-Метки

crfprf shpruch Карлов Мост Фаина Раневская Шекспир акварель александр блок ангел англия архитектура барышня болгария булгаков веер вербное воскресенье версаль весна гадание горы дерево дом с историей египет женский образ живопись замок изумруд икона иллюстрации иллюстрация индия история карикатура карпаты картина костюм кофе крылатая фраза легенда любовь мадонна макро макромир мистика миф мода монастырь море москва натюрморт новый год озеро осень открытка париж пасха пейзаж песах пещера питер поздравление портрет пословица прага прага. чехия природа притча птица пушкин религия ретро рождество роза роза. цветок россия санкт-петербург саратов сирень сказка сказка. осень снегурочка собор стихотворение сюрреализм театр тест традиция туман фарфор фото фотография франция храм художник художники картины живопись искусство цветок чай чехия шоколад юрий егоров. стихотворение япония

 -Рубрики

 -Стена

Нина-Яковлева Нина-Яковлева написал 16.11.2014 23:23:22:
мррррр)
БуТоН БуТоН написал 28.07.2014 00:14:17:
Мадлена_де_Робен Мадлена_де_Робен написал 16.07.2014 01:38:48:
ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ !!!!!!!
OlgaCHET OlgaCHET написал 20.05.2014 20:12:34:
Нина-Яковлева Нина-Яковлева написал 24.04.2014 10:23:03:
Обожаю Вас!)))

 -

Быстрый переход по страницам блога Мадлена_де_Робен:

 -

Радио в блоге

[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин


VIERGE NOIRE или "Черная Мадонна"- великая и загадочная Праматерь

Суббота, 02 Мая 2009 г. 22:10 + в цитатник
Цитата сообщения Dancing_Witch VIERGE NOIRE или "Черная Мадонна"- великая и загадочная Праматерь.




Черная Мадонна, Einsiedeln, 1465.
О Черных Мадоннах я уже писала как-то - там была глава из книги Тим Уоллес Мерфи "Тайный код символов":
http://www.liveinternet.ru/users/dancing_witch/post65623057/
Там было мало картинок, сейчас их больше, видна вся красота образа, да и информация новая появилась.
Так что , прошу и - ваши соображения на этот счет?..:)

Черная Мадонна в Праге.

По материалам из Википедии, свободной энциклопедии ( перевод - мой) и еще некоторых интересных статей. Может, в чем-то повторюсь, но ведь кто-то этого и совсем не читал, так что не страшно.

Черная Мадонна в Ченстохове, защитница Польши.

"Черная Мадонна" или "Черная Дева" - так называют статуи или живописное изображение Марии, где она изображена с темной или черной кожей. Это название относится, в частности, к европейским статуям или изображениям Мадонны, которые представляют особый интерес, поскольку - как предполагают некоторые - ее темное лицо и руки, являются ее истинным цветом. Однако такой "особый" смысл "Черной Мадонны" не распространяется на просто черные, явно африканские образы Девы Марии, которые пользуются популярностью в Африке и в районах с большим черным населением, таких, как Соединенные Штаты. Вместе с тем было заявлено, что европейские Черные Мадонны имеют свои корни в африканской традиции (см. ниже).

Некоторые статуи получили свой цвет от используемого материала, как, например, эбеновое дерево или другое темное дерево, но все еще продолжаются дискуссии по поводу того, является ли выбор материала определяющим в данном случае. Часть изображений были лишь слегка бронзированными, но потемнели со временем, например, как считается, от свечной копоти. Долгое время это было распространенным объяснением для всех средневековых "черных" образов Марии, но начиная с 1950-х годов это оспаривается комментаторами, например Леонардом Мосс, который считает, что черный цвет был предусмотрен изначально. Были случаи, когда лицо Мадонны было перекрашено в черный, а после реставрации возвращалось к своему первоначальному бледному цвету кожи, что означает, что чернота была важна для поклоняющихся.

Черные Мадонны, в основном все средневекового периода, или же являются копиями средневековых фигур, и встречаются только в католических областях. Скульптуры в основном деревянные, но иногда каменные, нередко окрашенных, до 75 см в высоту, многие датируются временем между 11м и 15м веками. Они делятся на две основные группы: свободно стоящие вертикальные фигуры или фигуры, сидящие на троне. Картины - это как правило, иконы: в византийском стиле, хотя иногда встречаются сделанные в 13м или 14м веке в Италии.. Большинство изображений - это образ матери и ребенка. Их лица, как правило, идентифицируются, как имеющие европеоидные черты. Существует около 450-500 Черных Мадонн в Европе, в зависимости от классификации. Имеется по крайней мере 180 Vierges NOIRES в Франции и есть еще сотни не слишком средневековых копий. Некоторые из образов находятся в музеях, но большинство из них остаются в церквях и храмах, и почитаются верующими. Многие из них чудотворны и привлекают значительное число паломников.



Теории о Черных Мадоннах :

В конце 19го и начале 20го века теория, которая объясняла темный цвет кожи тем, что свечи сожженные в молитве к Богоматери, оставляли сажу на статуях, способствовала слабому изучению Черных Мадонн еще в течение нескольких десятилетий. Некоторые теологи и историки по-прежнему считают, что все примеры темной окраской можно списать на естественный цвет использованной древесины или изменения цвета с течением времени. Они могут добавить, что бледное алебастровое лицо было следствием уже пост-средневековой развития. Однако конрт-аргументом тут является то, что на некоторых изображениях сохранились неестественно яркие цвета одежды - все это должно было по идее закоптиться тоже, а не только лик и руки.

Черная Мадонна, этнографический музей, Брно.
Интерес к изучению Черных Мадонн возродился в конце 20 века. Специалисты по сравнительному религиоведению предположили, что Черные Мадонны являются потомками дохристианской матери или богини Земли (Мосс, Benko). Некоторые из них подчеркивали роль Исиды в качестве ключевой фигуры богини-прародительницы (Редд, Маккини-Джонсон). Психологи обсуждали материнский и женский архетипы из Юнгианского анализав. (Густафсон, Бегг). Хотя все эти методы значительно стимулировали академический интерес, по прежнему не существует утвержденного и общепринятого консенсуса о средневековых мотивах резьбы или живописных изображений Черных Мадонн.

( а если нет консенсуса - значит, у нас с вами нет никаких ограничений для собственных теорий..:) -D.W. )

Прямая связь между Черными Мадоннами в европейском средневековье и древними языческими традициями и представлениями была утверждена сравнительными методами, поскольку прямые исторические и художественные влияния не могут быть доказаны. Хотя нет никаких прямых католических богословских источников, все же многие авторы предполагают, что средневековый культ Черных Мадонн сформировался как ответ на сюжет из "Песнь Песней" 1:5 в Ветхом Завете: "Я черна, но прекрасна, дщерь Иерусалима ... " или "Nigra sum sed formosa" на латыни, фраза из проповеди Бернара Клервосского. На нескольких сохранившихся Черных Мадоннах начертаны эти слова, например, на статуе из Tindari ниже; возможно, однако, что в некоторых случаях эти надписи были добавлены позднее, после того, как статуи были уже изготовлены и установлены.


Статуя из Тиндари.

Возрождение интереса к Черной Мадонне, особенно со стороны феминистских, нео-гностических и нео-языческих писателей и ученых, психоаналитиков и др. в 20-м веке, привело к появлению различных теорий на этот счет. Многие из них связывают изображения Черной Мадонны либо с дохристианскими традициями, или с такой темой, как женская власть.

Моник Scheer подхошла к этой теме с точки зрения символической антропологии.Она считает, что эти статуи и картины начали познавать, как Черную Мадонну уже после Средневековья, возможно, как часть контр-реформационной тенденции поощрять "почитание чудотворного образа Марии". Она рассматривает "символическое значение, связанное с темной кожей Мадонн ", скорее с акцентом на происхождение их цвета, а также свидетельствует о том, что эти символические значения были различными в разных эпохах и контекстах.

Большинство писатели стремятся для интерпретации Черных Мадонн предложить некоторые комбинации из следующих элементов:

- Черные Мадонны "выросли" из дохристианских традиций почитания богини Земли. Их темная кожа может быть связана с древними изображениями этих богинь, а также с цветом самой плодородной земли. Они часто сопровождаются рассказами о том, что были обнаружены случайно в естественной обстановке: внутри дерева или весной, например. Некоторые из их христианских святилищ находятся на участках, где ранее размещались ранее храмы Кибелы или Дианы Ефесской.

(это наводит меня на мысль, что если ведьмам в прошлом и приходилось быть католичками, то наверняка, почитали они именно Черную Мадонну, или ту Мадонну с Полумесяцем, о которой я недавно рассказывала - D.W.)


Мадонна из Лоретто.

- Черная Мадонна "эволюционирует" из египетской богини Изиды. Темная кожа может быть отголоском африканской фигуры архетипической матери . Профессор Стивен Benko среди прочего говорит, что ранние христианские изображения сидящей матери и ребенка навеяны образом Изиды и Гора.

- Черные Мадонны отображают подлинный тон кожи Девы Марии, таким образом помещая данные фигуры в подходящий исторический контекст, вроде того, что семья Иисуса более вероятно не имела семитских цветов и признаков.

Мадонна из Лангенздорфа, Германия.
- Черные Мадонны выражают женскую силу, далеко не в полной мере выражаемую бледнолицей Марией, которая, как представляется, символизирует высшие качества, такие как послушание и непорочность. Эта идея может обсуждаться в юнгианских терминах. Подход , связанный с "женской силой" может быть ассоциирован скорее с Марией Магдалиной и женской сексуальностью, которая подавлялась средневековой церковью. Во Франции существуют течения, утверждающие, что некоторые статуи являются на самом деле Марией Магдалиной , а не Марией, матерью Иисуса, но эти традиции и связанные с ними теории обычно отклоняются богословов. (кто бы сомневался..:))) - D.W.) Предположение о том, что Черные Мадонны представляют женскую силу, может быть связано с богинями земли и отнесено к архетипическим "великим матерям", которые властвуют не только над рождаемостью, но и над течением всей жизни и смертью. These ideas overlap with "feminist spirituality" or "women's spirituality". Эти идеи совпадают с "феминистской духовностью" или "женской духовностью". (Chiavola Birnbaum)

- Черных Мадонн иногда связывают с тамплиерами или Святым Бернардом Клервосским. Ean Бегг считает, что они были почитаемы в эзотерических культах, связанных с храмовниками или катарами, однако эту идею отклоняют другие писатели, которые, могут также отрицать рассказы о связи с Марией Магдалиной, и любой другой гностической или еретической традицией.

- Некоторые Черные Мадонны, возможно, были созданы именно такими потому, что художник был знаком с другими аналогичными изображениями.

Процессия со статуей Черной Мадонны.



Черные Мадонны во Франции:

Guingamp, Brittany, Basilica of Notre Dame de Bon Secour.
Начиная с XI века местечко Пренжи (Pringy) славится своей Черной Мадонной – статуей, находящейся в дупле старого дуба, растущего на большой дороге в Бургундию, древнем римском пути.



Происхождение названия «Черная Мадонна»

По мнению некоторых историков, в частности Жерара де Седа, некоторые Мадонны имеют черный лик, поскольку это бывшие античные статуи, посвященные богине-матери, переименованные на заре христианства в Черных Мадонн.

Языческое поклонение галлов некоторым божествам, источникам или деревьям не могло быть преодолено без использования в новой религии уже существовавших элементов культа (напомним, что в Пренжи у подножия дуба, в котором находится Черная Мадонна, устраивались местные сборища друидов).

Такое же происхождение имеет и паломничество к источникам, находящимся под покровительством Мадонны или кого-то из святых. Это наследие античных богов, отражающее первозданный народный дух.

Черная Мадонна в базилике de Saint-Quentin .

У Черных Мадонн много общего:
Черные Мадонны приобрели известность и стали предметом разговоров, начиная с XI века. Историограф из Мелена Габриэль Леруа уточняет, что в те времена паломники стекались со всех сторон, чтобы помолиться Богомотери в Пренжи. Все они направлялись сюда клюзиенским аббатством. Костел Приньи был передан аббатству Сен-Мартен де Шан де Пари римским Папой Урбаном II в 1096 г. В это же время был постороен монастырь Богоматери в Принжи. Покровительнице молились о плодородии, здоровье или о воскрешении мертворожденных младенцев. В некоторых приходских реестрах XVII и XVII века сохранились описания подобных воскрешений:

« 26 октября 1662 г. был доставлен мертворожденный младенец из прихода Нанди, сын Этьенна Колэна и Катрин Коля. Ребенок был поднесен к лику Святой Девы, матери Господа Нашего Иисуса Христа, в монастырской часовне Пренжи. Благодаря молитвам Святой Деве, младенец подал признаки жизни, вдохнув через ноздрю и пупок и выдохнув так, что перышко, помещенное на его рот, взлетело. Позже этот ребенок был крещен повитухой из Пренжи Клодиной Винье».

Святилище в Майнце, Савойя, считается, что это как раз Мария Мангдалина.
Другие чудеса были сотворены в более ранний период. В начале XVI века Иоанн де Лопиталь организовал юбилейную мессу в этой часовне, где находилась чудотворная статуя Девы. В1595 г. Мишель де Кастельно, посол Франции в Англии в период правления Генриха II, Франциска II и Шарля IX, пожелал быть похороненным в этой часовне, «где происходят многие чудеса»
Другой объединяющий Черных Мадонн фактор – все они возвращаются ночью на то место, где были обнаружены. Богоматерь из Пренжи не является исключением: найденная на большой Бургундской дороге, она была перенесена из дупла дуба в специально построенную для нее часовню (XIII в.), но поскольку это перемещение было совершено неподобающим образом, ночью она вернулась в дуплло своего дерева. И так происходило три раза. Жители деревни возвратили ее с подобающим церемониалом.

Святилище в Тулузе.
Все Черные Мадонны находятся вблизи святилища, где им поклоняются. Это место очищения и обновления. В Пренжи (паломники направлялись в Сен-Жак де Компостель) нищие совершали омовения в источнике, находившемся на территории монастырского сада. Этому источнику приписывались лечебные свойства, многие смогли излечиться от лихорадки и восстановить здоровье.

Мадонна в Рокамадуре.


Все Черные мадонны имеют среди священных аксессуаров кандалы или цепи, принесенные бывшими узниками, полагавшими, что вера в Черную Мадонну помогла им обрести свободу. В XI веке «человек, обвиненный в преступлении, которого он не совершал, был приговорен и сослан на галеры. Приближаясь к Принжи по пути к месту заключения, он узнал, что там поклонялись Чудотворной Деве. Он помолился, подтверждая свою веру и, когда он оказался у священного дуба, пал ниц, выказывая тем самым глубочайшее благоговение; и тогда пали его оковы. Благодаря этому свершению, процесс был пересмотрен, а этот человек освобожден».

До нас дошел и другой необычный случай. «Лоза дикого винограда, обильно покрытая листьями, проросла в часовне до небольшой лампады, горевшей перед Святой Девой. И стало из нее сочиться чистейшее масло, которого хватило на долгие годы для поддержанияч огня в лампаде».



Статуя

(Согласно архивам коммуны в Пренжи, муниципальный реестр № 3)

Богородица из Пренжи представляет собой статуэтку высотой 80 см, выполненную в полный рост из дуба. В левой руке она держит младенца, предположительно выполненного в XV веке.

К сожалению, правая рука отбита, а левая рука и младенец повреждены. Эти повреждения скрыты под торжественными одеждами, в которые Пресвятая Дева облачена согласно древним традициям паломничества. Богомольцы приносили ей в дар украшения и драгоценности. Среди церковного имущества сохранилось двенадцать платьев или передников Девы, а также другие части одежды разных расцветок; некоторые из них были расшиты золотом и серебром. Все это было отправлено в округ Мелена на второй год Республики.

Паломничество

В прошлом паломничества совершались в течение трех воскресных дней, следовавших за Троицей до Рождества Богородицы в сентябре. Паломники молились о защите беременных женщин и о чудесном крещении, мертворожденных младенцев, которых не крестили. В наше время паломничества совершаются ежегоднол во второе воскресенье сентября в присутствии большого числа верующих.

Источник: http://www.mairie-pringy77.fr/pageLibre00010015.html
Перевод с французского – Вера Яковлева
25.01.2006



Саймон Кокс , "Взламывая код да Винчи" :


Взламывая код да Винчи: Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна

"Черная Мадонна — религиозная статуя Мадонны с Младенцем, Богоматери, и, как явствует из данного словосочетания, — Мадонна с черным лицом. Несмотря на то что Дэн Браун в «Коде да Винчи» прямо не упоминает о них, Черные Мадонны тесно связаны со многими мотивами романа, такими как поклонение матери-богине, Мария Магдалина и тамплиеры. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Черных Мадонн, в Германии — 19, в Италии — 30. Знаменитые статуи Черной Мадонны находятся в Ларедо, Сара-госсе, Рокамадуре, Монсеррате, Гвадалупе. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове — «Матка Боска Ченстоховска».

Черная Мадонна Монтсеррат, кафедральный собор, Барселона.
Культ Черной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своем они либо вырезаны из черного дерева, например, эбенового, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней.

Изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам.

Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи эти были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди, однако благодаря ряду исследований было доказано, что скульптуры изготовлены на европейском континенте, а не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока.
Куда логичнее предположить, что эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини — он просто принял новую форму. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела (она же Идей-ская мать или Великая мать богов) — всех их в то или иное время изображали с черными ликами.

Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Культ Исиды, считавшейся покровительницей врачевания и женского плодородия, распространился по всему Средиземноморью и продолжался и в раннехристианскую эру. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии. С тех пор и Исида, и Дева Мария именуются Звездой Моря и Царицей Небесной, обеих изображают стоящими на полумесяце или на фоне звезд, с нимбом над головой или в виде матери с младенцем. Небезынтересно, что Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.

Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее пятидесяти культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны, например в Марселе, где одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине.

Во Франции имеется горный массив Монт де ля Мадлен, где расположено необычайно большое количество церквей с изображениями Черной Мадонны. Как явствует из народных верований и фольклора, напрямую связывающих Черную Мадонну с Марией Магдалиной, статую Черной Мадонны — Мадон де Фенетр (Оконная мадонна) — в южную Францию привезла сама Мария Магдалина.
Многие Черные Мадонны таят в себе определенные секреты, например, загадочную связь с пребыванием под землей. Помещенная в Шартрском соборе Черная Мадонна именуется «Подземной Богородицей», тогда как мы уже отметили, что статуя Черной Мадонны в Марселе находится вне подземной часовни. Некоторые исследователи предполагают, что это символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево богини.

Черную Мадонну также особо почитали тамплиеры."


Ближайшая к нам Черная Мадонна находится в Прибалтике, в Литве - это Остробрамская Божья Матерь. Я о ней тоже писала , где-то в ноябре-декабре, сейчас пока нет времени искать ссылку. Я видела, как эту икону продают у нас в церквях и заметила ее именно сначала из-за полумесяца. Но оказалось - она тоже достаточно темная. Представляете, насколько мощный символ, если два образа сливаются в один? К тому же, если вы купили такой образ, то "используется" он совершенно так : икону нужно поставить или повесить над дверью с ВНУТРЕННЕЙ стороны дома и тогда она будет благословлять всех выходящих в добрый путь. Правда, правда!..:) У меня уже висит!

Часовня Остра Брама:

Современный вид :

Елена11   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2009 г. 23:42 (ссылка)
Спасибо за хорошую подборку фотографий! Я тоже собираю информацию по этой тематике и уже поместила мою интерпретацию возникновения чёрной Мадонны: http://www.liveinternet.ru/users/2979159/post95056305/
Ответить С цитатой В цитатник
Мадлена_де_Робен   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2009 г. 23:52 (ссылка)
Елена11, большое пожалуйста! И спасибо за ссылочку.....
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку