Категория:Халцедоны
Агат
Агат — минерал, кремнезём, скрытокристаллическая разновидность кварца, SiO2. Представляет собой тонковолокнистый агрегат халцедона со слоистой текстурой и полосчатым распределением окраски.
Ювелиры называют агатом также разновидности халцедона без явной слоистости, но с различными включениями, создающими конкретный рисунок: «моховой агат», «агат звёздчатый» и другие, однако эти названия являются только торговыми и в научной среде не поддерживаются.
Плиний Старший считал, что название происходит от реки Ахатес (др.-греч. Ἀχάτης) на Сицилии (возможно, современная Караби или Дирилло), другое толкование — от греческого «ἀγαθός» — добрый, хороший, счастливый.
Происхождение агатов до сих пор окончательно не выяснено. Существуют разные теории происхождения как самих агатовых жеод, так и тонкой полосчатости халцедоновых слоёв в агатах. Предполагается, что агаты медленно формировались в условиях, обеспечивающих протекание периодических процессов, связанных либо с диффузией истинных растворов и их перенасыщением, либо с раскристаллизацией гелей кремнезёма, либо с полимеризацией кремнезёма при образовании халцедона[1]. Зоны агатов могут иметь толщину до 1,5 мкм.
Разновидности
Агат бастионный (пересечения слоёв и залеченных вторичных трещин образуют рисунок, напоминающий изображения городских пейзажей или бастионов)
Агат бразильский (с тонкими концентрическими слоями);
Агат глазковый;
Агат голубой (сапфириновый)
Агат чёрный («магический агат»)
Агат моховой (дендритовый — с древовидными включениями оксидов железа или марганца)
Агат деревянистый
Агат дисковый
Агат звёздчатый
Агат иризирующий
Месторождения многочисленны, встречается как в изверженных, так и в осадочных породах.
В России в больших количествах агат известен на Урале (Магнитогорск, Каменск-Уральский), плато Ола (Магаданская обл.), на Чукотке, в Ненецком автономном округе (Тиманский кряж, Канинский кряж), в Московской области (в Приокском районе, — Голутвин и у пос. Старая Ситня). В Крыму агаты в качестве вторичного месторождения распространены по всему бассейну рек Альмы и Бодрак. Коренные месторождения Крыма — верховья реки Альма и вулканическая группа Кара-Даг.
Агаты также встречаются в Ахалцихе (Грузия), Иджеване (Армения), Адрасмане (Таджикистан), Минас-Жерайс (Бразилия). Большие россыпи — в Монголии, Уругвае, Индии (Деканское нагорье). Известны также в Германии (Идар-Оберштайн), Украине (Янова Долина, Рафаловка).
Применение
Ценный поделочный и полудрагоценный камень, широко используется в ювелирном деле и как материал для художественной резьбы.
Применяется в точном приборостроении. Из агата благодаря его прочности и вязкости в соединении с высокой твёрдостью изготовляют ступки и пестики для химико-аналитических работ, призмы для аналитических весов, камни для часов.
С древних времён использовался для изготовления украшений, печатей, сосудов, а также как материал для вырезания изображений. Обработанный в форме глаза, агат помещался в глазницы статуй и служил для отпугивания чёрных сил.
Во времена Возрождения в Италии считался талисманом у мастеров. Самое крупное изделие из агата хранится в одном из музеев Вены — это почти плоское блюдо диаметром 75 см, вырезанное из цельного камня.
Агат давно привлекал внимание ценителей самоцветов, знахарей и алхимиков. Плиний Старший упоминал о легендах, что «агат полезен при лечении укусов пауков и скорпионов» и что «лекарства, растираемые в агатовых ступках, способствуют лечению болезней и счастливому разрешению от бремени». В его трактатах есть упоминания о том, что ношение перстней с агатом якобы может «добавить человеку красноречия и ума, отвратить бурю, помочь в спорте, усмирить гнев».
В древности, когда людям было присуще мифологическое мышление, многие полагали, что агат является камнем здоровья, процветания и долголетия. В наши дни заявления о лечебных свойствах агатов стали предметом многочисленных суеверий, умозрительных спекуляций и коммерческих уловок. При знакомстве с сообщениями о мистических и целебных свойствах агата надо иметь в виду, что они носят шарлатанский характер и не имеют никакого отношения ни к минералогии, ни к медицине.
Оникс
Оникс ( ноготь) также ногат и онихион — минерал, халцедоновая (волокнистая) разновидность кварца, в котором незначительные по количеству примеси создают плоскопараллельные окрашенные слои.. Полосчато-окрашенную разновидность мрамора часто называют мексиканский оникс или алжирский оникс.
Чаша Птолимея
Цвет — коричневый с белыми и чёрными узорами, красно-коричневый, коричнево-жёлтый, медовый, белый с желтоватыми или розоватыми прослоями. Для оникса особо характерны плоско-параллельные слои разного цвета.
Сардоникс — параллельно-полосчатая разновидность сердолика огненного, оранжево-красного, иногда почти красно-чёрного цвета.
Агатовый и сердоликовый оникс («сардоникс», «сард») использовался людьми с доисторических времён для изготовления небольших резных художественных изделий (глиптика), а также резных цилиндрических печатей.
Кальцитовые (мраморный и др.) виды ониксов широко распространены и относятся к наиболее доступным и недорогим декоративно-поделочным материалам. Как раньше, так и теперь они широко используются в серийных бытовых и крупных изделиях: это всевозможная мелкая и средняя пластика, ониксовые вазы, шкатулки, подсвечники, столешницы. Применяется также в мозаике и облицовке.
Из оникса часто вырезают разнообразные ювелирные изделия, из наиболее редких и качественных сортов сардоникса — камеи, в которых более высокая часть темного изображения контрастирует со светлым фоном. Сравнительно недорогой поделочный камень.
О дна из наиболее известных историй с сардониксом связана с именем Бенвенуто Челлини:
Однажды он исчез из Ватикана, прихватив с собой золото и драгоценные камни, выданные из папского хранилища для работы. Отсутствовал достаточно долго, что возбудило гнев их святейшества. Когда Челлини объявился, его встретили следующими непарламентскими выражениями: «О! эти художники! вечные посетители кабаков, друзья развратных девок, шумные буяны, кропатели злых эпиграмм, подонки общества, язычники, а не христиане».
В качестве оправдания Челлини предъявил кипарисовый ларец, содержимое которого папа разглядывал с большим вниманием. Это был многоцветный сардоникс, на котором художник вырезал евангельский сюжет — тайную вечерю. Причем сделал это с присущим ему блеском и талантом, а может быть, даже превзошел самого себя. Все пятна, цвета и прожилки камня он использовал для характеристики персонажей. Христос оказался в белом одеянии, апостол Иоанн — в голубом, Пётр — в красном, а Иуда, конечно, в мрачном темно-коричневом хитоне. Более всего папу поразила мысль, что сардоникс валялся на земле много лет и никому до него не было дела. Но вот пришел художник, коснулся камня своим незатейливым резцом — и сотворил чудо.
Бенвенуто Челлини был прощен и провозглашен любимейшим сыном церкви. Его шедевр отнесли в собор апостола Петра и выставили в алтаре главного притвора. Здесь он находится по сей день вместе с другими великолепными геммами, вырезанными гениальными художниками во все времена…
— Ахметов С. Ф. Беседы о геммологии. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 237 с. стр. 125
Возможно, являлся одним из «Библейских камней»