была опубликована вторая работа «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин»; а в 1887 третья книга — «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости. Практические результаты опытов». В 1900 г. в «Записках» Академии наук вышло в свет четвертое крупное сочинение Н.П.Петрова «Трение в машинах», в котором изложена теория смазки с учетом эксцентричного положения шипа в подшипнике. В 1892 г. Н.П.Петров был назначен председателем Инженерного совета Министерства путей сообщения, а в 1893 г. — заместителем министра путей сообщения. В 1894 г. избирается почетным членом Санкт-Петербургской академии наук. С 1896 по 1905 г. был председателем Русского технического общества. С 1900 года — член Государственного Совета. В Реформированном Госсовете после 1906 — присутствующий член, с 1907 по 1916 — председатель 2-го департамента. В июле 1915 года назначен председателем «Верховной комиссии для всестороннего расследования обстоятельств, послуживших причиной несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения». Постановлением этой комиссии в 1916 году было возбуждено уголовное преследование против В.А.Сухомлинова. За свою жизнь опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена золотая медаль Русского технического общества, и он был избран почетным членом Московского политехнического общества. Умер 15 января 1920 года вблизи Туапсе, где в то время находился в связи с тяжелой формой воспаления легких. В Туапсе Николай Павлович Петров и был похоронен.

1844
Франсиско Грегорио Бельини-и-Ариста
доминиканский государственный и политический деятель, президент Доминиканской республики (1884-1885).

1845
Луи Фридрихович Гомилиус
русский органист, пианист, дирижер, виолончелист и композитор. Ученик А.Рубинштейна, К.Давыдова и Г.Штиля (орган). С 1874 г. профессор Санкт-Петербургской консерватории по классу органа. Руководитель организованного им Петропавловского общества любителей хорового пения (с 1871). Автор фортепьянных и органных пьес, романсов, педальных упражнений для органа.

 (500x699, 118Kb)
1845
Герман Августович Ларош (Laroche)
русский музыкальный критик. Родился в Санкт-Петербурге (мать – преподавательница французского языка). В юности жил в Москве, где брал уроки игры на фортепиано у А.И.Дюбюка; учился в Санкт-Петербургской консерватории (в том числе у А.Г.Рубинштейна по композиции и инструментовке) и окончил ее в 1866 вместе с П.И.Чайковским, с которым его впоследствии связывали дружеские отношения. В 1867–1870 и в 1883–1886 преподавал в Московской, в 1870-е годы – в Санкт-Петербургской консерватории, хотя не слишком ревностно относился к педагогической деятельности. Ларош выступал во множестве московских и Санкт-Петербургских изданий как специального, так и общего характера (кроме материалов о музыке, публиковал также статьи на литературные темы, иногда под псевдонимом Л.Нелюбов). Тематический спектр выступлений Лароша очень широк: он писал о многих западных и практически о всех русских композиторах, о большинстве заметных оперных и симфонических премьер, по вопросам музыкального образования. Пропагандировал в России творчество старинных европейских композиторов доклассической эпохи. Статьи Лароша отличаются блестящим литературным стилем, точностью формулировок и нередко язвительностью. Ларош выступал против преобладания романтического принципа «программности», предпочитая «чистую» музыку (в этом смысле его кумиром был Моцарт). Ларош считал, что русская музыка, «перескочившая» в своем развитии этап полифонии «строгого стиля» (Палестрина, «нидерландская школа» и т.д.), должна непременно восполнить это упущение (подобная идея особенно увлекала С.И.Танеева, отдавшего много лет изучению строгого контрапункта, но оказала определенное воздействие и на ряд других авторов). Он уделял внимание развитию духовных жанров на русской почве. Любимым современным композитором Лароша был Чайковский, что не исключало и достаточно резких высказываний по поводу тех или иных его сочинений. Статьи Лароша о Глинке – лучшее, что написано в 19 в. о музыке этого композитора. К современным ему авторам Санкт-Петербургской школы Ларош относился противоречиво: «Могучей кучки» как эстетической платформы совершенно не принимал; с большим пиететом, хотя и нередко критически, относился к творчеству Римского-Корсакова; с нескрываемым раздражением писал о Мусоргском и его «направлении». Умер в Санкт-Петербурге 18 октября 1904 года. Сочинения: Музыкально-критические статьи, Санкт-Петербург, 1894; Собрание музыкально-критических статей, тома 1-2, Москва, 1913-1924; Избранные статьи о Глинке, Москва, 1953. Литература: Чайковский М.И., Г.А.Ларош, в книге: Ларош Г.А., Собрание музыкально-критических статей, том 1, Москва, 1913; Кашкин Н.Д., Воспоминания о Г.А.Лароше, там же: Кремлев Ю.А., Русская мысль о музыке, тома 2-3, Ленинград, 1958-1960.

Naim_Frasheri (528x700, 74Kb)
1846
Наим Фрашери (Naim Frashёri)
албанский поэт. Родился в деревне Фрашери. Деятель албанского национального Возрождения. Автор сборника «Грёзы» (1885, на персидском языке), патриотической поэмы «Стада и пашни» (1886), сборников лирических стихов «Летние цветы» (1890), «Рай и меткие слова» (1894), религиозно-философской поэмы «Кербела» (1898), эпической поэмы «История Скандербега» (1898). В поэме «Истинное желание албанцев» (1886, на греческом языке) призывал народы Балкан жить в дружбе и взаимном уважении. Основные черты поэзии Фрашери — патриотизм, высокая идейность, пафос борьбы, интерес к жизни простого народа. Стихи Фрашери, содержащие наряду с романтическими тенденциями черты реализма, сыграли значительную роль в развитии албанской литературы и в формировании албанского литературного языка. Умер в стамбуле 20 октября 1900 года. Сочинения: Vjersha lirike, Tiranл, 1950; Histori e Skлnderbeut, Tiranл, 1953; Bagлti e bujgлsia, Tiranл, 1960. Литература: Historia e litлrsisл shqipe, v. 2, Tiranл, 1959.

Anton_bartsal (496x700, 143Kb)
1847
Антон Иванович Барцал
концертный певец, режиссёр и вокальный педагог. Родился в городе Чешске-Будеёвице, Южная Богемия, ныне Чехия. По национальности чех. В 1865 поступил в Венскую придворную оперную школу, одновременно посещал музыкально-декламационные классы профессора Ферхтгот-Товочовского при Венской консерватории. Впервые выступил 4 июля 1867 в публичном концерте Большого обществ. певческого общества в Вене. В том же году дебютировал в партии Аламира ("Велизарий" Г.Доницетти) на сцене пражского Временного театра, где выступал до 1870 в операх французских, итальянских композиторов и чешского композитора Б.Сметаны. В 1870 по приглашению хорового дирижёра Ю.Голицына гастролировал в России с его хором. С этого же года жил в России. Дебютировал в партии Мазаниелло ("Фенелла, или Немая из Портичи" Д.Обера) на сцене Киевской оперы (1870, антреприза Ф.Г.Бергера), где выступал до 1874, также в сезоне 1875/1876 и на гастролях в 1879. В летние сезоны 1873 и 1874, а также в сезоне 1877/78 пел в Одесской опере. В октябре 1874 дебютировал в опере "Фауст" Ш.Гуно на сцене Санкт-Петербургского Мариинского театра, в 1877—78 солист этого же театра, в 1878—1903 — московского Большого театра (с 1882 одновременно главный режиссёр). В 1881 гастролировал в Веймаре, где пел в опере "Жидовка" Ж.Ф.Галеви. В 1903 получил звание "заслуженный артист императорских театров". Обладал сильным голосом приятного "матового" тембра, по своей окраске принадлежащим к баритональным тенорам. Исполнение отличалось безупречной вокальной техникой (умело пользовался фальцетом), выразительной мимикой и вдохновенной игрой. Особенно ярко проявил себя в характерных партиях. К числу недостатков современники относили акцент, мешавший создавать русские образы, и мелодраматизм исполнения. 1-й исполнитель партий: Витека ("Далибор" Б.Сметаны; 1868, Прага, под управлением автора), Князя Юрия ("Княгиня Островская" Г.Вяземского, 1882), Кантора синагоги ("Уриель Акоста" В.Серовой, 1885), Пустынника ("Сон на Волге" А.С.Аренского, 1890); в московском Большом театре — Синодала ("Демон" А. Рубинштейна, 1879), Радамеса ("Аида" Дж. Верди, 1879), Герцога ("Риголетто" Дж.Верди, на русском языке, 1879), Тангейзера (одноимённая опера Р.Вагнера, 1881), Князя Василия Шуйского ("Борис Годунов" М.Мусоргского, 2-я редакция, 1888), Дефоржа ("Дубровский" Э.Направника, 1895); на русской сцене — Вальтера фон дер Фогельвейде ("Тангейзер" Р.Вагнера, 1874), Ричарда ("Бал-маскарад" Дж.Верди, 1880), Миме ("Зигфрид" Р.Вагнера, 1894). Лучшие партии: Финн ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Князь ("Русалка" А.Даргомыжского), Фауст (одноимённая опера Ш.Гуно), Арнольд ("Вильгельм Телль" Дж.Россини), Элеазар ("Жидовка" Ж.Ф.Галеви). Другие партии: Богдан Собинин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Баян ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Андрей Морозов ("Опричник" П.Чайковского), Трике ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Царь Берендей ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Ахиор ("Юдифь" А.Серова); Граф Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Дон Оттавио ("Дон Жуан" В.А.Моцарта, 1882), Макс ("Вольный стрелок" К.М.Вебера), Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж.Мейербера, 1879), Роберт ("Роберт-Дьявол" Дж.Мейербера, 1880), Васко да Гама ("Африканка" Дж.Мейербера), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д.Обера), Фентон ("Виндзорские кумушки" О. Николаи), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Манрико ("Трубадур" Дж.Верди). В 1875 в Санкт-Петербурге исполнял две сцены и дуэты из оперы "Рождественская ночь" Н.Лысенко. Партнёры: А.М.Абрамов, П.Б.Борисов, И.Ф.Бутенко, Е.Верни, М.Винчи, С.Г.Власов, В.Н.Гнучева, Л.Д.Донской, М.В.Зотова, Н.П.Зыкова, Б.Б.Корсов, А.П.Крутикова, Е.А.Лавровская, И.В.Матчинский, Ю.Я.Махина, Н.В.Салина, А.В.Святловская, Л.В.Собинов, С.Е.Трезвинский, В.С.Тютюнник, Л.Б.Финокки, П.П.Фигуров, О.Р.Фюрер, П.А.Хохлов, Ю.И.Шакулло, Л.Чаров, Ф.И.Шаляпин, М.А.Эйхенвальд. Пел под управлением У.И.Авранека, И.К.Альтани, А.С.Аренского, Э.М.Бевиньяни, Э.Н.Мертена, Э.Ф.Направника, Б.Сметаны. Вёл также концертную деятельность. Ежегодно исполнял сольные партии в ораториях И.Баха, Г.Генделя, Ф.Мендельсона-Бартольди, В.А.Моцарта (Реквием, под управлением М.Балакирева, в ансамбле с А.Крутиковой, В.И.Рааб, И.И.Палечеком), Дж.Верди (Реквием, 26 февраля 1898, Москва, в ансамбле с Е.Лавровской, И.Ф.Бутенко, М.Дворец, под управлением М.М.Ипполитова-Иванова), Л.Бетховена (9-я симфония, 7 апреля 1901 на торжественном открытии Большого зала Московской консерватории в ансамбле с М.Будкевич, Е.Збруевой, В.Петровым, под управлением В.Сафонова). Выступал с концертами в Москве, Санкт-Петербурге (в том числе в Павловске). В его камерном репертуаре были романсы М.Глинки, М.Мусоргского, П.Чайковского, Р.Шумана, Л.Бетховена, а также русские, сербские, чешские народные песни. Будучи в Киеве, пел в концертах Русского Музыкального Общества и авторских концертах Н.Лысенко. В 1871 в славянских концертах на сцене киевского Дворянского собрания с большим мастерством исполнял чешские народные песни в национальном костюме. В 1878 гастролировал с концертами в Рыбинске, Костроме, Вологде, Казани, Самаре. Поставил на сцене моск. Большого театра 48 опер. Однако, отличаясь традиционностью художественного мышления, Барцал в качестве гл. режиссёра Большого театра (1882—1903) не проявил себя как яркая творческая индивидуальность. 1-й постановщик опер: "Мазепа" П. Чайковского (1884), "Уриель Акоста" В.Серовой (1885), "Тарас Бульба" В.Кашперова (1887), "Черевички" П.Чайковского (1887), "Мария Бургундская" П.И.Бларамберга (1888), "Ролла" А.Симона (1892), "Пир Валтасара" А.Корещенко (1892), "Алеко" С.В.Рахманинова (1893), "Песнь торжествующей любви" А.Симона (1897); в московском Большом театре — "Африканка" Дж.Мейербера (1883), "Маккавеи" А.Рубинштейна (1883), "Нижегородцы" Э.Направника (1884), "Корделия" Н.Соловьёва (1886), "Тамара" Б.Фитингофа-Шеля (1887), "Мефистофель" А.Бойто (1887), "Гарольд" Э.Направника (1888), "Борис Годунов" М.Мусоргского, 2-я редакция, 1888), "Лоэнгрин" Р.Вагнера (1889), "Волшебная флейта" В.А.Моцарта (1889), "Чародейка" П.Чайковского (1890), "Отелло" Дж.Верди (1891), "Пиковая дама" П.Чайковского (1891), "Лакме" Л.Делиба (1892), "Паяцы" Р.Леонкавалло (1893), "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова (1893), "Иоланта" П.Чайковского (1893), "Ромео и Джульетта" Ш.Гуно (1896), "Князь Игорь" А.Бородина (1898), "Ночь перед Рождеством" Н.Римского-Корсакова (1898), "Кармен" Ж.Бизе (1898); в России — "Паяцы" Р.Леонкавалло (1893), "Зигфрид" Р.Вагнера (на русском языке, 1894), "Медичи" Р.Леонкавалло (1894), "Генрих VIII" К.Сен-Санса (1897), "Троянцы в Карфагене" Г.Берлиоза (1899), "Летучий голландец" Р.Вагнера (1902). Среди других постановок — "Дон Жуан" В.А.Моцарта (1882), "Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д.Обера (1882), "Руслан и Людмила" М.Глинки (1882), "Евгений Онегин" П.Чайковского (1883 и 1889), "Севильский цирюльник" Дж.Россини (1883), "Вильгельм Телль" Дж. Россини (1883), "Аскольдова могила" А.Верстовского (1883), "Вражья сила" А.Серова (1884), "Жидовка" Ж.Ф.Галеви (1885), "Вольный стрелок" К.М.Вебера (1886), "Роберт-Дьявол" Дж.Мейербера (1887), "Рогнеда" А.Серова (1887 и 1897), "Фенелла, или Немая из Портичи" Д.Обера (1887), "Лючия ди Ламмермур" Г.Доницетти (1890), "Иоанн Лейденский"/"Пророк" Дж.Мейербера (1890 и 1901), "Бал-маскарад" Дж.Верди (1891), "Жизнь за царя" М.Глинки (1892), "Гугеноты" Дж.Мейербера (1895), "Тангейзер" Р.Вагнера (1898), "Галька" С.Монюшко (1898). В 1875—1876 преподавал в Киевском музыкальном училище, в 1898—1916 и в 1919—1921 профессор Московской консерватории (сольное пение и руководитель оперного класса) и Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Среди его учеников — А.Альтшулер, Н.Белевич (в 1898—1902), М.Виноградская, Р.Владимирова, А.Дракули, О.Дрезден, С.Зимин, П.Иконников, С.Лысенкова, М.Малинин, С.Морозовская, М.Невмержицкая, В.Петров, А.Я.Порубиновский, П.Румянцев, М.Сташинская, В.Томский, Т.Чаплинская, С.Энгель-Крон. В 1921 уехал в Германию для лечения, там и умер в 1927 году. Имеются портреты певца: в партии Миме художника К.Первухина (хранится в ЦГАЛИ) и в партии Рауля де Нанжи ("Гугеноты" Дж. Мейербера) художника Нехутного (1880, хранится в ГЦТМ). Архивные материалы певца хранятся в РГБ, фонд 178, в составе Музейного собрания № № 9505, 9660, 58 единиц хранения, 1878—1921; ГЦТМ, фонд 22, 29 единиц хранения, 1886—1901. Некоторые афиши спектаклей с участием певца — в РО ГБЛ (фонд 590), а также его письма — в РО ГБЛ (фонд 218); Архивные материалы Барцала в Государственном театральном музее имени А.Бахрушина (фонд № 22). Сочинения: Воспоминания (рукопись). — ЦГАЛИ, фонд 2579, опись 1, единиц хранения 350. Литература: Новый певец в Павловском вокзале. // Иллюстрированная газета. 1870. 9 июля; Концерт [А.И.Барцала] // Киевлянин. 1872. 11 марта. [А.С.]; Кашкин Н. Антон Иванович Барцал // Московские ведомости. 1901. 30 января; Чествование Л.И. Барцала // Новости дня. 1901. 31 января; Антон Иванович Барцал // ЕИТ. 1902—1903. Приложение 3. Страницы 13—15; Барцал А.И // Театр и искусство. 1903. № 50. Страница 955; Кашкин Н. А.И.Барцал: По поводу сорокалетия артист. деятельности // Русское слово. 1908. 10 апрель; А. И. Барцал // Новости сезона. 1913. 2 февраля; А.И.Барцал // Театр. 1913. № 1229. Страница 11; Юбилей А.И.Барцала // Вестник театра. 1920. № 53. Страница 8; Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре. — Ленинград, 1928. Страницы 159—161; А.Н.Островский и русские композиторы: Письма. — Москва; Ленинград, 1937. Страницы 243, 244; Салина И. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Ленинград.; Москва, 1941. Страницы 104—105; Василий Родионович Петров: Сборник статей и материалов. — Москва, 1953. Страницы 11—13; Михайлова Т. Виховання співаків у Київській консерваторії. — Київ, 1970. Страницы 14—15; К.А.Коровин вспоминает. — Москва, 1971. Страница 851; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Ленинград, 1973. Страницы 12, 32, 182; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф.И.Шаляпин. 1890—1904. — Ленинград, 1974. Страницы 16, 77; Ларош Г.А. Избранные статьи. — Ленинград, 1976. Выпуск 3. Страница 267; Кузьмін М.І. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972;

 (486x698, 100Kb)
1848
Хельмут Иоганн Людвиг Мольтке (Хельмут Иоганн Людвиг фон Мольтке Младший)
германский военный деятель, генерал, граф. Племянник Х.Мольтке Старшего. С 1903 г. генерал-квартирмейстер, с 1906 г. начальник Генштаба. При подготовке 1-й мировой войны 1914-1918 гг. положил в основу плана войны план генерала А. Шлифена (разгром главными силами французской армии и оборона в Восточной Пруссии, а затем удар по России), но при развёртывании германской армии в 1914 г. он ослабил правое крыло Западного фронта и увеличил силы на левом крыле и в Восточной Пруссии. В Марнском сражении 1914 г., будучи начальником штаба Ставки (фактически главнокомандующим), потерял управление войсками, что явилось одной из причин поражения германских армий. 14 сентября отстранён от должности. Умер в Берлине 18 июня 1916 года.

 (459x698, 49Kb)
1854
Федор Федорович Трепов.
Российский государственный и военный деятель, генерал от кавалерии. Окончил Пажеский корпус (1873), служил в лейб-гвардии. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-78 гг. В 1892 - вице-губернатор Уральской области. В 1894 - вятский губернатор, в 1896 – волынский, в 1898 – киевский. С 1903 – сенатор. С 1905 – член Государственного совета. В 1908-1914 был киевским, подольским и волынским генерал-губернатором. В Первую мировую войну – генерал-губернатор областей Австро-Венгрии. После Октябрьской революции 1917 г. в эмиграции. Умер 27 марта 1938 года.

 (505x698, 86Kb)
1856
Луи Феликс Мари Франсуа Франше д'Эспере
маршал Франции (1921), член Французской академии (1934). Окончил Сен-Сирское военное училище (1876). Участвовал в колониальных войнах в Индокитае (1885—1986), Марокко (1912), подавлении Ихэтуаньского восстания в Китае (1900). Во время 1-й мировой войны 1914—1918 командовал корпусом 5-й армии, в 1916—1917 — группами армий «Восток» и «Север», в 1918 — Салоникским фронтом. В марте — апреле 1919 командовал французскими оккупационными войсками на юге России. Автор ряда работ по истории французской армии и флота. Скончался 8 июля 1942 года.

1857
Сирануйш (настоящее имя - Меробэ Кантарджян)
армянская актриса. В 1873 г. начала выступать на сцене в Стамбуле; играла в спектаклях на армянском и турецком языках. В 1897 г. вместе с группой артистов переехала в Закавказье; выступала в Баку, Ереване, Тбилиси и др. Гастролировала в балканских странах и Египте, в 1912 г. - в России (Москва, Санкт-Петербург). Ее игра отличалась глубокой эмоциональностью, ярким темпераментом, самобытной трактовкой образов. Среди лучших ролей: Офелия и Гамлет, Дездемона, Катарина, леди Макбет ("Гамлет", "Отелло", "Укрощение строптивой", "Макбет" Шекспира), Жанна д`Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Рузан ("Рузан" Мурацана), Кручинина ("Без вины виноватые" А.Н.Островского).

1860
Алексей Андреевич Альбицкий
русский химик-органик и педагог, ученик А.М.Бутлерова и А.М.Зайцева. Алексей Андреевич Альбицкий окончив курс со степенью кандидата в Санкт-Петербургском университете в 1882 году, в 1883 году был назначен сверхштатным лаборантом по аналитической химии на медицинском факультете Казанского университета; в 1884 году лаборантом при технической, в 1885 году при неорганической, а в 1889 году — органической лаборатории. С 1889 году в звании приват-доцента вел практические занятия по количественному химическому анализу и преподавал качественный анализ. В 1898 году защитил диссертацию: «О некоторых превращениях олеиновой и других близких к ней кислот». С 1903 года состоял профессором Харьковского университета и принимал участие в организации высших женских курсов в городе Харькове. Алексей Андреевич Альбицкий скончался 1 октября 1920 года. Избранная библиография: «О некоторых превращениях олеиновой и других близких к ней кислот», Казань, 1898; «К вопросу о стереоизомерии в ряду непредельных одноосновных кислот», Казань, 1902.

1860
Джеймс Кэттел (полное имя - Джеймс Маккин Кеттелл; James McKeen Cattell)
американский психолог. Родился в Истоне (штат Пенсильвания). Окончил в 1880 колледж Лафайетта, в 1886 получил степень доктора философии в Лейпцигском университете, позже учился в Париже, Женеве и Гёттингене. Был ассистентом В.Вундта в Лейпциге. Читал лекции в Кембриджском университете и Бринмор-колледже, а также в Пенсильванском университете, где возглавил кафедру психологии. В 1891 Кеттелл принял приглашение Колумбийского университета и занял должность профессора экспериментальной психологии (1891–1896), стал деканом факультета антропологии (1896–1902), профессором философии (1902–1905) и профессором психологии (1891–1917). Кеттелл занимался исследованием проблем человеческого поведения, образования, организации науки; разрабатывал методы психологических измерений и различные практические приложения принципов психологии. Родоначальник методов тестирования, автор ряда психологических тестов, президент первого Американского международного психологического конгресса, редактор многих научных изданий, среди которых – «Психологическое обозрение» («Psychological Review»), «Американские ученые» («American Men of Science»), «Научный ежемесячник» («Scientific Monthly») и «Наука» («Science»). В 1937 был удостоен французского ордена Почетного Легиона. Умер Кеттелл в Ланкастере (штат Пенсильвания) 20 января 1944 года.

1860
Евгений Николаевич Щепкин
русский историк, педагог и общественный деятель. Внук актера М.С.Щепкина. Окончил Московский университет (1883) и был оставлен при кафедре всеобщей истории; с 1892 г. – приват-доцент. С 1898 г. – профессор Новороссийского университета (Одесса). Участник либерального движения начала ХХ в.; член первой Государственной думы от кадетской фракции. За подписание Выборгского воззвания в 1906 г. уволен со службы; преподавал в частных учебных заведениях Одессы. В период реакции порвал с кадетами. После Февральской революции вернулся в Новороссийский университет, примыкал к партии боротьбистов. Занимался дипломатической и военной историей эпохи Семилетней войны, выяснением личности Лжедмитрия I, русско-варяжскими отношениями, вопросами феодализма в Западной Европе, был автором ряда учебных пособий.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку