Ковчег Завета |
КОВЧЕГ ЗАВЕТА - ларь в Святая Святых скинии и Первого храма, в котором хранились Скрижали Завета; самый священный объект этих святилищ.
В Библии Ковчег Завета назван также описательно: «Ковчег Бога Израилева», «Ковчег Завета Божия»,«Ковчег могущества Бога» и т. п.
Согласно книге Исход, Ковчег Завета (как и скиния, ее утварь и священнические одеяния) был изготовлен по точным указаниям Бога, данным Моисею. Ковчег Завета имел два с половиной локтя (около 1,25 м) в длину, полтора локтя (около 75 см) в ширину и высоту, был сделан из дерева шиттим (акация?), «обит внутри и снаружи чистым золотом», и по верхнему его краю шел «золотой венец».
Из того же дерева были сделаны обитые золотом шесты для переноски Ковчега, продетые в золотые кольца на его углах. На изготовленной из золота крышке (каппорет) Ковчега Завета по краям помещались вычеканенные из золота херувимы с обращенными друг к другу лицами и с «простертыми вверх крыльями, покрывающими каппорет», как бы охраняя Ковчег и находящиеся в нем Скрижали. <
Наиболее ярким выражением святости Ковчега Завета служило обещание Бога Моисею являться «в облаке над каппорет» и «открываться там и говорить поверх каппорет между двумя херувимами, которые над ковчегом свидетельства». Смотреть на Ковчег Завета или прикасаться к нему считалось опасным для жизни.
Согласно библейскому повествованию, во время странствий израильтян на пути в Ханаан тщательно укрытый Ковчег Завета несли коэны либо левиты из семьи Кеата.
Перед тем, как нести Ковчег, Моисей провозглашал: «Восстань, Господь, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лика Твоего», а на остановках говорил: «Вернись, Господь, к десяткам тысяч тысячей Израилевых».
Ковчег Завета. Художественная реконструкция 19 в.,включающая стилистические элементы Эпохи Возрождения.Херувимы представлены в виде ангелов.
С началом завоевания Ханаана Ковчег Завета находился в стане израильтян у горы Эвал, затем в Бет-Эле и в Шило.
Ковчег останавливает воды Иордана.
В битве у Эвен ха-‘Эзер близ города Мицпе в наделе Биньямина филистимляне захватили Ковчег. Однако бедствия, постигшие население городов Ашдод, Гати Экрон, куда филистимляне пытались поместить Ковчег, заставили их отправить его под Бет-Шемеш к израильтянам. Когда жители этого города поплатились жизнью за то, что заглядывали в оставленный в поле Ковчег, он был перевезен в Кирьят-Ие‘арим, где оставался 20 лет.
Обход стен Иерихона
Когда же после завоевания Иерусалима Давид начал перевозить Ковчег Завета в новую столицу, он был вынужден поместить его на три месяца в доме левита Оведа Эдома из Гата, близ которого Бог поразил смертью некоего Уззу за то, что тот прикоснулся к Ковчегу, чтобы не дать ему свалиться с телеги, когда «споткнулись [тянувшие ее] волы».
Гибель Уззы
Затем Ковчег Завета был торжественно перевезен в Град Давида и помещен «внутри шатра, который раскинул для него Давид».
Перемещение Ковчега Завета царём Давидом в Иерусалим.
Доменико Гарджуло. Пушкинский музей.
Из Града Давида Ковчег Завета был перенесен в Храм, построенный Соломоном, который велел вырезать из масличного дерева и покрыть золотом херувимов высотой в десять локтей (около 5 м). Их пятиметровые крылья «простирались над местом Ковчега». Согласно II Хр. 35:3, Ковчег еще находился в Храме во времена Иошияху. Но он не упомянут ни в числе «сокровищ, вывезенных из дома Господня» при царе Иехояхине, ни в подробном списке священной утвари, захваченной вавилонянами при падении Иерусалима. Предание о его увозе в Вавилонию сохранилось только в Аггаде.
Внесение Ковчега Завета в Иерусалимский Храм.
Музей Конде, Шантильи, Франция.
Ковчег Завета не упоминается и в списке утвари, возвращенной в Иерусалим Киром.. Легенды о судьбе Ковчега начали, видимо, слагаться уже во 2 в. до н. э. Согласно одной из них, Ковчег был спрятан в пещере на горе Нево, аггадические источники утверждают, что он сокрыт «на месте» под эвен штия (краеугольный камень мироздания) в Святая святых или под полом Дровяной палаты Храма.
Во Втором храме Ковчега Завета не было, хотя связанный с ним ритуал воскурения фимиама в Святая святых в Иом-Киппур продолжал соблюдаться.
ЭЕЭ
Шило (место, где стоял Ковчег Завета)
Пещера под Камнем основания на Храмовой горе
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |