Цитата сообщения Galyshenka
Иконы Богородицы – покровительницы Руси
Православная вера неотделима от почитания икон. В истории Руси было немало моментов, когда чудом явленные иконы останавливали вражеское нашествие и эпидемии, спасали от пожаров и других бедствий, а люди, обращавшиеся к почитаемым иконам с молитвами, исцелялись перед чудотворными образами.
В Русской православной церкви существует официальный список чудотворных икон Божией Матери, который называется «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, упоминаемые в месяцеслове». В 2021 году таких икон насчитывалось 220.
К сожалению все 220 икон сложно представить, поэтому в посте лишь некоторые из данного списка.
Владимирская икона Божией Матери
(защищает центр России)
Владимирская икона Божией Матери самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви
По сказанию XV века (в списках «Повести о Темир-Аксаке»), икону написал евангелист Лука. Согласно преданию, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке. На Русь икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя Тимерлана. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы. Находится в Государственной Третьяковской галереи
Тихвинская икона Божией Матери
(защищает север России)
Тихвинская икона Божией Матери в окладе (Тихвин)
Согласно «Сказанию о Тихвинской иконе Богоматери», икона написана либо евангелистом Лукой, либо по повелению патриарха Германа в VIII веке. Находится в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре.
Согласно Сказанию, икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. В 1507—1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия III специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для этой иконы.
В XVI веке Тихвин стал известным местом богомолья. В 1526 году Тихвин посетил Василий III, чтобы помолиться перед Тихвинской иконой о даровании наследника, которым стал будущий царь Иоанн Васильевич Грозный. В 1547 году накануне Казанского похода Иоанн IV, имевший особое отношение к Тихвинской иконе, всего за несколько дней до венчания на царство посетил Тихвин, испрашивая благословения у Тихвинской иконы.
Иверская икона Божией Матери
(защищает юг России)
Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции. Со времени чудесного появления никогда не покидала Святую Гору. По преданию перед концом света икона покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона
Казанская икона Божией Матери
(защищает восток России)
Московский список Казанской иконы из Елоховского собора в Москве
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому варианту Одигитрии. В иконах типа «Одигитрия» Богородица указывает рукой на Христа. Казанский образ — оплечный, поэтому указания рукой мы не видим.
За всё время десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви. Казанской иконе ныне посвящены сотни храмов и монастырей, находящихся в бывших провинциях Российской империи.
Празднование Казанской иконе совершается 8 (21) июля в честь обретения иконы в Казани в 1579 году и 22 октября (4 ноября) в честь избавления Москвы от поляков в 1612 году, так как в этот день ополчение Минина и князя Пожарского вступило в Китай-город с Московским списком этой иконы.
С 2005 года 4 ноября отмечается в России как общегосударственный праздник — День народного единства.
Смоленская икона Божией Матери
(защищает запад).
Список Смоленской иконы Божией Матери (Дионисий, 1482 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономах в 1095 году перенёс икону из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.
Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя
Первообраз Смоленской иконы Божией Материй исчез из Успенского собора Смоленска сразу же после захвата города немецко-фашистскими войсками. В 1943 году город был освобожден, но икону так и не нашли и дальнейшая судьба ее неизвестна.
Влахернская икона
Влахернская икона из Успенского собора Московского Кремля
Вероятно, что первообраз Смоленской иконы Божией Матери является списком с более ранней Влахернской иконы.
Привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Выполнена в редкой технике воскомастики и является первым в мире образом, относящимся к типу Одигитрия — «Указующая Путь», «Путеводительница».
Для икон этого типа характерно поясное изображение Богородицы, держащей младенца-Христа на одной руке и указывающей на Него другой рукой.
Икона Божией Матери «Акафистная»
Икона Божией Матери «Акафистная» Умиление — почитаемая икона Богородицы, находится в местном ряду иконостаса Введенского собора афонского монастыря Хиландар.
Августовская икона Божией Матери
Августовская икона Божией Матери написанная в память явления Богородицы в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября ― 26 октября 1914 года), битвой под городом Августовом Сувалкской губернии Российской империи (ныне Подляское воеводство, Польша).
Арапетская (Аравийская) икона Пресвятой Богородицы
По иконографии Арапетская икона принадлежит к типу Одигитрия. Младенец Христос находится на левой руке Богоматери, на нём красные одежды, верхняя часть туловища и обе ножки обнажены.
Имеет древнее происхождение, достоверные сведения о котором не сохранились, её относят к 301 или 322 году.
Балыкинская икона Божией Матери
Список Балыкинской иконы в Свято-Введенском женском монастыре в Орле
икона Пресвятой Богородицы из села Балыкина Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне — Погарского района Брянской области)
Икона относится к типу Умиление, голова Богородицы украшена диадемой, взгляд её направлен на младенца Христа, лежащего на её коленях. Список Балыкинской иконы в 1712 году был подарен Свято-Введенскому женскому монастырю в Орле Тобольским митрополитом Иоанном (Максимовичем). Данный список является одной из наиболее почитаемых святынь Орловщины. В 2009 году праздновалось 300-летие чудотворной иконы
Барловская Икона Божией Матери («Блаженное Чрево»)
список XVI века в окладе XIV века, взятом с оригинала(Оружейная палата ГММК)
Млекопитательница — иконописный образ Богородицы, кормящей грудью Младенца Христа.
Образ находился в Благовещенском соборе Московского Кремля и своё название получил по евангельским словам, обращённым к Иисусу Христу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27).
Принесена в Москву из Бари (Италия), откуда и название Барловская. Оригинал иконы находился в Благовещенском соборе до 1924 года, после этого его судьба неизвестна.
«В скорбех и печалех Утешение»
Многочастная композиция. по преданию, принадлежала бывшему патриарху Константинопольскому Афанасию III. Первообраз утрачен
«Взыскание погибших»
Создание образа относится к XVII веку. Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших»
Первообраз утрачен
«Всех скорбящих радость»
образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.
На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы - особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери.
«Державная»
Подлинник иконы из Казанской церкви села Коломенского
Икона является главной святыней монархистов России. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 (15) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви монаршего села Коломенского (ныне в черте Москвы)[После обретения иконы, в тот же день, 2 марта 1917 года (15 по новому стилю), вечером в 23 часа 40 минут, император России Николай II подписал отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича
Икона «Живоносный Источник».
«Живоносный Источник» -название храма в честь Божией Матери в Константинополе, в Византии; впоследствии название иконы Божией. В православной традиции Богоматерь называют Живоносный Источник, прославляют её как Источник жизни, ибо от Неё родился Христос — Путь, Истина и Жизнь.
Богоматерь «Знамение»
Находится в Софийском соборе Великого Новгорода
На иконе изображён образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками (Оранта) и образом Божественного младенца на груди.
Икона имеет древко, то есть представляет собой выносную икону. Датируется второй четвертью XII века
Во время крестного хода осаждавшие Н.Новгород суздальцы выпустили множество стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила Свой лик к новгородскому народу.
На Руси были известны многочисленные списки с этой иконы. Некоторые из них почитаются как чудотворные, и названы по месту, где свершилось какое-либо чудо: Абалакская, Курская Коренная, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая
Кипрская Стромынская икона Божией Матери
Церковь Успения Богоматери в селе Стромынь Московской области
По преданию, икона была передана преподобным Сергием Радонежским в благословение своему ученику преподобному Савве Стромынскому, второму игумену Стромынского монастыря Богородского уезда Московской губернии.
«Неопалимая Купина»
Икона Богородицы Неопалимая Купина из Соловецкого монастыря. Конец XVI века
Название иконы восходит к одноимённому ветхозаветному образу. В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырёх ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иессеево.
Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы
Богоматерь «Неувядаемый Цвет»
Литературной основой образа являются тексты византийских акафистов, в которых Дева Мария (а ровно и Христос) сравнивается с неувядаемыми и благоуханными цветами.
Иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» чрезвычайно разнообразны, что характерно для иконографии позднего происхождения. При этом в них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах «Богоматерь Неувядаемый Цвет» облачены в царские одежды и венцы.
«Неупиваемая Чаша»
История иконы «Неупиваемая Чаша» берёт начало от Никейской иконы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза», которая прославилась в 304 году В назидание всем верующим, что всякий ядущий Тело Христово (принимающий таинство Святого причастия) не умирает, даже если и терпит в жизни множество напастей и скорбей. Считается, что молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании
Первоначальный явленный образ был утерян в 1929 году. Существующие два чудотворные списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях.
«Прибавление ума»
Часть четырёхчастной иконы, 1780-е годы, Рыбинский музей-заповедник
На иконе Богоматерь и Христос изображены спелёнутыми фелонью - верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов.
По преданию, икона была написана в XVII веке после видения неизвестным иконописцем Божией Матери. Этот иконописец во время раскола Русской церкви никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и впал в безумие. Тогда он стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. После Её видения он получил обещание об исцелении, если он напишет икону Богородицы в том виде, в котором Она ему явилась. Иконописец исполнил свой обет и назвал написанный образ «Прибавление ума Пресвятой Богородицею»
Прототипом этой иконы является статуя Богоматери, находящаяся в Доме Богородицы в итальянском городе Лорето.
«Скоропослушница»
Написана на Святой Горе Афон и хранится в монастыре Дохиар, размещена справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне.
В Россию списки с иконы в большом числе стали поступать с Афона в XIX веке. Они всюду пользовались большой любовью и почитанием
Икона «Невская Скоропослушница»
Петербургский список иконы («Невская Скоропослушница»)
до 1958 года, времени перенесения иконы на место нынешнего пребывания, в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, она около 20 лет находилась в Князь-Владимирском соборе, где к ней с мольбами обращались жители города в блокадное лихолетье. Для православных жителей Санкт-Петербурга «Невская Скоропослушница» стала хранительницей города наряду с такими чтимыми иконами Божией Матери, как Казанская, Царскосельская, Скорбященская с грошиками.
https://ru.wikipedia.org/wiki/В_скорбех_и_печалех_Утешение
хттпс://ruskline.ru/analitika/2015/10/16/tajna_avgustovskoj_ikony_bozhiej_materi