Вербы в половодье. 1967
Весенний пейзаж. 1960-е
Весна (открытка почтовая)
Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в Самаре в семье железнодорожного служащего. Его отец был не чужд живописи, в минуты отдыха доставал краски, кисти - писал картины о море, которого никогда не видел. Но он очень не хотел, чтобы сын стал художником, - эта профессия, по его убеждению, была несерьезной для мужчины. Однако когда отец был в отъезде, Коля брал его краски и кисти - тогда от них его нельзя было оторвать. Отцу это не нравилось, в семье назревал конфликт.
Первоначально Николай учился в Самарском художественном техникуме, а в 1922 году собрал свои нехитрые пожитки и уехал в Москву поступать в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Вряд ли предполагал рассерженный отец, что его сын станет известнейшим художником, что и его скромные живописные опыты сделает всемирным достоянием (в 1997 году в испанском городе Севилье состоялась необычная выставка "Три поколения русских художников Ромадиных", на которой экспонировались его, Михаила Андреевича, картины, его сына Николая и внука Михаила и которая имела большой успех).
Его первыми преподавателями были Александр Древин и Роберт Фальк, Илья Машков, однако своим подлинным учителем он считал Дмитрия Щербиновского, выпускника Императорской академии художеств, ученика Ильи Репина. Ромадин унаследовал от Щербиновского ювелирную точность работы и впоследствии безупречно писал полотна без предварительно рисунка.
В 1929 году два пейзажа Ромадина-выпускника приобретает Государственная Третьяковская галерея. В 1930-е годы Ромадину не удалось пройти мимо соцреализма — он писал Феликса Дзержинского, клеймил интервенцию. Этот опыт оказался для художника столь травматичным, что многие работы этого периода он после уничтожил.
Художник очень любил путешествовать, с 1938 года он совершал регулярные творческие поездки по стране — в Карелию, Поволжье, Крым, Архангельскую, Ивановскую, Тверскую, Псковскую области, написав немало заповедных мест, часами простаивая на солнцепеке или по колено в воде. Самые отдалённые уголки России оживали в работах мастера. Пейзажами Ромадина восхищался Константин Паустовский: «Его полотна — поэма о России».
Выбор пейзажа как главного для себя жанра стал окончательным и бесповоротным, не в последнюю очередь, благодаря поддержке замечательного мастера пейзажа Николая Крымова, с которым Ромадин познакомился в 1938 году. Первая персональная выставка Ромадина-пейзажиста состоялась в 1940 году, и ее посетил другой классик — Михаил Нестеров. Его Ромадин тоже считал своим учителем в искусстве: «Частые встречи и продолжительные беседы с Нестеровым оставили во мне глубокий след. Много мудрого рассказал он мне…»
Мягкие, задумчивые, обыденные, простые, разноплановые пейзажи художника написаны в лучших традициях русского реализма и вызывают уважение. Не ищите в них волнений, страстей и потрясений. Здесь вокруг беззаветная любовь, верность и тихое счастье. Его произведения являются собственностью крупнейших музеев – Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, более 50 музеев Российской Федерации, художественных галерей, частных и корпоративных коллекций как у нас в стране, так и за рубежом.
Подробная и очень интересная автобиография художника здесь.