-Метки

Босх а.п.чехов а.с.пушкин а.тарковский аксессуары армения архитектура барселона богородица борис пастернак бунин великий устюг вена видео витамины воспоминания выставка гауди гоголь далее дали дача дети дневник дом дуэль живопись здоровье иван суриков иерусалим икона иллюстрации интерьер ирина папоян испания история италия календарь картинка каталония клипарт книги комплексы котлас кремль культура лермонтов ликбез литература любовь м.булгаков м.цветаева майорка малевич марина цветаева мемуарная литература миихаил пришвин моё фото мода москва московская область музеи музей музыка наследие настроение норман роквелл олимпиада осень отдых оформление пейзаж писец подмосковье полезное португалия поэзия православие прага природа проза прокрутка психология путешествие путешествия пушкин р.фальк разделители рамки растения река речь роман руза русский язык сайт санкт-петербург семья серебряный век сказки средневековье стефан цвейг стиль стихи страны стресс судьбы текст уют фото художник художники цвет цветы цитаты часы черногория чехия чехов чтение шрифт экспозиция эндокринолог энциклопедии эрмитаж этикет ю.нагибин

 -Цитатник

Календарь на май - (0)

Календарь на май Код: Код:

Календарь на апрель 2024 - (0)

Календарь на апрель Код:

Поэт-самородок был сыном крепостных графа Шереметьева. - (0)

Поэт-самородок был сыном крепостных графа Шереметева.    Поэт-самородок...

Календарь на январь 2024 года - (0)

Календарь на январь 2024 года Код рамочки: Код рамочки:

Псковский историко-архитектурный художественный музей-заповедник - (0)

Псковский историко-архитектурный художественный музей-заповедник https://i.yapx.ru/WjNNB.j...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Сегодня в блогах Сегодня в блогах
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Словарный запас Словарный запасПриложение показывает, в виде облака, 100 наиболее используемых слов в вашем дневнике, или в дневниках друзей. Каждое слово является ссылкой, на поиск этого слова в вашем дневнике.

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
11:50 02.01.2013
Фотографий: 1

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сентябряна

 -Подписка по e-mail

 


Псковский историко-архитектурный художественный музей-заповедник

Воскресенье, 08 Октября 2023 г. 20:31 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Псковский историко-архитектурный художественный музей-заповедник





01. Псков


Летописная история Пскова начинается с 903 года, когда киевский князь Игорь взял в жены Ольгу, уроженку псковского села Выбуты, о чем лаконично сообщает древний источник.
Одним из первых русских городов Псков был обнесен каменной стеной; по мере расширения города и в периоды обострения международного положения за пределами старой стены строилась еще одна новая, и так до пяти; районы, которые не успевали обнести оградой, при приближении неприятеля просто сжигали. (Любопытно, кстати, что это неравенство географических частей города нашло отражение в причудливом псковском законодательстве: кража, совершенная в центральной части города, была эквивалентна трем случаям кражи на окраине и каралась смертной казнью.)




02. Богоматерь (из деисусного чина)
15 в. Первая четверть
22,5 х 17,5 см
Дерево, темпера
Страна: Россия
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Народное предание сохранило немало подробностей о самой знаменитой псковитянке. Княгиня Ольга первой в русской правящей династии приняла христианство. В первой половине X века Ольга, прибыв ко двору византийского императора Константина (по другим сведениям — его предшественника, Романа I), поразила его своей красотой и умом. На предложение разделить с ним константинопольский трон Ольга отвечала, что, как язычница, не может этого сделать, но просила императора быть ее крестным отцом. После совершения обряда крещения, когда император повторил свое предложение, мудрая женщина заметила, что теперь, когда он назвал ее своей дочерью, об этом и думать нельзя. «Перехитрила ты меня, Ольга», — молвил незадачливый жених.

История Псковского историко-архитектурного художественного музея-заповедника начинается в 1872 году. Однако в судьбе музея сопряглись сюжеты, восходящие к гораздо более древним эпохам.



03. Богоматерь Мирожская
С предстоящими князем Довмонтом и княгиней Марией
Вторая половина XVI в.
144 × 112 см
Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков, Россия


Простой пример — одно из зданий, ныне занимаемых музеем, — так называемые Поганкины палаты. Это название происходит от имени знаменитого и богатейшего псковского купца XVII века Сергея Ивановича Поганкина. Внешне дом Поганкина напоминает крепость — приземистое, огромное, нарочито простое здание с маленькими окошками всем своим видом воплощает настороженную безопасность.



04. Захария и Валаам пророки
Около 1613 г.
92,5 х 72 см
Дерево, темпера
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Естественно, архитектурой влияние географического положения на псковское самобытное искусство не ограничивается. Более яркий пример — местная иконописная школа.



05. Спас Вседержитель (Елеазаровский). Псков
Первая половина XIV в.
Дерево, темпера


Окраинное положение Пскова привело к большей традиционности по сравнению с московской школой; с другой стороны, свой отпечаток наложило и то, что местные иконописцы пользовались красками собственного изготовления. При этом ранние иконы из собрания музея, например, «Спас Елеазаровский» (XIV в.), прямо восходят к византийскому иконографическому типу. Еще более любопытна трактовка одного из любимейших русских сюжетов в псковской иконе «Чудо св. Георгия о змие» (XVI в.).



06. Георгий (Чудо Георгия о змие)
16 в. Вторая половина
69 х 65 см
Дерево, темпера
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Здесь Георгий борется со змием в фантастическом пейзаже; кругом растут сказочные растения, все до крайности нарядно и тщательно прописано: орнамент на богатой одежде всадника, грива и сбруя его коня и даже змию даны разноцветные крылышки и голубая прядка в шерсти. Поражает стремление псковских иконописцев к обстоятельности и достоверности изображения.



07. Икона Богородицы Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) XVIII в.


На иконе XVIII века «Явление Богоматери старцу Дорофею» изображение заглавного сюжета отнесено на периферию, а центральное место занимает любовно выписанный план Пскова, столь подробный, что иной картограф позавидует: две реки (обе заботливо подписаны), монастыри, церкви, крепостная стена — и даже две маленькие пушечки на ней. Понятно, что город, жители которого с такой обстоятельностью относятся к своей топографии, никак не мог обойтись без собственного музея. Первые разговоры об открытии городского «музеума древностей» относятся к 1829 году.



08. Огненное восхождение пророка Илии
Псков. Середина XVI в.

Дерево, темпера
128.5 x 103 см


Однако реальные очертания музейная идея стала приобретать лишь к 1872 году, когда кружок псковских граждан, неравнодушных к отечественной старине, организовал в городе работу Археологической комиссии. Со второго заседания комиссии главным в повестке дня стал вопрос о музее. По обыкновению, начало ему было положено доброхотными даяниями, весьма разнородными по сути и по коллекционному значению: от медной полушки петровского времени (вклад священника Павского) до богатой нумизматической коллекции М. И. Кунинского. С первых же заседаний было решено вести подробный учет всех поступающих в музей экспонатов, а для подробного ознакомления с принципами ведения музейного хозяйства членов комиссии было решено командировать в другие музеи.



09. Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери
Вторая половина XVI в.
89 × 63 см
Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков, Россия


В качестве образцов для обустройства псковского музея были разумно выбраны Эрмитаж, Артиллерийский музей, Академия художеств и Императорская Публичная библиотека. После этого поездку с аналогичными целями в Новгород, надо думать, предприняли уже исключительно из политических соображений. В 1874 году по соглашению губернатора и предводителя дворянства для музея выделяется помещение в дворянском доме на главной улице Пскова. Спустя два года пополнившаяся и благоустроенная коллекция музея была открыта для широкой публики.



10. Избранные святые: апостол Иоанн Богослов, святитель Савва Сербский, преподобные Ефросин Псковский и Савва Крыпецкий с житием преподобного Саввы Крыпецкого
Псков. 1702 г.
Дерево, темпера
174 х 127


В 1902 году музей переезжает на свое нынешнее место жительства — в Поганкины палаты и с этого времени начинает активно пополняться отдельными экспонатами и целыми коллекциями. Одним из таких вкладов стало собрание выдающегося псковского коллекционера Федора Михайловича Плюшкина. Будущий коллекционер родился в 1837 году в г. Валдае в купеческой семье. В одиннадцать лет он остался без отца и был вынужден работать учеником в лавках родственников, позже — у знакомого купца в Москве. Намечавшейся карьере помешала, по слухам, обычная история — роман смышленого ученика с дочерью хозяина. Однако уроки не прошли даром и полученный опыт вкупе с предпринимательским талантом позволили Плюшкину после переезда в Псков открыть небольшую галантерейную лавку.



11. Никитин И. Н.
Портрет Петра I

начало XVIIIвека
холст, масло, живопись
44,5 х 54 см
ПМЗ


Судя по сохранившимся свидетельствам, и в ранние годы, и позже Плюшкин был представителем симпатичного типа русского всезная — отсутствие систематического образования не мешало ему живейшим образом постигать окружающую его действительность. Он разводил редких птиц, акклиматизировал тропические растения, выращивал грибы, создавал и населял террариум (в Пскове! в купеческом доме! в середине XIX века!). Женившись на Марье Ивановне Шавриной, он в соответствии с чаяниями домочадцев несколько остепенился, но не совсем так, как они себе представляли — на смену всем прочим увлечениям пришла одна всепоглощающая страсть к собиранию памятников русской старины.

Любопытно, что, пока столичные властители умов лишь готовились к тому, чтобы объявить о непреходящей ценности древнерусского художественного наследия, бородатые необразованные купчины, только-только со страниц Островского, начинали собирать коллекции, которые через пару десятков лет составят красу и гордость отечественных музеев — Петр Щукин, Потап Мальцев, Геннадий Юдин и некоторые другие. В этом ряду по праву должно стоять и имя Федора Плюшкина. Тема его коллекции определена максимально широко — все, имеющее отношение к русской старине. Плюшкин покупает все без разбора — как истинный коллекционер он понимает, что «сыграть» может любая вещь, даже та, ценность которой поначалу неочевидна.



12. Зерцалов Василий Тимофеевич
Мальчик с игрушками (В. Д. Философов в детстве), 1824-1825 годы

холст, масло
87 х 67 см
ПМЗ


Владимир Дмитриевич Философов (1820 – 1894) – первый Главный военный прокурор Российской империи, член Государственного Совета по департаменту гражданских и духовных дел, статс-секретарь Его Императорского Величества, действительный тайный советник, герольдмейстер. Сын псковского помещика, Новоржевского уездного предводителя дворянства Псковской губернии, чиновника 14 класса Дмитрия Николаевича Философова (1790 – 1863) и Марии Матвеевны, урожд. Рокотовой, в первом браке Неклюдовой (1789 – 1840). Женат на Анне Павловне, урожд. Дягилевой (1837 – 1912). Дети: Владимир (1857 – 1929); Мария, в замужестве Каменецкая (1862 - ?); Павел (1866 – 1923); Зинаида, в замужестве Ратькова-Рожнова (1870 – 1966); Дмитрий (1872 – 1940)

Собрание росло, и через какое-то время о нем стали писать многие столичные газеты; естественно, только ленивый мог удержаться от глуповатой шутки, что «псковский г-н Ф.М. Плюшкин вполне оправдывает свою знаменитую фамилию». Смеяться меж тем было не над чем. В годы расцвета коллекция насчитывала более миллиона единиц, среди которых фантастический нумизматический раздел, обширнейшая коллекция древних книг и рукописей, автографы Пушкина, Гоголя, Суворова, более тысячи картин и миниатюр (в том числе Айвазовский, Шишкин, Брюллов, Грез, Пуссен), богатейшее собрание старинного оружия, старинной утвари, икон (среди которых знаменитый образ Богородицы, писанный с фаворитки Аракчеева, Настасьи Минкиной). На этом фоне попреки в эклектичности собрания и отсутствии систематического каталога несколько меркнут.



13. Неизвестный художник
Портрет торопчанки

кон.18 в.
холст, масло
30 х 54см
ПМЗ


После смерти Плюшкина в 1911 году начались долгие переговоры между его наследниками и государством о покупке коллекции. В 1913 году решение о судьбе музея принял лично Николай II — о приобретении коллекции « Государем императором» за 100 000 рублей (огромная по тем временам сумма), но денег наследники так и не получили. В дальнейшем коллекция была поделена между Русским музеем, Эрмитажем, Библиотекой Академии наук. Часть коллекции, имеющая отношение к истории Пскова, была, согласно желанию покойного, передана в городской музей.



14. Тропинин Василий Андреевич
Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной 1826

холст, масло, живопись
72 х 57 см
ПМЗ


Всего в музее-заповеднике хранится более 600 000 экспонатов. Самые крупные — коллекции рукописных и старопечатных книг, документов, нумизматики, археологии и живописи XIY-XX вв. Русский отдел живописного собрания представлен именами Ф. Рокотова, В. Боровиковского, К. Брюллова, В. Тропинина, И. Шишкина, Л. Бакста, К. Петрова-Водкина, М. Шагала и многих других.

Раздел западноевропейской живописи был практически полностью сформирован уже в новейшее время. Основную его часть составили картины из превосходной коллекции архимандрита Алипия (в миру И. М. Воронов). Биография отца Алипия производит яркое впечатление даже в самом сжатом очерке. Родился в 1914 году, окончил девятилетку, работал в колхозе. В начале 1930-х учился в вечерней студии при МОСХе, работал проходчиком на строительстве Московского метро, служил в армии. Потом — война, с которой он вернулся уже сформировавшимся художником. В 1946-1950-х годах живопись становится его основной профессией. В 1950 году его судьба вновь делает крутой поворот, и Иван Михайлович поступает послушником в Троице-Сергиеву лавру, где через полгода становится монахом под именем Алипия.



15. Ромбоутс Теодор (1597 – 1637)
Аллегория пяти чувств

нач. XVII в.
холст, масло
136 х 183 см
Место создания: Фландрия
ПМЗ


В1959 году указом Священного Синода Алипий назначен наместником Псково-Печерского монастыря, и с этого момента его биография неразрывно связана с этим местом. В 1960-1970-е годы Алипий, пользующийся любовью и уважением в разных слоях общества, от простых крестьян до столичных интеллигентов, собирает богатую коллекцию русского и западного искусства. Основную ее часть, естественно, составляли иконы и старинная церковная утварь, хотя и живописная часть была весьма изобильна шедеврами. Четыре больших полотна Айвазовского, обширная коллекция работ Поленова, холсты Шишкина, Крамского, Нестерова, Добужинского и других в русской части, картины К. Гебхардта, Т. Буйерманса, Т. Ромбоутса, А. Хийона, И. Ротмайера — в западной.



16. Буйерманс Теодор
Отдых на пути в Египет (Святое семейство)

первая половина 17 века
холст, масло
111,5 х 139 см
Место создания: Фландрия
ПМЗ


Народная память сохранила немало историй, связанных с виртуозным талантом Алипия оборонять монастырь от поползновений власти закрыть «рассадник мракобесия». Вывешивание объявления о свирепствующей в монастыре чуме накануне приезда высокой комиссии; шествие монахов с песнопениями на избирательный пункт в день голосования, когда какому-то чиновнику взбрело в голову запретить привезти урну для голосования в монастырь — все эти «мелочи архиерейской жизни» ясно показывают, что для Алипия вопрос о дальнейшей судьбе его коллекции был весьма непрост.

В 1974 году состоялась передача 55 картин русских художников; благодарное государство не поскупилось на специальную выставку даров, хотя упоминало архимандрита исключительно под мирским именем. Западная часть собрания предназначалась для ГМИИ им. Пушкина, однако эксперты музея отказывались даже ехать осматривать коллекцию, заглазно объявив картины подделками и копиями. Проведенная, наконец, экспертиза выявила среди картин несколько бесспорных шедевров, и поныне украшающих музейную коллекцию.



17. Андреа дель Сарто и мастерская
Мадонна с младенцем. сер. 1520-х гг.

дерево, масло
82 х 60,5 см
Место создания: Италия
ПМЗ



Один из таких шедевров — «Мадонна с младенцем» Андреа дель Сарто, знаменитого итальянского художника, практически не представленного в отечественных музеях.



18. Рерих Николай Константинович
Крик змия, 1914

дерево, темпера
Размер:84 х 98 см
Место создания: Россия
ПМЗ


В 1973 году Алипий передает две картины Рериха в Печорский музей, но лучшую часть своего собрания он предназначает для Русского музея



19. Григорьев Борис Дмитриевич
Олонецкий дед (из цикла "Расея") 1918

холст, масло
71 х 71 см
ПМЗ


Особое место в коллекции музея занимают работы Бориса Григорьева. Большинство представленных в экспозиции картин входит в цикл «Расея» (1916-1920 гг.), гротескно изображающий образы русской провинции.



20. Григорьев Борис
Портрет писателя Уитмена 1918 год

холст, масло
90 х 67 см
ПМЗ


Любопытно, что Григорьев, много путешествовавший по миру до революции (Норвегия, Швеция, Австрия, Франция) и после нее (США, где, в частности, работал для журнала «Harper's Bazaar»; Чили, Аргентина, Бразилия, Эквадор), никогда не был в Пскове, где хранится едва ли не самая представительная коллекция его произведений.

отсюда
Рубрики:  путешествия
история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку