-Рубрики

 -Я - фотограф

Наивные картины Ирины Мартиашвили

Музыкант из Тифлиса холст/масло 50Х60 смДегустация вина Холст/масло 60Х80 см 2013 год"Сон златовласого мальчика" холст/масло 60х50 см. 2013 год"Продавец ковров" холст/масло 60Х50  2013 год"Колыбельная" холст/масло 60х50 см. 2013 годМелодия любви холст/масло 80Х60 2013 год"Свадьба в Тифлисе" холст/масло,  80Х60 см.  2013 годУ родника холст/масло 60Х50Шарманщик холст/масло 25Х90 см

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Iruyna

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.11.2010
Записей: 7468
Комментариев: 136
Написано: 7742


Русский национальный костюм

Вторник, 02 Октября 2012 г. 17:06 + в цитатник
Цитата сообщения Алефтина_Рыжкова Русский национальный костюм.

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.

Одна из характерных черт, свойственных всему народному костюму - его функциональность. Он не сковывает движений, легкий, не жаркий, и в то же время достаточно теплый и укрывает от непогоды. Для разных обстоятельств жизни в различных условиях были выработаны и разные виды одежды: от легких поддёвки или казакина до закрывающих все тело от макушки до пят армяка и тулупа.Крестьянская работа с ее интенсивными размашистыми движениями требовала свободной одежды, и в шагу крестьянских портов вставлялся широкий клин, "ширинка", а под мышки рубах - ромбические ластовицы. В жаркие дни страды крестьянка могла выйти в поле в одной легкой рубахе, лишь подпоясавшись, либо заткнуть полы понёвы за кушак, практически оставшись в одной понёве. Функциональными требованиями было продиктовано и отсутствие пуговиц на рабочей одежде с ее широким запахом: любой член семьи, независимо от телосложения, мог надеть зипун или полузипунникна рубаху, либо на овчинный полушубок, не переставляя пуговиц, а лишь подпоясавшись кушаком, а широкая пазуха служила объемистым карманом.

Другая характерная черта народного костюма - его ярко выраженная конструктивность. Рациональнейшая конструкция рубахи, сарафана, зипуна, понёвы, армяка почти не требовала употребления ножниц, а отходы ткани ручной выделки были минимальными. Небольшое количество прямых швов сокращало время, потребное на изготовление одежды и не требовало большого мастерства от швеи. Изготовляя ткань, крестьянка рассчитывай ее на конкретный вид одежды, а следовательно при шитье могла обойтись без подрубания швов и кромок, тем более что подрубить толстую армячину, сукно для понёвы и даже холст непросто.

В то же время, при всей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, украшавшая человека. Декоративность достигалась путем комбинирования праздничной одежды из тканей разного цвета и качества, что давало экономию дорогостоящих тканей, и за счет сравнительно простых средств декорирования путем нашивки лент, мелкой аппликации из ромбов и квадратов, вставок из простого крестьянского кружева, вышивки простым швом с геометрическим орнаментом. Непревзойденная декоративность народного костюма - его типичнейшая черта. Но декорация имела и функциональное назначение, будучи в значительной мере связанной с верованиями народа. На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на наиболее важных местах и выполнял роль оберега от нечистой силы, которая не могла миновать магические узоры на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле. На праздничной одежде орнамент в виде прошв, вышивки, нашитых лент, мелкой аппликации располагался по плечевым швам, швам подоплеки и т.п., отмечая, таким образом, конструктивные и функциональные элементы. Орнамент употреблялся только мелкий, геометрический, реже растительный.

Нередко возникает вопрос о цветовой гамме народного костюма. Существует мнение о неслучайности расположения цветов на костюме в связи с цветовой символикой, например, о том, что нижняя, "земная" часть костюма /например, женские понёвы/, намеренно была темной /черные, синие понёвы/, а верхняя, связанная с небом, с солнцем - белая и красная. Действительно цветовая символика известна. Но как тогда быть с красными понёвами и андаракамии с тем, что совершенно не употреблялся в народном костюме зеленый цвет - цвет мира и покоя? Думается, что на выбор цвета оказывали влияние более прозаические обстоятельства. Ткани окрашивались только растительными красками и преобладание красного цвета связано с тем, что дававшая красную краску марена в качестве сорняка росла почти в каждом огороде, тогда как растительных зеленых красителей природа почти не знает: растения дававшие зеленую краску, росли только в Китае, поэтому лишь привозные с Востока шелка и атласы были зелеными, в ограниченном количестве попадая в народный быт.

Наконец, отметим еще один определяющий признак народного костюма - его комплексность. Состав народного костюма был совершенно определенным и четко привязывался к тому или иному региону. По некоторым причинам, о которых речь будет идти ниже, это, в основном, относится к женскому костюму. Выделяется ряд женских костюмных комплексов: понёвный, комплекс с андараком, сарафанный, комплекс с кубельком и парочка. Первые четыре привязаны к губерниям южнорусским, западным и южным, центральным и северным, и к казачьим областям. Парочка, пришедшая из города в конце XIXв., распределялась по всей территории России, заменяя, сначала у молодежи, традиционные комплексы. Урал и Сибирь, не имевшие коренного великорусского населения и заселявшиеся выходцами из разных регионов, четкой комплексности костюма не знали, здесь перемешивались разные типы костюма и быстро совершалсяпереход к "круглому" сарафану - платью и парочке.

Наиболее архаичный комплекс с понёвой включал специфический женский головной убор - кичку с сорокой, - а также особые виды плечевой и нагрудной одежды: навершник, носов, костолан, шушпан или шушун, занавеску или запон, тогда как для сарафанного комплекса характерен кокошник, плечевая одежда типа душегреи или епанечкии нагрудная типа фартука, передника; казачий комплекс с кубельком, перенятый от народов Кавказа, иногда употреблялся с типичными для тюркских народов шароварами и вязаным колпаком или широким головным покрывалом. Комплекс с андараком, характерный преимущественно для однодворческого населения, заселявшего бывшие южные и юго-западные границы Российского государства и в социальном отношении стоявшего выше крестьянства, зачастую включал кичкообразныйкокошник, шнуровку, напоминающую дворянский корсаж, разные типы кофт, "прижимки" и т.п.

Комплексность женского костюма связана не только с территориальным делением, но и с возрастными градациями: девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники; понёва сменяла сарафан по достижении половой зрелости, а иногда и при свадебном обряде, а кое-где в районах бытования понёвы старухи снова надевали сарафаны. Разумеется, четких границ между комплексами не было: кое-где в южных губерниях например, в Курской, бытовал и женский сарафан, как и кичкообразный кокошник, а кое-где в северных губерниях, например, в Олонецкой, употреблялась копытообразная кичка; в области же Войска Донского наряду с кубельком носили и сарафаны, и понёвы.

 

 

Молодая женщина в праздничном костюме.

Мезенский уезд, Архангельской губ., начало XX в.

 Молодая женщина в праздничном костюме.

Село Подсереднее, Алексеевский р-н, Белгородская губ., начало XX в.

(коллекция Глебушкина С.А.).


 Молодая женщина в праздничном костюме.

Село Безводное, Нижегородская губ., вторая половина XIX в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Мальчик в костюме.

Село Городец, Нижегородская губ., XIX в.

(коллекция Музея традиционного костюма).

 Девушка в повседневном костюме.

Калужская губ., начало XX в.

(коллекция фольклорно-этнографического Центра «Дербеневка»).

Молодая женщина в праздничном костюме.

Село Дорожово, Орловская губ. начало XX в.

(коллекция Музея традиционного костюма).

 Девушка в праздничном костюме.

Село Болото, Тульская губ., начало XX в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Девушка в костюме.

Московская губ., начало XX в.

(коллекция Матушкиной Г.А. и Вальковой Т.Р.).

Девушка в праздничном костюме.

Мценский уезд, Архангельская губ., начало ХХ в.

(коллекция Набатовой И.)

Молодая женщина в праздничном наряде.

Калужская губ., начало XX в.

(коллекция Глебушкиной С.А.)

 Девушка в праздничном костюме.

Орловская губ., начало XX в.

  (коллекция Музея традиционного костюма и Вальковой Т.Р.).

 Молодая женщина в праздничном костюме, начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Молодые женщины в праздничном костюмах.

Калужская губ., начало XX в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Супружеская пара в свадебных костюмах.

Белгородская губ., начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Молодая женщина в праздничном костюме.

Рязанская губ., конец XIX начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Молодая женщина в праздничном костюме.

Костромская губ., начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

Девушка в праздничном костюме.

Московская губ. XIX

(коллекция Понамарёвой Т.Г.)

 Девушка в праздничном костюме.

Село Городец, Нижегородская губ., XIX в.

(коллекция Музея традиционного костюма).

Девушка в костюме невесты.

Вознесенский район, Нижегородская губ, начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Молодая женщина в праздничном костюме.

Калужская губ., начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

http://www.rus-obr.ru/ru-web/14725

http://narjad.narod.ru/tips/basic.htm

Рубрики:  Костюмы
народный костюм, исторические костюмы, наряды

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку