-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в oksanya

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.06.2008
Записей: 1025
Комментариев: 603
Написано: 1862


Из жизни Христа.В.Поленов.

Среда, 30 Июня 2010 г. 17:39 + в цитатник

Христос и грешница - В.Д. Поленов - 800x600

    Василий Дмитриевич Поленов.  Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

Впервые картина была показана на XV Передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», - ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании - идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною Кто из вас без греха. В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница... А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина... Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Картина стоила художнику больших трудов и длительных периодов разочарования. Ее живописно-пластическое решение, композиционная разработка по существу оставались академическими с той только разницей, что основная по смыслу группа не являлась центральной. Вместе с тем стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи. Возникшая при этом необходимость уравновесить красочно и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен, в мерном чередовании которых исчезает глубинность линейного построения, привела его к стилистическим решениям близким живописи модерна. Таким образом, синтез, которого добивался художник, пытаясь обновить академическую живопись новейшими художественными средствами, оказался недостаточно серьезным и глубоким, что осознавал и сам Поленов. При этом сама попытка обновления академического искусства была значительна для русского искусства.

Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие.

     Еще в юношеские годы под впечатлением картины Александра Иванова «Явление Христа народу»

Явление Христа
народу
  Александр Иванов. Явление Христа народу

у Василия Поленова зародилась идея создать большое полотно этического содержания, способное воздействовать на зрителя силой своего драматизма. По мнению художника, именно такое произведение отвечало бы запросам времени, духовным потребностям людей.

     Написанию картины предшествовали поездки в Египет и Палестину, изучение быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы "вжиться" в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку.

     Свой долг художника Поленов видел в концентрации сил для создания евангельского цикла картин «Из жизни Христа» (1899-1909), который он мыслил себе «рядом картин и сцен, связанных между собой эстетической атмосферой. Первой работой этого цикла оказалась картина «Христос и грешница».

   Сюжетом этого полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна, в главе VIII. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

     Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.

    Полотно Иркутского музея - уменьшенное повторение одноименной картины 1888 года, находящейся ныне в Русском музее. Вот что писал об этом Д.В. Поленов, сын художника: «Оно (полотно Иркутского музея) было сделано потому, что купивший картину Александр III разрешил везти ее в Москву, а для дальнейшего путешествия по провинции велел сделать с нее копию. Копию сделал С.А. Коровин, писавший фигуры и пейзаж, а лица - сам В.Д. Поленов. Происходило это в Москве, в доме С.И. Мамонтова».

     В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью».


Тивериадское озеро

озеро
 Василий Поленов. Тивериадское озеро

Приступая к работе над картинами серии Из жизни Христа (1890-е - начало 1900-х) художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». В следующей за Христом и грешницей картине, вошедшей в цикл - На Генисаретском (Тивериадском) озере, — он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущей картине.

Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением (это именно лицо мудреца, а не пророка и страдальца), то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. Собственно и сюжета никакого нет: по берегу озера неслышно идет с посохом в руке глубоко задумавшийся путник, его окружает пейзаж с покойным, тихим озером, окаймленном цепью доходящих до горизонта гор, и с древними камнями на берегу. Но во всем этом пустынном безлюдном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всей «бессобытийности» сюжета картины значительность происходящего для зрителя не оставляет сомнения. Красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. Эти тонкие связи между словом и живописью были уловлены художником еще тогда, когда он увидел в Париже интерьер русской церкви, в оформлении которой были использованы пейзажи Боголюбова. «...Оригинально и красиво, - писал он в одном из писем родным, - в церкви видеть большие пейзажи, переносишься в природу и евангельские повествования и легенды». Во всяком случае, уже картина На Генисаретском озере свидетельствует о высокой значимости пейзажа в размышлениях Поленова о гармонии, к которой он всегда стремился и которая воплощалась для него в евангельском Иисусе.


Мечты

Известно, что образ Спасителя всегда привлекал внимание живописцев. С его воплощением связаны представления о добре и зле, справедливости и предательстве, прощении и ненависти. Среди русских художников одним из первых проблему христианской религии как нравственного выбора человека пытался решить Александр Иванов в своей колоссальной работе «Явление Христа народу».
Во второй половине XIX столетия к Евангелию часто обращались Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, М.М. Антокольский. Стремясь провести параллель в своих произведениях между евангельскими событиями и насущными проблемами реальной действительности, они избирали наиболее драматические моменты и наделяли Христа чертами своих современников.
Евангельские сюжеты в истолковании Поленова лишены какой бы то ни было конфликтности. Поленов по натуре своей был чужд всяческой патетики и драматизма. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — писал он.

Христос в его представлении не преобразователь-реформатор, не вершитель судеб и не страдалец-мученик, каким его изображали многие. Официальная критика иногда даже порицала автора за отсутствие торжественности и значимости изображаемых моментов, за простонародный облик Спасителя и его скромное платье. Художник стремился к воплощению Иисуса в облике простого человека, вне привычных канонов. Поленовского Христа отличают мягкость и спокойствие, он является носителем гармонии и добра.

мечты

 Василий Поленов.Мечты

 

Написанная в 1894 году картина «Мечты» из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева вплотную примыкает к евангельскому циклу. Она представляет Христа на берегу Генисаретского озера в Палестине. Это то самое легендарное место, где Иисус произнес свою знаменитую нагорную проповедь. Поленов избегает повествовательного рассказа. Он стремится передать внутреннее состояние путника, углубленного в свои мысли. Христос не смотрит на зрителя. Его взгляд устремлен далеко за горизонт. Образ его неразрывно слит с палестинским пейзажем. Человек и природа совершенно равнозначны в этом произведении Поленова. Они взаимодополняют и обогащают друг друга.
Спустя несколько лет после появления этой картины отец поэта Бориса Пастернака, талантливый художник Леонид Пастернак, вспоминая свою поездку в землю обетованную, писал: «Передо мною раскинулось во всю величавую ширь и мощь Генисаретское озеро; Тивериада, дышавшая трепетным белым жаром своих мечетей и домиков, мягко как бы вычерчивала изгиб берегового прибоя слева. Насупротив меня тянулась фиолетово-розоватая цепь гор с едва видной вышкой Гермона. И такая тишь кругом, такой непередаваемый величавый покой! «Боже мой! — вырвалось из груди моей, — да ведь это же все — Поленов!!! Вся эта гармония красок, взволновавшая меня, все кругом — ведь это поленовская палитра!».
«Мечты» существуют в нескольких версиях. Наиболее известные находятся в Русском музее в Петербурге и Музее частных коллекций в Москве. Саратовский вариант отличается лаконичностью композиции, необыкновенной чистотой и свежестью полупрозрачных светоносных красок, продуманностью образа Христа. Спокойствие и величественная тишина словно растворены в окружающей природе. Недвижна водная гладь, в легкой дымке тают очертания горной гряды, выцветшее небо дышит зноем зарождающегося дня. Каменистый берег Генисаретского озера. На огромном валуне — одинокая фигура странника с посохом в руках. О чем его думы и мечты? Об этом можно много размышлять. Возможно, глубже проникнуть в замысел художника помогут слова Эрнеста Ренана, которого так ценил и уважал Поленов: «Эти горы, море, лазурное небо, эти высокие равнины на горизонте для него были не меланхолическим видением души, вопрошающей природу о своей судьбе, но определенным символом, просвечивающей тенью невидимого мира и нового неба»
...


монастырь

 Василий Поленов.  Монастырь над рекой

Рубрики:  Художники прошлых лет
Живопись
Метки:  

Процитировано 5 раз

Мария_Вера   обратиться по имени Четверг, 01 Июля 2010 г. 01:21 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Оксана_Андрусенко   обратиться по имени Четверг, 01 Июля 2010 г. 03:06 (ссылка)
благодарю
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 17 Марта 2012 г. 09:20 (ссылка)
Когда художник берет достойные сюжеты, то тогда получаются шедевры. (как в случае с Поленовым - еванг. сюжеты) а если нет - то работа не возвышает, т.е. не исполняет своего предназначения - даже если за неё хорошо платят ( напр.“№5, 1948”, написанная Джексоном Поллоком $142,7 миллионов)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку