Я часто слышу этот вопрос, когда люди видят мои работы. Поэтому хочу немного рассказать о художественном тиснении кожи, чтобы человеку, не знакомому с этой технологией было понятно. Это не мастер класс, поэтому не буду перегружать информацией о процессе выполнения работ, используемых инструментах и материалах. На примере изготовления одного из изделий, постараюсь все объяснить.
Визитница «Розы»
![](//s42.radikal.ru/i096/1109/81/0d4e513ff4c2.jpg)
![NATALIY__GLADUN](//i037.radikal.ru/1206/65/cd208adc4ffb.jpg)
Из специальной неокрашенной кожи выкраиваются детали.
![](//i043.radikal.ru/1109/99/ace687bb994d.jpg)
Тупым шилом наносится рисунок. Использовать ручки, карандаши или мел нельзя, потому что они оставляют следы, которые будут видны на готовой работе.
![](//s53.radikal.ru/i140/1109/29/8509e749830e.jpg)
Весь контур подрезается ножом. Прорезается только верхний слой кожи. Не должно быть сквозных прорезов. Если же такое случилось – это брак, который можно смело выкинуть.
![](//s46.radikal.ru/i112/1109/57/90a4a0b9d1b5.jpg)
При помощи специальных инструментов и молотка опускаю задний план. На 1 см длины линии приходится около 5-7 ударов молотка - процесс физически достаточно тяжелый.
![](//s002.radikal.ru/i198/1109/6b/831ff6351654.jpg)
Опускаю пространство между листиками и лепестками розочки, создаю объем на некоторых элементах.
![](//s58.radikal.ru/i161/1109/f6/578e88c9d174.jpg)
Структура фона. Площадь инструмента, которым наносится такая фактура выделена на фотографии, а каждый оттиск – это удар молотка.
![](//s13.radikal.ru/i186/1109/f9/a976add31c48.jpg)
Оформляю другие детали. При нанесении геометрических тиснений ошибка в 1 мм критична, так как это брак и сразу бросается в глаза. Поэтому сначала выполняю разметку,
![](//s015.radikal.ru/i333/1109/a9/ebdcb4a08327.jpg)
а затем очень аккуратно набиваю тиснение.
![](//s002.radikal.ru/i200/1109/e9/55eb48573d08.jpg)
Детали готовы.
![](//s014.radikal.ru/i329/1109/5f/ca00558cb79d.jpg)
Следующий этап – покраска. Очень опасный и сложный этап. Кожа, которая пригодна для тиснения, вырабатывается с использованием только растительных компонентов (без использования хрома) – по старинным технологиям. Она не шлифуется и не красится и «помнит все». Любой шрам, укус шершня или складка остаются на коже навсегда, и видны даже после дубления. В момент раскроя дефекты, видимые глазу, конечно же обходятся, но есть и такие, которые проявятся только после покраски. Можно выполнить очень качественное и красивое тиснение, а во время покраски проявятся пятна, которые безнадежно испортят работу и деталь придется переделывать. Это частое явление, поэтому покраска – очень нервное мероприятие.
![](//i046.radikal.ru/1109/ae/6c13eff77eb2.jpg)
В этой работе проявилось несколько скрытых шрамов, но они не портят вид изделия, даже наоборот придают уникальность и подчеркивают тиснение.
Теперь немного о сборке.
Для фиксации винилового блока делаю из подкладочной кожи основу, прорезаю слот и вставляю основу.
![](//s016.radikal.ru/i337/1109/bc/da9890e55f3e.jpg)
Фиксирую по месту.
![](//s42.radikal.ru/i095/1109/e1/016f5f522867.jpg)
Оформляю сгиб под прямым углом сначала на подкладочной, а потом и на внешней тисненой детали.
![](//s56.radikal.ru/i154/1109/91/edcfedfc48dc.jpg)
Виниловый блок, тисненую и подкладочные основы соединяю и подклеиваю, чтобы не сдвинулись во время сшивания. Устанавливаю фурнитуру. Подклеиваю внутренние карманы. Пробиваю отверстия и сшиваю.
![](//s41.radikal.ru/i092/1109/2f/042ee08b295f.jpg)
Выравниваются, полируются
![](//i048.radikal.ru/1109/c9/0d1fafd43d35.jpg)
и окрашиваются открытые срезы кожи.
Изделие готово.
![](//s15.radikal.ru/i188/1109/77/af24928f37b4.jpg)
![](//s001.radikal.ru/i196/1109/17/f8b60e3bc927.jpg)
![](//s016.radikal.ru/i334/1109/e5/174bf1a4117f.jpg)
Какие рисунки можно выполнять на коже?
В технике художественного тиснения на коже можно выполнить практически любой рисунок, будь то: логотип, инициалы, орнамент или композиция. Но предварительно этот рисунок нужно подготовить, адаптировать под тиснение. В этой технике невозможно сделать два одинаковых рисунка – в силу сложности процесса нанесения. Они будут похожи, но никогда не получатся одинаковыми.
Почему не используется швейная машинка?
По нескольким причинам:
- Ручной шов надежнее, потому что нет петли, которая захватывает нить, а сшивка производится двумя иглами навстречу друг другу. Если одна из нитей перетрется, или оборвется – вторая будет по-прежнему крепко держать шов, который не распустится.
- Вощеный шнур для швов – 100% хлопок, обработанный натуральным воском. Ему не страшна ни влага, ни трение, а чтобы разорвать моих сил не хватает.
- Толщина сшиваемой кожи различна, и иногда более 1 см. Не всякая швейная машинка способна выполнить качественный шов на коже такой толщины. Особенность в том, что построчить кожу можно только один раз. Если в первый раз получилось плохо и нужно распороть – на изделии останутся отверстия от первого шва.
- Есть «сложные места», где использование швейной машинки просто не возможно.
- И последнее – после того, как столько ручного труда затрачено на нанесение тиснения, засовывать изделие в бездушную железяку совсем не хочется.
Почему так дорого – ведь на рынке гораздо дешевле?
Если сравнивать стоимость конвеерной штамповки и ручного труда - я не конкурент. Человек, который задал такой вопрос, не совсем понимает разницу, а объяснение обычно ни к чему не приводит. Кроме того, изделие «не идеально» - есть некоторые неровности цвета, пятнышки и точечки, которые в процессе жизни появлялись на теле животного. На мой взгляд, это придает некую изюминку изделию, эксклюзивность. Но многие считают это браком, из-за которого можно сильно снизить стоимость изделия, или просто указать мастеру на «некачественную работу».
Стоимость изделий действительно высока, но на то есть объективные причины:
- Это натуральная кожа, выработанная растительными дубителями, без применения агрессивных химических компонентов. Вредное влияние на экологию при таком производстве сведено к минимуму. Современная промышленность такую кожу практически не производит, в связи с длительным сроком изготовления, дороговизной натуральных компонентов, да и спроса на нее нет. Срок эксплуатации кожи растительного дубления – десятки лет и вещи, выполненные из нее, будут радовать очень долго.
- При раскрое расход кожи очень высок, потому что приходится «обходить» шрамы и складки, а иногда полностью переделывать детали.
- Это полностью ручная работа. Затраты труда и время на изготовление велики.
- Стоимость инструментов, красок и качественной фурнитуры при розничной покупке гораздо выше, чем оптовые партии для серийного производства.
- Изделие эксклюзивно, а точное повторение не возможно. Ведь для каждой работы делается индивидуальная выкройка и подбирается рисунок, а не единое лекало на несколько тысяч изделий. А на создание качественной выкройки уходит много времени.
Надеюсь, что после прочтения этой статьи у Вас сложилось представление о художественном тиснении кожи ...
http://www.livemaster.ru/topic/76945-hudozhestvennoe-tisnenie-kozhi-i-ruchnaya-sborka-izdelij?msec=59?