Прадо в Эрмитаже |
Слова «Прадо в Эрмитаже» петербуржцы передают друг другу как пароль. Даже те, кто не интересовался классической живописью и после школьных экскурсий ни разу добровольно не переступал пороги картинных галерей, готовы отстоять немаленькую очередь в Государственный Эрмитаж, чтобы лично увидеть творения испанских и фламандских мастеров. Но Прадо приехал к нам ненадолго, так что тем, кто еще не успел туда попасть, стоит поторопиться
Выставка сама по себе уникальна, ведь в таком объеме коллекция Мадридского музея Прадо никогда не выезжала за пределы Испании (за исключением эвакуации картин в Женеву в 1939 году, когда в Испании разгорелась Гражданская война). Конечно, «самые-самые» шедевры в Россию не приехали, но испанцы не пожалели для петербуржцев 66 полотен, среди которых есть Веласкес, Эль Греко, Мурильо, Гойя.
Всего в Прадо больше восьми с половиной тысяч картин, большая часть из которых — как и в Эрмитаже — хранится в запасниках. Такой масштабной коллекции не было бы, если бы не самоотверженность испанских монархов. Благодаря Карлу V и его сыну Филиппу II уже к концу XVI века в королевской коллекции оказалось множество произведений итальянской живописи, главным образом венецианской — и, прежде всего, более 40 полотен Тициана. Филипп II собирал не только итальянцев, но и фламандцев, и нидерландцев, особую привязанность питая к Босху.
Другой король — Филипп IV — стал хозяином картин Дюрера, Рубенса, Иорданса и Ван Дейка. У каждого из монархов был свой «придворный» художник, так что портреты коронованных коллекционеров тоже оказались среди шедевров — например, в Эрмитаже можно увидеть «Портрет Марианны Австрийской» кисти Веласкеса или «Портрет Карла V c собакой» кисти Тициана.
Конечно, почитателей живописи расстроит, что так любимый многими Босх представлен только одной картиной, из 50 произведений Веласкеса, хранящихся в Прадо, до Петербурга доехали только три портрета, а из Гойи — только два.
Зато на выставке представлен портрет Филиппа II, нарисованный художницей Софонисбой Ангиссолой. Ее имя далеко не так известно, как имена Эль Греко или Рубенса, но именно эта женщина в XVI веке в Италии добилась таких карьерных высот, которые не снились ее современникам. Софонисба родилась в итальянской аристократической семье и к 27 годам стала известной художницей, а также придворной фрейлиной и со временем — придворной художницей Филиппа II. Особое расположение монарха Софонисба завоевала тем, что научила рисовать его жену королеву Елизавету. Кстати, быть художником при дворе Филиппа II мечтал сам Эль Греко, так, правда, этой почести и не добившись.
Интерес петербуржцев к привезенным картинам оказался столь огромен, что очереди на выставку «Прадо в Эрмитаже» напоминают, по словам очевидцев, очереди за дефицитом в застойные советские годы. Знающие люди советуют: лучшее время для посещения — 10.30, когда открывается музей. Впрочем, очередь гораздо меньше и в вечерние часы (особенно в будни).
Любовь Румянцева
Фото Замира Усманова
Выставка «Прадо в Эрмитаже» работает до 29 мая, кроме работы музея в дополнительное вечернее время — со вторника по субботу с 18.15 до 21.00.
Рубрики: | Искусство/Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |