-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в CALERIJA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.01.2013
Записей: 2302
Комментариев: 135
Написано: 2602


Донжуанский список Пушкина. Часть 1.

Вторник, 20 Июня 2023 г. 09:17 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Донжуанский список Пушкина. Часть 1.

 

Короткие колкие эпиграммы, ехидные стишки-обличения, фундаментальные романы, легкие былинные повествования, фольклорно-простецкие сказки – все это знакомо нам с детства. Но был и другой Пушкин. Игрок, мот, повеса, похабник, постоянно в долгах и скандалах. Насчет женщин был совершенно слаб – влюблялся постоянно. Не мужик, а танк: куда дуло, туда и башня. Но при всех его недостатках барышни, да и почтенные матроны из высшего света платили ему взаимностью.

По свидетельствам современников, да и по прижизненным портретам, Пушкин был некрасив. «Дурен собою» - говорил даже его родной брат. Дурняшкой, умеющим нравиться, называет Пушкина некая Никольская, с которой ему довелось обедать. Заметила, оценивала, думала о Пушкине и делилась впечатлением - наверняка из кожи вон лез, пытаясь понравиться незнакомке. Маленький рост молодого человека мог способствовать развитию так называемого комплекса Наполеона. Тогда понятно постоянное стремление поэта быть в центре внимания всех и вся.

Пушкин в образе монаха, искушаемого бесом, подпись: «Не искушай (сай) меня без нужды». Автопортрет, помещённый в альбоме Ушаковых сразу после донжуанского списка

Одной из отвратительных черт Пушкина было его хвастовство интимными связями. Влюбляясь в очередную свою жертву, а по-другому женщин Пушкина назвать сложно, поэт сначала пылал чистой любовью. Возведя возлюбленную на пьедестал высокой любви, Александр Сергеевич видел ее музой, вдохновительницей. Писал и посвящал ей стихи, в очередной раз рождая нетленку. Но, как только муза падала ему в объятья, ореол неземных чар спадал, ангел превращался в земную женщину, страсть Пушкина угасала, а на ее место приходило пренебрежение и презрение.

Бывший лобызатель края платья превращался в циника, не стеснявшегося в выражениях. Оглашая очередную свою победу, он не думал о том, что может навредить женщине. Впрочем, не думал он об этом и тогда, когда прикладывал все силы к соблазнению замужних дам. Сложно сказать, что заставляло женщин, знающих о репутации Александра, переступать приличия и становиться любовницами, о которых потом будет судачить весь свет.

Лицейский одноклассник Пушкина барон Корф говорил, что Саша был во власти двух стихий: одной из них была поэзия, другой – удовлетворение чувственных страстей. Даже при том, что Корф мог быть субъективен, потому что не любил Пушкина, просто в силу полной противоположности характеров, случаи из юности поэта не дают усомниться в словах барона.

Так, однажды Пушкин подкрался к женщине, изящный силуэт которой увидел в коридоре лицея. Обняв женщину, он бесцеремонно ее облапал. Разглядев, что в объятьях не молоденькая девушка, подросток сбежал в полном конфузе. Женщина оказалась престарелой фрейлиной царицы, оскорбления не снесла и пожаловалась государю. Пушкина тогда чуть не вышвырнули из лицея, но директор Энгельгардт сумел вымолить прощение для несмышленого отрока.

Еще будучи лицеистом, Пушкин познал радости интимной близости. Для плотских утех ему вначале достаточно было продажных женщин. Возможно, именно эти товарно-денежные отношения и заставляли потом остывать чувства любовника по достижении главной цели флирта – интимной близости. Чуть позже он переключился на менее доступных дам. Поэтом владел своего рода азарт: чем более недостижимой казалась цель, тем желаннее она была.

Пушкин без сожаления рвал связи и легко расставался с бывшими возлюбленными. Во время учебы у Саши был роман с дальней родственницей директора лицея. Молодая вдова Мария Смит была без памяти влюблена в молоденького наглеца и проводила с ним практически каждую ночь. Но как только Саша окончил лицей, вдова была тут же забыта, юноша переехал в Петербург и припал к светской жизни.

Несколько неудачных попыток добиться взаимности у столичных дам не сбили юношеской прыти, и Пушкину все же удалось войти в свет.   Он стал любовником княгини Голицыной. Да, княгиня была на 20 лет старше. Но зато в ее доме собирались сливки общества, которым Сашенька был незамедлительно представлен восторженной хозяйкой.

Почти год поэт становился своим в петербуржском высшем обществе под протекторатом княгини. Но к декабрю 1818 года, использовав Евдокию Ивановну и ее связи по полной, Пушкин оставил ее без сожаления.

Перечислять женщин Александра Сергеича можно долго, рассказывать о каждой из них - еще дольше. Практически каждая пережила с поэтом и взлет, и влюбленность, и крах надежд, и унижение. Чего только стоит история Анны Керн, женщины, которой Пушкин написал одно из самых известных стихотворений «Я помню чудное мгновенье…»! Пушкин настойчиво уговаривал Анну бросить мужа, писал ей красивые письма, звал жить с ним во Пскове.

Анна Керн, рисунок Пушкина, 1829 год
Но когда она все же решилась и разрушила семью, сбежав от генерала, Александр немедленно охладел к ней, тем более что она оказалась вовсе не богатой, а потому неинтересной партией. Связь у них все же некоторое время была. Только вот Пушкин в таких выражениях писал о ней своему другу Соболевскому, что в приличном обществе вслух не произнесешь.

В дальнейшей судьбе опозоренной и брошенной женщины Пушкин участия не принимал. Оставшаяся без средств к существованию, Анна была вынуждена продать даже бережно хранимые ей письма от Александра, просто чтобы не умереть от голода.

Есть такая очень известная штука, как "Донжуанский список Пушкина". И не надо ругать бедных литературоведов. Он первый начал. Начал сам. Донжуанский список Пушкина — два параллельных списка женщин, которыми увлекался А. С. Пушкин и/или с которыми был близок, в хронологическом порядке. Пушкин сам составил их в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой.

. Впервые списки были напечатаны в 1887 году в «Альбоме Пушкинской выставки 1880 года», где в «Биографическом очерке» А. А. Венкстерна было указано: «по объяснению П. С. Киселева (мужа одной из сестёр Ушаковых)— это дон-жуанский список поэта, то есть, перечень всех женщин, которыми он увлекался». Первой посвящённой спискам работой явилась статья Н. О. Лернера «Дон-Жуанский список». Популярность термин получил после одноимённой работы П. К. Губера (1923) 

Широко известно также высказывание поэта в письме к  В. Ф. Вяземской(1830): «Моя женитьба на Натали(это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена» (Mon mariage avec Natalie (qui par parenthèse est mon cent-treizième amour) est décidé); вероятнее всего иронический характер этой цифры, вообще характерный для тона переписки Пушкина с Вяземскими (чуть выше в письме Пушкин сравнивает «первую любовь» со «второй»). Любопытно, что и сама княгиня Вера Фёдоровна, по-видимому, фигурирует в составленном Пушкиным списке из альбома Ушаковых. 

Текст записи в альбоме Ушаковых 

Составлен0 в 1829 году. Впервые напечатана факсимильно в «Альбоме Пушкинской выставки 1880 года», М. 1887, табл. 4, 5, 6, после стр. 116. Представляет собой запись в два столбца. По мнению В. В. Вересаева, в первой части списка — имена женщин, которых Пушкин любил сильнее, во второй — женщины, которыми он был увлечён.

Два списка женских имен. Конец второго не уместился на страничке альбома, и три имени перешли на следующую страницу.

Существует несколько расшифровок ряда имён из этих списков.Посмотрим на внешность этих дам...

  Первый список

«Наталья I» — вероятно, актриса царскосельского театра («К Наталье», «Посланье к молодой актрисе») или гр. Наталья Викторовна Кочубей (1800—1855), которой посвящены стихотворения «Воспоминаньем упоенный» и «Чугун кагульский, ты священ».



Н. В. Кочубей

«Катерина I» — Екатерина Павловна Бакунина (1795—1869) — сестра лицейского товарища Пушкина, предмет его безответной любви, фрейлина, художница. Адресат стихотворений: «К живописцу», «Итак я счастлив был», «Слеза», «Окно», «Осеннее утро», «Разлука», «Бакуниной» и др. В 1834 году Е. Бакунина выходит замуж за А. А. Полторацкого.


Е. П. Бакунина

«Катерина II» — вероятно, Екатерина Андреевна Карамзина, урождённая Колыванова (1780—1851) — жена историографа Карамзина, сестра П. А. Вяземского. Известно, что Пушкин вздумал за ней «приволокнуться» в 1819 году и был поднят супругами на смех, после чего Екатерина Андреевна осталась другом поэта.


Е. А. Карамзина

«NN» — Утаённая любовь Пушкина — предположительно, глубокое чувство, испытанное поэтом на юге. С ним обычно связывают поэму «Бахчисарайский фонтан» и ряд стихотворений. По одной из версий, «утаённая любовь» выступает в собственноручном донжуанском списке под литерами NN. Пушкинистами предлагалось множество теорий о том, кто была вдохновительницей утаённой любви — Мария Раевская (впоследствии княгиня Волконская, жена декабриста), Каролина Собаньская, Екатерина Карамзина (версия Ю. Н. Тынянова) и многие другие, вплоть до экзотической гипотезы Д. Дарского о пленной татарке Анне Ивановне, компаньонке Раевских. Существует также точка зрения, согласно которой легенда об утаённой любви Пушкина представляет собой вымысел.[5]


Мария Волконская

«Кн. Авдотья» — княгиня Евдокия Ивановна Голицына, урождённая Измайлова (1780—1850) — первая петербургская возлюбленная Пушкина, хозяйка салона (Пушкин явно не собирался скрывать её личность, выписывая титул).


А. И. Голицына


«Катерина III» — вероятно, Екатерина Николаевна Раевская (1797—1885), по мужу (с мая 1821 года) Орлова.


Е. Н. Раевская (Орлова)

«Аглая» — Аглая Давыдова — дочь французского эмигранта герцога де Граммона, жена А. Л. Давыдова, адресат нескольких иронических эпиграмм, в том числе знаменитой «Иной имел мою Аглаю…»


Аглая Давыдова

«Калипсо» — Калипсо Полихрони (1803—18..) — гречанка, бежавшая в 1821 году вместе с матерью из Константинополя в Кишинёв, где с ней познакомился А. С. Пушкин. К ней обращено его стихотворение «Гречанке» и рисунок «Портрет Калипсо» (1821)



Калипсо.
рис. А. С. Пушкина

«Пульхерия» — Пульхерия Егоровна Варфоломей (1802—1863) — по мужу Мано; дочь влиятельного молдаванина, славилась своей красотой, Пушкин увлекался ею во время своего пребывания в Кишинёве.

Пульхерия Егоровна Варфоломей. Рисунок Пушкина на листе с планом статьи «De la religion». 1833 г. Атрибуция А.М. Эфроса. Другое определение: Н.В. Строганова, урожденная Кочубей (М.Д. Беляев).

«Амалия» — Амалия Ризнич (1803—1824) — 20-летняя жена одесского коммерсанта, дочь австрийского банкира, умерла в Италии; адресат стихотворений «Ночь», «Для берегов отчизны дальной», «Под небом голубым страны своей родной».

 Амалия Ризнич. Рисунок А. С. Пушкина, 1823

«Элиза» — Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урождённая Браницкая[11] (1792—1880) — 30-летняя жена одесского губернатора, графиня, адресат многих пушкинских стихов: «Ненастный день потух…», «Желание славы», «Кораблю», «Прощание» и др. Пушкин неоднократно изображал её в рукописях.


Е. К. Воронцова.
Ок. 1823 года

«Евпраксея» — Евпраксия Николаевна Вульф (1809—1883), по мужу (с июля 1831 года) бар. Вревская, домашнее имя — Зина, или Зизи. Дочь П. А. Осиповой, соседки Пушкина по Михайловскому. К ней обращены стихотворения «Если жизнь тебя обманет» и «Вот, Зина, вам совет».


Е. Н. Вревская

«Катерина IV» — возможно, Екатерина Николаевна Ушакова (1809—1872) или Екатерина Васильевна Вельяшева (1812—1865), по мужу (с 1834 года) Жандр.


Е. Н. Ушакова

«Анна» — скорее всего, Анна Оленина. Анна Оленина, по мужу Андро (1808—1888) — фрейлина, в 1829 году Пушкин к ней сватался, но получил отказ. К ней обращено знаменитое «Я вас любил…».


А. А. Оленина

«Наталья» — Наталья Николаевна Гончарова (1812—1863), будущая жена Пушкина.


Н. Н. Гончарова

 

"Северные морозы разжигают кровь и кружат голову. Здешние женщины ленивы и чувственны, как гаремные затворницы. Они капитулируют при первой осаде." ("Записки Д'Аршиака")
Ну да, флирт входил в число светских развлечений. Целомудоие придумали учительницы литературы.

Чтобы список Пушкина  не вызывал  бурление,добавлю... Мне кажется,  некоторые люди просто плохо знакомы с биографией самого поэта, да и его творчеством тоже - одна "Гаврилиада" чего стоит, а уж письма другу про "Гения чистой красоты", которого он "с Божьей помощью на днях..."... Какую пользу и кому принесёт полное выхолащивание подлинных гениев? Чтобы люди любили поэзию, она должна быть близкой и понятной каждому, а уж проще и понятнее Пушкина мало кто был, потому и до сих пор наше всё. И другие поэты, между прочим, согласны - "когда б вы знали, из какого сора ...".Как-то так

Серия сообщений "А.С.Пушкин":
Часть 1 - Историко-бытовые зарисовки об А.С. Пушкине
Часть 2 - Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»
...
Часть 33 - Литературный музей имени А. С. Пушкина в Бродзянах
Часть 34 - Лицеисты - друзья А.С.Пушкина. Вильгельм Кюхельбекер: «Что, если в осень дней столкнусь с любовью?» (часть 3)
Часть 35 - Донжуанский список Пушкина. Часть 1.
Рубрики:  литература/пушкиниана
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку