-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2012
Записей: 12611
Комментариев: 25312
Написано: 49412


Передвижники: Николай Дубовской - лучший пейзажист своего времени

Четверг, 19 Ноября 2020 г. 21:29 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Передвижники:Николай Дубовской-лучший пейзажист своего времени

Николай Никанорович Дубовской — (5 (17) декабря 1859, Новочеркасск — 28 февраля 1918, Петроград) — живописец русской пейзажной школы рубежа XIX и XX веков, видный общественный деятель, член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок» — далее ТПХВ) — самого значительного из русских художественных объединений XIX века, сыгравшего выдающуюся роль в развитии русского изобразительного искусства.Академик живописи (1898), действительный член Императорской Санкт-Петербургской академии художеств (ИАХ) (1900), член Совета Академии художеств (1908), преподаватель (1909) и профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (1911).Автор проникновенных, мастерски исполненных и пользующихся большой популярностью картин русской природы, продолжатель традиции широкого, панорамного пейзажа своего учителя академика М. К. Клодта (1832—1902). Кисти художника принадлежит более четырёхсот картин и около тысячи этюдов.Н. Н. Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме.

 

«Родина». (1892, Государственная художественная галерея Фонда поколений Югры, Ханты-Мансийск). В 1890-х гг. многие пейзажисты были одержимы созданием обобщающего эпического полотна, передающего образ Родины. Эта картина — одна из первых попыток художника освоить тему родины с позиции любимого им мотива затянувшегося, давящего на землю, предгрозовья или ощущения падающего яркого света и струящегося чистого, прозрачного воздуха после грозы

 

 

Картина «Притихло» (1890, ГРМ, ГТГ (авторская копия)), отмеченная Большой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году — шедевр русской пейзажной живописи. Положила начало разрабатываемому Н. Н. Дубовским «пейзажа настроения». Наиболее известная и этапная картина художника, поставившая его имя в ряд самых известных русских пейзажистов

 

«Неаполь». (Конец 1890-х гг., Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина). Восхищение, которое испытал Н. Н. Дубовской от посещения и знакомства с солнечным южным Неаполем, лежащего между одним из крисивейших заливов Италии и постоянно дымящимся Везувием, он мастерски запечатлел в импрессионисткой менере на полотне

 

 

«Бретань. Дюны» (1898). Картина написана Н. Н. Дубовским после его знакомства с живописным и одновременно суровым западным побережьем Франции, для которого характерны безбрежные просторы, скалы, бесконечные гряды дюн со стороны Атлантики

 


 

«После грозы». 1897. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Н. Н. Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме. Картины мастера пейзажа представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, Сочинском художественном музее и во многих других музеях и галереях России и за рубежом 

 

Картина Николая Дубовского «Благовест» (1916), в декабре 2013 года на торгах лондонского аукционного дома MacDougall’s, стала топ-лотом и была продана за рекордную сумму — 777000 фунтов стерлингов, вдвое превысив эстимей

 

Полотно «Водопад Иматра» (1894, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого) написано художником после его поездки к наиболее посещаемой состоятельными петербуржцами и одной из главных природных достопримечательностей Финляндии тех лет. Содержание, передача дыхания жизни и великолепия природы, связь с ней — вот что дорого для Н. Н. Дубовского и к чему он стремится в своём творчестве

 

  • «Радуга». 1892.Новочеркасский музей истории Донского казачества
  • «Средиземное море».(?)

«Красная Поляна». 1912. Калужский областной художественный музей


 

«Туча надвигается». (1912, Новочеркасский музей истории Донского казачества). Полотно выполнено как вариант известной картины начального периода творчества художника «Притихло» (1890), положившей начало в творчестве художника так называемому «пейзажу настроения». Мотив «тишины перед грозой», состояние и чувства человека перед мощью и одновременно красотой природы всегда занимали Н. Н. Дубовского

Картина «Сумерки» (1909, частная коллекция). Пример передачи Н. Н. Дубовским «пейзажа настроения» . Зрителя притягивает не конкретный мотив или детали картины, а способ передачи состояния засыпающей природ

 

«Лопухи». (1885, частное собрание). Ранняя работа Н. Н. Дубовского, в которой художника завораживает интенсивный моноцвет, в данном случае — зелёный, который, однако, ещё у него не разложен на множество цвето- и световоздушных гамм и оттенков

Когда-то его имя было известно всем ценителям русской живописи. При жизни этот художник снискал куда большую славу, чем Левитан, который и сам с большим уважением и восхищением относился к творчеству Дубовского. Сейчас же ни в одном отечественном музее нет зала, посвященного картинам Дубовского, его произведения разбросаны по провинциальным галереям на всей территории бывшего СССР, и среди них – самые настоящие шедевры пейзажной живописи.

 

Передпижники России
Николай Никанорович Дубовской появился на свет в 1859 году, в городе Новочеркасске, столице Области Войска Донского. Отец Николая Дубовского был потомственным казаком, и сыну поэтому тоже была уготована военная карьера. С десяти лет он был зачислен во Владимирский кадетский корпус (гимназию) в Киеве – учебное заведение, созданное для подготовки детей дворян к офицерской службе. К тому времени юный кадет уже вовсю рисовал. Это стало самым любимым его времяпрепровождением, Николай с удовольствием прислушивался к советам своего дяди-художника и черпал вдохновение на страницах иллюстрированных журналов.

 

 

«Деревня в горах». (1911, Музей русского импрессионизма). Художник не копирует ландшафт и строения, он старается их толковать и найти общий результат в многообразии линий и красок, которые зритель воспринимает как целостный предмет. Особо необходимо отметить свет, который у мастера стал равноправным сюжету и превратился из компонента изображения в предмет изображения

 

 

«На Екатерининском канале летом». (1905, Государственный Русский музей). Картина со сходным сюжетом (см. слева), разительно отличающаяся по живописной манере и написанная спустя два года
Дом в Новочеркасске, в котором жил Николай Дубовской
Дом в Новочеркасске, в котором жил Николай Дубовской

Тем не менее, жизнь его оказалась подчинена военной дисциплине – кстати, в гимназии, где учился Дубовской, преподавал другой его дядя – Аркадий Андреевич. Но увлечения Николай не бросил, он рисовал и на уроках изобразительного искусства, и во внеклассное время. Утром Дубовской поднимался за два часа до общей побудки, чтобы иметь возможность порисовать.

 

 

«Наводнение на Екатерининском канале». (1903, Ярославский художественный музей)

 

 

«Вид на Палермо». (1917, частное собрание). Как и у французских импрессионистов, картина, написанная после посещения Италии, обращает на себя внимание светлостью колорита, непосредственностью в расположении форм сюжета, тонкостью исходящего от неё впечатления
Сам директор обратил внимание на увлечение мальчика и настойчиво рекомендовал его отцу дать Николаю возможность учиться живописи.
К. Костанди. «Портрет художника Николая Дубовского»

 

К. Костанди. «Портрет художника Николая Дубовского»

 

 

«Дача в Силламягах»1907, Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)

После окончания гимназии в 1877 году семнадцатилетний Дубовской отправился с благословения отца в Петербург, где стал вольнослушателем, а затем и учеником Императорской Академии художеств. Учителем Дубовского был, помимо прочих, Михаил Клодт, который возглавлял мастерскую пейзажной живописи.

 

 

«Церковь Василия Блаженного» (1916—1917 гг., Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В неожиданном облике предстаёт всем хорошо знакомый и привычный Храм Василия Блаженного, необычный однако по своей композиции: собор является связанной группой девяти отдельных храмов и по своему архитектурному облику не знает себе равных ни в России, ни за её пределами.

 

«В обители. Троице-Сергиева лавра». 1917. Ростовский областной музей изобразительных искусствОдна из последних и лучших работ Н. Н. Дубовского, исполненная художником с глубоко личностным смыслом и воодушевлением

 

 

«Земля». 1894. Частное собрание

 

Уже тогда этот жанр, достаточно молодой, испытывавший на себе влияние модерна, стал основным в творчестве Николая Никаноровича. Как позже заметил его друг, художник Яков Минченков, в реальной жизни Дубовской искал вдохновение для своих произведений, а в живописи укрывался от тревог повседневной жизни, перешагивая грань, разделяющую реальность и мир, где царили мечты.

 

 

«Жатва». 1906. Чувашский государственный художественный музей

 

 

«Летний день». 1890-е

 


«Вечереет». 1916.Частное собрание

  • «Морской пейзаж». 1916.
    Томский областной художественный музей
Когда группа, состоящая из четырнадцати художников, покинула стены Академии, выражая таким образом протест против правил проведения конкурса на большую золотую медаль, Дубовской был еще ребенком. Но в 1881 году он повторил этот «бунт», бросив это учебное заведение несмотря на серьезные достижения в обучении: за четыре года занятий Дубовской уже получил четыре малые серебряные медали за свои картины, мог претендовать на большую золотую медаль, как, впрочем, и на поездку в Италию по «пенсиону». Дальнейшие занятия живописью художник организовывал сам, учителем его стала сама природа


Николай Никанорович Дубовской - Набегающей волны

 

На картине К. Костанди «У больного товарища» 1884 года изображен и Дубовской, он сидит на стуле. Сюжет взят из жизни - при смерти находился художник Козьма Кудрявцев, которого пришли поддержать друзья. Вскоре после того, как картина была завершена, Кудрявцев умер
 

 

«После грозы». 1897. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Тогда на свет появились те пейзажи, с которых началась, пожалуй, история успеха и признания Дубовского как выдающегося пейзажиста – «Перед грозой», «После дождя». Эти работы художник отправил на выставку Общества поощрения художников, получив за них премии.
В 1884 году Дубовской впервые принял участие в выставке передвижников, представив на суд зрителей, помимо прочих своих картин, «Зиму».


 

Н. Дубовской «Зима»С полотна «Зима» (1884, ГТГ) начинается самостоятельное выступление молодого художника Н. Н. Дубовского на передвижной выставке 1884 г., которое было высоко оценено авторитетной критикой и известными собирателями картин

 


Радуга

Эта работа не могла остаться незамеченной: свежесть красок, точность передачи света, то настроение, которое создавала картина у стоявших перед ней зрителей, приковывали к ней внимание и критиков, и художников, и коллекционеров. Павел Третьяков, выразив намерение купить «Зиму» для своей коллекции, заплатил за нее Дубовскому пятьсот рублей – против семидесяти пяти, заявленных первоначально художником в качестве цены за работу.

 



Вид Исакиевского собора

В работах Дубовского критики усматривали не только влияние сильнейших мастеров пейзажа того времени – Алексея Саврасова, Архипа Куинджи – но и собственное тонкое восприятие художником природы, способность чувствовать ее связь с человеком, с его внутренними переживаниями.


 

Николай Н. Дубовской - Облачный день

Выставки передвижников станут для Дубовского главным способом общения с публикой, за свою жизнь он отправит на них сотни своих работ. Уже в восьмидесятых годах художник стал членов Товарищества передвижных художественных выставок, и в дальнейшем непростая и противоречивая история этой организации будет тесно связана с именем Дубовского, который исповедовал ее идеалы и принципы до самого конца жизни. Он стремился быть честным перед собой и искусством и служить народу – и это находило отклик в сердцах современников Дубовского, среди горячих поклонников его творчества был не только меценат Третьяков, но и многие художники, в первую очередь – Илья Репин.

Художник Илья Репин - друг и почитатель таланта Дубовского

 

Художник Илья Репин - друг и почитатель таланта Дубовского

На репинской даче под Петербургом Николай Дубовской проводил много времени за этюдами, работая на пленэре. Художника приглашал в свой дом в Кисловодске и один из руководителей Товарищества передвижников Николай Ярошенко. Дубовской много путешествовал, он побывал в разных уголках России и Европы, многократно посещал Италию, Грецию, Швейцарию и Францию, ездил в Турцию.

Н. Дубовской. «Ночь на южном берегу»

 

Н. Дубовской. «Ночь на южном берегу»

Важной, знаковой его работой стала картина под названием «Притихло», написанная в 1890 году. Художник создал ее по этюдам, которые написал у Белого моря. «Притихло» - это демонстрация одновременно величественного и тревожного великолепия природы, тишины, предшествующей разгулу надвигающейся стихии. Глядя на картину, трудно не испытывать чувство собственной незначительности, ничтожности перед лицом сил природы.



 

The mighty oak. Oil sketch. 1879.

 

Эту работу сразу же на выставке приобрел император Александр III, отправив ее в Зимний дворец. Картина, таким образом, оказалась недоступна для широкой публики. Тогда Павел Третьяков заказал Дубовскому повторение, и вторая версия «Притихло» понравилась меценату даже больше, чем оригинальное произведение. Сейчас обе картины экспонируются соответственно в Русском музее в Санкт-Петербурге и в московской Третьяковской галерее.


 

Новые мотивы, появившиеся в картине «Притихло», стали основными и в последующих работах художника. Произведения Дубовского производили сильный эффект, несмотря на то, что их главным наполнением были тишина и даже пустота. «Тихий вечер», «На Волге», «Море. Парусники» – эти и другие картины написаны на простой сюжет, лаконичны, и все же задерживают взгляд на продолжительное время и находят отклик в душе зрителя.


 

 

Картина «На Волге» (1892, ГТГ) являет собой пример изящной живописи Н. Н. Дубовского, где бледные сиреневые и золотистые цвета создают равновесие чувств, а огромные светлые пространства рождают «впечатление простора и необычайного покоя, словно остановившегося времени»

Н. Дубовской. «Море. Парусники»

 

Н. Дубовской. «Море. Парусники»
Это и были те самые «пейзажи настроения», произведения, что позже будут выделены в отдельное направление пейзажной живописи. Дубовской точно подметил это свойство природы, когда взор человека воспринимает в первую очередь то, что оказывается близко его душевному состоянию. Такими он и создавал свои пейзажи – они становились словно зеркалом, в котором каждый мог увидеть свое, сокровенное.

 

 



Дубовской был не просто предан принципам передвижников, он стал примиряющей стороной для разных групп и разных поколений художников. Жизненная философия позволяла ему, опираясь на наследие мастеров старшего поколения, искренне интересоваться новаторскими подходами молодежи, а потому на протяжении значительного периода времени он стал фактически организатором работы передвижных выставок.

 

 

на Дону

С девяностых годов позапрошлого века его имя приобрело большое влияние и в кругах академических. После реформы, которую Академия художеств пережила в 1893-1894 годах, Дубовской был вхож в состав разных ее комитетов и комиссий. С 1911 года он наконец дал согласие на то, чтобы возглавить пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии – после смерти живописца Александра Киселева, прежнего руководителя. К своим ученикам он относился мягко, но требовательно, требуя от них разностороннего художественного развития, но не навязывая собственное восприятие.


1895Старый лес


В 1911 г. на Всемирной выставке в Риме в отделе русской живописи Н. Н. Дубовской представил свою картину «Родина» (1905, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля), написанная под влиянием полотна А. Васнецова «Родина» (1886). Мотиву природы художник пытается придать национально-романтический оттенок. Под кистью художника он получает поистине эпическое звучание, близкое представлению «передвижников» о мощи и богатырской силе России. Былинная широта и размах работы вызвали искреннее восхищение у И. Е. Репина, назвавшего её «лучшим пейзажем выставки…<>… оригинальной, живой и красивейшей картиной»



 

Пряха

Он много интересовался наукой и многими видами, направлениями искусства, считая, что все они находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга. В круг общения Дубовского, весьма обширный, входили не только художники, но и ученые. Тесную связь он поддерживал с Дмитрием Менделеевым, водил дружбу с Иваном Павловым. Дубовской был женат на художнице Фаине Николаевне, в девичестве Терской, женат, как считалось, счастливо, оба супруга, не придавая чрезмерного значения практической, «мещанской» стороне жизни, куда большее внимание уделяли не быту, а общению, творчеству, служению своим идеалам.

 




Николай Дубовской умер 28 февраля 1918 года в Петрограде, скоропостижно, от «паралича сердца». Он был полон идей и готов к работе, но рушившийся в то время жизненный уклад, как и переоценка роли и места изобразительного искусства, по-видимому, исчерпали его силы. Дубовской так и остался для следующих поколений мастером старого, дореволюционного искусства, а впрочем, спустя некоторое время его имя, поначалу просто используемое для обличения «бесполезных» направлений искусства, и вовсе забылось.

Н. Дубовской. «Первый снег»

 

Н. Дубовской. «Первый снег»
Н. Дубовской. «Морозное утро»

Н. Дубовской. «Морозное утро»

В годы советской власти большая часть картин и этюдов Дубовского оказалась разбросана по многим – более семидесяти – провинциальным музеям СССР. Это было сделано, как считалось, для того, чтобы «приблизить» периферию к предметам искусства двух столиц, фактически же наследие Дубовского было уведено из-под сферы внимания искусствоведов и вообще ценителей живописи. Даже коллекция его работ в Третьяковской галерее (а всего картин его авторства меценатом было приобретено десять) оказалась раздробленной, несмотря на волю самого Павла Третьякова.

Источники:
 https://kulturologia.ru/blogs/060919/44081/Ткач, М. И. Энциклопедия пейзажа — М.: Олма-Пресс, 2002. сс. 135—136 (рус.)  (Проверено 22 июня 2010)
Романовский, А. С. Пейзаж в русской живописи. 2008, Италия. 416 с.
https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/DUBOVSKO_NIKOLA_NIKANOROVICH.htmlhttp://www.rodon.org/art-071023130134

Серия сообщений "Искусство России":
Часть 1 - Коллекция императорского русского искусства Фаберже.
Часть 2 - Красота русского серебра
...
Часть 39 - Признание в несостоявшейся любви..Памяти П.И.Чайковского
Часть 40 - Игорь Алейников-художник-самоучка,иллюстратор детских книг
Часть 41 - Передвижники:Николай Дубовской-лучший пейзажист своего времени
Рубрики:  живопись/Русская живопись
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям